Особенности эпохи Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эпохи Нового времени



- Развитие науки, первая научная революция. Бурное развитие естественных наук. Зарождение технических наук. Появление эмпирических методов сознания. Широкое распространения эксперимента.

- Появление учебных заведений нового типа (сочетание теоретической подготовки с лабораторными исследованиями). (Высшая политехническая школа, высшая медицинская школа)

Общая характеристика философии Нового времени.

- Из трех разделов философии более всего развита гносеология, особое внимание – методологии (учению о методе).

- Критикуется и уходит в прошлое схоластический метод.

- Философам было стыдно, что они не физики. Статус науки был очень высок. Философы старались изо всех сил.

- В социальной философии возникает учение об обществе, законах его развития (учение Гегеля, Маркса).

Философия Нового времени.

Этот период называют классической философией:

- господствует принцип рационализма (разум лежит в основе познания, является высшей частью души, лежит в основе мира);

- уверенность в том, что достаточно устранить помехи познания и объективное знание будет получено, причем есть один путь, который ведет к этому знанию.

Философия любви в Новом времени

Соответственно с этими изменениями складываются совсем иные концепции относительно любви между мужчиной и женщиной. Рене Декарт в трактате "Страсти души" (1649) утверждает, что "любовь есть волнение души, вызванное движением "духов", которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими". Подобное психологически-механистическое определение не проводит абсолютно никакого различия между любовью к представителю противоположного пола, привязанностью к домашнему животному или чувством гордости художника за любовно созданную картину. Здесь на лицо общее тяготение, стремление, о котором пишут многие философы XVII- XVIII веков. Любовь по Гоббсу, Локку и Кондильяку - это сильное желание приятного, только и всего. Проблема "божественной любви" все более уходит на задний план, "любовь земная" все более прочно занимает свои позиции.

Особенно яркое выражение подобная идеология нашла во французском обществе, которое в последние десятилетия перед революцией отличалось легкомысленным и фривольным отношением к этому чувству. Любовь в придворных и аристократических кругах превращалось в изощренное искусство флирта, бездушное и бессердечное. Сама любовь и верность стали нечто старомодным, их заменило мимолетное увлечение. Любовь века рококо - это уже не любовь, а скорее подражание ей. И неудивительно, что Ламетри не находит принципиальной разницы между животным инстинктом совокупления и человеческим чувством, и даже Дени Дидро, понимая эту разницу, рассуждая о любви, постоянно подчеркивает ее эстетически-физиологическую ее обусловленность.

 

36\человек как источник воли и желаний

Человек — источник жизни, желаний и воли?! Ничего подобного, ответил бы древний человек, источником жизни, воли и желаний является не человек, а боги, демоны или ангелы. Во всех культурах, кроме культуры Нового времени, и воля, и ум, и желания, да и сама жизнь считались в большей или меньшей степени привходящими, они овладевали душой человека независимо от его усилий. Сам человек мог лишь способствовать или сопротивляться этим силам, не более того. Однако в Новое время существовать, жить действительно понимается в связи с познанием, научным объяснением, рациональным постижением законов природы, на знании которых, как говорил Ф. Бэкон, основывается могущество человека.

С требованием уважать человека, индивидуальность, личность тесно сочеталась идея самостоятельности человека, убеждение, что он может управлять и собой и другими. - ВОЛИ

Быть владыкой всех созданий,- это значит, приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употреблять их с пользой для своих выгод, везде среди созданий вести себя царственно, т.е. с достоинством и святостью... Не служить никакому созданию, даже собственной плоти; свободно пользоваться всем для собственных услуг: хорошо знать, где, когда, каким образом и до какого предела благоразумно пользоваться каждой вещью, где, когда, каким образом и до какого предела признавать право плоти, где, когда, каким образом и до какого предела нужно уступать ближнему, словом, быть в состоянии разумно управлять движениями и действиями внешними и внутренними, своими и чужими.

 

37\любовь как аффект

Представление о любви как могучем социальном аффекте наследуется литературой и философией XIX века. Замечательный образец теории любви, основанной на теории аффектов, представляет собой сочинение французского писателя Стендаля "О любви" (1822).

