Процессуально-правовой части игры «О выселении» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессуально-правовой части игры «О выселении»



Б) Наличие оснований для отвода и самоотвода бакалавра-судьи

 

подлежит проверке вначале всех процессуальных действий с целью своевременного определения процессуальной судьбы иска (ст. 16-21, 164, 352 ГПК РФ). С момента поступления иска в суд и до удаления в совещательную комнату для принятия решения вопрос отводов может быть поднят любым участником процесса. Если такие основания будут установлены в судебном заседании, бакалавру-судье следует опираться на ст. 164 ГПК РФ.

ü Судебная практика выработала подход, при котором возможность устранения бакалавра-судьи из дела (например, по основаниям недоверия) допускается и вне судебного разбирательства, когда бакалавр-судья обращается к руководителю суда до начала заседания, чтобы передать дело в другой состав суда.

Такой подход позволяет обеспечить справедливое рассмотрение спора, и не тратить время на рассмотрение ходатайств об отводе.

 

2. (1-Б) Определить подсудность иска (Гл. 3 ГПК РФ) [22]

Несоблюдение правил подсудности будет означать принятие решения в нарушение требований Конституции РФ (п. 1 ст. 47). При установлении обстоятельств неправильного применения правил подсудности, бакалавр-судья обязан направить дело в соответствующий суд в порядке ст.33 ГПК РФ; /в предложенном примере иск предъявлен в районный суд г. Железнодорожного по месту жительства ответчиков и месту нахождения их жилого помещения, то есть – спор рассматривается надлежащим судом, с соблюдением правил территориальной подсудности (ст. 28,30 ГПК РФ);

 

3. (1-Б) Соответствие искового заявления требованиям ГПК РФ и наличию оснований, препятствующих рассмотрению дела

ü законным, справедливым и обоснованным решение суда может быть признано при условии обязательного соблюдения, в том числе, и норм гражданского процессуального права: на данной стадии – статей 131-132,134-136 ГПК РФ;

 

4. (1-Б) Состав субъектов спора с целью возможного привлечения иных участников в данный процесс (например, третьего лица) либо замены ненадлежащей стороны (Гл.4 ГПК РФ)

это необходимо для целей привлечения иных субъектов в данный процесс, либо замены ненадлежащей стороны (ответчика, соответчика, третьего лица, эксперта, специалиста и пр.);

ü обратить внимание на тот факт, что понятие истца указано в ст.38 ч.2 ГПК РФ, но применяется судьями иногда неправильно.

(К примеру, /по аналогии/ по делам о взыскании алиментов в исковых заявлениях родитель указывает истцом себя, в то время как истцом должен признаваться ребенок, ибо в его интересах родитель обращается в суд. Следовательно, если ребенок истец, то родитель должен быть привлечен в качестве законного представителя несовершеннолетнего).

ü По жилищным спорам, если права несовершеннолетних детей затрагиваются иском, то они участвуют соответственно в качестве истца, либо ответчика. Вопрос определения статуса лиц, участвующих в деле, решается судом на стадии принятия дела к производству, но может быть рассмотрен в течение всего срока, отведенного на рассмотрение спора судом.

В предложенном примере наймодателем – ООО «ЖЭК № 32» (у представителя доверенность на участие в деле); наниматели (ответчики) – Петров С.О. и член его семьи жена Петрова Д.А. – престарелые пенсионеры; (необходимых случаях следует отличать специальных субъектов[23], например, занимающих служебное жилище, временных жильцов, нанимателей по договору коммерческого найма, безвозмездного найма);

 

Б) Полномочия представителя в суде

необходимо проверять, обратив внимание на сроки доверенности, ее надлежащее оформление, объем полномочий, документы лиц, удостоверяющих лиц, допущенных к выступлению по доверенности; позицию стороны в судебном заседании, которая может изменить ее, отозвав доверенность в ходе судебного заседания, либо предложив выполнять эту функцию другому лицу (ст.54 ГПК РФ); у законных представителей соответственно проверяются документы, основанные на факте родства (свидетельство о рождении, о перемене фамилии, судебные решения об исключении записей о родителе из актовой записи о рождении ребенка, усыновлении и пр.);

 

Б) Относимость и допустимость доказательств

ü Бакалавру-судье целесообразно определить круг средств доказывания для последующего исследования их в судебном заседании; выявить пределы доказывания и полноту доказательств, для чего необходима предварительная оценка представленных доказательств, подтверждающих либо опровергающих предложенные истцом основания.

