Христианская любовь как универсальная модель общечеловеческой нравственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианская любовь как универсальная модель общечеловеческой нравственности



В ранней христианской Церкви взрослого человека, пожелавшего стать христианином, приводили к епископу местной Церкви его восприемники, т.е. те члены христианской общины, которые могли свидетельствовать о серьезных намерениях новообращенного и искренности его обращения. Шмеман пишет, что само по себе обращение человека в христианскую веру находится за пределами возможных объяснений. Невозможно ответить на вопросы: Что приводит человека ко Христу? Что заставляет его уверовать? Несмотря на все попытки проанализировать и описать различные типы обращения, всегда остается тайна неповторимых взаимоотношений между Богом и человеческой личностью. Получив заверения в серьезности намерений обратившегося, епископ вносил его имя в список оглашенных. Затем он трижды осенял крестным знамением новообращенного и возлагал руку на его голову. Этот первоначальный ритуал, называвшийся зачислением, означал, что Христос принимает человека в Свое достояние и вносит его имя в книгу Жизни (Шмеман А., 2001, с.19). Тем самым тот, кто готовится к крещению уже открывает дверь в новую реальность, ранее им не знаемую. В самой первой молитве крещального чина православной Церкви дается истинное содержание обращения. Прежде всего это уход из «мира сего», который был похищен у Бога дьяволом и стал в определенном смысле тюрьмой. Обращение – это не выбор идеологии, и не ответ на «проблемы», а бегство от темноты и отчаяния. Человек приходит к Христу потому, что нет иного спасения от зла (Там же, с.21). Когда новообращенный зачислен, вписан в Книгу Жизни и вскоре будет присоединен к «стаду наследия Божия», ему сообщается и цель крещения: восстановление истинной жизни, утраченной грешным человеком.Спасение, восстановление жизни, дар жизни вечной – это то, что дается человеку при крещении как возможность пребывания в новой реальности. Однако, выбрав в крещении новую реальность, человек далее должен жить в соответствии с ее нравственными законами, т.е. соблюдать новозаветную мораль, основной заповедью которой является любовь к Богу и ближним. Приготовление к крещению состоит не только из наставлений веры, но и из изгнания нечистых духов – экзорцизма (Там же). Христианская концепция реальности полностью основана на библейских текстах книги Бытия. Там дается описание первоначальной катастрофы, произошедшей в духовном мире, о ненависти к Богу, порожденной гордыней высшего ангела, о возникновении чуждой и злой реальности, которая не была создана Богом, но образовалась в результате отпадения от Него Его творений.

Люди ничего не знают об этой страшной тайне, но сталкиваются с ней как с реальным внутренним опытом зла в себе и других. Здесь нельзя помочь рациональными теориями, объясняющими зло, но можно опытно противостоять ему и бороться с ним. Именно этот опыт и ждет человека после крещения как акта вступления в новую реальность.

Русский богослов К. Сильченков (1997) подробно рассмотрел главную заповедь христианства, которую можно рассматривать как универсальную общечеловеческую этическую модель (Апресян Р.Г., 2001). Иисус Христос не только дал новую заповедь, но и изъяснил ее новизну, указав на пример Своей любви: «как Я возлюбил вас». Именно высочайший образец любви, указанный Господом в Своем лице, сообщает Его заповеди значение не только новой, но и последней заповеди, - последнего слова в обрисовке нравственного идеала (Сильченков К., 1997, с. 36). Если любовь к ближнему есть вообще высшая заповедь закона (Евангелие от Марка, 12, 31), то относительно любви, завещанной Христом, необходимо вспомнить Его же слова: «больше сей любви никто не имеет, кто душу свою положит за други своя» (Евангелие от Иоанна, 15, 13). Образ безгрешного Богочеловека, душу Свою положившего «за други своя», - мысль об Его милосердии и любви, представление о Его смерти на Кресте – это источник самоотверженной, «новой» для мира, недоступной и непонятной любви христиан.

Любовь по учению апостола Павла есть союз совершенства, так как она главная из добродетелей. Она и является признаком принадлежности к ученикам Христа. Нарушением любви является возникновение войны, нарушение мира и появление всякого рода неискренности. Чудеса привели ко Христу вселенную, потому, что им предшествовала любовь. Тех, которые совершали знамения, язычники часто называли и обманщиками, но нравственной чистой жизни они не могут противопоставить ничего (Сильченков К., 1998, с.38-39).Любовь христиан между собой является только первым и необходимым условием для любви ко всем людям. Во взаимной любви друг к другу ученики Христа должны черпать силы к проявлению любви и во вне, где любовь уже является делом более трудным и более необычным.

Любовь, как и всякое чувство в человеке для полного и всестороннего развития требует благоприятных условий и соответствующей среды. Общество верных, все отношения которого строятся на любви и есть та среда, в которой возрастает и укрепляется любовь в душе отдельных ее членов. Это питомник и школа любви. Находя в этой живительной среде и питание и поддержку для себя, христианская любовь уже не ограничивается братской любовью и свободно изливается на всех, к кому она может только иметь отношение. «Нет в мире любви, подобной той, на какую способен человек во имя распятого Спасителя своего: подобно пламени захватывает она все существо человека, исполняет его ум и сердце, становится душою его, его единственной движущей силой, заставляет его забыть себя, забыть мир, умереть для всего, в чем нет любви Отчей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.005 с.)