ТОП 10:

Реорганизация системы сми во время ВОВ.



Реорганизация системы сми во время ВОВ.

 

  • Война сразу же изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18.
  • Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство.
  • Значительно сократилось число местных изданий.
  • Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах.

Принятые меры по перестройке печати были, конечно, вынужденными: они позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте.

 

  • Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага
  • Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину»,
  • Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942 г. – «Красный сокол».

 

Советское информационное бюро

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро

В задачу Совинформбюро вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран

В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны.

Писатели на войне. Публицистика периода Великой Отечественной войны

ОСНОВНЫЕ ПИСАТЕЛИ: 1. Б. Горбатов, А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов .

  1. Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей.
  2. Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений.

Работа журналистов на фронте:

Военные корреспонденты в первый год войны. Изначально работа корреспондентов не регламентировалась.

Положение «О работе на фронте специальных корреспондентов», август 1941 года

Положение «О работе военного корреспондента на фронте» 1942 года

Редакции имели право отправлять на фронт своих постоянных корреспондентов, был создан перечень таких издания.

 

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ

Совинформбюро, ТАСС, Красная звезда- ведущая военная газета, Правда, Известия, Сталинский сокол, Комсомольская правда.

 

И.Эренбург-публицист.

Илья́ Григо́рьевич Эренбу́рг (14 января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — советский писатель, общественный деятель, поэт, публицист,

В дни войны газета – воздух, – писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург.

23 июня 1941 г. – на второй день Великой Отечественной войны – началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода. Его статья «В первый день», появившаяся в печати, пронизана высоким гражданским пафосом, стремлением вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков

Работая в центральной военной газете «Красная звезда», Эренбург, стремясь чаще и больше выезжать на фронт, в действующую армию

 

· Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить.

· Достигалось это за счет исключительной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала неопровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев.

· Кроме статей для «Правды», «Красной Звезды», «Известий» и др., а также статей, специально написанных для фронтовой печати, Эренбург считал своим долгом откликаться на просьбы читателей, обращённые к нему. Кроме этого, через советское Информбюро в телеграфные агентства и газеты Америки и сражавшейся Франции направлялись его корреспонденции, специально написанные для этих агентств и газет.

· Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро в телеграфные агентства и газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составил данный цикл. Все они затем вошли в книгу «Летопись мужества».

· Особенно большую роль в битве за поднятие морального духа советских людей сыграл Эренбург… Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей

· За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя И. Эренбурга. , составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг

 

Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи писателя, а не только памфлета.

 

В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом. Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой – Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты».

 

 

Алексей Толстой

За годы войны А. Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений на митингах и собраниях. Многие из них звучали по радио, публиковались в газетах.

  • Тема Родины, патриотического долга перед ней заняла главное место в публицистическом творчестве А. Толстого1 с первых дней войны. 27 июня 1941 г. в «Правде» появилась его первая военная статья «Что мы защищаем».
  • В ней автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага.
  • В творчестве А. Толстого – и художественном и публицистическом – тесно переплетаются две темы – Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека.

 

Симонов К

Константин Симонов... Неутомимый корреспондент «Красной звезды», прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла.

 

Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные корреспонденции и очерки К. Симонова. «Части прикрытия», «В праздничную ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей», «Песни» и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духовный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгновение.

  • К. Симонов не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик.
  • В его произведениях можно найти психологический портрет Героя - обыкновенного солдата или офицера переднего края, отражены жизненные обстоятельства, сформировавшие характер этого человека, подробно описывается бой, в котором участвует герой.
  • Особое место у К. Симонова занимает тема дружбы, разрабатываемая автором в нескольких планах.
  • Рассказывая о фронте и фронтовиках, К. Симонов отмечает то особенно развитое чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и выручки, которое стало в нашей Армии одним из ведущих установлений.
  • Вера в победу - лейтмотив творчества К. Симонова - покоится на глубоком знании народной души, на понимании справедливого характера войны, которую ведет Советский Союз, на твердом убеждении в правильной линии политики партии и советского правительства.