ü требуется проверить относимы, допустимы, достаточны ли представленные доказательства (ст.59-61 ГПК РФ):

/в сценарии ДИ представлена копия распоряжения от 12.10.2007 г. о праве на вселение в спорную квартиру, выписка из домовой книги о перечне проживающих – ответчиков по делу; лицевой счет о размере 2-комнатной квартиры и ее статусе – занята на условиях социального найма жилого помещения; квитанция о неполном размере платежей, акты напоминания об оплате, копия письма ответчиков, признающих факт непоступления оплаты, с объяснением уважительности причин невыполнения обязанности по оплате квартиры/;

оснований для признания не допустимыми доказательствами, либо не относящимися к делу, в предложенном выше перечне не выявлено;

ü (например, если бы договор был заключен в устной форме, а не письменной, то на свидетельские показания нельзя было бы ссылаться, хотя использовать другой вид средств доказывания закон допускает (ст. 162 п.1 ГК РФ);

 

 

7. (1-Б) Основания иска, уточнение истцом предмета требований для обеспечения сбора доказательств, подтверждающих либо опровергающих основания иска

ü Законодатель запрещает одновременное изменение предмета и основания иска, однако уточнение этих элементов в суде необходимо в целях наиболее четкого определения правовых позиций сторон и установления в последующем соответствия, либо несоответствия той или иной позиции закону.

В ходе судебного разбирательства подлежат обязательной проверке и оценке:

ü указано ли в иске о выселении еще и требование о расторжении договора социального найма жилого помещения;

ü надлежащий ли истец предъявил иск о выселении, право на которое по указанным основаниям имеет только наймодатель;

ü исследуя причины неплатежей, оценивать их уважительность в каждом деле, а не только при условии заявления об этом должников;

ü поскольку суд вправе по своему усмотрению определять уважительность причин неплатежей и давать им оценку, то допустимо расширение перечня таких причин, куда включать и дополнительные критерии, основанные на усмотрении суда;[24] можно учесть также состояние здоровья (инвалидность нанимателя или члена семьи нанимателя (далее – ЧСН), беременность, требующую дополнительных расходов, рождения ребенка/детей, повлекшего материальные затраты по медицинским показаниям, хронические заболевания);

ü тяжелые семейные обстоятельства: смерть близких, похищение людей, судебные тяжбы, осуждение к лишению свободы, признание безвестно отсутствующим, объявление умершим, ограничение в дееспособности, лишение родительских прав);

ü выезд нанимателя или ЧСН на постоянное место жительства за рубеж либо другой город, когда выбывшие были основными плательщиками;

ü наличие взысканий по гражданско-правовым сделкам (залог, арест имущества, задолженность по алиментам, долговым обязательствам, взыскания за поручительство);

ü проверять в досудебной подготовке, является ли спорное жилище ответчиков единственным – для целей возможного наложения ареста в обеспечение иска на другую недвижимость в случае большой суммы задолженности;

ü возраст – престарелый, несовершеннолетний – социально незащищенные категории граждан.

 

Б) Судебная практика применения процессуальных норм при разрешении аналогичных споров, на основании которой можно делать выводы и в данном производстве,

требует ознакомиться с правовой позицией по исследуемому вопросу в соответствующих постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (см. табл. № 1).

Так, 02.07.2009 г. принято постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», где в п. 38 сказано, что «при рассмотрении иска наймодателя о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма в связи с невнесением ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (п. 1 ч. 4 ст. 83, ст. 90 ЖК РФ) суду необходимо установить, по каким причинам и в течение какого периода времени нанимателем и членами его семьи (дееспособными или ограниченными судом в дееспособности) не исполнялась обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Разрешая указанный спор, судам следует исходить из того, что, по смыслу п. 1 ч. 4 ст. 83 и ст. 90 ЖК РФ, обстоятельством, имеющим юридическое значение, является невнесение нанимателем и членами его семьи названных платежей непрерывно более чем шесть месяцев подряд. К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др. Заявленный иск не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем 6 месяцев подряд. В резолютивной части решения суда о расторжении договора социального найма и выселении нанимателя и членов его семьи по основанию, предусмотренному ст. 90 ЖК РФ, должно быть указано конкретное другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемым нанимателю и членам его семьи. Предоставляемое другое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), быть по размеру не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека (ст. 90 и 105 ЖК РФ), располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования».