Теория любви Стендаля тесно связана с его творчеством. В своих романах, в особенности "Пармская обитель" и "Красное и черное", Стендаль дал глубокое описание процесса любви, начиная от его зарождения и кончая высшей точкой его развития. Для героев романов Стендаля любовь - истинное призвание, они посвящают ей всю свою жизнь, порой даже жертвуя ею во имя любви. У Стендаля любовь - великий демократический принцип, она уравнивает в правах все сословия, мужчину и женщину. Теория любви Стендаля органически вырастает из его художественного творчества. Он вложил в нее свой опыт писателя и художественного критика. Любопытно, что Стендаль назвал свой трактат "О любви" "идеологической" книгой, используя термин, который выдвинул философ Деспот де Траси в своем сочинении "Элементы идеологии" (1801).

Таким образом, в намерение Стендаля входило создать не столько философию, сколько идеологию любви, то есть выраженное в идеях описание любви как страсти или аффекта. И Стендаль подробно описывает все стадии любви от ее зарождения, развития, через все сомнения и мечты, к ее завершению.

Эта кристаллизация в процессе развития любви может подвергнуться разрушительному действию сомнения, которое порой охватывает влюбленного. Но после такого рода сомнения наступает повторная кристаллизация, которая окончательно создает образ любви. По мнению Стендаля, процесс кристаллизации, его сила и длительность, зависят от высоты культуры, от силы воображения. Для человека первобытного общества кристаллизации не существует, но по мере роста культуры необходимость в ней возрастает.

Идея кристаллизации, если говорить о ее философском смысле, основывается на теории аффектов. Она делает акцент не на объекте, а на тех фантазиях и ассоциациях, которыми этот объект обрастает в душе влюбленного.

На теории аффектов основывается и классификация любви, которую предлагает Стендаль. Он выделяет четыре типа любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физиологическая любовь и любовь-тщеславие. Кроме того, Стендаль описывает и ступени развития этой страсти. Таких ступеней семь: 1. Восхищение; 2. Представление о наслаждении, которое может дать любовь; 3. Надежда; 4. Рождение любви; 5. Кристаллизация, 6. Сомнение; 7. Вторая кристаллизация. Подобные идеи развивались и в теории живописи. Во Франции Никола Пуссен, Андре Фелибьен, Роже де Пиль широко применяли теорию аффекта к интерпретации произведений изобразительного искусства. Директор Французской академии живописи Антуан Купель писал: "Каждая картина должна обладать определенным ладом, который будет ее характеризовать. Ее гармония может быть скрытой или явной, грустной или радостной в зависимости от характера объекта, который живописуется. В этом живопись следует искусству музыки".

 

38\любовь как социальная сила

Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ.

В социальном аспекте делается акцент на социальной силе любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. Любовь рассматривается в контексте идеи равенства в работах Дж. Локка; в утопическом социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга - важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь рассматривается в качестве социологической категории в работах Л. Фейербаха. Особое внимание социальному аспекту любви уделяется русскими мыслителями. Любовь понимается как начало и залог общественного благоденствия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения человеческой жизни в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение области гражданственности - А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества - П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции общественной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет огромное значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции B.C. Соловьева. В современных исследованиях отмечается, что через дискурс любви проходят многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии; любовь рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма.

 

39\романтическая любовь

Романтическая любовь — форма любви, выделенная в работах Стернберга и Эриха Фромма, а также отраженная в произведениях литературы и искусства(ромео и джульетта). Стернберг и Фромм трактуют романтическую любовь как вырожденную (не имеющию всех компонентов) форму разнополой любви, характеризующуюся следующми свойствами:

Доминантами интимности и страсти и неразвитостью или угнетенностью любви в части решения/обязательства.

Положением, которое допускает, что проблема любви — это проблема объекта, а не проблема способности.

Трактовка Фромма[править]

В работе Эриха Фромма «Искусство любить» (1956), а также других работах этого автора проведено фундаментальное исследование природы любви.

По мнению автора настоящая любовь должна блистать не только эмоциями но и волей:

«Как можно обещать любить долго, если считать, что любовь это только чувство? Ведь любовный огонь, как и любое чувство, приходит и уходит, а любовь остается». - вопрошает Фромм.

«Утверждение, что эротическая любовь это только необыкновенное и бесподобное личное устремление двух определенных людей столь же однобоко, как и утвержение, что это только волевое решение». - предупреждает автор.