Повесть "Дни и ночи"

Это сильное произведение, написанное очевидцем - фронтовым корреспондентом. Ничего не может дать более полного впечатления, чем слова очевидца. Только человек, который пережил, прошел, прожил вместе со своей Родиной трагические события, может дать ответ на вопрос: какими были эти дни и ночи?

Название выбрано автором явно не случайно. Каждые сутки, да и часы прожитые его героями – защитниками Сталинграда, могли стать последними в их жизни. В такой ситуации человек гораздо бережнее относится к времени, придает ему особое значение.

Эмоции героев, отрывок:

(Мать героини повести Ани Клименко — та женщина, что рассказывала, как горел Сталинград. — заглядывала еще дальше: «Вытерев слезы концом платка, женщина обвела долгим вопросительным взглядом всех слушавших её и сказала задумчиво и убежденно:

— Денег-то сколько, трудов сколько!

— Чего трудов? — спросил кто-то, не поняв смысла ее слов.

— Обратно построить все, — просто сказала женщина».)

 

  • Стиль изложения весьма оригинален. В произведении минимум пасторальных пейзажей и пафосных речей.
  • Это проза.
  • Главный герой произведения настоящий военный. Он выполняет боевую задачу, не думая о ней, как о высоком подвиге

 

В финале главы VIII, завершающей рассказ о первом этапе боев, автор, словно подводя некий итог тому, что пережил, передумал, перечувствовал герой за это время, вновь напомнит об этом новом масштабе ответственности.

  • Особую силу этому произведению придает то, что писатель, создавая его во время войны, принципиально отказался от закрытого финала. Выхваченный им эпизод обороны Города-Героя останется таким, каким его увидел в те дни и ночи капитан Сабуров.

 

Владимир Лакшин

Владимир Яковлевич Лакшин, советский литературный критик и литературовед, родился 6 мая 1933 года в Москве в семье театральных деятелей.

 

В «Новом мире» 1960-х - время взлета журнала — Владимир Лакшин был правой рукой Александра Твардовского. Он вместе с Твардовским создавал особый «новомирский» стиль работы, главным в котором был пиетет перед литературой

 

В 1966 году Лакшина назначают главным редактором «Нового мира», однако правительственные структуры сдержанно относятся к этому событию, так как не уверены, можно ли манипулировать Лакшиным, и, через него Твардовским. После «проверки на лояльность», которую Лакшин с треском проваливает, кандидатуру критика на пост редактора отвергают. Впоследствии отдел ЦК культуры пристально следит за каждым шагом литератора.

 

После выхода в свет книги Солженицына «Бодался теленок с дубом», Лакшин в западных журналах публикует статью об отношениях журнала «Новый мир» и автора Солженицына, жестко раскритиковав последнего. После этого Лакшин оказывает в сложной ситуации: с одной стороны он печатается за границей, что вызывает недовольство властей; с другой – критикует нобелевского лауреата Солженицына, что не нравится советской интеллигенции

 

«Новый мир»(из интервью И.И.Виноградов. «ЭТО БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ ЛЕГАЛЬНЫЙ ОППОЗИЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ» В журнале «Новый мир» времен А.Т.Твардовского был критиком, возглавлял отдел прозы, пять лет вел отдел критики, входил в состав редколлегии. автор нескольких книг и многих статей по вопросам теории литературы, истории русской культуры.)

Что отличало

1. это был единственный легальный оппозиционный журнал, что сильно отличало его, скажем, от тех известных оппозиционных журналов XIX века, с которыми «Новый мир» часто сравнивали – от «Современника», «Отечественных записок», журналов Писарева и т.д.

2. В какой-то мере к «Новому миру» примыкала «Юность», но это был все-таки несколько иной уровень.

3. «Новый мир» пользовался репутацией самого престижного, располагавшего широким общественным признанием оппозиционного журнала, который хотя и был официально разрешен, но постоянно преследовался.

