ТОП 10:

Гос. механизм в 1945 –нач 1950 гг.



 

Проведение выборов в Верховный Совет. До окончания войны у нас перевыборы не производились. Тот самый Верховный Совет, который был создан в 1937 году, в составе до второй половины 1940-х годов не переизбирался.

Несколько меняются критерии подхода к кандидатам. По Конституции 1936 правом быть избранными получали граждане с 20 года. После войны ценз был повышен до 23 лет.

Меняется структура Верховного Совета. При обеих палатах – Совете Союза и Совете Национальностей - образуются комиссии законодательных предположений. Если палаты предлагают законопроект, то его надо разработать на уровне юристов. В рамках этих постоянно действующих комиссий законодательных предположений каждая палата может разработать то, что считает нужным.

Верховный Совет, несмотря на то, что его переизбрали после войны, собирается на сессии не как положено, а гораздо реже, чем надо по Конституции. С 1947 до 1953 года Верховный Совет собрался всего лишь на 9 сессий. Это говорит о том, что сохраняет всю широту своих полномочий Президиум Верховного Совета СССР.

В феврале 1947 года вводятся изменения в Конституцию СССР 1936 года. Здесь закреплялись расширенные полномочия Президиума.

  1. Закрепляется отдельное право Президиума издавать указы. В проекте было написано «комментировать Конституцию, издавать соответствующие указы». В оригинале – «...вправе толковать Конституцию, издавать указы». Предполагалось, что указы издавались в рамках толкования Конституции. В 1947 году «издавать указы» – отдельный пункт в полномочиях Президиума. Дали ясно понять, что Президиум не только в рамках толкования эти указы издает, но и по другим жизненно важным для страны вопросам.
  2. Получил право не только ратифицировать, но и денонсировать международные договоры. То, что традиционно составляло прерогативу Верховного Совета, теперь мог выполнять и Президиум.

По окончанию войны Президиум гораздо более влиятельный орган, чем сам Верховный Совет. Возрастание роли собственно Верховного Совета началось только после смерти Сталина. Во время либерализации при Маленкове и Хрущеве было обновлено законодательство о Верховном Совете СССР.

Совет Народных Комиссаров.

Во-первых, в 1946 году Совнарком был переименован в Совет Министров.

Официальное объяснение – потому, что название органа больше не отражает существа его работ. В общем, никак не объяснили.

Ещё одно официальное – поскольку в первые годы советской власти комиссары не только центральные работники, но и некоторые местные деятели. Чтобы не возникло путаницы. Чтобы разделить ведомства, пришли к традиционному пониманию – не народный комиссар, а министр, не Совет Народных Комиссаров, а Совет Министров.

Есть ещё одно объяснение, неофициальное. Во время создания Конституции 1936 года говорили, что это обычная парламентская модель, которая свойственна любому государству, со своим парламентом и правительством, в котором традиционно работают министры. То есть происходит отказ от революционной фразеологии.

Теперь СНК утратил свою революционную окраску, и называем мы его по-старорежимному – Совет Министров.

Не очень понятно, это с одной стороны, разукрупнение, и в то же время укрепление министерств. В 1940 году, когда в последний раз меняли статьи Конституции, касающиеся перечня народных комиссариатов, количество общесоюзных – около 24 наркоматов, в 1947 г. – 36 министерств. Например, разделили Наркомат Нефтяной Промышленности – Наркомат нефтяной промышленности восточных районов и Наркомат нефтяной промышленности западных районов. То же самое с Наркоматом угольной промышленности (восточных районов + южных и западных районов).

С другой стороны упраздняются некоторые наркоматы. Еще до преобразования наркоматов в министерства в 1946 году:

§ Упраздняется Наркомат ВМФ.

§ Наркомат обороны переименовывается в Наркомат вооруженных сил. С этого момента он так и существует. Объединяет руководство флотом и сухопутными силами.

