Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Император сусныйос. Попытка освобождения
ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ ОТ ЦЕРКОВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. СОЮЗ С ГАЛЛА И ИЕЗУИТАМИ После смерти Зэдынгыля на трон вернулся Яыкоб, установивший хорошие отношения с абунэ Петросом. Одновременно Сусныйос собрал вооруженные силы, достаточные для борьбы с Яыкобом за трон. Сражение между Сусныйосом и императором Яыкобом и абунэ Петросом закончилось гибелью императора и абунэ. Сусныйос захватил власть в 1607 г., имея с самого начала настроенное против себя духовенство из-за смерти абунэ. Эту ненависть духовенства Сусныйос пытался уравновесить привлечением на свою сторону светских сановников. Он установил контакт с ытеге Марьям-Сыной и снискал ее расположение, передав часть высоких постов ее ставленникам. Однако наиболее важные должности при дворе и в стране он оставил для своих братьев: Сахле-Крыстоса, Йеманэ-Крыстоса, Мэлька-Крыстоса и Афэ-Крыстоса. Снискав расположение светских феодалов, Сусныйос обеспечил себе союзников, благодаря чему мог держаться у власти, несмотря на возраставшее недовольство духовенства. Сусныйос намеревался, видимо, ограничить значение церкви и ее влияние в государстве, пытаясь уменьшить ее экономическую мощь. Он старался продолжать дело восстановления государства, основав ряд городов, и среди них Дэб-{186}рэ-Табор и Дэнкэз в Дэмбии, последний, будучи расположен в центре тогдашнего государства и занимая выгодное стратегическое положение, был избран основным местопребыванием и резиденцией императора. Одновременно он попытался опереться на третью силу в государстве в лице тех племен галла, которые начали в полную меру осваиваться на эфиопской территории. Сусныйос пожаловал им в лен земли в различных провинциях страны, например в Дамоте, Годжаме, Агоу-Мыдыре. У некоторых монастырей он отобрал большую часть имений, передав их галла. Это вызвало понятную ненависть духовенства. В противоположность своему предшественнику, императору Зэдынгылю, пытавшемуся урегулировать экономическую ситуацию в государстве, Сусныйос предоставил полную свободу правителям областей. Именно при нем в связи с чрезвычайными обложениями вспыхнули вышеупоминавшиеся беспорядки в Шире, видимо имевшие место и в других округах. Также в его правление бунтовали отдельные округа и наместники, в подтверждение чего можно перечислить хотя бы неоднократные мятежи народов агау и фалаша в Сымен во главе с Гедеуоном, против которых император организовывал успешные экспедиции в 1616 и 1626—1627 гг., бунты в области Ласта, продолжавшиеся в течение четырех лет — 1629—1632 гг. В 1619 и 1620 гг. бунтовали против него Йонаэль, правитель Бэгемдыра, а также правитель Шоа и другие. В начале его царствования в Тигре появлялись самозванные императоры, выдававшие себя за Яыкоба. Там же распространились сведения о мнимой смерти Сусныйоса.
С самого начала своего правления Сусныйос пытался наладить политико-экономические контакты с Европой. Инициатива таких контактов исходила — как мы знаем — в начале XVI в. от императрицы Ылени, а затем пытался продолжать это его трагически умерший предшественник и товарищ детских лет — Зэдынгыль. Поддерживая Паеса и сопровождавших его миссионеров, Сусныйос позволил им свободно проводить миссионерскую деятельность, особенно в северо-западной части страны, и поддерживал с ними самые дружеские отношения, все более восстанавливая против себя и так уже достаточно враждебное ему местное духовенство. Одновременно он {187} вел переписку с папой и испанским двором. В письмах, отправленных в Европу в 1607, 1610 и 1615 гг., подчеркнув свое доброжелательное отношение к римской церкви, он просил прислать военную помощь как для преодоления выступавших против него групп внутри страны, так и для оказания сопротивления продолжавшим угрожать безопасности Эфиопии нашествиям различных кочевых племен. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В эфиопской церкви в этот период все более углублялся раскол. Линия этого раскола проходила, если не быть очень точным, между духовенством Шоа, группировавшимся вокруг монастыря Дэбрэ-Либанос с ычэге во главе, и духовенством Годжама и Тигре, с которым часто солидаризировался абунэ. Диспуты во времена Зэдынгыля, проводившиеся Паесом с выступавшим против него эфиопским духовенством, углубили наметившиеся внутренние разногласия. Внутренне раздробленная страна оказалась в огне религиозных распрей. В 1621—1622 гг. и в 1622—1623 гг. были созваны два собора, в которых, по всей вероятности, католические миссионеры не участвовали. Споры, проводившиеся в присутствии императора, тянулись долго и не привели к решениям. Окончательный вердикт против абунэ издал сам Сусныйос, авторитет которого в церковных вопросах — несмотря на его прекрасное богословское образование — был сильно подорван.
