Попытка свержения императора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытка свержения императора



Спустя несколько месяцев после введения конституции политическая оппозиция во главе с лиуль расом Хайлу-Тэкле-Хайманотом предприняла попытку свержения Хайле Селассие I. Для этой цели лиуль рас Хайлу-Тэкле-Хайманот решил использовать все еще находившегося в тюрьме в Фыче под надзором раса Касы-Хайлу бывшего правителя Эфиопии Лиджа-Иясу. Когда в мае 1932 г. лиуль рас Каса-Хайлу выехал в Аддис-Абебу на свадьбу наследника престола мэрыд азмача Асфа-Уосэна, лиуль Хайлу-Тэкле-Хайманот организовал побег Лиджа-Иясу. Губернатор Годжама обещал ему помощь в возвращении престола ныгусэ нэгэст. Лидж-Иясу, находясь в тюрьме уже 11 лет, все еще надеялся вернуть себе престол. Поэтому он охотно принял предложение лиуль раса Хайлу-Тэкле-Хайманота. Стража, охранявшая Лиджа-Иясу, была подкуплена, и ей обещали большие льготы в Аддис-Абебе, когда он вернет себе престол императора. В тот день, когда в столице происходили свадебные торжества наследника престола, Лидж-Иясу бежал. Посланники лиуль раса Хайлу-Тэкле-Хайманота начали распространять слухи среди мусульманского населения, будто бы Лидж-Иясу, когда снова станет ныгусэ нэгэст, предоставит им {454} особые привилегии. Одновременно они пытались повысить популярность Лиджа-Иясу и среди христиан, распространяя весть, что было знамение, выражающее волю бога, чтобы Лидж-Иясу вернулся к власти. Вначале заговорщикам все удавалось. Известие о побеге Лиджа-Иясу пришло в Аддис-Абебу лишь спустя несколько дней. В столице царило замешательство, поскольку никто не думал о возможности заговора. Пока не знали также, кто поддерживает Лиджа-Иясу. Однако ситуация прояснилась быстро. Фитаурари Гиндо, один из наиболее доверенных людей раса Хайлу-Тэкле-Хайманота, посланный им на помощь Лиджу-Иясу, собрав все сведения о заговоре, направил информацию обо всем в Аддис-Абебу. Видимо, рас Хайлу-Тэкле-Хайманот, человек очень богатый, не выслал вовремя Гиндо денег. Тогда последний, не желая больше ждать, решил быстро оставить заговорщиков и проявить лояльность в отношении Хайле Селассие I, информируя его обо всем. Теперь в столице все стало известно. Рас Хайлу-Тэкле-Хайманот немедленно был арестован после короткой стычки с его личной гвардией. Против Лиджа-Иясу выступил рас Дэста-Дамтоу вместе с отрядами, данными ему в помощь расом Каса-Хайлу. Битва со сторонниками Лиджа-Иясу произошла в Гындэ-Бэрэте и закончилась их поражением. Неудачливый претендент на престол бежал в Годжам, где вопреки ожиданиям не получил помощи. Когда он оказался в округе Либэн, управляемом фитаурари Гэссэсэ-Бэлоу, последний арестовал Лиджа-Иясу и передал его расу Дэста, который перепроводил Лиджа-Иясу в столицу. Отсюда Лидж-Иясу был выслан в заключение в Гара-Мулета. Заговор лиуль раса Хайлу-Тэкле-Хайманота был поддержан Италией, которая, планируя захват Эфиопии, подогревала в своих интересах сепаратистские тенденции. Италия рассчитывала также на Лиджа-Иясу как на возможного предводителя мусульманского населения, которое можно было использовать против Хайле Селассие I. Три года спустя Лидж-Иясу умер при невыясненных обстоятельствах. Ходили слухи, что он был отравлен. 1 июля 1932 г. произошел суд над лиуль расом Хайлу-Тэкле-Хайманотом. Он был приговорен к смерти. Император, опасаясь, что исполнение приговора еще более усилит {455} сепаратистские тенденции в Годжаме, где род Тэкле-Хайманота пользовался большим авторитетом, заменил смертный приговор заключением в тюрьму. Раса Хайлу посадили в тюрьму на одном из островов озера Звай. 20 сторонников Лиджа-Иясу повесили на главных дорогах, ведущих в Аддис-Абебу. Император назначил раса Ымру (Имру) правителем Годжама.

Именно в момент заговора раса Хайлу-Тэкле-Хайманота и Лиджа-Иясу император осуществлял план нейтрализации нежелательных ему настроений в провинции Тигре. Он попытался достичь этой цели путем брака своих детей с представителями могущественных тигрейских родов. Наследник престола мэрыд азмач Асфа-Уосэн женился на Уолетэ-Ысраэль, дочери лиуль раса Сыюма-Мэнгэши. В это же время дочь императора принцесса Зэннэбэ-Уорк вышла замуж за дэджазмача Хайле-Сылласе-Гугсу, сына лиуль раса Гугсы-Арая, потомка Йоханныса IV. Однако этот последний брак не имел никакого положительного политического значения для императора, так как Зэннэбэ-Уорк вскоре умерла, а сам Хайле-Сылласе-Гугса занимал все более враждебную позицию в отношении своего тестя, особенно тогда, когда последний не пожаловал ему новых земель и титул раса.

