Трансперсональная психология С. Грофа. Базовые перинатальные матрицы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансперсональная психология С. Грофа. Базовые перинатальные матрицы.



Концепция личности в трансперсональной психологии разработана С. Грофом в процессе экспериментального изучения многочисленной группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает другие индивидуальности и элементы внешнего мира; или же субъект продолжает переживать свою собственную идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в другом контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собствственной идентичности и полностью отождествляется с сознанием другого существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности" и "расширение переживаний за пределы объективной реальности". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях, отождествление с другими личностями, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, обитателями других вселенных, архетиповые и мифические переживания, сознание Универсального Ума, Метакосмической Пустоты и др.

Практическим применением концепции Грофа является метод холотропного дыхания, основанный на сочетании ритмической музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются именно те психотравматические моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

Перината́льные ма́трицы — теоретическая модель о состояниях психики до и во время рождения, относящаяся к трансперсональной и перинатальной психологии. Согласно этой модели, во время внутриутробного развития и родов человек переживает особый опыт, который, в том числе, может быть связан с так называемой «родовой травмой». Утверждается, что перинатальные матрицы оказывают влияние на всю последующую жизнь и могут быть причиной различных психических явлений.

В работах Грофа и некоторых его последователей постулируется, что опыт рождения открывает доступ к трансперсональному уровню психики и сам содержит трансперсональные элементы, однако не все трансперсональные и перинатальные психологи согласны с такой характеристикой. Идея перинатальных матриц подвергается критике как малообоснованная и многими исследователями считается ненаучной. Тем не менее, концепция перинатальных матриц рассматривается в некоторых научных работах, как в сочетании с эзотерическими и мистическими воззрениями, так и отдельно от них.

Гроф в своих работах постулировал, что психика человека формируется не только на биографическом этапе, но и в перинатальный (добиографический) период, соответствующий стадии эмбриона и процессу родов. Перинатальная область психики относится к бессознательному и состоит из четырёх отдельных частей, соответствующих последовательным физиологическим этапам беременности и родов. Эти области бессознательного были названы термином «базовые перинатальные матрицы».

БПМ-I или «амниотическая вселенная», относится к статическому пребыванию эмбриона в утробе матери, которая представляет для эмбриона весь его мир. Остальные матрицы являются динамическими, что отличает эту матрицу от них. Утверждается, что природа данной матрицы обусловлена биологическим опытом пребывания в утробе матери и зависит от условий этого пребывания. Как и в случае с другими матрицами, при регрессе до данного этапа, опыт можно вновь пережить как в ощущении конкретной биологической формы, так и в ощущении различных символических и архетипических образов и других явлений. Если данный этап онтогенеза был пережит без каких-либо проблем, то содержание БПМ-I будет наполнено ощущением лёгкости, безмятежности, покоя и радости. В таком случае, БПМ-1 может содержать в себе переживания отсутствия препятствий, отождествления с водными формами жизни, пребыванием в космосе.

В том случае, если во время беременности были те или иные патологические отклонения, то в содержание БПМ-I могут добавиться негативные элементы. Также на это может влиять плацентарная недостаточность, стеснение плода в матке по мере его роста, угроза выкидыша, отравление токсинами, в том числе алкоголем, никотином. Негативные переживания могут включать в себя ощущения изолированности, паранойи, ненависти, настороженности. Могут присутствовать ощущения отравления, загрязненных водоёмов, заражённой или опасной природы, кровавых апокалиптических видений, человек может отождествлять себя со смертниками в газовых камерах, солдатами, подвергшимися действию химического оружия.

БПМ-II «космическая поглощенность и отсутствие выхода». Она соответствует первой фазе родов, то есть схваткам. Биологическая основа данного этапа связана с периодическими сокращениями матки, при которых шейка матки ещё закрыта. Плод на этом этапе уже не может получать достаточно питательных веществ и кислорода. В регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать ощущения клаустрофобии, страха, тревоги, обиды, гнева, беспомощности, предательства или бесполезности. Возможно отождествление с заключёнными в подземельях или в концентрационных лагерях, грешниками в аду, архетипическими фигурами, ассоциирующимися с вечным проклятием.

БПМ-III «фаза борьбы смерти и возрождения». Эта фаза соответствует второй фазе родов, при которой матка продолжает сокращаться, но шейка матки уже открыта и плод может постепенно проходить через родовой канал. Прохождение по родовому каналу становится для ребёнка первым опытом сознательного преодоления пути. К ограничениям и проблемам, которые присутствуют уже в БПМ-II, добавляются новые: асфиксия может только возрастать, есть возможность, что рождающийся ребёнок вступит в контакт с околоплодной жидкостью, кровью, слизью, мочой и даже калом. При регрессе до данного этапа могут наблюдаться ощущения борьбы, потрясений, боли, движения и прогресса. Могут повторяться движения головой, характерные для движений младенца, продвигающегося по родовому каналу. Паттерн БПМ-III может включать в себя переживания титанической борьбы, садомазохистские и скатологические элементы, половое возбуждение, архетипические образы мифологических и культурных героев, встречу с огнём и так далее.

БПМ-IV «фаза переживаний смерти и возрождения». Эта фаза относится непосредственно к рождению и первым минутам и часам после него. Биологическая основа данного этапа связана с окончательным разрывом с телом матери, началом дыхания, а также реакцией ребёнка на кесарево сечение, анестезию, акушерские щипцы и другие новые ощущения. Как и в случае с другими матрицами, в регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать как ощущения конкретных физиологических и биологических событий, так и ощущения различных символических и архетипических образов и других явлений. Чувства освобождения, любви, принятия, спасения и искупления грехов могут перемежаться с чувствами возмущения, отторжения, недоумения, краха, эмоциональной гибели, поражения и вечного проклятия. БПМ-IV может быть насыщена архетипическими образами, связанными с смертью и возрождением, раем и адом, ощущением яркого света.

Идея о перинатальных матрицах подвергается критике как ненаучная и не связанная с традиционной психологией. Негативное мнение связано с вольной, с точки зрения критиков, интерпретацией переживаний под воздействием ЛСД, со вторичными по отношению к восточной философии трактовками. Данная критика находится в общем тренде с критикой трансперсональной психологии в целом. Также существует точка зрения, по которой есть некоторое противоречие в работах Грофа: концепция перинатальных матриц оценивается как детерминистская, в то время как сам Гроф критикует детерминистские и редукционистские подходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.008 с.)