Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистская философия. Разработка Марксом и Энгельсом концепции материалистической диалектики и материалистического понимания истории.

Поиск

В сер 19 в возник новый подход в понимании социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-экон-ая и пол-ая теория, получившая название Марксизма. Его состав-ми частями явл фил, полит экономия и научный социализм. Он критически подошел к фил Гегеля и выдвинул в качестве основополагающих трудовые отношения. Труд явл абсолютным условием сущ-ия чел, поскольку благодаря труду появл необходимые чел блага.Фил Маркса – это фил диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство.

Исторический материализм. Основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производственных сил.

Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа, становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения – это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

Т.о. в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его развития:

1. 40 - 90 годы 19 столетия – период творчества Маркса и Энгельса

2. 90 – 20 годы 19-20 века – период, когда марксизм становится идеологией рабочего и социал-демократического движений: Плеханов, Ленин, Бернштейн, Каутский, Лафарг

3. 30-80 годы 20 века – когда марксизм становится идеологией тоталитарных государств. Здесь он утрачивает свое первоначальное содержание.

Недостатки марксизма: Недооценка проблемы человека как индивида; Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики; Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии; Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.


12. Иррационализм как направление философ мысли второй половины ХIX в.

Иррационализм – направление в филос, опред инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.

Он образовался как реакция на негативные проявления чел разума в обществен жизни. Иррацион интересуют бессознательные эмоцион-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля.

Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание – верой, исторический оптимизм – пессимизмом, а идея прогресса – неверием в него.

Иррацион выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррац мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

Шопенгауэр первым из философов 19 в. провозгласил иррационализм. Говорит, что в основе мира лежит воля. Она -«вещь в себе», она не может быть выражена в рациональных формах и законах. Воля объективируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе. А жизнь человека — это страдания, постоянная суета. не бояться смерти. Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. Он размышляет о человеческой личности и ее судьбе. Человек для Кьеркегора - сложнейшая проблема, его существование - тайна, раскрыть которую научными методами невозможно. Существование не может быть выражено с помощью понятий. Мое существование дано мне в жизни, в чувстве, переживании. Смысл существования становится понятным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе («или—или»). Кьеркегор говорит, что есть три вида существования, три стадии жизни. Эстетическая -чувственный способ жизнедеятельности, хар. эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господствует чувство долга. Высшая стадия религиозная, на которой человек вступает в общение с божеством. Ницше, как и Шопенгауэр, за основу всего принимает волю, но не единую, а множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир - это хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо закономерностей. Изменения в мире привели к появлению человека. Ницше пренебрежительно говорит о человеке как о какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль сознания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценку ценностей, поклоняться не истине, а лжи, отказаться от общепринятой морали. Ницше говорит о природном неравенстве людей, обусловленном различием их «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. Люди высшей расы станут носителями нового мирового порядка Ницше выдвигает еще идею сверхчеловека. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наиболее совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями.

 

 

8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.007 с.)