4. авторитет Твардовского, авторитет журнала были настолько велики, что не так легко оказалось с ними справиться – а сделать это пытались всеми способами.

5. Поэтому он был и оставался основной «щелью» для свободного или полусвободного слова, и все более или менее оппозиционное, либеральное, демократическое, всякая вольная, ищущая мысль, естественно, в эту «щель» устремлялись.

Спектр был очень широк. В журнал шли люди очень разных взглядов, подавляющее большинство – социалистически ориентированных, светско-гуманистических, может быть, в чем-то даже активно атеистических

 

Возникновение диссидентства

  • Истоки советского движения диссидентов были заложены ещё в 1921
  • Первые единичные случаи диссидентского протеста происходили ещё в период сталинского правления.

Один из наиболее известных эпизодов - открытое письмо Мартемьяна Рютина (расстрелян в 1937г.) к членам партии, где он обличал cталинскую политику как извращение большевизма.

Однако более-менее систематическим движение диссидентов стало только в послесталинский период.

Ключевыми событиями стали

  • выступление Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС с разоблачением сталинской репрессивной политики в 1956 г. И
  • арест двух писателей -- Андрея Синявского и Юлия Даниэля, тайно публиковавшихся на Западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак в 1965 г.

Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто, выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию.

 

Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму.

 

Особенно активно в 60-е годы была молодёжь, она хотела знать правду об истории террора в Советской России, требовала открытых дискуссий на политические темы

 

По данным известных исследователей в 1967г. на территории СССР насчитывалось более 400 неофициальных студенческих групп различного направления (от либералов и народников до неофашистов), которые находились фактически в оппозиции режиму.

 

Ко второй половине 60-х гг. относится формирование и такой формы протеста, как создание фондов материальной помощи политзаключённым и их семьям. 1968 г. стал годом становления правозащитного движения.

 

С 1969 г. диссидентское движение обретает более чёткие организационные формы. В мае того же года была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация, неконтролируемая властями, - Инициативная группа (ИГ) защиты прав человека (просуществовала до 1972г. Большим практическим результатом деятельности ИГ стало предание гласности данных о политических преследованиях в СССР.

 

А. Твардовский – журналист.

· С 1924 г. Твардовский активно печатался в смоленских газетах как типичный журналист, то есть писал деловые статьи, заметки, зарисовки, очерки, информации, которые он привозил из многочисленных поездок по районам в пору становления колхозов на Смоленщине.

· С 1928 г. учился в педагогическом институте, сотрудничал в местных газетах и журналах.

 

В январе 1925 г. появляется первая заметка селькора Твардовского, а в июле – первое стихотворение.

В то время печать на смоленщине становилась все более массовой.

Газеты, вмешиваясь во все вопросы сельской жизни, побуждали население не только выступать печатно, но и активно участвовать в повседневных деревенских делах

Первый газетный отклик в «Смоленской деревне» на поэтические опыты Твардовского был обнадеживающим.

 

Юный селькор настолько уверовал в силу газеты, что словно забыл о прямом личном воздействии и вмешательстве в ход дел – газета напомнила ему об этом. По первым газетным откликам, в целом доброжелательным, можно судить о начальных селькоровских шагах Твардовского, по ним же видно, из каких низов он идет, как стремительно ему надо было расти, чтобы обрести литературное имя.

 

Начиная с первого своего сборника «Книга стихов», Твардовский медленно, но верно идет к своему стартовому произведению – поэме «Страна Муравия. За эту поэму в 1941 г. он получит Сталинскую премию 2-ой степени.

 

В 1936 г. А. Твардовский приехал в Москву и учился на филологическом факультете .

 

1939 году начинается русско-финская война, в которой поэт принимает участие. Затем – Великая Отечественная. В это время Твардовский работает во фронтовой печати. Именно тогда и рождается его знаменитый герой – Василий Теркин.

