Сущность мировоззрения, его структура и исторические типы, уровни и виды мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность мировоззрения, его структура и исторические типы, уровни и виды мировоззрения.



Структура. Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, являются его ориентирами в повседневной жизни. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение, миропонимание-взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития М нужно выделить различные этапы, т.е., характеризуя М как историческое. Исторические типы М: (Мифологический, Религиозный, Научный, Философский). Мировоззрение исторически конкретно, оно вырастает на почве культуре и вместе с ней претерпевает изменения. Структура мировоззрения - психологическая и гносеологическая. Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. Гносеологическая структура: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д.

Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)

Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)

Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

Уровни. Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения. Практический уровень мировоззрения иногда называют "жизненной философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятия "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.

Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.

В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп), то в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Философия как мировоззрение прошла три этапа развития:

космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека.


27. Мифология, религия, философия как формы мировоззрения. Философская, научная и религиозная картины мира.

Мифология как мировоззрение.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ:

- происхождение Вселенной, Земли и человека;

- объяснение природных явлений;

- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

- вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа:

- очеловечивание природы;

- наличие фантастических богов, их общее взаимодействие с человеком;

- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.);

- однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Важно отметить, что первобытное мифологическое мировоззрение несводимо к мифу как литературной форме. В мифе уже кристаллизовались первые крупицы знания, но он еще не представлял собой познавательной модели мира и места человека в нем. Мифы выражали представления людей о «превращении хаоса в космос». В сфере природы это представлялось как переход от тьмы к свету, от воды к суше, от пустоты к веществу, от бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию. В сфере общества «превращения хаоса в космос» понималось как обучение трудовой деятельности, как система запретов, регулирующих половые отношения (в родовом обществе), как формирование обычаев, обрядов и т.д. Таким образом, мифологическое мировоззрение в известной мере реализовало в своем содержании социальные функции, присущие двум уровням мировоззрения: жизненно- практическому и теоретическому. Важно осознать, что миф – не сказка и не выдумка. Миф – это образ, образное выражение идеи. Поэтому задачей мифа не является дать человеку знание, объяснение явлений окружающей действительности. Миф – это синтез чувства, образа и мысли по какому-либо поводу. Мифология сыграла стабилизирующую роль в жизни первобытного общества. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения, устанавливали гармонию между миром и человечеством, природой и обществом, обществом и индивидом, и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Религия как мировоззрение.

На ранней стадии человеческой истории наряду с мифологией как мировоззренческой формой существовала и религия.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф.

 


Основные мировые религии   Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии   Функции религии (помимо мировоззренческих)

 


- христианство   - синтоизм   Объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
- ислам - индуизм
- буддизм - иудаизм Культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
    Нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадание, честности, терпимости, порядочности, долга)

Важно иметь в виду, что магия и религия не тождественны, хотя имеют общие корни. Магия наиболее характерна для доклассовых обществ. Она связывает то, что реально не связано (например, предмет и его имя). В случае магии человек думал, что сам (без сверхъестественных сил) воздействовал на предмет. Религия наиболее характерна для классовых обществ. В идее «боги – деспоты» выражалась зависимость человека не только от природы, но и от класса имущих. Человек произносит те же заклинания, но воздействие на предмет зависит не от самого человека, а от сверхъестественной силы – бога, которые опосредует это ношение. Бог может помочь человека, а может отвергнуть его молитвы. Специфика религии заключается не в том, что мир делится на естественный и сверхъестественный (такие мировоззренческие конструкции присутствовали и в мифологии на высокой стадии ее развития), не в вере (вера – это отношение к этим мировоззренческим конструкциям, она присутствует и в мифологии), а в культовой системе. Культовая система – это совокупность обрядовых действий, направленный на установление определенных отношений со сверхъестественным. Мировоззренческие конструкции, включенные в культовую систему, становятся вероучением (ср.: в мифологи нет учении о вере). И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер, то есть мировоззренческие конструкции начинают регулировать, регламентировать, упорядочивать и сохранять нравы, обычаи, традиции. Основная функция религии состоит в том, чтобы дать ощущение вечности. Ведь жизнь преходяща, смерть страшна, дела человека конечны. Возникает вопрос: может, не важно, как человек проживает свою жизнь? Ведь итогом будет тлен. Религия учит: важно прожить жизнь достойно, ведь дела человека не умирают. Люди помнят добро и зло. Религия призвана возвысить человека до чего-то вечного, абсолютного, она призвана «укоренить» человека в трансцендентном. Таким образом, религия придает смысл и значение, устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Специфика философского знания.

