Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессуально-правовой части игры «О выселении»
Б) Наличие оснований для отвода и самоотвода бакалавра-судьи
подлежит проверке вначале всех процессуальных действий с целью своевременного определения процессуальной судьбы иска (ст. 16-21, 164, 352 ГПК РФ). С момента поступления иска в суд и до удаления в совещательную комнату для принятия решения вопрос отводов может быть поднят любым участником процесса. Если такие основания будут установлены в судебном заседании, бакалавру-судье следует опираться на ст. 164 ГПК РФ. ü Судебная практика выработала подход, при котором возможность устранения бакалавра-судьи из дела (например, по основаниям недоверия) допускается и вне судебного разбирательства, когда бакалавр-судья обращается к руководителю суда до начала заседания, чтобы передать дело в другой состав суда. Такой подход позволяет обеспечить справедливое рассмотрение спора, и не тратить время на рассмотрение ходатайств об отводе.
2. (1-Б) Определить подсудность иска (Гл. 3 ГПК РФ) [22] Несоблюдение правил подсудности будет означать принятие решения в нарушение требований Конституции РФ (п. 1 ст. 47). При установлении обстоятельств неправильного применения правил подсудности, бакалавр-судья обязан направить дело в соответствующий суд в порядке ст.33 ГПК РФ; /в предложенном примере иск предъявлен в районный суд г. Железнодорожного по месту жительства ответчиков и месту нахождения их жилого помещения, то есть – спор рассматривается надлежащим судом, с соблюдением правил территориальной подсудности (ст. 28,30 ГПК РФ);
3. (1-Б) Соответствие искового заявления требованиям ГПК РФ и наличию оснований, препятствующих рассмотрению дела ü законным, справедливым и обоснованным решение суда может быть признано при условии обязательного соблюдения, в том числе, и норм гражданского процессуального права: на данной стадии – статей 131-132,134-136 ГПК РФ;
4. (1-Б) Состав субъектов спора с целью возможного привлечения иных участников в данный процесс (например, третьего лица) либо замены ненадлежащей стороны (Гл.4 ГПК РФ) это необходимо для целей привлечения иных субъектов в данный процесс, либо замены ненадлежащей стороны (ответчика, соответчика, третьего лица, эксперта, специалиста и пр.); ü обратить внимание на тот факт, что понятие истца указано в ст.38 ч.2 ГПК РФ, но применяется судьями иногда неправильно.
(К примеру, /по аналогии/ по делам о взыскании алиментов в исковых заявлениях родитель указывает истцом себя, в то время как истцом должен признаваться ребенок, ибо в его интересах родитель обращается в суд. Следовательно, если ребенок истец, то родитель должен быть привлечен в качестве законного представителя несовершеннолетнего). ü По жилищным спорам, если права несовершеннолетних детей затрагиваются иском, то они участвуют соответственно в качестве истца, либо ответчика. Вопрос определения статуса лиц, участвующих в деле, решается судом на стадии принятия дела к производству, но может быть рассмотрен в течение всего срока, отведенного на рассмотрение спора судом. В предложенном примере наймодателем – ООО «ЖЭК № 32» (у представителя доверенность на участие в деле); наниматели (ответчики) – Петров С.О. и член его семьи жена Петрова Д.А. – престарелые пенсионеры; (необходимых случаях следует отличать специальных субъектов[23], например, занимающих служебное жилище, временных жильцов, нанимателей по договору коммерческого найма, безвозмездного найма);
Б) Полномочия представителя в суде необходимо проверять, обратив внимание на сроки доверенности, ее надлежащее оформление, объем полномочий, документы лиц, удостоверяющих лиц, допущенных к выступлению по доверенности; позицию стороны в судебном заседании, которая может изменить ее, отозвав доверенность в ходе судебного заседания, либо предложив выполнять эту функцию другому лицу (ст.54 ГПК РФ); у законных представителей соответственно проверяются документы, основанные на факте родства (свидетельство о рождении, о перемене фамилии, судебные решения об исключении записей о родителе из актовой записи о рождении ребенка, усыновлении и пр.);
Б) Относимость и допустимость доказательств ü Бакалавру-судье целесообразно определить круг средств доказывания для последующего исследования их в судебном заседании; выявить пределы доказывания и полноту доказательств, для чего необходима предварительная оценка представленных доказательств, подтверждающих либо опровергающих предложенные истцом основания.
