Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники, движущие силы и основные факторы социодинамики. Роль народных масс, элит и личности в истории.
В краткой формулировке сущность проблемы субъекта истории можно поставить так: «Кто является творцом истории?». В этой связи в философии истории используются 2 близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущие силы истории. Они разнятся степенью осознанности влияния на ход развития общества. Воздействие субъекта истории на исторический процесс осмысленно, а движущих сил – нет. 3 подхода к решению к данной проблемы: 1. Связан с постановкой вопроса о роли масс и великой личности истории и имеет 2 принципиальных решения. Первое решение в качестве субъекта рассматривает великую личность (или личностей) – вождей, правителей, героев, лидеров. Такое решение вопроса, в частности, получило широкое распространение среди мыслителей фрацузского Просвещения XVIII в. Другое решение вопроса связано с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Маркс и Энгельс сформулировали закон возрастания роли народных масс в истории: «вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объём массы, делом которой оно является». Именно великая личность способствует осознанию народом своих интересов и целей, что и превращает движущую силу истории веё субъекта. 2. Представлен в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в конце XIX-начале XX в. В этой концепции, создателями которой являются В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, общество подразделяется на 2 неравные части, меньшую из которых составляет элита. Её главным признаком является способность к сознательному и реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общества. Причём формирование этой элиты – естественный процесс, так как общество не может существовать без организации. Существуют различные виды элит: политические, экономические, военные, культурные, церковные и т.д. В частности, в политической жизни общества Парето выделяет 2 главных типа элит, последовательно сменяющих друг друга, - «львов» (консерватизм и использование силовых методов управления) и «лис» (мастера политических комбинаций и интриг, целью которых является достижение консенсуса между противоборствующими силами). Поэтому стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов», а неустойчивая требует «лис». Т.о., в обществе происходит циркуляция элит, и даже революция – лишь борьба элит, маскируемая под право говорить от имени народа. Б. Шоу: «Революции никогда не помогали скинуть бревно тирании. Максимум, что они могли, - это переложить его с одного плеча на другое». Следовательно, неэлита (масса) может выступать в роли движущей силы, но не субъекта истории.
Связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всём протяжении всемирной истории и являлось предметом обсуждения ещё в Древней Греции (охлократия как власть толпы). Целенаправленное изучение этого феномена началось в XIX и было продолжено в XX в. в работах Г. Тарда, Г. Лебона, Ф. Ницше, З. Фрейда, Х. Ортега-и-Гассета, Э.Каннети и других мыслителей, отмечавших такие особенности толпы, как восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д. Очевидно, что рассматривать толпу (массу) в качестве субъекта истории также неправомерно. 56). Всеобщие, общие и специфические законы социального развития. Особенности проявления социальных законов. Социальные законы – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона или дарвиновской биологии. Э.Дюркгейм, провозгласивший принцип «объяснять социальное социальным», внес в социологию новое понимание социальных законов – как законов поведения людей. Согласно Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению новых, собственно социальных явлений и законов. Однако Дюркгейм считал, что изучать социальные законы нужно "как вещи", т.е. как явления, существующие независимо от индивидов и оказывающие на них «принудительное» воздействие. М.Вебер отрицал способность социологии открывать универсальные законы человеческого поведения и считал, что ее задача состоит в понимании субъективных смыслов человеческого действия, из совокупности которых и «строится» социальная реальность. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.004 с.) |