За «Теркина» Твардовский получил Сталинскую премию 1 степени. Поэму оценил даже Иван Бунин.

 

Радиостанция «Маяк».

Государственная радиовещательная компания «Маяк» (ГРК «Маяк») — одна из крупнейших и самых узнаваемых радиостанций на территории бывшего СССР.

  • Основана в 1964 году по решению ЦК КПСС для создания «противовеса западным „голосам“.
  • Основателем «Маяка» принято считать одного из будущих идеологов перестройки А. Н. Яковлева.

Изначально придерживалась формата «5/25» — пять минут выпуск новостей и 25 минут музыкальной программы.

В качестве позывных была выбрана мелодия «Подмосковные вечера», которая используется и по сей день.

 

 

В конце 1980-х на радиостанции появилась четырёхчасовая «Панорама Маяка». Её вели Николай Нейч, Владимир Безяев, Павел Каспаров (позже он работал на ОРТ и ТВЦ).

 

СМИ периода застоя.

 

Название "застой" пришло уже в годы перестройки.

· Активизируется политическая установка противопоставления двух систем,

· показа преимуществ советского образа жизни, достоинств советского человека по сравнению с западным.

· Особо значимой темой становится борьба за мир,

· показ исключительного миролюбия советской политики и агрессивности устремлений и милитаристских действий капиталистических стран Запада.

· Прежней остается политика замалчивания неугодной информации – международной, внутриполитической, любой другой, идущей в разрез с линией партии.

 

На I Всесоюзном съезде советских журналистов Н. С. Xрущев назвал журналистов «подручными партии».

Негативной стороной деятельности СМИ стало создание нового культа — культа личности Xрущева. Разоблачив на XX съезде культ личности Сталина, Xрущев нарушил баланс влияния.

 

Советская система широко внедряла в сознание трудящихся категорию оптимизма в виде символов побед на трудовом фронте.

Предмет отражения СМИ — героика производственного труда.

  • Приоритеты по-прежнему оставались за рабочим классом, идущим рука об руку с крестьянством.
  • Их композиция определялась структурой того или иного технологического процесса.
  • Противоречия между трудовым энтузиазмом масс и все нараставшей волной беззакония требовали перемен, иных подходов к оценке фактов близкого прошлого.
  • Тематика ведущих центральных изданий была повернута в сторону экономических проблем.
  • На страницах газет появился ряд публикаций, в которых проводилась мысль об отказе от централизованного планирования натуральных показателей государственных заготовок и замене их стоимостными показателями. Другие издания указывали на ошибочность позиций популярных экономистов В. Венжера, Л. Кассирова, М. Лемешева, Г. Лисичкина и др. Инакомыслящим было отказано в сотрудничестве со СМИ.

 

Значительное место занимает в прессе и политика разрядки международной напряженности, эта тема подается как результат односторонних усилий СССР.

 

Юбилеи Победы в Великой Отечественной войне используются как массовые пропагандистские кампании.

 

Развитие беспроводного радио, появление портативных радиоприемников позволяет многим слушать передачи иностранных радиостанций. Это, в том числе так называемые “подрывные радиостанции” “Свобода”, “Свободная Европа” и другие.

 

Но эти передачи активно “глушатся” специальными помехообразующими устройствами. Телевидение этого времени по тематике выступлений ничем не отличается от газет. Даже развлекательные и художественные передачи несут на себе идеологический отпечаток. Главная их задача – воспитание нового человека. И телевидение ее свято выполняет.

 

Период «застоя» также определялся тем, что общество стремилось к стабильности.

 

Подконтрольным пространством легче управлять, именно оно является оптимальным вариантом для формирования новых архетипов, символов, мифов и существования прежних: герои великих строек коммунизма, герои целины, жертва и жертвенность во имя светлого будущего и др.

 

СМИ, целиком и полностью подчиняющиеся системе, в соответствии с ее требованиями формировали необходимый идеологам режима взгляд на мир, их категоричность и ортодоксальность не давала возможности гражданам адаптироваться к новому, передовому, прогрессивному.

