Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическое мастерство и имидж в опыте педагогов-новаторовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим основные идеи новаторской педагогической деятельности некоторых учителей. Идея опережающего обучения и опорных сигналов широко используется в опыте С.Н. Лысенковой. Она разработала действенную систему управления образованием младших школьников, дающую каждому ребенку радость успеха в школьном труде, способы обучения, саморегуляции познавательной деятельности. Задача педагога, по мнению С.Н. Лысенковой, состоит в том, чтобы создать на уроке атмосферу свободы, интереса к обучению с первых дней. Опережение программы сложилось на основе прочного усвоения материала, что способствует изучению трудных тем, которые благодаря этому перестали быть сложными для детей. С.Н. Лысенкова, организуя урок и работая с детьми, стремится управлять их деятельностью, добивается, чтобы каждый ученик почувствовал собственную силу успеха. Успех в труде – это внутренний комфорт, положительный настрой, когда дело спорится; основа взаимопонимания между педагогом и учениками, родителями и детьми, учителем и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, работают с увлечением, с удовольствием, помогая друг другу, идут домой довольные проведенным днем в школе и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из показателей успешности педагогического труда. Бороться за успех, как справедливо утверждает С.Н. Лысенкова, значит развить любовь детей к учебе, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Важно поддерживать учебную активность всех на уроках, а для этого необходимо хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. Учащимся нужно помогать в процессе познания, так управлять их обучением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда. Комментированное управление, работа по схемам-опорам помогает детям осознавать, осмысливать все происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Поэтому все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений. Перспективное изучение трудных тем помогает хорошо их усвоить, предотвратить отставание, практически исключить недочеты и пробелы в знаниях. Опережение в изучении важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие и прочные знания, но и резерв времени. Комментированное управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать школьный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь – дает педагогу возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и умениями, т. е. успех в образовании. Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь позволяет детям активно и с удовольствием работать без всякого страха в ожидании вызова к доске, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже самых маленьких. Ш.А. Амонашвили научно обосновывает и анализирует в школьной практике условия, содержание и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению социально значимых мотивов обучения, всестороннему развитию младших школьников и гуманизации знаний. Работа с шестилетними детьми требует от учителя особого подхода. По мнению Ш.А. Амонашвили, педагоги, работая с детьми такого возраста, должны обладать следующими качествами: • быть добрыми людьми и любить детей такими, какие они есть. Эти качества должны быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом педагогической деятельности, общения с ребенком или со всем классом; • уметь понимать детей – значит стать на их место, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные (они и есть такие) и считаться с ними; не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, закладывать основу их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления и входя в жизнь детей как близкий человек, учитель сможет заняться внутренним воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании; • необходимо быть оптимистами. Учитель должен глубоко вникать в индивидуальность, внутренний мир ребенка и в зависимости от этого искать пути его преобразования – воспитания, обучения и развития. Деятельный оптимизм требует от педагога постоянного творчества, непрекращающегося поиска; • обязан олицетворять человека нового склада, человека будущего. В учителе должно пленить все: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и одежда, и знания, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Учитель – посредник между ребенком и его духовными ценностями, лишь через него дети познают действительность, других людей. Завоевать любовь детей – главная задача учителя, ибо только с ее помощью ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными. Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы целостный педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. Именно в этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Обучение станет смыслом жизни для ребенка, если он сам сможет им управлять, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению и самореализации. Идею опорных сигналов и разнообразных схем используют С.Н. Лысенкова и В.Ф. Шаталов. Система деятельности педагога В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Главной заслугой В.Ф. Шаталова является то, что он определил один из эффективных путей управления учебной деятельностью школьников. Усвоение нового материала по В.