«Принято считать, что наибольшая трудность в любви - это либо обретение истинного объекта любви, либо попадание под любовный пыл такого объекта. При этом из поля зрения совершенно выпадает тот важнейший факт, что любовь - это искусство, и как любое искусство, требует способности, обучения и многих других компонентов» - таков вывод автора.

Трактовка Стернберга[править]

По мнению (1986, 1988) Стернберга (Robert Sternberg), любовь имеет три составляющих (Triangular theory of love):

Первая из них — это близость (intimacy). Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом тесными связями близости, безопасности, доверия. Близость (интимность) требует сопереживания — умение стоять на позициях другого. Эта близость имеет несколько различных проявлений. Любящим хочется сделать жизнь тех, кого они любят, счастливее, лучше и легче. Любящие искренне симпатизируют любимым, испытывают блаженство, когда общаются с ними. Они искренне готовы поддержать любимых в трудную минуту и рассчитывают получить то же самое в отношении себя. У них общие интересы, увлечения, занятия, хобби. Они делятся друг с другом своими мыслями, чувствами и вещами. Часто именно общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любовь.

Вторая составляющая любви — это страсть (passion). Страсть — это сильное душевное волнение, азарт, пыл, аффект, запал. Страсть относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Половые потребности играют здесь важную роль, хотя и не являются единственным видом имеющихся в наличии мотивов.

 

40\Взгляд на любовь в немецкой классической философии

Немецкий идеализм или Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля[1]. Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII - первой трети XIX веков - Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель - выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви.

Иммануил Кант утверждал, что там, где есть любовь, не может быть равного отношения между людьми, ибо тот, кто любит другого (другую) больше, чем тот (та) его, невольно оказывается со стороны партнера, чувствующего свое превосходство, менее уважаемым. Канту важно, чтобы между людьми всегда оставалась дистанция, иначе пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная отдача в любви для Канта вещь недопустимая.

Иоганн Готлиб Фихте не принял трезвую и расчетливую теорию Канта и рассуждает о любви как об объединении "Я" и "Не Я" - двух противоположностей, на которые сперва разделяется мировая духовная сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. философ создает установку единства физиологического, морального и юридического в отношениях между полами. Причем мужчине приписывается полная активность, а женщине - абсолютная пассивность - в постели, в быту, в юридических правах. Женщине не следует мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье. Покорность и послушание - вот что уготовил ей Фихте.

Фридрих Шеллинг, провозгласив любовь "принципом наивысшей значимости", в противовес Фихте признает равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. Отвергает Шеллинг и миф о существовании "третьего пола", который объединял в себе и мужское, и женское начало, ибо если каждый человек ищет уготовленную ему партнершу, то при этом он не может оставаться целостной личностью, а является лишь "половинкой". В любви каждый из партнеров не только обуреваем желанием, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло. По мере эволюции Шеллинга его представления о любви становятся все более мистическими

Георг Вильгельм Фридрих Гегель решительно отвергает всякий мистицизм в любви. В его понимании, Субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда Объект любви достоин Субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь, становится проявлением жизни: с одной стороны, любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.

Гегелевское понимание любви нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменяется. Зрелые работы философа представляют наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе.

Людвиг Фейербах ярко показал величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей. И поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии.

Новое время принесло новые тенденции в развитие философии в целом. В наследии мыслителей XVII -XIX вв. важнее всего его общечеловеческое, гуманистическое содержание. Любовь как жажду целостности (хотя и не только в этом аспекте) утверждают в своем творчестве большинство философов Нового времени, не повторяя в своих аргументах ни древних, ни друг друга, они находят в ней все новые и новые черты, исследуют оттенки человеческой страсти, одни, углубляясь в частности, другие - обобщая.