 

 

16. "Комсомольская правда" и "Литературная газета"

 

Одно из старейших и самых популярных изданий России -общественно-политическая газета "Комсомольская правда", издается с 1925 года.

 

Первый номер центральной ежедневной газеты ЦК комсомола "Комсомольская правда" вышел 24 мая 1925 года тиражом 31 тыс. экземпляров.

 

  • Газета регулярно освещала участие молодёжи в коллективизации сельского хозяйства, в новостройках 1-й пятилетки (Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Магнитогорский металлургический комбинат и др.)
  • "Комсомольская правда" активно пропагандировала спорт, призывала молодежь к массовому туризму, в 1930 году выступила с предложением установить нормы спортивного минимума для каждого. С тех пор значок БГТО ("Будь готов к труду и обороне") стал первой наградой физкультурника.

С самого начала в "Комсомольской правде" свои произведения публиковали известные советские писатели и поэты.

В течение четырех лет штатным сотрудником "Комсомольской правды" был Владимир Маяковский, В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара.

 

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта.

 

После окончания войны газета активно участвовала в мобилизации молодежи на восстановление народного хозяйства.

 

Во второй половине 1980-х издание активно поддерживало проводимые Михаилом Горбачевым реформы.

Именно в 60-е годы были заложены главные принципы жизни и деятельности газеты, которые в последующее время, несмотря на изменение экономического и политического строя в СССР, стали фундаментом и помогли спасти газету, вывести ее в лидеры не только общероссийской, но и мировой газетной индустрии. Эти классические принципы, основанные на том, что главной действующей фигурой для газеты является читатель, и в современных условиях доказали свою силу и перспективность. Оказавшись в эпицентре всех событий, происходящих в стране, газета приняла самое активное участие в общественно-политической и социально-экономической жизни в период либерализации советского режима.

 

В 1960—1970-х годах в ней такие работали талантливые журналисты, как Юрий Щекочихин, Ярослав Голованов и Василий Песков.

В истории России 60-е годы получили название «оттепель», которые несли с собой надежду коренных изменений в СССР, а, следовательно, газете нужно было срочно менять ориентиры.

 

Именно в 1960-е годы стало вырисовываться природоохранное направление в российской журналистике, которое в условиях тотальной цензуры и однопартийности очень скоро приобрело черты общественной оппозиции режиму. Одним из первых, кто обратил внимание на варварское истребление природы в стране социализма, был В. Чивилихин. Его материал «Тайга шумит» вызвал большой резонанс в советском обществе. Речь шла об уникальном случае: группа выпускников Ленинградской лесотехнической академии решила реформировать многочисленные таежные хозяйства в Горном Алтае, «которые неразумно использовали дары природы

 

В начале 1970-х годов «Комсомольская правда» печаталась в 40 городах. Тиражи газеты распределялись неравномерно, формировались с огромным количеством самых разных искусственных ограничений и зависели от различного рода разнарядок, связанных с дефицитом бумаги, технической невооруженностью.

 

Литературная газета

 

13 января (1 января по старому стилю) 1830 года в свет вышел первый номер старейшего российского периодического издания "Литературная газета" ("ЛГ").

  • Газета была основана поэтом Антоном Дельвигом при участии Александра Пушкина и Петра Вяземского.
  • Газета выходила один раз в пять дней, ее первым редактором был Антон Дельвиг.
  • Разрешение на издание газеты было получено при условии отказа от публикации политических статей. Однако в критических статьях, рецензиях и полемических заметках газета затрагивала вопросы политики.

 

22 апреля 1929 года, при активном участии писателя Ивана Катаева и при поддержке Максима Горького вышел первый номер новой "Литературной газеты" и с этой даты ведется отсчет регулярного выпуска газеты.

 

С января 1942 года в результате объединения с газетой "Советское искусство" "ЛГ" издавалась под названием "Литература и искусство", ее редактором с 1942 по 1944 год был Александр Фадеев.

