Бихевиоризм. Рост и развитие личности в теории оперантного обусловливания Б. Скиннера. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бихевиоризм. Рост и развитие личности в теории оперантного обусловливания Б. Скиннера. Социально-когнитивная теория А. Бандуры.



Согласно Б. Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию.

Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления – первичное и вторичное. Первичное подкрепление – это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Таким образом, они не требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовлетворить биологическую потребность. Первичные подкрепляющие стимулы для людей – это пища, вода, физический комфорт и секс. Их ценностное значение для организма не зависит от научения. Вторичное, или условное подкрепление, с другой стороны, – это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.

Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Деньги – особенно показательный пример. Очевидно, что деньги не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений. Все же благодаря системе культурного обмена деньги являются мощным и сильным фактором для получения множества удовольствий.

Еще более сильный генерализованный условный стимул – это социальное одобрение. Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека. Он также отмечал, что каждый человек проходит уникальную науку научения, и вряд ли всеми людьми управляют одни и те же подкрепляющие стимулы.

Вместо негативного подкрепления поведения Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными стимулами, они более пригодны для формирования поведения человека.

После становления бихевиоризма персонология стала выдвигать предположение, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиям между внутренними явлениями и факторами окружения. Это рассуждения легли в основу социально-когнитивное направление в теории личности.

Бандура исходит из того, что психологическое функционирование личности лучше понимать через непрерывное взаимодействие между тремя группами факторов:

· Поведенческими;

· Когнитивными;

· Средовыми.

С точки зрения Бандуры индивиды обладают когнитивными способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь.

Он рассматривал поведения с точки зрения принципа взаимного детерминизма, который состоит в том, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты - поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но и друг на друга. Хотя на поведение влияет окружение, но люди сами могут оказывать какое-то влияние на своё поведение.

Дружелюбный человек на званном ужине может своим поведение создать окружение, в котором для него будет поощрение и мало наказания. Грубое поведение человека там же может привести к тому, что действия окружающих будут наказанием и очень малым поощрением для него.

Социально когнитивная теория Бандуры описывает модель взаимной причинности поведения, в которой познавательные аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты. Бандура полагает, что люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.

В отличие от Скиннера, который считал, что поведение регулируется подкреплением, Бандура полагает, что оно в значительной мере регулируется предвиденными последствиями. Одеваемся по-походному в поход, берем зонт в проливной дождь и т.д. Наша способность представлять действительный исход символически (в предвидении, в мыслях) дает возможность перевести будущие события (холод) в сиюминутные побудительные факторы. Они влияют и определяют наше поведение, так же как и потенциальные последствия. А способность предвидеть (предсказать) ситуацию дают человеку психические процессы (когнитивные).

Согласно А. Бандуре, обучение может быть организовано с помощью наблюдения за поведением других людей. Механизмами такого обучения являются не только внешнее отслеживание последовательности совершаемых действий, но и внутренние детерминанты - когнитивные переменные. Поведение можно объяснить взаимодействием человека с его окружением. Такой подход к исследованию был назван А. Бандурой реципрокным детерминизмом. Объектом наблюдения является не только модель поведения, но и последствия, к которым она приводит. Этот процесс Бандура назвал опосредованным (косвенным) подкреплением, которое также имеет когнитивный компонент - ожидание последствий.

Обучение посредством наблюдения включает в себя четыре следующих компонента:

· Усиление внимания за моделью. Оно состоит в выделении тех ее признаков, усвоение которых приведет к полезному результату.

· Актуализация процессов запоминания, которая заключается в способности сохранять результаты наблюдений в символической, закодированной форме.

· Воспроизведение движений, закрепляющее эффекты, полученные путем наблюдения.

· Мотивация обучения, которая определяет значимость данной модели в качестве образца для подражания.

 

КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ТЕОРИЙ: КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ А. БЕКА, РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ А. ЭЛЛИСА.

А.Бек разработал новый теоретико-клинический подход, который назвал когнитивной терапией. Согласно теории А.Бека, суть депрессии — искаженные когнитивные процессы, а именно — внутреннее ощущение безнадежности. Эта безнадежность является результатом неправильных обобщений пациентом своего жизненного опыта. Дальнейшие исследования показали, что определенные психопатологические состояния (фобии, тревога, гипоманиакальные расстройства, ипохондрия, нервная анорексия, суицидальное поведение и т.п.) являются формами проявления нарушенных когнитивных процессов. Таким образом, мишенью когнитивной терапии служат неправильные когнитивные образования — неадаптивные мысли, убеждения и образы.

Схемы – когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:

· адаптивными/ неадаптивными

· позитивными/негативными

· идиосинкразическими/универсальными.

Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.

Автоматические мысли. Основные характеристики:

· рефлекторность, свернутость и сжатость,

· неподвластность сознательному контролю,

· быстротечность,

· персевераторность и стереотипность.

Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно».

Когнитивные ошибки – это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:

· Произвольные умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.

· Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.

· Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей.

· Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться.

· Персонализация — отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.

· Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности».

