Основы мировоззрения, его историч. формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы мировоззрения, его историч. формы.



Ф.каксоциокультур. феномен.

Ф.-гр. «Любовь к мудрости». Термин возник. в 7в. до н. э, автор- Гераклит/Пифагор.

Платон «Ф.-познание сущего, вечного, непреходящего». Аристотель «Ф.-исследование причин и принципов всех вещей». Маркс «Ф.-живая душа культуры». Франк «Ф.-сверхнаука о мире». В учебном плане Ф. - сис-ма знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка и общ-ва, природы и культуры, духовности. Современное философское знание предстает сложной дифференцированной системой различных научных дисциплин. Среди них - история философии, этика, эстетика, логика, культурология, социология, религиоведение, Ф.социального действия и др. Каждая из них исходит из совокупности более общих воззрений на мир, их содержание и образует предмет Ф. В условиях нарастания в 21-м в. сложнейших эконом., эколог., полит., межнац. проблем становится особенно важным человеческое измерение любой соц. деят-ти, её гуманистической ориентации, что и порождает целый комплекс мировоззренческих проблем. В размышлении над ними приходиться обращаться к Ф.

Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деят-ти. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как рез-т интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.).

Ф. является 1)мировоззрением 2)методом 3)рефлексивной системой 4) открытой и творч. системой.

1)предст. собой сис-му взглядов на мир и место в нем ч-ка. Мир-е - интегральное образование общ-ного и индивид.сознания, в кот. выражается отнош-е к общ-ву и гос-ву, част. жизни. По стр-ре мир-е содержит компоненты: - познават. (знания); - ценностно-нормативный (представл. о смысле жизни); - эмоц. - волевой (убеждения); - практический (поступки).

2)Ф. как метод означает наиб.эффектив. способ получения знаний, построения теорий, сис-матизации инф-ции. Фил.методология имеет всеобщий хар-р, в особенности это ясно по разв-ю диалектики (всеобщий метод Ф.), а также метафизики, синергетики, герменевтики, феноменологии, стр-рализма.

3)Ф. предст. собой рефлексивнуюсис-му, т.к. в ней выражено самосознание культуры. Ф. выступает в кач-векритич. мышления, формулир. вечные?ы, имеет индивидуализиров. форму бытия, подобна вопрошанию, удивлению, сомнению. рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления.

4)В Ф. обозначены 3 парадигмы: -классич.: системная, логич., строгая, обоснов.

-неклассич.: связ. с попытками уяснения понимания, мировоззрения экзистенциальных планов жизни и смерти, свободы и одиночества, любви и самовыражения.

-постнеклассич.: сообщ. о нелинейном, непредсказуемом, неоднозначном бытии и текстах, в кот.эта фрагментарность отражается.

 

 

Аналитическая философия.

Отличительной особенностью аналитической стратегии стал отказ от субстанциализма классической философии. Философская рефлексия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX века дополненная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах.

Анал.фил-я—наследует традиции изучения оснований знания как вего чувств. Эмпирической форме так и в его рациональной форме.(эдвардмур, рассел. Фреге.Гоббс, локк.)

Логический анализ- главная цель прояснение всего смутного, невнятного, разгранич.значим.и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз.

Выделяют 2 направления-фил.логического анализа- фил.илогика.занимались сторонники…..фил.лингв.анализа-сих точки зрения фил.укоренена в механизмах естественного языка.

Достижение анал.фил-ии:

Осмысление тесной связи чел.опята с печевой коммуникацией…новое понимание на этой основе специфики фил.ю мысли и фил.проблемм…

 

 

17)Феномелогия и фил-я экзистенциализма - Феноменология (Фн) (Эдмунд Гуссерль).