 

41\постромантризм

Романтизм был мощным философским и эстетическим течением Первой половины XIX столетия. Однако уже во второй половине века возникли течения, ему противостоящие и с ним полемизирующие. Такая антиромантическая тенденция была свойственна датскому философу Серсну Кьеркегору. Критическое отношение к романтизму проявилось уже в его диссертации об иронии, где он существенно переосмысливал феномен романтической иронии. В своих философских работах, в особенности в книге "Или-или" (1843), Кьеркегор создает и совершенно новую концепцию любви. Он уделяет большое внимание эротизму, считая, что последний присущ ранним и элементарным формам сознания, связанным с эстетизмом, со стремлением к безотлагательному и непосредственному удовлетворению желаний. Поэтому эротизм был так распространен в культуре Древней Греции. "В греческой культуре эротическая любовь была повсюду, присутствуя как необходимый элемент прекрасной индивидуальности. Боги не меньше, чем люди, знали ее силу, и не меньше, чем люди, они знали счастливые и несчастные любовные приключения. Но никогда эротическая любовь здесь не была нравственным принципом.

Философия Кьеркегора глубоко антиномична. С большой психологической глубиной он описывает противоречия морализма и эстетизма, этики долга и этики чувства, эротизма и христианской любви. Религиозная этика христианства является более высшей стадией по сравнению с непосредственным эротизмом античности. Но, с другой стороны, она утрачивает чувственность и непосредственность, становится глубоко противоречивой. Кьеркегор часто и, надо сказать, со знанием дела описывает психологию соблазнения. Анализируя оперу Моцарта, он дает выразительный портрет Дон Жуана. Однако с не меньшей энергией он отстаивает эстетическое значение брака, который, по его мнению, должен включать в себя чувственность, красоту и эротическую любовь. "Брак есть школа характера", - говорит Кьеркегор.

Гораздо более резкую критику романтической любви мы находим у Артура Шопенгауэра, автора одной из первых иррационалистических концепций в философии. В главе "Метафизика половой любви" его главного сочинения "Мир как воля и представление" (1819-1844) он последовательно опровергает все принципы романтической любви. Все поэты и писатели-романтики, считает он, ошибались, когда стремились идеализировать любовь как высшую человеческую страсть. Такого рода воззрения являются абсолютной иллюзией. На самом деле любовь есть отражение слепой воли к жизни, иррационального инстинкта продолжения рода.

Все любовные переживания, мечты и страдания влюбленных представляют собой романтический флер, который скрывает только одно - неумолимый родовой инстинкт. В любви не может быть никакого индивидуального выбора, никаких индивидуальных склонностей - здесь все предопределено потребностями рода. Природа обманывает человека, представляя свои потребности и цели в качестве целей и пристрастий отдельных индивидов.

Хотя Ницше резко критиковал христианство, он признавал, что любовь играет огромную роль в системе этой религии. "Самое сильное понятие в христианской религии, возвышающее ее над остальными религиями, выражено одним словом: любовь. В этом слове есть столько многозначительного, возбуждающего и вызывающего воспоминания и надежду, что даже самый низший интеллект и самое холодное сердце чувствуют обаяние этого слова. Самая рассудительная женщина и самый обыкновенный мужчина вспоминают при этом бескорыстные минуты своей совместной жизни, даже если эрос играл в ней низменную роль. Бесчисленное количество людей, которые чувствуют недостаток любви, дети, влюбленные, особенно люди низшего сословия, обретают любовь в христианстве".

Ницше продолжил начатую Шопенгауэром критику романтической любви. Он утверждал, что половая любовь является, в сущности, эгоистической и даже садистской. Поскольку отношения к любви разных полов различны, постольку дисгармония между полами является вечной и непреодолимой. В конце концов все это порождает не только конфликт, но и войну полов. "Есть ли уши для моего определения любви? - спрашивает Ницше в сочинении "Esse Homo", - оно является единственно достойным философа. Любовь в своих средствах - война; в своей основе - смертельная ненависть полов".

 

42\психологизация любви

Любовь же разлита по всему миру. Отсюда все и всё наследуют вечную любовь, но только вместе с Богом.

