Нео - и постпозитивизм (Венский кружок, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос). Философия языка Л. Витгенштейна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нео - и постпозитивизм (Венский кружок, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос). Философия языка Л. Витгенштейна.



1)Первый позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Д. Милль, Г. Спенсер.

2)Эмпириокритицизм (махизм). Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3)Неопозитивизм (логический позитивизм). Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

Возникновение и формирование неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка. Неопозитивизм - одно из распространенных направлений философии ХХ в. Неопозитивизм считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в к-ром выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия). Философский анализ с т. зр. неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь «данным», т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы неопозитивизма, напр. ранний неопозитивизм венского кружка, ограничивая «данность» индивидуальными переживаниями, объективно склонялись к субъективному идеализму. Наиболее влиятельной разновидностью неопозитивизма явился логический позитивизм. С 30-х гг. XX в. регулярно созывается ряд международных конгрессов и осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивистов в печати. Рекламируя себя в качестве «научного эмпиризма», неопозитивизм оказывает в этот период заметное воздействие на различные круги ученых, под его влиянием складывается ряд идеалистических концепций в истолковании открытий науки. Начиная с 50-х гг. неопозитивизм переживает идейный кризис, связанный с неспособностью решить реальные проблемы научного мировоззрения и методологии науки. Это выражается, в частности, в резкой его критике со стороны таких направлений философии науки на Западе, как постпозитивизм и критический рационализм.

4) Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, И.Лакатос, Пол Фейерабенд, Полани, Тулмин.

Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Исторически первым учением, положившим начало постпозитивизму, был критический рационализм Карла Поппера, который критиковал положения неопозитивистов в целом и Венского кружка в частности. Учение Поппера было дополнено и развито Лакатосом. Вторая основная линия постпозитивизма восходит к историческим исследованиям Т. Куна, которые привели к появлению понятий «научная парадигма» и «научная революция». Научное исследование, утверждает Кун, строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмой, причём выбор парадигмы диктуется не неким «прогрессом знания», а зачастую психологическими и иными вненаучными факторами. К постпозитивизму близки по духу исследования французской эпистемологической школы (неорационализма), в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

Людвиг Витгенштейн - австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого - язык математической логики.

Знаменитый австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889–1951) являлся учеником Б. Рассела (1912–1913) и долгое время поддерживал с ним дружеские отношения. В своих исследованиях он основывался на следующих идеях «логического атомизма» учителя: 1. идее создания совершенного логического языка; 2. идеео том, что логика составляет сущность философии; 3. — о бессмысленности предложений традиционной метафизики. Большое влияние на взгляды Витгенштейна оказала также логика Фреге, из которой философ позаимствовал такие понятия, как «смысл», «пропозициональная функция», «истинное значение».

К направлению «логического позитивизма» относился ранний этап его творчества, связанный с написанием работы «Логико-философский трактат». Издание этого произведения принесло философу всемирную славу. Этот труд оказал огромное влияние на возникновение «логического позитивизма» «Венского кружка» и формирование его основных положений. Особенностью философского подхода Витгенштейна было то, что метод логического анализа он направил на язык. При этом философ исходил из мысли о том, что хотя человек и связан с миром различными способами - практическим, эмоциональным, волевым, однако его теоретическое, интеллектуальное отношение к природному и социальному миру, созданная им картина мира определяется только языком, его структурой, строением и особенностями. Поэтому осознанный мир человека — это мир языка и все теоретические проблемы, по сути, представляют собой языковые проблемы и требуют языкового решения.

Главный вопрос для Витгенштейна заключался в том, что существующий язык весьма несовершенен, поэтому в своей работе он поставил задачу найти предельно ясную логическую универсальную модель знания-языка и общую форму его основного элемента — атомарного высказывания. Язык рассматривался Витгенштейном как абсолют, который может быть воплощен в универсальной логической модели. Такую логическую схему языка философ полагал зеркально отражающей структуру мира. Он утверждал, что язык — это содержание мира, поскольку мир представляет собой то, что о нем говорится. Философ ставил перед собой задачу проанализировать отношение языка к миру, двигаясь при этом от основ логики к основам мира.

В своем исследовании Витгенштейн исходил из основного положения «логического атомизма», в соответствии с которым мир состоит из «атомарных фактов», под которыми понимается все то, что «имеет в мире место». Для Витгенштейна «факты» — это то, о чем говорится в предложениях языка, сама же онтологическая природа их безразлична. Предложение языка есть образ или логическая фотография «факта» действительности. При этом необходимо отметить, что процесс познания развертывается на уровне «нейтрального монизма» — мысль и предложение, по сути, совпадали, являясь логическим образом факта.

Логическая концепция языка Витгенштейна базировалась на трех основных моментах. Прежде всего, предметные термины языка истолковывались как имена объектов и были выделены в качестве устойчивой, сохраняющейся субстанции мира. Во-вторых, элементарные («атомарные») высказывания — «факты» — полагались в качестве логических картин конфигураций объектов, то есть как истинное описание подвижных изменяющихся событий. И, наконец, сложные высказывания выступали как логические комбинации «атомарных» предложений и представляли собой ситуации уже комплексного типа или «факты», совокупность которых мыслилась как истинная картина мира.

Полученная в результате модель «язык-логика-реальность» определялась структурой и границами языка. Для начала все языковые выражения были разделены философом на три группы: 1. предложения, которые являются истинными, поскольку соответствуют действительности, являясь ее образами — «атомарные предложения»; 2. «тавтологии» логики и математики, которые всегда истинны; 3. противоречия, которые никогда не истинны.

Характерна литературная форма, в какой написан «Логико-философский трактат». Он состоит из коротких пронумерованных афоризмов, т. е. по большому счету, это форма, совершенно не соответствующая назначению аналитической философии, которая призвана уточнить язык науки.

Вся «философия» Витгенштейна колеблется между двумя крайностями, которые обнаружились в понимании природы логики вообще. Во-первых, это чисто формалистическое толкование логики как некоторой свободной игры, законы и правила которой не выражают никакой реальности. Во-вторых, это логический эмпиризм, который прежде всего и выражает именно Витгенштейн. Мы пока оставляем третью позицию, согласно которой логика — та, которую имеют в виду Рассел и Витгенштейн — представляет собой совершенно особую реальность, а именно формальные условия мыслительной человеческой деятельности.

Логический эмпиризм Витгенштейна проявляется в том, что логика у него есть отражение мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.007 с.)