ТОП 10:

Создание Агентства печати «Новости» и радиостанция «Маяк».



 

В 1961 году на смену Совинформбюро пришло Агентство печати «Новости» или АПН.

 

· «Информация на благо мира, на благо дружбы между народами»— таков был девиз нового агентства.

· АПН должно было распространять за рубежом правдивую информацию об СССР и знакомить советских людей с жизнью народов зарубежных стран. В общем, укреплять взаимопонимание, доверие и дружбу народов — это сказано в уставе агентства.

 

АПН стало ведущим информационным и публицистическим органом советских общественных организаций.

Его учредителями были Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и общество "Знание".

В наследство от Совинформбюро АПН получило ценные кадры и общественный статус — среди его учредителей были союзы журналистов, писателей, космонавтов, общества дружбы с разными странами.

 

А вот подача информации изменилась.

  • Теперь нужно было не только информировать, но и разъяснять, убеждать, доказывать.
  • Несмотря на свое название, сводками новостей агентство не занималось. На первое место вышли аналитические статьи и обзоры.
  • Фотослужба АПН готовила не меньше 120 тысяч сюжетов в год.
  • Газеты и журналы выходили в 45 странах разовым тиражом больше, чем в 4 млн экземпляров.
  • Агентство готовило вестники на любой вкус и для самой широкой аудитории: «Наука и техника», «Культура и искусство», «Спорт», «Молодежь — жизнь и проблемы», «Международная информация».
  • Был и ежедневный обзор советской прессы на английском языке Daily review.

 

Ежегодно АПН издавало по 200 книг и брошюр общим тиражом около 20 млн экземпляров. Печатали то, на что не решались другие издательства. Например, мемуары маршала Жукова, «Двадцать писем к другу» дочери Сталина Светланы Аллилуевой.

 

На внутреннюю аудиторию агентство практически не работало, за исключением газеты «Московские новости» и журнала «Спутник», которые были рассчитаны в том числе на российскую аудиторию и пользовались огромным спросом.

 

Журнал «Спутник» печатали не только на русском языке, но и на английском, французском, испанском, немецком, чешском и венгерском. В конце номера для иностранных читателей были представлены уроки русского языка, сказки и кулинарные рецепты народов СССР — вся страна в одном кармане.

 

Агентство печати «Новости» старалось найти своего читателя и слушателя везде, в первую очередь по другую сторону «железного занавеса».

 

АПН закончило свое существование в 1990 году, когда на его базе президент СССР Михаил Горбачев решил создать Информационное агентство «Новости» (ИАН).

 

Радиостанция «Маяк».

Государственная радиовещательная компания «Маяк» (ГРК «Маяк») — одна из крупнейших и самых узнаваемых радиостанций на территории бывшего СССР.

  • Основана в 1964 году по решению ЦК КПСС для создания «противовеса западным „голосам“.
  • Основателем «Маяка» принято считать одного из будущих идеологов перестройки А. Н. Яковлева.

Изначально придерживалась формата «5/25» — пять минут выпуск новостей и 25 минут музыкальной программы.

В качестве позывных была выбрана мелодия «Подмосковные вечера», которая используется и по сей день.

 

 

В конце 1980-х на радиостанции появилась четырёхчасовая «Панорама Маяка». Её вели Николай Нейч, Владимир Безяев, Павел Каспаров (позже он работал на ОРТ и ТВЦ).

 

СМИ периода застоя.

 

Название "застой" пришло уже в годы перестройки.

· Активизируется политическая установка противопоставления двух систем,

· показа преимуществ советского образа жизни, достоинств советского человека по сравнению с западным.

· Особо значимой темой становится борьба за мир,

· показ исключительного миролюбия советской политики и агрессивности устремлений и милитаристских действий капиталистических стран Запада.

· Прежней остается политика замалчивания неугодной информации – международной, внутриполитической, любой другой, идущей в разрез с линией партии.