ü требуется проверить относимы, допустимы, достаточны ли представленные доказательства (ст.59-61 ГПК РФ): /в сценарии ДИ представлена копия распоряжения от 12.10.2007 г. о праве на вселение в спорную квартиру, выписка из домовой книги о перечне проживающих – ответчиков по делу; лицевой счет о размере 2-комнатной квартиры и ее статусе – занята на условиях социального найма жилого помещения; квитанция о неполном размере платежей, акты напоминания об оплате, копия письма ответчиков, признающих факт непоступления оплаты, с объяснением уважительности причин невыполнения обязанности по оплате квартиры/; оснований для признания не допустимыми доказательствами, либо не относящимися к делу, в предложенном выше перечне не выявлено; ü (например, если бы договор был заключен в устной форме, а не письменной, то на свидетельские показания нельзя было бы ссылаться, хотя использовать другой вид средств доказывания закон допускает (ст. 162 п.1 ГК РФ);
7. (1-Б) Основания иска, уточнение истцом предмета требований для обеспечения сбора доказательств, подтверждающих либо опровергающих основания иска ü Законодатель запрещает одновременное изменение предмета и основания иска, однако уточнение этих элементов в суде необходимо в целях наиболее четкого определения правовых позиций сторон и установления в последующем соответствия, либо несоответствия той или иной позиции закону. В ходе судебного разбирательства подлежат обязательной проверке и оценке: ü указано ли в иске о выселении еще и требование о расторжении договора социального найма жилого помещения; ü надлежащий ли истец предъявил иск о выселении, право на которое по указанным основаниям имеет только наймодатель; ü исследуя причины неплатежей, оценивать их уважительность в каждом деле, а не только при условии заявления об этом должников; ü поскольку суд вправе по своему усмотрению определять уважительность причин неплатежей и давать им оценку, то допустимо расширение перечня таких причин, куда включать и дополнительные критерии, основанные на усмотрении суда;[24] можно учесть также состояние здоровья (инвалидность нанимателя или члена семьи нанимателя (далее – ЧСН), беременность, требующую дополнительных расходов, рождения ребенка/детей, повлекшего материальные затраты по медицинским показаниям, хронические заболевания); ü тяжелые семейные обстоятельства: смерть близких, похищение людей, судебные тяжбы, осуждение к лишению свободы, признание безвестно отсутствующим, объявление умершим, ограничение в дееспособности, лишение родительских прав); ü выезд нанимателя или ЧСН на постоянное место жительства за рубеж либо другой город, когда выбывшие были основными плательщиками; ü наличие взысканий по гражданско-правовым сделкам (залог, арест имущества, задолженность по алиментам, долговым обязательствам, взыскания за поручительство); ü проверять в досудебной подготовке, является ли спорное жилище ответчиков единственным – для целей возможного наложения ареста в обеспечение иска на другую недвижимость в случае большой суммы задолженности;
ü возраст – престарелый, несовершеннолетний – социально незащищенные категории граждан.
Б) Судебная практика применения процессуальных норм при разрешении аналогичных споров, на основании которой можно делать выводы и в данном производстве, требует ознакомиться с правовой позицией по исследуемому вопросу в соответствующих постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (см. табл. № 1). Так, 02.07.2009 г. принято постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», где в п. 38 сказано, что «при рассмотрении иска наймодателя о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма в связи с невнесением ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (п. 1 ч. 4 ст. 83, ст. 90 ЖК РФ) суду необходимо установить, по каким причинам и в течение какого периода времени нанимателем и членами его семьи (дееспособными или ограниченными судом в дееспособности) не исполнялась обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Разрешая указанный спор, судам следует исходить из того, что, по смыслу п. 1 ч. 4 ст. 83 и ст. 90 ЖК РФ, обстоятельством, имеющим юридическое значение, является невнесение нанимателем и членами его семьи названных платежей непрерывно более чем шесть месяцев подряд. К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др. Заявленный иск не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем 6 месяцев подряд. В резолютивной части решения суда о расторжении договора социального найма и выселении нанимателя и членов его семьи по основанию, предусмотренному ст. 90 ЖК РФ, должно быть указано конкретное другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемым нанимателю и членам его семьи. Предоставляемое другое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), быть по размеру не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека (ст. 90 и 105 ЖК РФ), располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования».
