Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический инструментарий в имиджелогии и особенности его использованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня имиджелогия использует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на аудиторию, поэтому целесообразно будет рассмотреть инструментарий, представленный в теоретических работах и используемый в практике. Наиболее значимыми и важными являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие. Метод позиционирования в основном действует по принципу так называемого сужения, для того, чтобы сделать коммуникацию наиболее эффективной, поскольку это дает возможность сконцентрироваться на некоторых моментах коммуникативной цепочки – объект – аудитория – канал. Основополагающим при такой коммуникации является понятие аудитории, с помощью которой отбирается канал коммуникации. Позиционирование можно представить как помещение объекта в благоприятную для него информационную среду. В большинстве случаев оно проходит под лозунгом: а что мне это дает. Положительным моментом такого подхода становится включение наряду с рациональной сильной эмоциональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запоминается. Позиционирование представляет собой выделение характеристик, в которых особо заинтересован потребитель. Его интересуют преимущества объекта для него самого, а не для кого-то другого. Каждый новый объект требует подобного позиционирования. В практике позиционирование можно представить как серию последовательных операций: трансформация, утрирование, перевод. В результате объект попадает к потребителю в наиболее эффективном виде. При трансформации объект ограничивается только теми характеристиками, которые интересны потребителю, наиболее необходимы. Принципиальной при этом является точка зрения аудитории. Таким образом, позиционирование следует понимать как создание среды, благоприятной для объекта. Манипулирование является распространенным способом коммуникативного воздействия, поэтому часто используется интуитивно для переноса внимания на другой объект. Выделяют два уровня воздействия при помощи манипулирования. Первый уровень выполняет функцию «легенды» или «мифа», маскирующего истинные намерения манипулятора. Второй уровень, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно скрываются от адресата. При этом происходит передача нескольких сообщений, одно из них ускользает от внимания адресата. Но именно ради него и задумана сама коммуникация. Психологический аспект проблемы манипуляции можно представить в виде следующей структуры: 1. Побудители активности – потребности, интересы, склонности, идеалы. 2. Регуляторы активности – смысловые, целевые и операционные установки, групповые нормы, самооценка, миропонимание, убеждения. 3. Когнитивные (информационные) – знания о мире и людях. 4. Операциональный состав деятельности – способ мышления, привычки, умения, навыки, квалификация. 5. Психические состояния Эмоционализация предполагает соотношение рациональных и эмоциональных составляющих. Эмоционально окрашенная информация легче воспринимается аудиторией и лучше запоминается. Происходит утрированная переориентация на язык и цели аудитории, т. е. максимально разумная стратегия с точки зрения говорящего, если перед ним стоит задача понравиться аудитории, возникает слияние с аудиторией. Детализация подачи информации повышает силу воздействия, это иной уровень доверия, ведь деталям мы верим всегда больше, чем абстракциям. Это также переход на личностное общение, когда мы начинаем представлять учителя как человека. Ведь мы привыкли к его виду в школе и на уроке, именно в этой функции он и закреплен в массовом сознании, его личностные черты сразу обогащают его образ. Выводя общение между массой и аудиторией на уровень домашнего общения, происходит углубление его образа, деталь лучше воздействует и хранится в памяти, поскольку с ее помощью начинает восстанавливаться весь облик или поведение. Метафоризация является существенным методом построения воздействия, потому что не только позволяет перестраивать сознание человека, но и одновременно является сильным механизмом, воздействующим на сознание школьника. Метафора особенно необходима для новой деятельности, у которой нет соответствующего описания или языка. В этом случае она становится способом раскрытия деятельности с помощью языка одной области из другой. Акцентирование информации предполагает как ее утаивание, так и акцент на нее или навязывание, т. е. идет отбор той или иной информации с учетом определенных ценностных критериев, никогда не являясь полностью объективными. Не менее значимым аспектом при таком подходе становится результат. С одной стороны, это может быть возникновение положительной информации о себе, а с другой – отрицательной информации о своих коллегах. При этом могут использоваться и гипотетические конструкции. В зависимости от целей выделяют характеристики сложных объектов, с которыми сталкивается каждый человек. Такой подход позволяет менять массовое сознание, когда в ответ на одну обсуждаемую тему для дискуссии запускается совершенно иная, что позволяет отвести внимание в иную сферу. Человек осознанно или нет, пытаясь открыть свою черту характера или скрыть ее, может акцентировать не то, что следует. А это означает, что образ необходимо корректировать, учитывая взгляд со стороны, так как мы слабо представляем себе как выглядим в глазах других. Вербализация действительности необходима для яркого и красочного описания различных ситуаций, для того, чтобы скрыть реальное положение вещей, когда следует вербализовать представления людей. Это делают