Ф. Шаталову происходит сначала в форме прослушивания материала, преподносимого учителем с помощью наглядных средств – листов с опорными сигналами. Здесь, как отмечает автор, работает «блоковое восприятие» особым образом организованного материала. Затем – изучение листа с опорными сигналами, полученного от учителя, его письменное воспроизведение. После этого происходит активная работа с «опорными сигналами» учебного материала, выполнение творческой работы по составлению конспекта и т. д. Опрос также требует от учащихся новых форм активной деятельности. Проговаривание усвоенного материала на магнитофон, увеличивающее разговорную практику и, главное, опыт воспроизведения учебного материала – его плана, последовательности; взаимное прослушивание и оценка школьниками этих записей друг у друга создает необходимость ежедневной подготовки к ответу, а использование опорных листов сокращает время на нее. После проверки выполненных упражнений учащиеся закрашивают клетки в листе учета решенных задач. Одним из важнейших достижений В.Ф. Шаталова является создание благоприятного психологического климата процесса обучения в целом и урока в частности, формирование высокого уровня внутренней мотивации самих школьников к труду. Этому способствуют многие особенности взаимоотношений преподавателя и учащихся в целостном педагогическом процессе: домашние работы не задаются, а предлагаются школьникам; решение задач происходит в необязательной обстановке; опрос осуществляется в спокойной и доверительной форме и т. д. В результате каждый школьник может «учиться победно», в каждом укрепляется чувство собственного достоинства, уверенность в том, что он справится с трудной работой. Идея искусства общения всесторонне используется педагогом-новатором Е.Н. Ильиным. Опыт учителя литературы интересен главным образом тем, что в нем наиболее наглядно и вполне сознательно осуществляется на принципе обучающего воспитания, когда приоритет в связке «обучение – воспитание» отдается воспитанию, а обучение становится составной частью и основным средством воспитания. Е.Н. Ильин своим опытом доказал возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания. Определяющей особенностью является то, что обучение литературе автор сознательно и целенаправленно подчиняет формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и убеждений, гражданских чувств современного человека. Основным средством, с помощью которого Е.Н. Ильин осуществляет принцип обучающего воспитания, является постановка вопросов-проблем. Педагог при подготовке к уроку, анализируя изучаемые литературные произведения, выявляет в них проблемы-вопросы, классифицирует их по степени интереса для учащихся, значимости в современных условиях, по остроте постановки, необычности разрешения. Подбор вопроса-проблемы, постановка которого служит ядром урока, производится Е.Н. Ильиным так, чтобы: – этот вопрос являлся для современных учащихся актуальным, личностно значимым; – он был, по возможности, обращен ко всему классу, а еще лучше – к конкретному ученику; – ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в этом вопросе, требовало тщательного изучения самого произведения, а также истории его создания, биографии автора и дополнительной литературы. Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение организуется Е.Н. Ильиным в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение. Кроме того, педагог-новатор широко использует в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия школьников. Они проверяют друг у друга тетради, сочинения, даже зачастую выставляют сами себе оценки, охотно выполняют роли консультантов и рецензентов. Вся работа учащихся строится на доверии педагога, потому что без него у школьника бы не возникло чувство ответственности и требовательности к себе. Идея коллективной творческой деятельности раскрыта в опыте педагога-ученого И.П. Иванова, которая проявляется в заботе об улучшении жизни. Осуществление коллективного творческого дела (КТД) определяет следующие особенности решения воспитательных задач: • воспитательные задачи, которые ставятся учителем в процессе КТД, решаются незаметно для воспитанников по ходу обучения и открываются ими – в той или иной степени – при обсуждении результатов совместной работы; • в процессе КТД развиваются три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности) и действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера); • в процессе КТД реализуются различные функции воспитательной деятельности: передача педагогами общественно ценного опыта и овладение им воспитанниками, создание нового опыта школьниками вместе с учителями под их руководством, его соединение с прежним, закрепление и накопление в виде положительных традиций; • в процессе КТД взаимосвязано возникают различные звенья целенаправленного воспитания: педагогом учащихся, самовоспитание школьников и преподавателей – взаимное и личное. Коллективные творческие дела – это проявление прежде всего практической заботы. Коллективная организаторская деятельность – это микросистема непосредственной заботы педагогов и воспитанников как старших и младших товарищей, стремящихся к улучшению своей жизни и окружающих. Совместная организаторская деятельность включает в себя такие виды работы, как предварительная работа коллектива, планирование, стадия подготовки КТД, его проведения, подведение итогов и т. д. Использование технологии коллективной творческой деятельности обеспечивает участие каждого школьника в жизнь класса, школы, стимулирует быстрый рост коллективных отношений, наполняет жизнь детей высокими идеалами, опытом общественно полезной деятельности. Учитель в целостном педагогическом процессе использует методы, при которых каждый школьник чувствует себя личностью, ощущает внимание лично к себе. Это проявляется и в том, что ученик на каждом уроке получает оценку своего труда, и сам выбирает себе задачи. Педагогика сотрудничества отличается от прежней тем, что в данной делается упор на вовлечение детей в обучение, на совместный труд педагога и ребенка. Суть новаторского подхода в отношениях с учениками заключается в том, что перемены социальных условий требуют изменений системы обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.007 с.) |