Осн-ые объекты исслед-я: научные знания и познания. Ф – наука о науке. Особое внимание – истине. Признаки истинного знания: очевидность, достоверность, всеобщность, общезначимость, обязат-ть. Он устраняет знак тождества м/д истинным и познанным. Значит-ю часть положений мы «переживаем» как обязательные, не познавая их и даже не имея возможности это сделать. Истина - это осознание обязательности какого-либо положения или знания, а не осознание его содерж-я. Отказ от идеи тождества мира и знания о нём. Истина не познаётся. Если истина не определяется соответствием содержания знания внеш. миру, то внеш. мир не может явл-ся основанием истинного знания, предпосылкой науки. Основанием истины остаётся искать только в самом сознании, в кот-ом нужно изучать не объекты, а то, каким образом эти объекты познаются субъектом. Сознание становится очевидной «первоосновой» науки. Сознание – непрерывный поток, поэтому исследование его «извне» путём «выхода» за его пределы и использование «доказывающих» методов не является продуктивным.Осн-ой метод обнаружения сущности и стр-ры сознания является метод непосредственного погружения в его поток, использование «прямой» интуиции, интелл-ой интроспекции, непосредственное усматривание сущности. Он не оспаривает существ-е реального мира, а просто «заключает его в скобки», т.е. воздерживается от суждений, имеющих отнош-е к реальности этого мира. Сознание не субстанционально, не замкнуто в себе, оно субстанционально (св-во всех актов сознания, осознающее направленность сознания на предмет). Направленность на мир, объект – отличит.особ-ть сознания. Предмет находится не в сознании, а в «напротив» сознания. Это не реальный, объективный предмет, это воспринятое, взятое на веру, предложенное самим сознанием. Все акты сознания получают предметное содерж-е, а сознание задаёт смысл и значение самого объекта. Предлагает идею трансцендентной интерсубъективности – субъект может «выйти» за пределы своего сознания с помощью метода аналогии, а также через воспоминания самого себя обнаружить другое «Я». Феномен – первичные смыслы предметов, представленные в «чистом сознании». Феномены – это не явления чего – то внешнего в сознании, это данности сознания, через которые демонстрирует себя как реальность, так и смысловое содерж-е. Сам феномен включает в себя: 1. языковую оболочку; 2. различные переживания; 3. предмет, мыслимый в сознании; 4. смысл. Феномен – смысловая конструкция. Активность сознания – это смыслообразующаядеят-ть, рез-том которой является «жизненный мир» (мир в его значении для чел-ка). Причина кризиса Европейской науки: она отошла от жизнен.мира, его целостности, превратила его в сумму фактов.

Экзистенциализм появился в начале ХХ века. Эта философия исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем.

Центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция» (позднелат. existentia - существование) характеризует собственный опыт человека, в котором фундаментальные возможности его бытия осуществляются или упускаются; акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Структура экзистенции описывается через ряд модусов человеческого существования: свобода (как возможность выбора); страх (как чувство, обусловленное конечностью бытия человека и осознанием человеком временности, бренности существования); любовь (как забота, как отношение к Другому, разрушающее замкнутость индивидуального мира и отчужденность от человека); коммуникация (как механизм отношений в системе «я – Другой»).

Философия экзистенциализма оформилась в 20-е гг. XX в. и получила развитие вначале в Германии (ранний М. Хайдеггер и К. Ясперс), а затем во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти) и других странах Запада. Представленное рядом выдающихся философов, плодотворно работавших также и в области литературы, отличавшихся друг от друга как по содержанию развиваемых концепций, так и по стилю их воплощения, это течение оказало огромное влияние на философскую мысль и художественную культуру XX.

 

ЗАКОН ОТРИЦАНИ ОТРЦАНИЯ

Материя не уничтож.и не сохраняется а вечно меняет свои формы…показывает связь прошлого с настоящим и наоборот.

Параметры чел.сущности определены греч.фил.

Чел-разумность. Социальность.

Основы мировоззрения, его историч. формы.

Миров-е - целостная сис-ма взглядов на объективный мир и место в нем чел-ка, на отношение чел-ка к окруж. его действит-ти и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизнен.позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деят-ти, ценностные ориентации и поступки. Филос-я – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, филос-я и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "филос-я". Филос-я – лишь 1 из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения. Филос-я выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в сис-му, теоретизирует его. Филос-я выполняет и роль фундамента мировоззрения. По хар-ру формирования и способу функционирования можно выделить след.ур-ни мировоззрения: Обыденно-практический. К нему относится житейскаяфилос-я. Она формир-ся под влиянием обыденной практики и жизни чел-ка, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейскаяфилос-я неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого ур-ня оказывают влияние разные факторы: нац. принадлежность чел-ка, его религиозные установки, его профес-я деят-ть, обычаи и традиции, ур-нь личностного развития и другие. Научно-теоретический ур-нь. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретич. ур-нем и теоретическойфилос-ей. Теоретич. ур-нь отличается большей системностью, определ. направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретич. обоснованность и относительную истинность. В философской литературе выделяются 4 крупные историч. формы или типы мировоззрения: Мифологическое; Религиозное; Научное; Философское. Мифология выступает синонимом дух.культуры, в кот. тождественны мир, ч-к и бог, слова и вещи, в кот. работают образы, всё представляется антропоморфным, космогоническим, социоморфным. 1-й историч. формой мировоззрения была мифология. Ее основу составляет собрание мифов. Миф в переводе с греч.означает "сказание, предание, рассказ", но мифология – это не просто представления о богах, а, прежде всего, это способ понимания природы, общ-ва и чел-ка, особенно на ранних этапах человеч-й истории. Мифология представляет собой творческий способ миропонимания, основанный на включенности природы и сил природы в человеческий жизненный порядок.