Неоплатоническая линия в философии любви продолжена Франческо Каттани [2, с. 89-125], в большей мере интересующегося земной человеческой любовью, нежели небесной, божественной. «Изумительная красота, - пишет философ, - рождается в теле мира от союза столь различных и противоположных вещей, которые, объединяясь, составляют большое одушевлённое творение. И если дозволено сравнивать большое с малым, мир подобен человеку...» [2, с. 109]. Благодаря учению Каттани происходит постепенная психологизация в понимании категории любви, «очеловечивание» её. Мыслитель считает, что хотя телесная любовь и несовершенна, но только она позволяет человеку идти путём самопознания, самоусовершенствования, восходить через духовное очищение к красоте более высокой, к любви небесной. Чистоту и целомудренность этой бесконечной небесной любви подчёркивает более поздний трактат Туллии Арагоны «О бесконечности любви» [2, с. 155-202]. Целью возвышенной любви, как утверждается в нём, является духовная потребность так воплотиться в любимом, чтобы составить с ним единое существо: «... в любви совершенной, о которой рассуждаем мы сегодня, любящий и влюблённый - единое целое, в котором один перевоплощён в другого» [2, с. 198]. Но эта любовь предполагает и телесный элемент, что неоднократно подчёркивается в ходе интеллектуального диалога (в жанре которого написано произведение Арагоны). Главная идея тут - нельзя любить до определенного предела, потому что настоящая любовь беспредельна и бесконечна, причём, «любовь бесконечна не в действительности, а в потенции...»

 

43\лбовь в творчестве стендаля

Стендаль принадлежит к числу тех реалистов XIX века, которые проявляли огромный интерес и внимание к изучению характера и души человека. Наибольший интерес Стендаля, как писателя и исследователя душ человеческих, привлекает любовь.

Любовь рождается постепенно, проходя несколько фаз (восхищение, надежда, наслаждение, сомнение и т. п.). Существенным этапом ее является стадия «кристаллизации» (термин Стендаля). Это «особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами». Иными словами, воображение человека любящего может обратить женщину, зачастую заурядную, в исключительное существо. Писатель приводит удачный образ: обугленная ветка, пролежавшая некоторое время в соляных копях Зальцбурга, извлеченная на свет, становится неузнаваемой: она сверкает, как бы усыпанная бриллиантами. «Влечение к прекрасному и любовь дают жизнь друг другу».

В произведении Стендаля «О любви» анализирует проявления любви в различных странах, у представителей разных народов. Он пытается судить о чувствах с философской или социоэтнографической точки зрения2. Так, в Испании, по его мнению, любовь сопряжена с понятием чести, испанцы — единственный народ, который сумел устоять против Наполеона». В Италии любовь колеблется между ненавистью и страстью. Люди здесь следуют вдохновению данной минуты. Безмятежный досуг под ясным небом делает людей чуткими к восприятию красоты». В Англии женщины стыдливы, а любовь меланхолична. «Ужасный недостаток английского общества, порождающий печаль, — это война богатых и бедных». Во Франции любовь тщеславна, так как первое место в современной жизни французского общества занимают буржуа, живущие напоказ. Они хотят владеть всем и постоянно получать наслаждение от того, чем владеют. В Германии любовь питается воображением. Немцы воспитываются в университетах, где преподают философские системы, смахивающие на «туманную, плохо написанную поэзию».

В своих произведениях Стендаль прибегает к различным приемам, которые помогают раскрыть само чувство любви и все его проявления. Одним из таких приемов является «кристаллизация» портрета, которая, с точки зрения Стендаля, является одной из обязательных фаз любви. У Стендаля часто именно развитие любви создает многоцветную мозаику портрета. Жюльену Сорелю (в романе «Красное и черное»), впервые попавшему в особняк де Ла Молей, Матильда сначала предстает в образе долговязой, горделивой девицы с бесцветными волосами и красивыми, но холодными глазами.

Можно с уверенностью признать, что творчество Стендаля представляет интересную и любопытную концепцию любви. При этом Стендаль, раскрывая чувства своих героев, прибегает к определенным литературным приемам, помогающим показать оттенки в чувствах и страстях. Стендаль не выносит на страницах своих произведений окончательных суждений, но он вместе с читателем рассуждает о прекрасном и высоком чувстве.

 

44\концепция любви гильдебранда

Любовь как «ценностный ответ»

Концепция любви как ценностного ответа была предложена одним из наиболее крупных католических теологов ХХ веке – Дитрихом фон Гильдебрандом, последователем Э.Гуссерля и М. Шелера. Его перу принадлежит фундаментальнейший трактат – «Метафизика любви» («Das Wesen der Liebe», 1971). В этой и других работах Гильдебранда философия любви трансформируется в целостное учение о человеке, в котором любовь предстает как сущностное выражение человека. В произведениях Гильдебранда философия любви вновь была поднята на ту теоретическую высоту, которая была задана Платоном. Вместе с тем, Гильдебранд прерывает платоновскую традицию решения ряда проблем философии любви, оспаривая и дезавуируя ряд ее центральных постулатов. С Гильдебранда начинается новая философия любви.