Император находился действительно в трудном положении. Ожидавшаяся им европейская помощь не приходила. Представляется вполне вероятным, что папа, а также испанский двор, ссылаясь на прежние мнимые обещания императора Либнэ-Дынгыля перейти в католицизм, обусловили присылку помощи Сусныйосу его предварительным подчинением Риму. В этой ситуации приблизительно в 1621—1622 гг. император Сусныйос и несколько придворных сановников, например его брат Сахле-Крыстос, аззаж Тино и другие, были тайно крещены Паесом по римскому обряду. Весть об этом событии разошлась с быстротою молнии. Абунэ Сымон отлучил {188} императора от церкви. Страна была охвачена беспорядками религиозного характера, которые вскоре переросли в вооруженный конфликт. Произошло крупное сражение, и в нем, с одной стороны, приняло участие духовенство, чьим прежним позициям возникла угроза, во главе с абунэ Сымоном, а также часть светских феодалов (среди прочих брат императора Йеманэ-Крыстос), с другой же стороны — император со своей армией и миссионерами. Чрезвычайно ожесточенное сражение повлекло много жертв с обеих сторон. Однако решительную победу одержал Сусныйос. Погиб на поле боя абунэ Сымон. После этого еще больше возросла ненависть духовенства к императору. В это же время в Эфиопию прибывало все больше миссионеров. В 1622 г. внезапно умер Паес, иезуит с несомненным дипломатическим талантом, своим тактом и искусным поведением завоевавший большую популярность. В том же году прибыли другие иезуиты, и среди них М. Алмейда, автор одного из описаний Эфиопии. Иезуитские миссионеры начали все шире вводить римско-католический обряд, абсолютно чуждый традиционному церемониалу эфиопской церкви. В частности, был отменен введенный Зэра-Яыкобом с целью примирения враждовавших в XV в. групп обычай празднования субботы и воскресенья. Предписано было праздновать только воскресенье. В 1624—1625 гг. прибыл из Рима назначенный патриархом Эфиопии фанатичный иезуит Мендес, а вместе с ним И. Лобо, составивший позднее описание Эфиопии, и многие другие. Деятельность иезуитов становилась все более энергичной. Мендес обращался с духовными и светскими эфиопскими сановниками как с темными и полудикими язычниками, полностью игнорируя вековые традиции и обычаи, топча достоинство эфиопской знати. Он приказал относиться к нему как к князю церкви и заставил высших сановников преклонять перед ним колена. Недовольство росло как среди сановников, так и в народе, который принуждали к изменению обычаев. Между тем император все еще не переходил официально в римско-католическую веру и все еще не поступала помощь с европейской стороны. Увеличивались репрессии в отношении мятежников, а также внутренняя борьба {189} и распри. Наконец, 12 февраля 1628 г. Сусныйос официально подчинился папству. Страна была охвачена огнем. Ласта полностью вышла из повиновения. Война охватила почти все области 3. Погиб сын императора Маркос, а также его дочь княжна Мэлекотауит. Духовенство подвергалось пыткам и экзекуции. Монахи в свою очередь вели антиимператорскую пропаганду. Распространялось презрительное прозвище Сусныйоса, ранее уже отлученного от церкви, — Алауи-Ныгусэ («Царь-Еретик»). Сусныйос, все еще будучи лишен помощи извне, сражался беспрерывно. Но он уже не владел положением. Духовенство использовало в этой борьбе выступавшего против иезуитов Фасиледэса, сына императора Сусныйоса. Видимо, он пытался склонить своего отца к изменению политики. В конце концов в 1632 г. Сусныйос, видя безнадежность ситуации и полный провал своей политической концепции, официально и публично признал, что он совершил ошибку, вводя в Эфиопии римское вероисповедание, и отказался от престола в пользу Фасиледэса. 14 июня 1632 г. трон занял новый император. После этих событий в течение длительного времени ни один правитель не предпринимал попыток осуществления концепции эфиопско-европейского сближения.
ИЗГНАНИЕ ИЕЗУИТОВ Сразу же после объявленного в 1632 г. возвращения к традиционной вере и прихода к власти Фасиледэса был созван по требованию духовенства большой собор в Гондэре, который должен был расправиться с иезуитами. Это был крупный съезд священников и монахов всей страны. От имени эфиопского духовенства выступал ычэге Бэтрэ-Гийоргис. От имени иезуитов — Мендес. Велся резкий и яростный теологический спор, результат которого — вследствие изменившейся политической ситуации — должен был обернуться против иезуитов. Ычэге Бэтрэ-Гийоргис от имени духовенства обратился к императору {190} с просьбой, чтобы он выдал в их руки Мендеса вместе с его единомышленниками. Он полагал, что монахи имеют право отомстить за пролившуюся по вине миссионеров кровь эфиопского народа. Однако Фасиледэс отказался выдать Мендеса и других иезуитов в руки охваченных ненавистью монахов. Он приказал лишь отобрать у них оружие и сослать их всех во Фремону в Тигре — традиционное место изоляции миссионеров. Из Фремоны, до последнего времени являющейся католическим центром Эфиопии, миссионерам удалось убежать к бахыр нэгашу Йоханнысу, который, как и его предшественник Йисхак, стремился стать независимым от императора. Император потребовал от Йоханныса немедленной выдачи миссионеров. Правда, бахыр нэгаш Йоханныс отказал Фасиледэсу, однако поспешил передать опасных гостей в руки турок.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.005 с.) |