Рационально-эмотивная терапия - направление в когнитивной психотерапии (Альберт Эллис), основанное на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом. Ключевой является так называемая АВС-теория, в соответствии с которой, определенное негативное проявления эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким-либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы является обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций.

Эллис подчеркивал, что у людей нет прямых реакций на большинство ситуаций, что эмоциональные реакции зависят от способа восприятия событий. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого человек интерпретирует и осмысляет их.

Иллюстрация: ребёнок слышит, когда отец кричит на него, расстраивается при этом; однако сосед по дому, который слышит точно те же "объективные стимулы", на эту родительскую вспышку совершенно не реагирует (или реагирует иначе: злится, например).

Эллис основывается на том, что у людей могут быть и есть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. То есть, если мы знаем, что такой-то индивид попал в такую-то ситуацию (например ему отдавили ногу в общественном транспорте), но не знаем при этом модель мира человека (хотя бы в ключевых моментах), то последствия его действий сложно предугадать (человек с отдавленной ногой может устроить скандал, может заплакать, может начать читать нотации, может проигнорировать, может сразу полезть в драку...).

Виды иррациональных суждений:

· "Долженствовательные" указывают на то, что кто-то (или что-то) должно быть не таким, каково оно есть ("Я должен выиграть игру", "Он должен быть любезным по отношению ко мне", "Все должны быть честными со мной"). В основе таких суждений лежит какое-то навязчивое целеполагание.

· "Ужасания" суждения строятся на том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть ("Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода мужа", "Это ужасно, что мой замысел разгадали, теперь мне конец"). Подобные суждения строятся, опираясь на сильно негативные эмоции, при этом имеет место "страх ужаса".

· Суждения "надлежания" отражают неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть ("Я не вытерплю, если окажется, что мой лучший друг - обманщик", "Все вокруг оказались враги, и я это не смогу перенести").

· "Порицающие" суждения принижают личность (собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть). В основе таких суждений лежит инфантильная модель мира, в которой люди делятся на хороших и плохих, добрых и злых, и также инфантильное представление о долге каждого человека поощрять или наказывать хороших или плохих. Примеры: "Он ужасный человек, должен быть наказан за опоздание", "Если он скажет мне ещё одно плохое слово, я пойму, что он - негодяй, и тогда я ему отомщу".

Двенадцать основных иррациональных идей по Эллису. Конкретизируя, Эллис выявил наиболее типичные, "сердцевинные" иррациональные идеи, которые явно или неявно лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

· Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

· Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

· Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

· Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

· Если что-то пугает или вызывает опасение - надо быть начеку.

· Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

· Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

· Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.

· То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее потом.

· На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

· Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

· Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

 

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА.

Э. Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".

" Родитель " - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".
"Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны директивные высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка"...

В тех условиях, когда "родительское" состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

" Ребенок " - эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах. "Естественный ребенок " - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.

" Адаптированный ребенок" - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок".
Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".
Взрослое "Я-состояние" - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь "Взрослого" построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Если "Взрослое" состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением "Ребенка" и "Родителя".
Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. "Взрослый" у Берна играет роль арбитра между "Родителем" и "Ребенком". Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: "Будь всегда взрослым!".

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

" Игра " - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр:

· игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым
последствиям;

· игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры

· 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую - двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

"Поглаживания и удары" - взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:

· позитивными: "Вы мне симпатичны", "Какая вы милая";

· негативными: "Ты мне неприятен", "Ты сегодня плохо выглядишь";

· условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): "Вы хорошо это сделали", "Ты бы мне больше нравился, если бы..."

· безусловными (связаны с тем, кем человек является): "Вы специалист высшего класса", "Я принимаю тебя таким, какой ты есть";

· фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): "Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека", "Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

" Трансакции " - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие "эго-состояние". Скрытые трансакции включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

" Вымогательство " - способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство - это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

"Запреты и ранние решения" - одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из "эго-состояния" "Ребенок" в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется "ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, "Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо". - "А я буду высовываться".

" Жизненный сценарий " - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:

· родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;

· ранние решения (ответы на родительские послания);

· игры, которые реализуют ранние решения;

· вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;

· ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

"Психологическая позиция или основная жизненная установка" -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

· "Я благополучен - ты благополучен".

· "Я неблагополучен - ты неблагополучен".

· "Я неблагополучен - ты благополучен".

· "Я благополучен - ты неблагополучен".

"Я благополучен - ты благополучен" - это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

"Я неблагополучен - ты неблагополучен ". Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой "Я неблагополучен - ты неблагополучен" проводят большую часть жизни в наркологических,
психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

«Я неблагополучен - ты благополучен". Человек с негативным образом собственного "Я" отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, все сильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

"Я благополучен - ты неблагополучен ". Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная эмоциональная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте. Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески подчеркивает превосходство ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих. Другой механизм развития установки срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает: "Я благополучен" - чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его "Ты не благополучен". Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

· Структурный анализ - анализ структуры личности

· Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.

· Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.

· Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр. Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.
Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Техники.

· Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа "эго-состояния".Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.

· Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.211 с.)