Мифологич. мировоззрение основывалось на нераздельности чел-ка и природы, было синкретическим. Мифологич. сознание воспринимает события как непреложный факт, причины которых скрыты, но они и не ищутся; Мифологическое сознание отражает мир не в сис-ме понятий, а в образно-символич. форме.

Религия как мировоззрение. Религия- феномен дух. культуры, основ. на интуитив. вере в бога, на идеях спасения и откровения (общения). Монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) ставит чел-ка по отношению к миру, к Богу, как к отделенным от него реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию, в которой чел-к занял подчиненное, вторичное после Бога (тварное), место. Бог и чел-к в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные сферы бытия. Этот дуализм бытия выражал дисгармонию чел-ка с окруж. его действит-ю. Данное представление поставило чел-ка перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? В рез-те формируется новое мировоззрение – сис-ма единых внутри каждой религии догм. Сис-ма догм уже готова и непреложна, она не требует от чел-ка сомнений в ее правильности и не требует выработки собственных представлений о ценностях. От чел-ка здесь ожидается только одно – безусловная вера и в сами предписания (догмы и заповеди), и в того, от чьего имени они транслируются в мир, к людям. Наука-феномен дух.культуры, базированный на объективной истине, проверенный практикой. В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление чел-ка о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте. Ф. – это не безусловная вера, а размышление, это не точка, не догматическое установление, а всегда?. Основой философского размышления является критич-е осмысление уже сложившихся представлений о мире. Фил.мировоззрение, в отличие от мифологич. и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук. Мифологическое и религиозное миров-е – это групповое, коллективное сознание. Ф. же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая фил.концепция сугубо индивидуальна. Ф. всегда ориентирует чел-ка на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Всякое миров-е вкл. в себя идеологию(обоснование и защита взглядов опр. групп и личностей. Всегда связана с феноменами власти и гос-ва, политики, нац. ицивилизацион. самоопределения). Приоритеты идеологии РБ: интересы нац. безопасности и суверенитета, разв-е соц. начал бытия, гражданственность, консолидация всех слоев гос-ва.

 

 

Ф.каксоциокультур. феномен.

Ф.-гр. «Любовь к мудрости». Термин возник. в 7в. до н. э, автор- Гераклит/Пифагор.

Платон «Ф.-познание сущего, вечного, непреходящего». Аристотель «Ф.-исследование причин и принципов всех вещей». Маркс «Ф.-живая душа культуры». Франк «Ф.-сверхнаука о мире». В учебном плане Ф. - сис-ма знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка и общ-ва, природы и культуры, духовности. Современное философское знание предстает сложной дифференцированной системой различных научных дисциплин. Среди них - история философии, этика, эстетика, логика, культурология, социология, религиоведение, Ф.социального действия и др. Каждая из них исходит из совокупности более общих воззрений на мир, их содержание и образует предмет Ф. В условиях нарастания в 21-м в. сложнейших эконом., эколог., полит., межнац. проблем становится особенно важным человеческое измерение любой соц. деят-ти, её гуманистической ориентации, что и порождает целый комплекс мировоззренческих проблем. В размышлении над ними приходиться обращаться к Ф.

Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деят-ти. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как рез-т интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.).

Ф. является 1)мировоззрением 2)методом 3)рефлексивной системой 4) открытой и творч. системой.

1)предст. собой сис-му взглядов на мир и место в нем ч-ка. Мир-е - интегральное образование общ-ного и индивид.сознания, в кот. выражается отнош-е к общ-ву и гос-ву, част. жизни. По стр-ре мир-е содержит компоненты: - познават. (знания); - ценностно-нормативный (представл. о смысле жизни); - эмоц. - волевой (убеждения); - практический (поступки).

2)Ф. как метод означает наиб.эффектив. способ получения знаний, построения теорий, сис-матизации инф-ции. Фил.методология имеет всеобщий хар-р, в особенности это ясно по разв-ю диалектики (всеобщий метод Ф.), а также метафизики, синергетики, герменевтики, феноменологии, стр-рализма.

3)Ф. предст. собой рефлексивнуюсис-му, т.к. в ней выражено самосознание культуры. Ф. выступает в кач-векритич. мышления, формулир. вечные?ы, имеет индивидуализиров. форму бытия, подобна вопрошанию, удивлению, сомнению. рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления.

4)В Ф. обозначены 3 парадигмы: -классич.: системная, логич., строгая, обоснов.

-неклассич.: связ. с попытками уяснения понимания, мировоззрения экзистенциальных планов жизни и смерти, свободы и одиночества, любви и самовыражения.

-постнеклассич.: сообщ. о нелинейном, непредсказуемом, неоднозначном бытии и текстах, в кот.эта фрагментарность отражается.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.20.123.227 (0.02 с.)