 

На I Всесоюзном съезде советских журналистов Н. С. Xрущев назвал журналистов «подручными партии».

Негативной стороной деятельности СМИ стало создание нового культа — культа личности Xрущева. Разоблачив на XX съезде культ личности Сталина, Xрущев нарушил баланс влияния.

 

Советская система широко внедряла в сознание трудящихся категорию оптимизма в виде символов побед на трудовом фронте.

Предмет отражения СМИ — героика производственного труда.

  • Приоритеты по-прежнему оставались за рабочим классом, идущим рука об руку с крестьянством.
  • Их композиция определялась структурой того или иного технологического процесса.
  • Противоречия между трудовым энтузиазмом масс и все нараставшей волной беззакония требовали перемен, иных подходов к оценке фактов близкого прошлого.
  • Тематика ведущих центральных изданий была повернута в сторону экономических проблем.
  • На страницах газет появился ряд публикаций, в которых проводилась мысль об отказе от централизованного планирования натуральных показателей государственных заготовок и замене их стоимостными показателями. Другие издания указывали на ошибочность позиций популярных экономистов В. Венжера, Л. Кассирова, М. Лемешева, Г. Лисичкина и др. Инакомыслящим было отказано в сотрудничестве со СМИ.

 

Значительное место занимает в прессе и политика разрядки международной напряженности, эта тема подается как результат односторонних усилий СССР.

 

Юбилеи Победы в Великой Отечественной войне используются как массовые пропагандистские кампании.

 

Развитие беспроводного радио, появление портативных радиоприемников позволяет многим слушать передачи иностранных радиостанций. Это, в том числе так называемые “подрывные радиостанции” “Свобода”, “Свободная Европа” и другие.

 

Но эти передачи активно “глушатся” специальными помехообразующими устройствами. Телевидение этого времени по тематике выступлений ничем не отличается от газет. Даже развлекательные и художественные передачи несут на себе идеологический отпечаток. Главная их задача – воспитание нового человека. И телевидение ее свято выполняет.

 

Период «застоя» также определялся тем, что общество стремилось к стабильности.

 

Подконтрольным пространством легче управлять, именно оно является оптимальным вариантом для формирования новых архетипов, символов, мифов и существования прежних: герои великих строек коммунизма, герои целины, жертва и жертвенность во имя светлого будущего и др.

 

СМИ, целиком и полностью подчиняющиеся системе, в соответствии с ее требованиями формировали необходимый идеологам режима взгляд на мир, их категоричность и ортодоксальность не давала возможности гражданам адаптироваться к новому, передовому, прогрессивному.

 

 

16. "Комсомольская правда" и "Литературная газета"

 

Одно из старейших и самых популярных изданий России -общественно-политическая газета "Комсомольская правда", издается с 1925 года.

 

Первый номер центральной ежедневной газеты ЦК комсомола "Комсомольская правда" вышел 24 мая 1925 года тиражом 31 тыс. экземпляров.

 

  • Газета регулярно освещала участие молодёжи в коллективизации сельского хозяйства, в новостройках 1-й пятилетки (Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Магнитогорский металлургический комбинат и др.)
  • "Комсомольская правда" активно пропагандировала спорт, призывала молодежь к массовому туризму, в 1930 году выступила с предложением установить нормы спортивного минимума для каждого. С тех пор значок БГТО ("Будь готов к труду и обороне") стал первой наградой физкультурника.

С самого начала в "Комсомольской правде" свои произведения публиковали известные советские писатели и поэты.

В течение четырех лет штатным сотрудником "Комсомольской правды" был Владимир Маяковский, В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара.

 

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта.

 

После окончания войны газета активно участвовала в мобилизации молодежи на восстановление народного хозяйства.

 

Во второй половине 1980-х издание активно поддерживало проводимые Михаилом Горбачевым реформы.