Термин «философия» впервые ввел в обиход Пифагор, понимая под ним «любовь к мудрости», а затем Платон стал интерпретировать его как любовь к «мудрости-истине». Ибо мудрость, с его точки зрения, и состоит, прежде всего, в стремлении к познанию истины, к достижению гармонического равновесия между душой и разумом. В стремлении к такому состоянию, когда «внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так именно должно жить, пока она жива…» Возникновение философии характеризует новый этап в развитии духовной культуры общества, в котором начинает формироваться новое, отличное от мифологического и религиозного, отношение к окружающему миру, к самому человеку и его мышлению. Это отношение носит теперь уже не столько духовно-практический, сколько теоретический характер, что связано, прежде всего, с рефлексией. Иначе говоря, философия возникает как распространение мысли в той или иной узкой области конкретно-научного знания на область, охватывающую мир в целом, в том числе и самое мышление, вместе с его рационализацией. Духовными источниками философии служат «рациональные зерна», заложенные в мифологии, религии и начатках наук (математики, физики, астрономии и медицины).Именно противоречивое единство мифологического и религиозного мировоззрения и научного метода явилось предпосылкой появления философии, которая в своем поступательном развитии приобрела только ей присущие черты:

1. Ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру.

2. Она изучает предельные основания мироустройства.

3. Основным средством познания является умозрение и интуиция.

4. Ее эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика.

5. Она сочетает в процессе изучения действительности онтологический, теоретико- познавательный, ценностный и другие подходы.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение философии. Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни. Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональное и эмоциональное, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому, проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия. Конечен или же бесконечен мир? Развивается он или остается в своей основе неизменным? Если мир развивается, то существуют ли закономерности этого развития? Почему и как человек может познавать окружающий мир? Может ли человек познать самого себя? Что он есть по своей сути? Что есть истина? Что такое Добро и Зло? Что такое счастье и можно ли его достичь? Что есть жизнь и смерть и возможно ли бессмертие? Среди этих вопросов центральным для философии является вопрос об отношении человека к миру. Традиционно в отечественной литературе этот вопрос трактовался в духе новоевропейской традиции через призму субъектно-объектных отношений. В результате человек во всех его ипостасях был сведен к безличному субъекту познания, а объект – к вещно-материальному миру. Это давало повод для упрощенной формулировки центрального вопроса философии как отношения сознания (духа) к материи. Между тем, этот вопрос не водится к познавательному процессу; он носит универсально-глобальный и онтологический характер. Это значит, что не сознание само по себе вступает в отношение с миром, а человек как микрокосм (бесконечно-конечное существо) при помощи сознания. В то же время мир, противостоящий человеку, не исчерпывается вещно- материальными феноменами, а представляет собой совокупность всех форм бытия, включая материю. Иначе говоря, мир есть все, что реально существует. В этом свете отношение сознания к материи может рассматриваться в контексте более широких отношений «человек – мир»

Специфические черты философского знания:

- Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде;

- Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;

- Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним;

- Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

- Во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

- Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

- Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

- Имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

- Ограниченно познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Концепции возникновения (генезиса) философии.

Можно выделить четыре точки зрения и соответственно четыре концепции, по-разному трактующие процесс формирования философии: мифогенная, гносеогенная, эклектическая и гнологенно-мифогенная. Представителями мифогенной концепции являлись Гегель, А.Ф.Лосев и др. С их точки зрения философия возникает из мифологии путем внутреннего (имманентного) развития мифологии за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма сменяется на безлично-понятийную. Мифогеники правильно видят в мифологии, религии, искусстве (т.е. в социоантропоморфическом комплексе) духовный источник философии. Но они ошибаются, полагая, что этот комплекс – единственный источник возникновения философии.