ВНУТРЕННИЕ РЕФОРМЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Став императором, Хайле Селассие I начал осуществление внутренних реформ, планировавшихся еще в тот период, когда он был регентом. Приглашенные из Швеции и Бельгии инструкторы занялись обучением императорской гвардии и полиции. Началось строительство новых дорог. Был установлен более строгий, нежели ранее контроль центрального правительства над отдельными провинциями. Наконец, в столицу со всех концов страны начали поступать относительно регулярно налоги, что позволяло думать о новых инвестициях. В 1931 г. существовавший в Аддис-Абебе с 1905 г. банк, находившийся под иностранным контролем, был преобразован в государственный банк. В состав нового правления банка вошли 6 эфиопов и 4 иностранца. Чтобы наладить работу важнейших министерств, император пригласил из Европы много специа-{456}листов на должности различных советников. Были созданы особые комиссии, которые должны были контролировать исполнение указа о ликвидации рабства. Особенно срочной задачей для Эфиопии было развитие службы здоровья. До 1930 г. во всей стране имелось лишь несколько врачей.

Ни одна значительная реформа, касающаяся реорганизации государственной администрации или же модернизации экономики страны, не могла быть осуществлена без собственных квалифицированных кадров специалистов. Поэтому развитие образования должно было стать первоочередной задачей. Хайле Селассие I придавал огромное значение этой проблеме, тем более что положение в этой области было почти катастрофическое. До самого начала XX в. обучение находилось исключительно в руках духовенства. Существовало много школ при церквах и монастырях, но обучение там велось главным образом на классическом, уже мертвом, языке геэз. Программа этих школ ограничивалась богословской литературой. Согласно статистическим данным, в первой половине XIX в. в амхарских районах центральной Эфиопии умело читать 20% мужского населения. Наряду с начальными школами существовали школы высшей ступени, но их было совсем мало. Светское образование начало получать развитие лишь в период правления Менелика II. В 1908 г. в Аддис-Абебе была создана первая государственная школа имени Менелика II. Почти одновременно возникла вторая государственная школа в Харэре. В их программу входило обучение французскому, итальянскому, английскому и амхарскому языкам, а также физике, химии, математике, истории и географии. В начале XX в. в Эфиопии начали также открываться многочисленные миссионерские школы. Очередным этапом в развитии образования было основание в 1925 г. в Аддис-Абебе лицея имени Тэфэри-Мэконнына. В 1930 г. в Аддис-Абебе был открыт Институт художеств имени Хайле Селассие I, а в следующем году — школа для девочек. В 1934 г. в столице было открыто училище, готовившее учителей. Наряду с Аддис-Абебой школы появились и в некоторых провинциальных городах: в Дэссе в 1928 г., в Горе в 1928 г., в Джиджиге в 1929 г., в Лекэмте в 1929 г., в Асбэ-Тэфэри {457} в 1931 г., в Джимме в 1932 г., в Гондэре в 1934 г. В 1935 г. новые школы открылись также в Адуе, Сэлале, Мэкэле. Накануне итальянской агрессии в Эфиопии существовало 30 государственных неполных средних и средних школ. Определенное число студентов посылалось за границу. Кроме развивающегося светского образования, продолжали существовать школы при церквах и монастырях. Численность их трудно определить. Во всяком случае, их насчитывалось несколько тысяч.

Наряду с развивающимся образованием большую роль в формировании государственного и национального самосознания сыграла амхарская литература и пресса. Хайле Селассие I, понимая значение развития национальной литературы в создании современного облика Эфиопии, поддерживал ее развитие.

В 1920 г. стараниями раса Тэфэри-Мэконнына в Аддис-Абебе была открыта типография под названием «Свет и мир», начавшая печатать книги, а с 1923 г.— и периодические издания. Наряду с «Курьер д’Этиопи», основанным в 1913 г. и издаваемым вначале в Европе, в межвоенный период возникает также несколько других периодических изданий, таких, как упоминаемый уже «Свет и мир» и «Предвестник света».