1. Философские предрассудки относительно любви. Любовь нельзя понять (а) по аналогии с явлениями, которые ассоциируются с любовью, например, самосовершенствованием или самолюбием, (б) сводя ее к сущностно иным явлениям, например, сексуальности, инстинктивному влечению, (в) и тем более себялюбию, (г) анализируя личный опыт переживания любви.

2. Любовь – это «ценностный ответ», т.е. такое отношение к другому, при котором другой выступает как ценность сама по себе. Этим любовь отличается от привязанности, заинтересованности, устремленности. В любви другой тематизируется, воспринимается целостно.

3. Установка на единение и установка на благожелательность. Как выражение стремления к единению любовь отличается от восхищения, восторга, благоговения. Сущность единения в любви; степени единения в любви. Как выражение установки на благожелательность любовь отличается от уважения, почтения, восхищения. Принципиальность благожелательности в любви: она целостна, нелицеприятна, универсальна.

 

45\кризис лбви на рубеже 3 тыс-я

В наше время как никогда прежде встает вопрос перед человеком: что такое любить? Действительно, как это не странно звучит, мы только открываем для себя мир любви, стоя перед выбором лучшего для себя. Что лучше? Любить другого или чтобы любили тебя? Это ложный выбор, т.к. если ты вообще не чувствуешь любви, то не способен понять что тебя любят или что любишь ты. Но сам этот выбор говорит о попытке современного человека подойти с позиции выгоды к миру, границы которого он не видел, и характеристики, которого ему неизвестны с позиции определенного и понятного, а скорее принятого.

Итак, мы стоим перед неизвестностью. Уже вовлеченные в её пределы мы всеми возможными средствами и способами делаем вид что все нормально, все как всегда.

Этот мир любви неизвестен нам и чтобы жить в нем нам надо учиться. Чему же мы учимся? Ответ зависит от того как мы отвечаем на вопрос о том, что лучше любить или быть любимым. Как правило, современный человек выбирает второе. и поэтому старается из всех сил соответствовать идеалам эпохи для того, чтобы его любили

Если это мужчина, то он старается достичь денег и власти насколько позволяет его социальное положение. Женщины предпочитают быть привлекательными. Общий путь и для мужчин и для женщин предполагает выработать хорошие манеры, которые соответствуют нормам и правилам сообщества. Есть много способов добиться того. чтобы тебя любили, внушить любовь. Суть этих способов заключается в смеси обаяния и сексуальной привлекательности.

Поставив вопрос о том, что такое любить, современный человек, рано или поздно, встает перед необходимостью развития способности любви. Как только эта необходимость им осознана он критически пересматривает суть способов внушения любви, предоставляемых ему современной цивилизацией. В этом случае перед ним открывается основа этих возможностей – совершение взаимовыгодного обмена между людьми. В основе отношений между людьми в обществе, ориентированном на рыночные отношения, в котором материальный успех играет основную роль, нет ничего удивительного в том, что любовные отношения строятся по схеме обмена рынка.

Схема обмена перенесенная на человеческие отношения предполагает упрощение трудностей жизни. Выбор подходящего объекта и предложение «цены» и вот сделка совершена. Каждый из участников получает желаемое. В этом взаимовыгодном обмене трудностей должно быть минимум. Не подошел объект, поменяй. Это принцип отношений.

Вот почему нет ничего удивительного, что современный человек так легко влюбляется. Влюбиться это миг, в котором происходит оценка товара. Любить предполагает процесс развития души человека. Любовь приносит пользу только душе человека. Сегодня это роскошь.

 

46\ отражение кризиса понимания любви в литературе и искусстве

Середина XIX века – преддверие кризисных событий в Европе. Многие философы подмечали, что черты кризиса обозначились уже в импрессионизме. Зародившись в Европе, кризис быстро произвел существенные изменения в духовной атмосфере общества. Он нашел отражение во всех сферах искусства: и в литературе, и в живописи, и в музыке. Наблюдался распад целостного представления о мире, который обусловливал и распад единой системы художественной выразительности. Обнаруживаются симптомы отказа от Ренессанса. В Западную Европу с началом XX века приходит модерн. В России начинается Серебряный век.

