Философская антропология о сущности, принципах анализа и соврем.концепциях чел-ка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская антропология о сущности, принципах анализа и соврем.концепциях чел-ка.



Исторически первой моделью происхождения мира и человека была креационистская концепция. Человек – продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Наиболее радикальное отличие креационизма: человек – принципиально иное по сравнению с остальной природой образования.

Основной оппонент креационизма – эволюционизм (идея естественного происхождения человека из животного царства). Наука акцентирует внимание на вопросе «как человек стал человеком», а философия – «почему».

Первые гоминидные существа (промежуточное эволюционное звено между обезьяной и человеком) – 5-8 млн лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков – т.н. гоминдиной триадой: прямохождение, изменение руки и увеличение объёма головного мозга. Труд становится сущностной характеристикой человека. Труд стал и источником человеческой социальности, культуры, первых норм нравственности, первых моделей права и закона.

Одна из наиболее перспективных в современной философии версий антропогенеза – игровая модель. Её автор – нидерландский мыслитель Йохан Хёйзинга. В книге «Человек играющий» (1938) реконструирует религию, право, искусство, философию и т.д. исходя из принципа игры. Она при этом выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Homoludens, человек играющий, оказывается более предпочтителен, чем homofaber, человек умелый. Как ребёнок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, и человечество вступило в свою историю, играя.

Согласно психоаналитической концепции антропогенеза Фрейда, возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостно-сти общины, вызванный убийством её предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. Одновременно происходит табуиирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укоренённые в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.

Ещё одной авторитетной концепцией культуро- и антропогенеза в современной философии является семиотическая модель: культура – особая знаково-символическая реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык – универсальный посредник между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех её смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык тем самым определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, всемиотической и структуралистсткой моделях превращается в подлинного демиурга (творца) культуры и человека

Философская антропология в шир. смысле слова – учение о чел-ке, а в узком – течение в зап. (немецкой) филос-и 20-х гг. ХХ в. Основоположник – Макс Шеллер «Положение чел-ка в космосе». Осн-е выводы: Сущность чел-ка выражается: 1. в его духовных хар-ристиках, которые выступают организующим началом в классической триаде «тело-душа-дух», 2. сущность чел-ка целостная, индивидуальная природа всегда выступает в единстве с соц-культурной детерминацией. 3. сущность чел-ка самоценна, значит и уникальна. Сущность личности социальная, а сущность индивидуальности – свободная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.005 с.)