 

9. (1-Б) Наличие в производстве суда документов по аналогичному спору /решения, определения о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска либо утверждением мирового соглашения (ст.220 ГПК РФ)/;

кроме того, следует учесть и другие факты для анализа в их системной связи:

ü компетентны, а также уполномочены ли специалисты, давшие заключение о пригодности к проживанию предоставленного жилища;

ü нет ли в производстве этого либо другого суда вступивших в законную силу решения суда, определения о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска либо утверждения мирового соглашения, существуют ли иные препятствия);

ü имеется ли постановление Конституционного Суда РФ по конкретному делу, подлежащее учету при рассмотрении данного спора;

ü принят ли судебный акт Европейского Суда по правам человека, чьи правовые позиции подлежат учету при защите прав граждан (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5 от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»);

ü просмотреть аналитические справки, сложившуюся судебную практику применения закона по данной категории дел, сборники вопросов и ответов судей Верховного Суда РФ и пр.;

ü изучить тематический обзор проблем по искам о выселении в связи с неплатежами граждан, проведенный в 2012 г. судьей ВС РФ Василевской В.П.;[25]

ü судебный акт должен содержать резолютивную часть решения, перед изложением которой следует проанализировать:

· отчетливо ли сформулированы выводы суда;

· все ли исковые требования разрешены по существу, не вышел ли суд за рамки иска;

· исполнимо ли решение[26];

· не будет ли судебный акт нуждаться в дополнительном разъяснении.

Предложенная методика подхода к разрешению любого правового казуса, и не только обсуждаемого в деловой игре о выселении, наглядно показывает бакалаврам:

ü каким образом следует выстраивать алгоритм действий при подготовке и решении подобных споров;

ü какой объем вопросов предстоит исследовать суду в ДИ в материальном и процессуальном аспектах;

ü как при помощи данной методики можно принимать решения, основанные на всестороннем и полном исследовании всех собранных доказательств, анализе и учете указанных выше обстоятельств в их совокупности и системной связи;

ü что станет способствовать уменьшению отмен либо изменений решений вышестоящими судами;

ü как реализуется принцип правовой определенности и обеспечивается более эффективная судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций.

5.5.5. Рекомендации по самостоятельной работе бакалавра

Велика потребность в формировании нового поколения юристов, обладающих высокой профессиональной культурой, понимающих комплексный характер природы жилищного права и жилищных правоотношений, способных разбираться, анализировать, прогнозировать, умело толковать, правильно избирать правовые позиции, применять Конституцию Российской Федерации, национальное и международное законодательство в процессе разрешения жилищных споров с целью защиты нарушенных прав и свобод граждан страны. Применение этих знаний обусловлено увеличением нарушений жилищных прав граждан, правовой некомпетентностью субъектов жилищных правоотношений.

Целью самостоятельной работы является глубокое, полное усвоение учебного материала, а также приобретение и развитие навыков и умений заниматься самообразованием. Непосредственно для судебной деятельности самообразование должно носить непрерывный и систематический характер, так как жилищное законодательство несовершенно, и практика его применения все еще находится в состоянии формирования. Специфика курса «Жилищное право» такова, что он может быть освоен только при условии настойчивого и кропотливого труда, в котором нет места заимствованиям, компиляциям, недобросовестности, поскольку каждый жилищный спор индивидуален, имеет свой набор обстоятельств, доказательств, правовых последствий, требует соответствующего понимания, толкования, ответственности.

Самостоятельная работа бакалавров складывается из работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики, учебниками, конспектами лекций, дополнительной литературой.

Принято считать, что внеаудиторную самостоятельную работу необходимо выполнять обязательно в домашних условиях. Однако более эффективно и результативно такая работа может быть реализована только в читальном зале, что бакалаврам следует обязательно учесть.

Заочное обучение бакалавров в Университете имеет свою специфику, позволяющую студенту самостоятельно и фундаментально подготовиться к будущей деятельности.

Поэтому, организуя внеаудиторную часть работы по изучению курса в режиме самоподготовки, бакалавру рекомендуется использовать весь арсенал предоставленных ВУЗом возможностей, то есть: фонды библиотеки, в том числе изучать диссертации и авторефераты (используя материалы и внеакадемических авторефератов), слушать выступления на заседаниях диссертационных советов РАП по соответствующей тематике, участие в конференциях и заседаниях «круглого стола» по жилищной тематике, проводимых в Университете на двух факультетах повышения квалификации судей судов разных уровней, выезжать на занятия в суды и другие структуры судебной системы, организуемых в рамках повышения квалификации как судей, так и сотрудников аппарата судов, использовать работу в компьютерном классе, самостоятельно готовить тезисы выступлений с докладом и т.д.

Специфика курса такова, что студентами заочных форм обучения он может быть освоен только при условии настойчивого и кропотливого труда, в котором нет места заимствованиям, компиляциям, недобросовестности, поскольку каждый жилищный спор индивидуален, имеет свой набор обстоятельств, доказательств, правовых последствий, требует соответствующего понимания, толкования, ответственности.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И АТТЕСТАЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.035 с.)