4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (табл. 6.8).
Таблица 6.8. Характеристика уровней тревожности
|
Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан9
Настоящая шкала тревожности была разработана А. М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т. е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Описание
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланксодержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, форма Б — для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
|
Инструкция (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0,1,2,3 или 4, — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается.)
Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
(Далее следует текст методики.)
Форма А
№ п/п | Ситуация | Нет Немного Достаточно | Значительно | Очень | |
Пример | Перейти в новую школу | 0 1 | |||
Отвечать у доски | 0 1 | ||||
Оказаться среди незнакомых | 0 1 | ||||
ребят | |||||
Участвовать в соревнованиях. | 0 1 | ||||
конкурсах, олимпиадах |
№ п/п | Ситуация | Нет Немного Достаточно | Значительно | Очень | |
Слышать заклятия | 0 1 | ||||
Разговаривать с директором | 0 1 | ||||
школы | |||||
Сравнивать себя с другими | 0 1 | ||||
Учитель смотрит по журналу, | 0 1 | ||||
кого спросить | |||||
Тебя критикуют, в чем-то | 0 1 | ||||
упрекают | |||||
На тебя смотрят, когда ты что- | 0 1 | ||||
нибудь делаешь (наблюдают | |||||
за тобой во время работы, | |||||
решения задачи) | |||||
Видеть плохие сны | 0 1 | ||||
Писать контрольную работу, | 0 1 | ||||
выполнять тест по какому- | |||||
нибудь предмету | |||||
После контрольной, теста — | 0 1 | ||||
учитель называет отметки | |||||
У тебя что-то не получается | 0 1 | ||||
Смотреть на человека, | 0 1 | ||||
похожего на мага, колдуна | |||||
На тебя не обращают | 0 1 | ||||
внимания | |||||
Ждешь родителей с | 0 1 | ||||
родительского собрания | |||||
Тебе грозит неуспех, провал | 0 1 | ||||
Слышать смех за своей спиной | 0 1 | ||||
Не понимать объяснений | 0 1 | ||||
учителя | |||||
Думаешь о том, чего ты | 0 1 | ||||
сможешь добиться в будущем | |||||
Слышать предсказания о | 0 1 | ||||
космических катастрофах | |||||
Выступать перед зрителями | 01 | ||||
Слышать, что какой-то человек | 0 1 | ||||
«напускает порчу» на других | |||||
С тобой не хотят играть | 0 1 | ||||
Проверяются твои | 0 1 | ||||
способности | |||||
На тебя смотрят как на | 0 1 | ||||
маленького | |||||
На экзамене тебе достался | 0 1 | ||||
13-й билет | |||||
На уроке учитель неожиданно | 0. 1 | ||||
задает тебе вопрос | |||||
Оценивается твоя работа | 0 1 | ||||
Не можешь справиться с | 0 1 | ||||
домашним заданием | |||||
31. | Засыпать в темной комнате | 0 1 | |||
Не соглашаешься с | 0 1 | ||||
родителями | |||||
Берешься за новое дело | 0 1 |
|
№ п/п | Ситуация | Нет | Немного Достаточно | Значительно | Очень | |
Разговаривать с школьным | ||||||
психологом | ||||||
Думать о том, что тебя могут | ||||||
«сглазить» | ||||||
Замолчали, когда ты подошел | ||||||
(подошла) | ||||||
Слушать страшные истории | ||||||
Спорить со своим другом | ||||||
(подругой) | ||||||
Думать о своей внешности | ||||||
Думать о призраках, других | ||||||
страшных, «потусторонних» | ||||||
существах | ||||||
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша. | ||||||
Форма Б | ||||||
№ п/п | Ситуация | Нет | Немного Достаточно | Значительно | Очень | |
Пример | Перейти в новую школу | |||||
Отвечать у доски | ||||||
Требуется обратиться с | ||||||
вопросом,просьбой к | ||||||
незнакомому человеку | ||||||
Участвовать в соревнованиях, | ||||||
конкурсах, олимпиадах | ||||||
Слышать заклятия | ||||||
Разговаривать с директором | ||||||
школы | ||||||
Сравнивать себя с другими | ||||||
Учитель делает тебе | ||||||
замечание | ||||||
Тебя критикуют, в чем-то | ||||||
упрекают | ||||||
На тебя смотрят, когда ты что- | ||||||
нибудь делаешь (наблюдают | ||||||
за тобой во время работы, | ||||||
решения задачи) | ||||||
Видеть плохие или «вещие» | ||||||
сны | ||||||
Писать контрольную работу, | ||||||
выполнять тест по какому- | ||||||
нибудь предмету | ||||||
После контрольной, теста | ||||||
учитель называет отметки | ||||||
У тебя что-то не получается | ||||||
Мысль о том, что | ||||||
неосторожным поступком | ||||||
можно навлечь на себя гнев | ||||||
потусторонних сил | ||||||
На тебя не обращают | ||||||
. | внимания |
|
№ п/п | Ситуация | Нет | Немного Достаточно | Значительно | Очень |
Ждешь родителей с родительского собрания | 1 2 | ||||
Тебе грозит неуспех, провал | 1 2 | ||||
Слышать смех за своей спиной | 1 2 | ||||
Не понимать объяснений учителя | 1 2 | ||||
- 20 | Думаешь о своем будущем | 1 2 | |||
Слышать предсказания о космических катастрофах | 1 2 | ||||
Выступать перед большой аудиторией | 1 2 | ||||
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу- на других | 1 2 | ||||
Ссориться с родителями | 1 2 | ||||
Участвовать в психологическом эксперименте | 1 2 | ||||
На тебя смотрят как на маленького | 1 2 | ||||
На экзамене тебе достался 13-й билет | 1 2 | ||||
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | 1 2 | ||||
Думаешь о своей привлекательности для девочек(мальчиков) | 1 2 | ||||
Не можешь справиться с домашним заданием | 1 2 | ||||
Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи | 1 2 | ||||
Не соглашаешься с родителями | 1 2 | ||||
Берешься за новое дело | 1 2 | ||||
Разговаривать со школьным психологом | 1 2 | ||||
Думать о том, что тебя могут «сглазить» | 1 2 | ||||
Замолчали, когда ты подошел (подошла) | 1 2 | ||||
Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса | 1 2 | ||||
Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях | 1 2 | ||||
Смотреться в зеркало | 1 2 | ||||
Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого | 1 2 |
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша. |
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.243.44 (0.013 с.)