Именно в 60-е годы были заложены главные принципы жизни и деятельности газеты, которые в последующее время, несмотря на изменение экономического и политического строя в СССР, стали фундаментом и помогли спасти газету, вывести ее в лидеры не только общероссийской, но и мировой газетной индустрии. Эти классические принципы, основанные на том, что главной действующей фигурой для газеты является читатель, и в современных условиях доказали свою силу и перспективность. Оказавшись в эпицентре всех событий, происходящих в стране, газета приняла самое активное участие в общественно-политической и социально-экономической жизни в период либерализации советского режима.

 

В 1960—1970-х годах в ней такие работали талантливые журналисты, как Юрий Щекочихин, Ярослав Голованов и Василий Песков.

В истории России 60-е годы получили название «оттепель», которые несли с собой надежду коренных изменений в СССР, а, следовательно, газете нужно было срочно менять ориентиры.

 

Именно в 1960-е годы стало вырисовываться природоохранное направление в российской журналистике, которое в условиях тотальной цензуры и однопартийности очень скоро приобрело черты общественной оппозиции режиму. Одним из первых, кто обратил внимание на варварское истребление природы в стране социализма, был В. Чивилихин. Его материал «Тайга шумит» вызвал большой резонанс в советском обществе. Речь шла об уникальном случае: группа выпускников Ленинградской лесотехнической академии решила реформировать многочисленные таежные хозяйства в Горном Алтае, «которые неразумно использовали дары природы

 

В начале 1970-х годов «Комсомольская правда» печаталась в 40 городах. Тиражи газеты распределялись неравномерно, формировались с огромным количеством самых разных искусственных ограничений и зависели от различного рода разнарядок, связанных с дефицитом бумаги, технической невооруженностью.

 

Литературная газета

 

13 января (1 января по старому стилю) 1830 года в свет вышел первый номер старейшего российского периодического издания "Литературная газета" ("ЛГ").

  • Газета была основана поэтом Антоном Дельвигом при участии Александра Пушкина и Петра Вяземского.
  • Газета выходила один раз в пять дней, ее первым редактором был Антон Дельвиг.
  • Разрешение на издание газеты было получено при условии отказа от публикации политических статей. Однако в критических статьях, рецензиях и полемических заметках газета затрагивала вопросы политики.

 

22 апреля 1929 года, при активном участии писателя Ивана Катаева и при поддержке Максима Горького вышел первый номер новой "Литературной газеты" и с этой даты ведется отсчет регулярного выпуска газеты.

 

С января 1942 года в результате объединения с газетой "Советское искусство" "ЛГ" издавалась под названием "Литература и искусство", ее редактором с 1942 по 1944 год был Александр Фадеев.

 

С 1 января 1967 года по инициативе главного редактора "Литературной газеты" газета приобрела новый облик и стала выходить один раз в неделю (по средам) на 16 страницах, став первой в стране "толстой" газетой.

 

  • Газета стала охватывать широкий диапазон тем — литература, искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт, другие интересные для публицистики темы.
  • На её страницах публиковались все самые крупные писатели РСФСР и других союзных республик, многие выдающиеся зарубежные писатели.
  • В её статьях на общественно-политическую тематику допускался более высокий уровень свободы мнений и либерализма, чем в большинстве советских газет того времени.

 

Особую популярность приобрёл отдел юмора «Клуб 12 стульев», занимавший последнюю, 16-ю полосу газеты. «Клубом» руководили Виктор Веселовский и Илья Суслов.

Среди публиковавшихся на полосе юмористов многие завоевали в дальнейшем значительную известность, в том числе Аркадий Арканов, Михаил Жванецкий, Эдуард Успенский, Михаил Задорнов, Виктор Коклюшкин, Лион Измайлов.

 

В 1970 году редакция газеты учредила ежегодную премию «Золотой телёнок», которая присуждалась за лучшие, по мнению редакции, сатирические и юмористические произведения, опубликованные в рубрике «Двенадцать стульев».

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.012 с.)