Правоохранительные органы в сер.50- сер 60х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительные органы в сер.50- сер 60х гг.



Суды. Во-первых, 53 году устраняется последний внесудебный орган – Особое совещание при МВД. Напоминаю, что ОСО у нас с 34 года, когда образовали НКВД СССР до 53, единственный последний орган действовал, с этого момента только суд у нас вершит правосудие. Во-вторых, проводятся попытки повышения авторитета народного суда. Попытки часто декларативные, но иногда они важны для граждан. В 65 году, производство разводов было передано в народный суд как в единственной инстанции. Это было сделано формально с целью повышения авторитета народного суда. В-третьих, создаются новые подразделения при судебных органах, в частности восстанавливаются Президиумы областного, краевого и все вышестоящие суды. Цели восстановления президиумов – массовые реабилитации. Именно там слушались дела, которые обычно производились по протестам органов прокуратуры. В-четвёртых, еще одно изменение, оно касается компетенции Верховного Суда СССР, он утратил в основном свою надзорную функцию. Всякое судебное дело должно было закончиться на уровне суда союзной республики. Но единственный шанс, когда дело попадало в надзорную инстанцию Верховного Суда СССР, это когда суд сам решил истребовать дело, только в том случае, когда надзор на низшем уровне, на уровне республики уже прошёл. То есть дело было выслушано, Верховный Суд усмотрел нарушения и истребовал себе. Если на уровне республики надзорная инстанция не осуществлялась, то Верховный Суд это дело не принимал. Отныне главная задача Верховного Суда СССР – руководство нижестоящими судами. Это выражалось в том, что в Хрущевское время началось активное издание постановлений пленума Верховного Суда СССР по различным категориям дел. То есть руководство нижестоящими судами, достижение единства в судебной практике, издание руководящих постановлений Пленума Верховного Суда СССР.

Специализированные Суды. Во-первых, 57 году ликвидируются транспортные суды, мы их долго разбирали. В годы гражданской войны они возникают как трибуналы, в 20е годы их переименовывают в Линейные суды, в годы Великой Отечественной это опять трибуналы, в 47 это опять суды, и вот теперь решили, что у них нет специфики такой, из-за которой их можно вывести в отдельную систему. Во-вторых, 55 год обновляется законодательство о товарищеских судах. Мы с вами знаем, что в 30е годы были образованы суды общественной самодеятельности, они действовали на предприятиях, по коммунальных делам и в сельских общинах. Теперь речь идёт о товарищеских судах разного рода организациях, учреждениях, уже не профильного типа. Просто отдельные учреждения вправе организовать в рамках такой организации товарищеские суды. Хочу сказать, что таким судам отдавались дела о незначительных правонарушениях: мелкое хулиганство, преступления против личности незначительные, дисциплинарные правонарушения. В-третьих, начиная с 55 года, организовываются комиссии по реабилитации. Это не совсем судебные органы, но о них также необходимо упомянуть, так как дела обычно заканчивались судами. Это тройки, состав их очень прост – он такой же, как тройки в 30е годы, только у них теперь другой знак. Входил прокурор, представитель МВД, представитель КГБ СССР. Комиссии были разного уровня, начиная от областей, краёв, автономий – первый уровень и уровень союзной республики - второй. Если комиссия приходила к выводу, что репрессии необоснованные, то прокурор выносил соответствующий протест, и дело попадало в президиум соответствующего суда. Обратите внимание, какая разница, если в 30е годы решения тройки было вполне достаточно, то реабилитация совсем наоборот. Комиссия ищет основания для реабилитации, а потом передавались в суд. Эти комиссии сталкивались с очень печальными фактами, иногда дело состояло всего из нескольких листочков, по сути, не было никакого суда. Но обратите внимание, никого огульно не реабилитировали. Последние реабилитации, напоминаю, случились в 80е и 90е годы, это говорит о том, что комиссии в 60е годы были качественные, то есть были реальные проверки.

Прокуратура. Здесь есть эпохальный документ – 1955 год, положение о прокурорском надзоре. Положение это закрепило нам знакомые формы прокурорского реагирования, напоминаю, что это протест, представление, но поменялись правовые основы деятельности прокуратуры. Одна из первых тенденций это введение коллегиальности в работе прокуратуры. Обратите внимание, насколько у нас теперь государство боится кастовости управления и вводит коллегиальность, это видно и в уголовном процессе, расширение состава советских органов это участие общественных организаций через внештатных инспекторов и инструкторов налицо. Везде пытаются насадить прямо или косвенно участие общественности. У нас создаются коллегии при прокурорах, при Генеральном прокуроре СССР и при прокурорах союзных республик. Ещё одна попытка введения демократических начал в деятельность прокуратуры, это введение научно-методического совета при Генеральной прокуратуре. Это ученые и это практические работники, которые составляют данный научно-методический совет. Это положение 55 года впервые закрепило, что работник прокуратуре обязан иметь юридическое образования, а при этом судьям такого параметра не устанавливали.

Органы Государственной Безопасности. В 1953 году у нас ликвидирован МГБ и к 54 образован Комитет Государственной Безопасности СССР, это уровень пониже, ведомство, оно действует при Совете Министров. КГБ не имеет больше той самостоятельности, что раньше. Основные задачи – внешняя разведка, это контрразведка и следствие по государственным преступлениям. Что интересно, партийная элита не могла в принципе оказаться в разработке органов КГБ. Настолько в 30е годы ударили по номенклатуре, что первое, что они сделали, придя к власти при Хрущёве, они запретили чекистам в принципе заниматься оперативной разработкой деятелей партии и правительства. В таком смысле КГБ лишилась своей функции оперативной работы и не могла разрабатывать такие дела. Что касается борьбы с инакомыслием и раскрытия «контрреволюционных», как говорили раньше заговоров. Профилактические беседы стали одной из главной форм работы с гражданами.

Органы Внутренних Дел и Юстиции. МВД и КГБ. В 53 году МГБ Союза упразднён, был образован КГБ СССР, как отдельный Комитет и отдельно Министерство Внутренних Дел, МВД существует не очень долго в 54 же году ставится вопрос о ликвидации этого министерства в принципе, однако реально ликвидировать удаётся только в 1960 году, В тех же годах 50 – 60 ликвидируют Министерство Юстиции. Как же быть с милицией? Органы милиции стали подчиняться местным исполкомам. Это выражалось в том, что при местных исполкомах стали создаваться управления внутренних дел. Вместо минюста создаются отделы юстиции при судах, начиная с уровня областного, автномного, краевого суда и дальше. Эта реформа была непродуманной. Ликвидировав МВД – ликвидируется центр борьбы с преступностью. Была поставлена ставка на общественность – Добровольные дружины. Патрулирование улиц, оказание помощи при задержании преступника. Депрофессионализайия. Реформу признали неудачной и уже с 1962 года, пока на уровне РСФСР восстановлено Министерство охраны общественного порядка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.015 с.)