9. (1-Б) Наличие в производстве суда документов по аналогичному спору /решения, определения о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска либо утверждением мирового соглашения (ст.220 ГПК РФ)/; кроме того, следует учесть и другие факты для анализа в их системной связи: ü компетентны, а также уполномочены ли специалисты, давшие заключение о пригодности к проживанию предоставленного жилища; ü нет ли в производстве этого либо другого суда вступивших в законную силу решения суда, определения о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска либо утверждения мирового соглашения, существуют ли иные препятствия); ü имеется ли постановление Конституционного Суда РФ по конкретному делу, подлежащее учету при рассмотрении данного спора; ü принят ли судебный акт Европейского Суда по правам человека, чьи правовые позиции подлежат учету при защите прав граждан (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5 от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»); ü просмотреть аналитические справки, сложившуюся судебную практику применения закона по данной категории дел, сборники вопросов и ответов судей Верховного Суда РФ и пр.; ü изучить тематический обзор проблем по искам о выселении в связи с неплатежами граждан, проведенный в 2012 г. судьей ВС РФ Василевской В.П.;[25] ü судебный акт должен содержать резолютивную часть решения, перед изложением которой следует проанализировать: · отчетливо ли сформулированы выводы суда; · все ли исковые требования разрешены по существу, не вышел ли суд за рамки иска; · исполнимо ли решение[26]; · не будет ли судебный акт нуждаться в дополнительном разъяснении. Предложенная методика подхода к разрешению любого правового казуса, и не только обсуждаемого в деловой игре о выселении, наглядно показывает бакалаврам: ü каким образом следует выстраивать алгоритм действий при подготовке и решении подобных споров; ü какой объем вопросов предстоит исследовать суду в ДИ в материальном и процессуальном аспектах; ü как при помощи данной методики можно принимать решения, основанные на всестороннем и полном исследовании всех собранных доказательств, анализе и учете указанных выше обстоятельств в их совокупности и системной связи; ü что станет способствовать уменьшению отмен либо изменений решений вышестоящими судами;
ü как реализуется принцип правовой определенности и обеспечивается более эффективная судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций. 5.5.5. Рекомендации по самостоятельной работе бакалавра Велика потребность в формировании нового поколения юристов, обладающих высокой профессиональной культурой, понимающих комплексный характер природы жилищного права и жилищных правоотношений, способных разбираться, анализировать, прогнозировать, умело толковать, правильно избирать правовые позиции, применять Конституцию Российской Федерации, национальное и международное законодательство в процессе разрешения жилищных споров с целью защиты нарушенных прав и свобод граждан страны. Применение этих знаний обусловлено увеличением нарушений жилищных прав граждан, правовой некомпетентностью субъектов жилищных правоотношений. Целью самостоятельной работы является глубокое, полное усвоение учебного материала, а также приобретение и развитие навыков и умений заниматься самообразованием. Непосредственно для судебной деятельности самообразование должно носить непрерывный и систематический характер, так как жилищное законодательство несовершенно, и практика его применения все еще находится в состоянии формирования. Специфика курса «Жилищное право» такова, что он может быть освоен только при условии настойчивого и кропотливого труда, в котором нет места заимствованиям, компиляциям, недобросовестности, поскольку каждый жилищный спор индивидуален, имеет свой набор обстоятельств, доказательств, правовых последствий, требует соответствующего понимания, толкования, ответственности. Самостоятельная работа бакалавров складывается из работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики, учебниками, конспектами лекций, дополнительной литературой. Принято считать, что внеаудиторную самостоятельную работу необходимо выполнять обязательно в домашних условиях. Однако более эффективно и результативно такая работа может быть реализована только в читальном зале, что бакалаврам следует обязательно учесть. Заочное обучение бакалавров в Университете имеет свою специфику, позволяющую студенту самостоятельно и фундаментально подготовиться к будущей деятельности. Поэтому, организуя внеаудиторную часть работы по изучению курса в режиме самоподготовки, бакалавру рекомендуется использовать весь арсенал предоставленных ВУЗом возможностей, то есть: фонды библиотеки, в том числе изучать диссертации и авторефераты (используя материалы и внеакадемических авторефератов), слушать выступления на заседаниях диссертационных советов РАП по соответствующей тематике, участие в конференциях и заседаниях «круглого стола» по жилищной тематике, проводимых в Университете на двух факультетах повышения квалификации судей судов разных уровней, выезжать на занятия в суды и другие структуры судебной системы, организуемых в рамках повышения квалификации как судей, так и сотрудников аппарата судов, использовать работу в компьютерном классе, самостоятельно готовить тезисы выступлений с докладом и т.д. Специфика курса такова, что студентами заочных форм обучения он может быть освоен только при условии настойчивого и кропотливого труда, в котором нет места заимствованиям, компиляциям, недобросовестности, поскольку каждый жилищный спор индивидуален, имеет свой набор обстоятельств, доказательств, правовых последствий, требует соответствующего понимания, толкования, ответственности.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И АТТЕСТАЦИИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.035 с.) |