В первую очередь Бердяев подмечает, что из искусства уходят старые образы и идеалы: Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах[2]. Подразумевается, что некогда важное для человека, что могло найти отражение в искусстве, отступает. Эта мысль вполне оправдана: в новом искусстве, например, не встретить те образы человека, которые воплощали работы Эпохи Возрождения.

Становится все труднее и труднее отличить само искусство «от того, что не есть уже искусство, что выше или ниже его»[3]. Действительно, двадцатое столетие укрепило формы деятельности (, например, рекламу), претендующие на то, чтобы считаться искусством, но все-таки существенно отличающиеся от него в своей основе. Бердяев отмечает «бессилие творческого акта» человека, его неспособность отделить творчество от жизни, т. е. не способность воплотить задачи творчества. Искусство больше не подразумевает прекрасного.

Среди живописцев как одного из выразителей синтетических исканий Бердяев отмечает Чурляниса. В его искусстве нет целостности. Живописец делает попытки синтеза живописи и музыки. «Живопись Чурляниса – очень характерный пример того, как синтетические стремления могут действовать разрушительно на искусство … стремление к синтезу в искусстве и навязывание искусству мистики могут разрушать художественную форму»[4]. «Могущественен» в своих синтетических стремлениях для Н. А. Бердяева и Скрябин, который первым в XX веке ввел в свою музыку новые звуки, до этого чуждые искусству. Он хотел пересечь границы музыки, хотел создать такое произведение, в котором бы синтезировались все виды искусства». Но более существенными для кризиса искусства, по Бердяеву, становятся искания аналитические. Выразителями этих стремлений в современном искусстве стали кубизм и футуризм. Эти направления окончательно порвали связи искусства с античностью. Разрушительную силу кубизма Бердяев демонстрирует на примере художника Пикассо.

Согласно Бердяеву, кризис искусства характеризуется никогда не бывалой огромной жаждой творчества и одновременно «творческим бессилием», «немощностью» и даже «завистью к более целостным эпохам в истории человеческой культуры». Причину можно обнаружить и в самой культуре. Культура как этап человеческой истории не развивается бесконечно. В ней самой заложены истоки последующих преобразований, как позитивных, так и способных привести к разрушению и гибели. Получается, что «внутри культуры обнаруживается слишком большая воля к новой «жизни», к власти и мощи, к практике, к счастью и наслаждению, воля и могуществу, во что бы то ни стало…»[8]. По Бердяеву, в искусстве должна чувствоваться глубина, являющаяся отражением свободы.

47\любовь в русской философии

Тема любви всегда была очень близка русской философии, много глубоких и удивительных страниц посвящено ей в произведениях B.C. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С. Л. Франка. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, - это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Любовь - важнейшая составляющая человеческого духа. Уже в физиологических основаниях любви - в половых особенностях человека, брачных отношениях - русские мыслители открывают трансцендентные бездны, подтверждающие основную идею философии: человек есть самая великая и самая глубокая тайна Вселенной.

Так, удивительный, яркий и неповторимый писатель и философ В.В. Розанов считал, что пол - это не функция и не орган, иначе не было бы любви, целомудрия, материнство и дитя не были бы самоизлучающими явлениями. Пол - это второе, едва просвечивающее в темноте лицо, потустороннее, не от мира сего. Никто, по Розанову, и не считает источники жизни посюсторонними. Касание миров иных гораздо более непосредственно происходит через пол и половое общение, более чем через разум или через совесть. Секунда зачатия человека - естественное построение ноуменального, глубинного плана его души. Тут и более нигде и никогда, хоть на секунду, но соединяются "пуповиной" земля и таинственное, не астрономическое, небо. Огонек новой зажигаемой жизни не от мира сего.

 

48\ Влади́мир Серге́евич Соловьев — русский религиозный мыслитель, мистик[1], поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока.

Владимир Соловьев, верный традициям классической философии понимает Любовь как онтологическую категорию, как объективно сущую ипостась бытия природы и человека. Центральной в философии В.Соловьева является идея всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них - обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н.Бердяева, было даже совсем непонятно, "почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное". Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в праве на существование, по словам Н.Бердяева он "все оправдывает и все обосновывает, всему находит место".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.047 с.)