Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия человека Возрождения, дерзнувшего уподобить себя Богу.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха Возрождения - переход от Средневековья к Новому времени (XIV—XVII вв.) Средневековая философия оформила принципы абсолютной личности - Бога; земная жизнь человека - подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека.В новых воззрениях - преемственность от средневековья и античности. Возрождение античного наследия (Н Кузанский, М, Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).Вершина античной философии – неоплатонизм: единое благо - мировой Ум - мировая Душа – Космос. В средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец - Христос - Святой Дух - все сущее. Сдвинув сторону субъекта - абсолютной личности. В эпоху Возрождения - еще шаг в эту сторону - к атропоцентризму: в центре мироздания - человек. Теоцентризм сохраняется. Однако интересует человек: его природа, самоценность творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Однако цельность философских систем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого - эстетическое внимание к телесному, природному; от второго - понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).Человек - творец и художник - «перенимает» творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном в совершенном единении его с духовным. Совершенство - это красота. Эстетическое - доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение - через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы - объективного порядка зрительного восприятия). Гуманизм. Этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм - переворот в мировоззрении. Как проявление - противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины,критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно - в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд.
Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм. Утилитаризм - цель жизни и добродетель польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви. Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое общество с республиканским строем. Реальных исторических перспектив не было. Основные идеи эпохи Возрождения. 1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм. 3. Творческая сущность человека. 4. Личностно-материальное понимание мира. 5. Эстетическое понимание действительности. 6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догмза религиозные реформы. 7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого. 8. Пантеизм: бог - природа; в центре - героическая личность. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИТАЛИЯ Данте Алигьери (1265-1321) - «Божественная комедия», статьи - итог средневековой культуры, синтез поэзии, философии, теологии. У человека - двоякая природа - смертная и бессмертная, двойное предназначение: 1) земная добродетель; 2) посмертное - по Божьей воле. Два пути: 1) «философских наставлений» - в гражданском обществе под предводительством государя, открыт благодаря человеческому разуму; 2) «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум» - в вере под руководством церкви, открыт благодаря Духу Святому. У человека - свободная воля, определяющая его достоинство и ответственность за содеянное. К. Салютати (1331 -1406) - развитие и оформление гуманистической программы А. Данте и Ф. Петрарки Жизнь дана Богом. Главное – воспитание нового человека, обладающего humanitas - способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки -гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр которой (этика) - путь к совершенству. Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Дж. Бруно (1548-1600), Лоренцо Вала (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла(1463-1494). Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пытаются сплавить воедино наследие Платона Аристотеля, каббалу, зороастризм, герметизм утверждение возможности магического воздействия на природу.
На более глубоком уровне поиск метафизических оснований гуманизма: 1) Николай Кузанский (1401-1464); 2) Джордано Бруно {1548-1600). 1. Кардинал католической церкви - его метод аналогичен математическому - состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с бесконечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде содержит весь мир, как микрокосм. Человеку- микрокосм и на другом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей - действительных и возможных. Человек создан для творчества. Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром физических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось. 2. Дж. Бруно считал, что Вселенная содержит множество солнц и планет вокруг них. Центр - нигде и везде. Бесконечная Вселенная - порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природным вещам. Разумная жизнь есть не только на Земле. Человек - конечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная безличная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель - высшая ступень познания и совершенствования, самоотверженность и подвижничество - состояния героического энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать бесконечную Вселенную. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ЕВРОПА В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового времени. Эразм Роттердамский (1469-1536) - противник философии аристотелевско-схоластического типа ее логикой, метафизикой, физикой; сторонник соратовского мудрого понимания жизни. Философия Возрождения - христианская мудрость в Евангелиях Деяниях апостолов. Для того чтобы вернуться истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда, свободы воли. Мартин Дютер (1483-1546) - вождь протстантизма, отвергавший основные догматы католицзма, но отрицавший свободу воли. под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма, идей и практики церковной реформа находились Т. Мор (1479-1555) – основатель утопического социализма; теоретики естественного Боден (1530-1596), А. Альтрукий(1577-1638), Г. Грокий(1583-1645), которые разделяют право Божественное и человеческое, вытекающее из природы человека и постигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных исторически обусловленных формах. Государство может требовать от подданных лишь признания общих религиозных идей. Это естественная религия, постигаемая естественным разумом без вмешательства откровения. Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии. Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) «Новая Атлантида» - познание природы и использование знания как основы социального благополучия. Возрождать надо не учения античной философии, а дух поиска (как у досократиков) и естественный разум, проницательность, очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктивный метод {от частного к общему), которые способны дать полную и полезную картину мира. Философия в широком смысле -система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (памяти соответствует история, воображению - поэзия). Философия в узком смысле - учение о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания. Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъестественном откровении, строится на авторитете; философия - на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явлений указывает на существование Бога, возможна естественная теология, соответствующая естественной религии. Мишель Монтень {1533-1592) «Опыты». Религия - общественное установление для организации жизни народа, а не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно. Сомнительна естественная теология. Наши знания скорее знания о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Знание о незнании (ученое незнание) стимул к сомнению во всех утверждениях, к поиску истины. Истина - процесс. Есть положения с высокой степенью вероятности (человек не центр мира). Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опирающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей знания о природе, самоценность жизни, естественные право и мораль, религию.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.127 (0.011 с.) |