Последние изменения, которые были подготовлены в начале 1953 года, ещё до смерти Сталина, и которые были введены в действие уже после его смерти в марте 1953 г., говорят о сокращении центральных ведомств. Когда внесли в марте изменения в Конституцию 1936 года, у нас было только 12 общесоюзных министерств. То есть сократили в 3 раза.

Шел процесс таким образом сначала на разукрупнение, на увеличение количества, так шел и обратный процесс. Их стало даже меньше, чем в 1940 году.

Перепрофилирование. Многие наркоматы военного профиля после войны были перепрофилированы в министерства профиля мирного. Наркомат Миномётного вооружения, Наркомат Танковой промышленности, Наркомат Боеприпасов – все эти комиссариаты, то бишь министерства, преобразуются в Машиностроительный наркомат – Тяжелого машиностроения, Транспортного машиностроения, Сельскохозяйственного машиностроения.

Вооруженные силы

Изменение центрального управления. Ликвидация двух наркоматов и создание и одного.

Демобилизация. Сначала – старшие возраста, затем – далее по очереди. Скажем, студенты – первая очередь, а кандидаты наук – вторая. Призывают сначала первую, затем далее. А по демобилизации порядок обратный: сначала демобилизуют вторую и третью очереди, а потом первую.

При демобилизации были приняты меры по трудоустройству демобилизованных солдат. Мы сталкиваемся с очень большой проблемой – преступность в шинелях. Если вы бывшего солдата или офицера не демобилизуете... Характер не поменялся у людей, война психику калечит. Если какой-то хлопок, значит будут убивать – это рефлекс.

Если ты привык добывать то, что нужно, с оружием в руках…

К тому же во время войны они обеспечены по минимуму хоть всем необходимым, то теперь нужно их трудоустроить. А если их не демобилизовать и не трудоустроить, они повадки военные не забудут. Они могут дальше повоевать.

Если демобилизованный был инвалид, нетрудоспособный, и заботиться о нем было некому, еще по закону 1943 года он подлежал принудительному помещению в специальный санаторий. Нищенство людей в погонах и орденах не красит город. Если не на что жить, о них заботится государство. Санатории не в самых престижных районах, но это санатории, не лагеря. Это маргинальный элемент. Поместить туда, где не будет заниматься противоправной деятельностью

К тому же прокормить лишнего человека – инвалида войны – тяжкое дело.

После войны не прекращают работу военные трибуналы. После войны были осуждены многие военные преступники: те, что были выданы Советской власти из-за рубежа. По приговору военного трибунала были казнены бывшие казачьи атаманы, Краснов, скажем.

Правоохранительные органы

Перепрофилированы транспортные трибуналы. До войны – специализированные транспортные суды, которые стали трибуналами в ходе войны для ускоренного судопроизводства. После войны такая надобность отпала и военные железнодорожные трибуналы, военные водно-транспортные трибуналы опять получили название линейных транспортных судов.

Прокуратура

В 1947 году Прокурор СССР стал называться Генеральным Прокурором СССР.

 

Обычные народные суды

После войны прошли первые выборы в народный суд. До войны реализовать эту меру не успели. После войны это стало возможным. Выборы в народные судьи представляли собой сложную кампанию:

Подготовка кандидатов в народные судьи. Сформировать контингент, который будет представлен для выборов. Здесь были проблемы. Многие юридические школы в годы войны были закрыты – оккупация, университеты городов Киев, Харьков и т.д. работать не могли. Количество юристов – не более 10 000 выпускников в год по всему СССР. В этом отношении некого было избирать.

Поэтому многие бывшие фронтовики прошли ускоренные курсы и были представлены в качестве кандидатов в народные судьи.

На сколько избирали? Согласно Конституции и Началам судоустройства 1938 года избирали на три года. До 1936 года избирали лишь на год. Три года – больше ответственности и больше возможностей. Он не временщик, он довольно крепко сидит, успеет войти в курс дела.

Выборы прошли, судьи были выборными, после окончания ВОВ перевыборы производили регулярно.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.192.150 (0.007 с.)