Сторонниками гносеогенной концепции были Спенсер, Богданов и другие позитивисты. Они правильно видели источник философии в научном знании, но ошибались, абсолютизируя его. Эклектическая концепция утверждает, что философия возникает не как таковая, а как философский материализм и философский идеализм. Материализм выступает на продолжение «линии знания», а идеализм как продолжение «линии веры». Это концепция слишком упрощена и схематична. Более того, распад на материализм и идеализм – это достижение определенной стадии развития философии. Гносеогенно-мифогенная концепция признает три источника возникновения философии: мифологию, знания и обыденное сознание, существовавшее в виде пословиц, поговорок, народной мудрости.

Функции философии:

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение

 

Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Критическая функция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально- нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала XX вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причину его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Проностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Гуманистическая функция заключается в том, что философия способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров, освобождению от «рутины повседневности». Она помогает человеку статьи человеком.

 

 

Логика
Гносеология
Онтология

 

 

Структура современной философии:

Прикладная философия (культуры, науки, религии, образования, истории и т.д.)
Философская антропология –учение о человеке
Аксиология –философскоеисследование природы ценностей.
Социальная философия
ФИЛОСОФИЯ
История философии
Эстетика –философское учение о ценностях отношениях человека к миру
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность

Философия и наука.

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель); то она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Гегель, догматический марксизм); то, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что они носят априорный характер (Конт). В действительности взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Это значит, что философия, как универсальное знание о сущем и месте в нем человека, намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в социо-культурном контексте. В отличие от философии, частные науки изучают отдельные фрагменты действительности, но не постигают мир как целое и его универсальные законы. Частные науки служат эмпирической базой философии, без которой она может порождать «тощие» абстракции и схоластическое теоретизирование. Но это не означает, что она находится в полной и постоянной зависимости от этих наук. Философия не может ждать, пока они совершат новые открытия. У нее существует свой самостоятельный путь познания мира посредством умозрения и интуитивного озарения. Поэтому неправомерно отождествлять философию с наукой, представлять ее только как логическую систему знаний, как это делают сторонники сциентического подхода (Гуссерль и др.). В философии, конечно, можно выделить область рационального знания, представленного, например, гносеологией, онтологией, теоретической этикой или историей философии. Более того, возникновение и развитие философии предоставляют нам убедительные свидетельства того, что сама она выросла из научных з наний, и никогда в последующем не теряла связи с ними.Так, системы Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса и многих других философов вполне удовлетворяют таким критериям научности, как рациональность, объективность, системность, интерсубъективность. Вместе с тем, было бы неверным относить философию в целом к одной из отраслей научного познания. Такая позиция ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно были бы исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу. Следовательно, философия может быть представлена на разных уровнях познания: научном, обыденном, художественно-образном и мифологическом. Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как это делал, например, Ницше, утверждаю, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир. Любая философская концепция субъективна лишь по форме, но объективна по своему содержанию. Доминирование личностного, субъективного начала в этих концепциях приводит к снижению их эвристической ценности, хотя индивидуальные особенности мыслителя оказывают значительное влияние на его философские построения.

Единство материи, движения, пространства и времени

Осознание и обоснование указанного единства в истории науки и философии произошло не сразу. Большой вклад в решение этой проблемы внес Н. И. Лобачевский, который в основу своей неэвклидовой геометрии положил идею о тесной зависимости геометрических отношений от природы материальных тел. Он пришел к выводу о том, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи.

Глубокое обоснование единства материи, движения, пространства и времени дал А. Эйнштейн, создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. В соответствии со специальной теорией относительности пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300 000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются («эффект близнецов»). Пространство и время в специальной теории относительности представляются как взаимосвязанные свойства физических систем и процессов, единство которых реализуется в понятии «пространство-время», и описываются с помощью четырехмерной геометрии.

В основе общей теории относительности лежит положение о том, что четырехмерное пространство-время, где действуют силы тяготения, подчиняется соотношениям неэвклидовой геометрии («искривление» пространства). Эта теория говорит о влиянии на ход времени гравитационных масс. Вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет (чем на их поверхности). Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел.

Таким образом, теория относительности А. Эйнштейна показала неразрывную связь между пространством и временем (четырехмерный пространственно-временной континуум), а также между движением материи и ее пространственно-временными формами существования.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики.

Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный тварный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия.

Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.

В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.

Философия существенно отличается от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.034 с.)