 

С 1 января 1967 года по инициативе главного редактора "Литературной газеты" газета приобрела новый облик и стала выходить один раз в неделю (по средам) на 16 страницах, став первой в стране "толстой" газетой.

 

  • Газета стала охватывать широкий диапазон тем — литература, искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт, другие интересные для публицистики темы.
  • На её страницах публиковались все самые крупные писатели РСФСР и других союзных республик, многие выдающиеся зарубежные писатели.
  • В её статьях на общественно-политическую тематику допускался более высокий уровень свободы мнений и либерализма, чем в большинстве советских газет того времени.

 

Особую популярность приобрёл отдел юмора «Клуб 12 стульев», занимавший последнюю, 16-ю полосу газеты. «Клубом» руководили Виктор Веселовский и Илья Суслов.

Среди публиковавшихся на полосе юмористов многие завоевали в дальнейшем значительную известность, в том числе Аркадий Арканов, Михаил Жванецкий, Эдуард Успенский, Михаил Задорнов, Виктор Коклюшкин, Лион Измайлов.

 

В 1970 году редакция газеты учредила ежегодную премию «Золотой телёнок», которая присуждалась за лучшие, по мнению редакции, сатирические и юмористические произведения, опубликованные в рубрике «Двенадцать стульев».

 

СМИ перестройки.

 

Важнейшие завоевания перестройки – гласность, принятые законы о правах человека, о политических партиях, о печати.

Вся система средств массовой информации периода 1985–1991 гг. значительно видоизменилась.

По-прежнему СМИ продолжают развиваться как единый пропагандистский комплекс, растет количество партийных изданий, увеличивается их тираж

  • Возникает немало новых газет и журналов.
  • Из новых изданий следует выделить журналы «Трезвость и культура», «Родина», еженедельник «Семья.
  • В условиях демократизации общества появляются и качественно новые издания: «Независимая газета», «Куранты», «Совершенно секретно».

В это время все средства массовой информации включились в активную пропаганду повышения темпов и эффективности экономики на базе ускорения научно-технического прогресса, перевооружения и реконструкции производства, совершенствования системы управления, хозяйственного механизма.

Гласность как одно из главных завоеваний перестройки, хотя и не принимала форму классовых антагонизмов, воспринималась очень остро.

 

Острая полемичность публицистики периода перестройки – главная ее отличительная особенность. Именно поэтому читатели стали называть публицистику одним из самых читаемых жанров.

 

В нараставшем потоке публицистики самую большую озабоченность вызывало неудовлетворительное состояние экономики. В дискуссию о путях быстрейшего вывода экономики из кризиса вступили такие видные писатели и публицисты, как В. Белов, А. Стреляный и многие другие.

Бескомпромиссная упреждающая публицистика значительно усиливала позитивную действенность средств массовой информации. Самый яркий пример действенности упреждающей публицистики – приостановка и закрытие проекта о переброске северных рек на юг, в Каспий, осуществление которого грозило затоплением огромной территории Западной Сибири, потребовало бы колоссальных бессмысленных денежных затрат. К счастью, журналисты добились своего: на XXVII съезде партии было принято решение о прекращении работ по переброске северных рек. Очерк С. Залыгина «Поворот», как справедливо отмечалось в печати, убедительно показал, насколько важна предфактумная (упреждающая) публицистика, способная «предотвратить пагубу», способствуя тем самым быстрейшему экономическому и духовному возрождению страны.

 

Отечественная журналистика периода перестройки использовала все сложившиеся в советский период формы массовой работы. Регулярно проводились общественные рейды, материалы которых чаще всего публиковались под рубрикой «Трезвость – норма жизни».

 

Из форм массовой работы особо следует выделить «круглые столы», прямые трансляции и телемосты. Наибольший успех имели телемосты «Верховный Совет СССР – Конгресс США».

 

В первые годы перестройки изменения в системе отечественных СМИ были не столь значительны. Из подполья вышел самиздат.Появились также пацифистские, юмористические, детские и другие издания.

