Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей



Для исследования тревожности у старших подростков и юношей А. Д. Ан­дреевой в 1988 году был модифицирован опросник Ч. Д. Спилбергера (STPI— State Trait Personal Inventory)™. Он позволяет выявить уровень по­знавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности.

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), не­посредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познава­тельную деятельность субъекта. Гнев и тревога — базальные эмоции, зави­сящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в ви­де затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуа­циям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в ус­ловиях школьного обучения, Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональ­ных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Описание

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познаватель­ной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шка­лы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответ­ствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и ин­струкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отра­жала состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоцио­нальных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и опреде­лить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональ­ных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конк­ретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант оп­росника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной ра­боты с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и не­гативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала со­стоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке (табл. 6.17).

Таблица 6.17. Ключ к опроснику Спилбергера
Эмоция   Пункт шкалы, номер    
Тревожность 1 4 7 10 13 16 19 22    
Познавательная активность 2 5 8 11 14 17 20 23    
Негативные эмоциональные переживания 3 6 9 12 15 18 21 24    

 

При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).

Инструкция (к 1-й части). Прочти внимательно каждое предложе­ние и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимос­ти от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Инструкция (ко 2-й части). А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.

Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части методики) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й ча­сти). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопро­сы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось с основной часть опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно выс­казаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в балльной оценке их отпала. Здесь следует отметить, что более содержа­тельные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос — о чув­ствах, переживаемых на уроке, — и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затруд­няются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в мето­дику-для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существен­ную помощь при интерпретации основных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.202 (0.006 с.)