либо с целью ухода от реальной ситуации или присоединения к мнению аудитории. Построение текстов должно удовлетворять потребности аудитории, поскольку именно они в большей степени предопределяют наше поведение. Визуализация необходима для воздействия наряду с вербализацией. Визуальный образ должен соотноситься с внешностью собеседника и не сильно отличаться от реального. Внешний вид человека имеет определенную воздействующую силу. Дистанционирование необходимо для случаев кризисных ситуаций, к которым должен быть готов каждый человек, в том числе и педагог. Это ситуация, когда происходит первоначальное создание нормы, а затем возникает необходимое качество характера. Опрос общественного мнения является своеобразным началом имиджа человека, его места и рейтинга в коллективе и обществе в целом. Опрос выступает не только как элемент анализа, но и как инструмент воздействия, формируя общественное мнение в ту или иную сторону. Цифры, полученные в результате опроса не всегда реалистичны, поскольку он может действовать на респондентов опосредованно, через лидеров мнений. Внедрение моделей восприятия, как и самой информации, важно для управления общественным вниманием. Человек при этом получает не только сообщение о лидере или явлении, но и его одобрение из уст уважаемых и популярных личностей. Это важно для использования разнообразных моделей оценки того, что происходит. Массы постоянно нуждаются в подсказке, поэтому внедрение моделей восприятия становится для них просто необходимым. Психологи утверждают, что человек имеет представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются. Он стремится к более комфортной для себя обстановке, которая в данном случае поддерживает его представления. Внедрение моделей восприятия в аудиторию представляет собой переход официальной коммуникации в неофициальную. Каждому выгоднее иметь мнение, которое поддерживается, а не оспаривается другими, поэтому в соответствии с этой моделью предоставляются готовые ситуации одобряемого поведения. Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления. В выборе названия сыграло роль то, что связь «мышление – тело» организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. «Нейро» означает способ организации опыта благодаря сенсорным каналам, а также указывает на то, что он кодируется мозгом (психикой) с помощью слов и языка. Буквально, НЛП изучает «слова» и «нервы». С проникновением НЛП в сферу образования и деятельность учителя наметилась тенденция использования психотерапевтических методов для обучения в работе со школьниками. Конкретный инструментарий НЛП предполагает использование следующих приемов: • «отзеркаливание» состоит из предъявления объекту зрительных, речевых и паралингвистических характеристик, свойственных ему самому. Далее возникает позитивный эмоциональный фон общения, снимаются защитные фильтры; • «эмоциональное возбуждение», доведение слушателей до состояния содействия путем эмоционального воздействия на ситуативно предъявляемые черты характера и чувства, при этом возможно польстить, возразить, затронуть чувство собственного достоинства и т. п.; • «наложение субмодальностей» состоит во введении в свою речь чужих языковых характеристик, которые создают благоприятный фон общения; • «якорение пикового опыта» состоит в фиксации моментов, во время которых человек находится на пике своих эмоциональных переживаний. При этом ослабляется критичность восприятия, в этот момент возможна передача объекту воздействия иной информации [15]. В процессе имиджестроительства обычно выделяют следующие функциональные элементы, позволяющие определить, кто занимается построением имиджа и для кого он создается. Лицо, выступающее в качестве объекта и одновременно заказчика работ над имиджем, обычно называют клиентом. Тем самым подчеркивается его субъектная роль в процессе построения имиджа. Выделяется двойственная природа имиджа, который является образом, выступающим в качестве объекта для определенной социальной группы или выполненным по заказу самого лица, при его активном участии. Имидж принципиально трудно оценить по качеству, по каким-либо объективным критериям, хотя практическая потребность в реальной оценке достаточно высока. Для наиболее эффективного анализа имиджа необходимо учитывать следующие критерии: • Самооценка педагога. Удачным считается имидж, который вызывает у учителя определенные ощущения – осознание своей личности, значимости или даже величественности и т. д. • Появление оценок окружающих, причем не обязательно позитивных. • Практическое достижение планируемой цели при уверенности, что она достигается при помощи имиджа. С учетом этого более успешным будет имидж, который характеризуется наибольшей гибкостью, т. е. он может быть изменен педагогом при возникновении каких-либо преград. Выше были рассмотрены некоторые аспекты, которые являются инструментарием имиджелогии, в том числе и педагогической. Появление учителя, создающего свой собственный имидж, позволяет говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. По общепризнанному мнению, имидж учителя – стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег и социального окружения. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества переплетаются с теми, которые приписываются окружающими людьми. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на обучение в высших учебных заведениях и на самого педагога. Имидж учителя – деятельность по созданию или изменению имиджа. Этим, в частности, объясняется то, почему имиджелогию не следует сравнивать с социальной психологией имиджа. Имидж нельзя рассматривать только с точки зрения психической жизни индивида, как и исключительное проявление внешних факторов, в том числе и воздействия группы. С учетом всего сказанного, можно дать следующее социально-психологическое определение имиджа учителя – это символический образ субъекта, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса. Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели: • Определение требований аудитории. Для выполнения задачи необходима поддержка аудитории, которая имеет свое мнение на все происходящее. • Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. • Формирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный момент процесса, поскольку практики советуют работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, так как именно такая стратегия признана наиболее эффективной. • Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы, поскольку сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией. При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенных особенностей массового сознания, которое резко не меняется и старается придерживаться одного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным. Соотношение вариантов можно условно представить в схеме 6. Схема 6 При этом каждое понятие этой схемы соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный образ относится к точке массового сознания после проведенной имиджевой характеристики. Имидж состоит из частей, которые должны соотноситься с целым. В нем невозможны черты, которые были бы неустроняемы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезных изменений всего образа.
Вопросы и задания для самопроверки
Почему уже в работах начала 20-х годов XX в. подчеркивалась необходимость учета природы социального стереотипа и его воздействия на массовое сознание? Почему в справочной и психолого-педагогической литературе существуют различные определения понятия имидж? Какое из приведенных определений вам кажется наиболее правильным и почему? Выделите наиболее значимые компоненты, составляющие имидж. Обоснуйте свой выбор. Почему не всегда внешний образ учителя не совпадает или не соответствует его внутреннему образу? Приведите примеры из художественной литературы и собственной практики. Почему в педагогической и научной литературе формирование личности учителя как человека-творца рассматривается в тесном единстве с понятиями педагогический артистизм и имидж педагога? Приведите свои примеры, утверждающие или опровергающие эти положения. Чем отличается, на ваш взгляд, педагогический артистизм от педагогического имиджа? Приведите свои аргументы, утверждающие или опровергающие эти положения. Как бы вы сами сформулировали определения понятий «самоимидж», «воспринимаемый имидж» и «требуемый имидж»? Какие качества необходимы учителю вашей специальности? Ответ обоснуйте. Какие из представленных в тексте вариантов имиджа наиболее соответствуют учителю вашей специальности? Почему? Какие характеристики необходимы при формировании имиджа учителя? Почему именно эти характеристики, на ваш взгляд, являются основными? Приведите свои обоснования. Как могут влиять, по вашему мнению, средства массовой коммуникации на педагогический имидж? Приведите примеры из художественной литературы и собственной практики. Охарактеризуйте основные принципы технологии построения имиджа. Какие из приведенных принципов вам кажутся наиболее значимыми и почему? Какие наиболее эффективные методы, пути и средства должны, на ваш взгляд, использоваться в качестве инструментария при построении педагогического имиджа? Приведите свои обоснования. Представьте собственную модель построения имиджа учителя вашей специальности с учетом предложенного инструментария. Докажите ее значимость и правомерность существования.
Литература
Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2001. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003. Гриндер М, Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001. Громкова М.Т, Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М., 2003. Егорова-Гантман Е, Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999. Жмыриков А.Н, Как победить на выборах. М., 1995. Зязюн И.А, Основы педагогического мастерства. Киев, 1987. Ильин Е.Н, Искусство общения. М., 1982. Имиджелогия. Как нравиться людям / Сост. В.М. Шепель. М., 2002. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высших и средн. пед. учеб. заведений. М., 2000. Криксунова И. Создай свой имидж. СПб., 1997. Кузин ФА. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002. Лефрасуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб., 2003. Лобанов А А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. Макдермот Я., Яго В. Введение в НЛП: Современное руководство по инициированию персонального роста и достижению профессионального успеха. М., 2003. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М., 2001. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2000. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М., 2002. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. СПб., 2000. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. СПб., 2003. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб., 2003. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998. Соловейчик СЛ. Педагогика для всех. М., 2000. Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учеб. – метод. пособие. М., 2002. Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. 2000. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. Мн., 1994. Ямбург ЕА. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М., 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.208 (0.008 с.) |