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Не прошло и полвека со времени появления эфиопской литературы на амхарском языке, а в Эфиопии появились уже совершенно новые литературные жанры, правда сосуществовавшие с традиционными. Их развитию способствовали как все более расширяющиеся контакты с Европой, так и строительство типографий, позволивших выйти письменному слову за очень узкий круг возможных читателей рукописных книг. Появление газет, открытие типографий, тенденция к модернизации государства и контакт с внешним миром расширили почти автоматически как круг людей пишущих, так и круг людей читающих. Лишь недавно начали собирать и описывать эфиопские «инкунабулы» — первые печатные издания. В Европе к инкунабулам относят первопечатные книги, появившиеся до 1501 г. Для Эфиопии 1936 г. при-{458}нят за дату, до которой каждая изданная книга определяется как инкунабула. Недавно начатые работы по описанию эфиопских инкунабул представляют известные трудности. Не простой также вопрос воссоздания истории возникновения печатного дела в Эфиопии. Если известно, что первая государственная типография начала функционировать в Аддис-Абебе в 1911 г., то почти забыты основанные уже в 80-х годах XIX в., преимущественно на территории Эритреи, малые миссионерские и частные типографии. Более известна из первых типографий типография шведской миссии в Монкулло (Северная Эфиопия), в которой была напечатана одна из самых первых амхарских книг — грамматика языка геэз, написанная по-амхарски эфиопом Тайе-Гэбрэ-Марьямом (1889 г.). С этого времени вплоть до 1936 г. в Эфиопии вышло свыше 220 книг. Среди них первый в истории эфиопской литературы роман «Лыбб уоллед тарик» — «Выдуманная повесть», пера Афэ-Уорка-Габрэ-Ийесуса.

Примерно с 20-х годов число эфиопских печатных изданий заметно увеличивается. Тематика этих книг и брошюр хорошо отражает происходящие в Эфиопии изменения. Так, появляются первые эфиопские учебники, как, например, учебник арифметики, написанный Гэбрэ-Крыстос-Тэкле-Хайманотом и изданный в Аддис-Абебе в 1921 г.; брошюры, популяризирующие знания о современном мире, а также и серьезные работы в этой области (например, брошюра фитаурари Тэкле-Хауарьята-Тэкле-Марьяма о сельском хозяйстве, изданная в 1920 г.; описание географии мира пера Уоркнэха-Ышэту от 1927 г.; несколько грамматик амхарского языка; издания, посвященные организации государства и т. п.). Был отпечатан в типографии и текст конституции — несомненно, одна из важнейших эфиопских инкунабул.

Наряду с современными течениями в литературе значительную, если не львиную, часть составляют традиционные формы и содержание. Так, много издается книг религиозного и религиозно-нравоучительного характера, таких, как Старый и Новый завет, псалмы и пр. Многочисленны также биографическо-исторические работы. По примеру прежних правителей Эфиопии у Хайле Селассие также был собственный биограф. Выходят из печати {459} описания заграничных путешествий императора и его жены пера блаттенгеты Хыруй-Уольдэ-Сылласе.

Эфиопская живопись идет по пути развития «формально-тематического» стиля, появившегося еще в XIX в. Как и прежде, развивается настенная живопись, украшающая старые и новые церкви. Здание парламента — выражение современных изменений в государственной администрации — в соответствии с традиционным обычаем украшено росписями и картинами. Среди художников, чьи картины украшали внутренние помещения парламента, следует отметить, в частности, ато Бэлачоу-Ымру, священника Мэзмур зе-Давит из Годжама, создавшего для парламента огромное полотно, изображающее коронацию императора Хайле Селассие I и ытеге Мэнэн. Священнослужитель из Уолло Уольдэ-Мэдхын в своих полотнах обращается к исторической тематике. Он воссоздает историю Йикуно-Амлака и абунэ Тэкле-Хайманота, изображает ныгусэ Сахле-Сылласе, принимающего иностранные делегации. Бэхайлу-Гэбрэ-Марьям из Тигре, получивший образование в монастырских художественных школах в Гондэре, изображает главным образом батальные сцены и сцены охоты. Из-под кисти Йоханныса-Тэсэммы из Годжама выходят полотна, изображающие повседневную жизнь. Художники охотно продолжали создавать большие циклы, состоящие иногда из нескольких десятков отдельных сцен или картин, расположенных рядом, на одном полотне, и представляющих, например, легенду о царице Савской, Соломоне и Менелике I.

Многие полотна эфиопской живописи, относящиеся к первым десятилетиям нашего столетия, сегодня можно увидеть, не посетив Эфиопию. Скупаемые европейцами, они находятся в различных музеях мира. Многочисленные творения эфиопской живописи, привезенные русским путешественником врачом Кохановским, находятся в Ленинграде. Много картин находится также в Париже, Женеве, Лондоне, в Италии и Швеции.

Уже в тот период молодое поколение эфиопских художников выезжало учиться в европейские академии изящных искусств. Здесь следует подчеркнуть, что еще не создана систематическая работа по истории эфиопского искусства. В отдельных статьях можно встретить {460} имена художников, с которыми встречались европейские путешественники, но это случайные упоминания, зато полностью отсутствуют какие-либо работы о монастырских центрах изящных искусств, поэтики, музыки и танца. Стоит об этом упомянуть, так как быстрые изменения, которые произошли и происходят в эфиопской культуре в период после войны 1935—1941 гг., отодвигают на задний план традиционную культуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.01 с.)