Управление в России с начала XIII века до 1917 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление в России с начала XIII века до 1917 года



Реформы Петра I (1682 – 1725) охватили буквально все сферы государственной, политической, общественно-экономической и общественной жизни, определив на длительную перспективу развитие страны по пути великодержавия. Центром новой промышленности стал Урал. В это же время осваиваются Восточная Сибирь, Карелия.

Символом «нового времени» стал перенос столицы Российской державы из Москвы, основанный в 1703 году Невы Санкт-Петербург.

Вместо Боярской Думы в 1711 г. был создан Правительственный сенат – высший административный орган. В 1718 г. в сфере центрального управления учреждаются коллегии, каждая из которых ведала определенной государственной финансово-экономической отраслью. Важнейшими являлись коллегии иностранных дел, воинская, адмиралтейская.

Была серьезно усилена социальная база абсолютизма – дворянство. Этому способствовал указ о единонаследии (23 марта 1714 г.) дальнейшее усиление этого сословия связано с введением 24 января 1722 г. «Табеля о рангах», который на многие десятилетия определил характер внутриобщественных отношений, стал своеобразным «каркасом» Российского государства.

Начало XVIII века отмечается также активным ростом нового класса – буржуазии. Она формировалась главным образом из верхушки посадских людей, зажиточных крестьян, чиновников.

Крупные военно-административных реформ Петра I:

- реформа исполнительной власти - предусматривала прежде всего сокращение управленческого аппарата и его модернизацию;

- реформа местного аппарата управления - в 1719 г. территория страны была поделена на 10 губерний, ответственность за положение дел в которых персонально несли генерал-губернаторы;

- реформа армии - она становится регулярной и модернизируется от организации и вооружения до быта и одежды.

В результате социально-экономических и военно-административных реформ российская государственность приобрела новое качество – страна стала империей, в государстве сложилась дворянско-чиновничья монархия. Политический строй России окончательно принимает абсолютистский характер. Выражением его утверждения явился акт присвоения в 1721 г. Петру I титула «Императора великого и Отца Отечества».

После смерти Петра I на протяжении века государство сотрясали многочисленные дворцовые перевороты, частая смена на престоле царей и цариц. В целом, вторая четверть XVIII столетия для России характерна отходом от реформаторской деятельности.

С приходом к власти Екатерины II (1762 – 1796) стремительно упрочивается власть самодержца. В осуществлении реформ внутренней и внешней политики Екатерина Великая опиралась на широкий круг способных государственных деятелей, дипломатов и военачальников Г.А.Потемкина, А.Г.Орлова, А.А.Вяземского, И.И.Бецкого, П.И.Пашина, А.А.Безбородко, П.А.Румянцева, А.В.Суворова и др. Проводится реформа сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством. Важное значение имели мероприятия по укреплению государственного аппарата на местах, повышению роли местного дворянства. В 1785 г. Екатерина II подписала жалованные грамоты дворянству и городам, значительно укрепившие и расширившие их права и привилегии.

Главная задача внешней политики России середины и второй половины XVIII века заключалась в укреплении внешних рубежей государства, завоевании выхода к Черному морю и, в дальнейшем, закреплении позиций на Балтийском море. К концу столетия к Российской империи были присоединены Северное Причерноморье, Приазовье и Крым.

В период правления Павла I (1796 – 1801) «золотой век» дворянства закончился. Оно было поставлено под жесткий контроль администрации. В то же время было несколько ограничена и власть помещиков над крепостными крестьянами. XIX век занимает важнейшее положение в содержании имперского этапа развития российской государственности. Он знаменуется целым рядом реформ, самыми значительными из которых стали преобразования М.М. Сперанского и реформы Александра II.

Начало реформ М.М.Сперанского относится к 1801 г. и связано прежде всего с радикальной перестройкой системы управления. Прежние коллегии заменяются министерствами. В 1810 г. создается Государственный Совет. Он становится высшим законосовещательным органом. На местах вся полнота власти по-прежнему принадлежит генерал-губернаторам, которых назначает лично царь.

Исключительно важным является шаг по созданию конституции страны. Работа над ней началась после победы в Отечественной войне 1812 года. В 1818 году ее положения начали внедряться в Польше (часть Российской Импе­рии). В последующем планировалось распространить ее положения на всю тер­риторию страны. В конституции декларировалось создание двухпалатного пар­ламента, провозглашались гражданские свободы: свобода слова, политическое и гражданское равноправие. Однако декабрьское восстание 1825 г. перечеркнуло процесс начавшейся демократизации и резко изменило характер развития государственности.

Самым же положительным событием на этом историческом отрезке стала работа над «Сводом законов Российской империи». Он был введен в действие и регламентировал жизнедеятельность российского общества и государства вплоть до 1917 года.

Значительные реформы, радикально изменившие лицо, характер и содержание российской государственности, проводились в 60 – 70 гг. XIX века. Они охватили практически все сферы жизни общества и по своему радикализму могут быть сопоставимы лишь с петровскими преобразованиями. Прежде всего, это касалось отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне наделялись землей и получали личную свободу. Принимались меры по улучшению положения рабочих. За период с 1850 по 1870 гг. были созданы государственные комитеты по изучению жизни и труда рабочих. Закон 1866 г. обязал владельцев крупных предприятий организовать им бесплатную медицинскую помощь, с 1882 г. был запрещен труд детей.

Серьезным шагом на пути либерализации государственности стала земская реформа. Ее юридической основой стал указ от 1 января 1864 г. и «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земство становится всесословным органом местного самоуправления.

Важное значение имела реформа управления городами (к началу 60-х годов их в России было более 700). Было принято решение о всесословном городском общественном самоуправлении, устранялись административный контроль и опека со стороны военных имперских органов. 16 июля 1870 года было утверждено «Городовое положение». По этому документу в городах создавались: распорядительные органы (Городская Дума), исполнительные (Городская управа), избирался Городской голова, являвшийся председателем обоих городских органов.

Одним из наиболее значимых для российской государственности стала судебная реформа (самая демократичная в мировой исторической практике второй половины XIX века). С 1864 г. стали создаваться суды присяжных.

После поражения в Крымской войне (1853 – 1856 гг.) встал вопрос о необходимости реформирования вооруженных сил. Сложная, взрывоопасная международная обстановка требовала мощных, боеспособных армии и флота. С января 1874 г. вводится всеобщая воинская повинность (рекрутская система была отменена).

Реформы в целом привели к изменению общего курса царизма. В развитии государственности учитывались интересы капиталистического развития. К концу XIX века Россия завершила многовековой труд государственного и территориального обустройства.

Наступил XX век, а вместе с ним череда потрясений – революций и войн. С отречением 3 марта 1917 г. императора Николая II от престола прекратило свое существование российское самодержавие. Страна встала перед историческим выбором – какой путь государственно-политического устройства избрать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.005 с.)