 

19. Журнал "Огонек" и его редактор В. Коротич.

 

«Огонёк» — российский общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал.

В 1974 году тираж составил 2 миллиона.

Первый номер журнала вышел в свет 9 декабря (21 декабря по новому стилю) 1899 года

 

Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов. Вскоре таким элементом стал кроссворд.

 

В начале 1950-х годов редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков, при котором окончательно оформились "фирменные" черты огоньковского стиля:

1. портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда),

2. рассказ и стихи в каждом номере, иногда детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды.

3. В журнале всегда имелась так называемая "вкладка" - цветные репродукции, благодаря которым читатели журнала знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и с советской живописью.

 

В это время очень популярным стало литературное приложение к "Огоньку" - его знаменитая "Библиотека". Она выходила с 1925 по 1991 год раз в неделю и продавалась отдельно от журнала.

 

в самом журнале печатались такие известные писатели, как Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель.

 

В 1986 году главным редактором «Огонька» был назначен Виталий Коротич. Он так описывает тогдашнее состояние издания: «…был такой замшелый „Огонёк“, который лежал в парикмахерских, и редактором которого был человек с гнусной репутацией — Анатолий Софронов».

В противовес советской журналистике с её идеологическими комментариями, Коротич начал давать в журнале как можно больше фактов и документов. Журнал печатал статьи злободневные темы: о торговой мафии, рыночной экономике, развитии кооперативов, реформе исправительно-трудовых учреждений, проблемах культуры и т. д.

«Огонёк» превратился в одного из локомотивов гласности. В то же время с обложки исчез орден Ленина, а партийная организация журнала была распущена

 

Виталий Алексеевич Коротич родился 26 мая 1936 г. в Киеве, в семье врачей. Был принят в Союз писателей СССР, вел радиопередачи, печатался не только в местной украинской, но и в центральной прессе, в т.ч. в "Литературной газете".

С приходом Коротича журнал изменил свою направленность, публицистические статьи в журнале стали образцом демократической мысли, а разоблачения превратились в культовый жанр тогдашней журналистики

Изменения в "Огоньке" начинались с малого. Все сотрудники получили свободный доступ к главному редактору, чего прежде никогда не бывало. Коротич редко пользовался своим редакторским правом единолично определять судьбу того или иного материала, как правило, решения принимались коллегиальною

Спектр обсуждаемых тем был крайне широк, это видно даже по названиям журнальных рубрик тех лет: "Азбука гласности", "Свидетельские показания", "Боль отечества", "Событие недели", "Говорят документы", "Хранить вечно" и т.д. Много внимания уделялось работе с читательскими письмами в рубрике "Слово читателя. Почта Огонька".

 

Отличительной чертой авторов "огоньковской" подбпорки было их противостояние советской власти, благодаря которому их и прекратили (или изначально запретили) издавать

Причем публиковались не только художественные произведения, на страницах "Огонька" находилось место дневникам, мемуарам, письмам.

 

.

 

МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ. ЯКОВЛЕВ

Газета «Московские новости» ведет свою историю от англоязычной газеты The Moscow News, которая была создана для иностранных специалистов в СССР.

  • «Пилотные» выпуски были подготовлены в марте‑мае 1980 года, регулярно начала выходить с 6 июля 1980 года.

В 1949 году в ходе борьбы с «космополитами» газета была закрыта, а её редактор Михаил Бородин осуждён по «делу Еврейского антифашистского комитета» и отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Сибири.

  • Во времена перестройки возглавляемые Егором Яковлевым «Московские новости» стали одним из самых популярных и авторитетных СМИ.
  • Это стало результатом либеральной редакционной политики и принципа «газеты как моста между СССР и Западным миром».

В 1986 году главным редактором газеты был назначен известный публицист Егор Яковлев.

Его́р Владимирович Я́ковлев (14 марта 1930 — 18 сентября 2005) — росс







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.055 с.)