Геополитические проблемы России на кавказе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геополитические проблемы России на кавказе



Основные субрегионы Кавказа:

1. Северный Кавказ (Северо-Кавказский федеральный округ: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Севеврная Осетич, Чечня, Ставропольский край)

2. Южный Кавказ (азербайджано-грузинский и армянский территориальные сегменты)

Территория Северного и Южного Кавказа в геополитическом плане может рассматриваться с нескольких точек зрения.

Во-первых, как рубеж геополитического влияния и объект воздействия

Во-вторых, как геостратегическая и геополитическая переходная зона между Севером и Югом

В-третьих, как потенциальный источник конфликтов.

Геополитическая самобытность всего Кавказа имеет особое значение в региональной политике и влияет на характер и специфику совместимости данного региона с другими. Это и этнокультурная, политико-идеологическая, территориальная близость Кавказа или его отдаленных районов к различным силовым центрам, и естественная хозяйственно-экономическая, сырьевая взаимосвязанность Кавказа с соседними регионами и государствами, и единство геополитических оборонных интересов территории, способность образовывать свои замкнутые системы. Поэтому этнополитическое пространство Северного Кавказа не заканчивается на южной границе РФ или северной границы кавказских государств, а простирается на части территории России, Азербайджана, Грузии и Армении.

Для политики ряда стран, соперничающих с Россией за влияние на Кавказе, характерно стремление использовать наряду с этническим и религиозный фактор, так как национальные республики Северного Кавказаа и Азербайджан, являются частью мусульманского Севера, который испытывает на себе серьезное влияние исламского мира.

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ

Решение геополитических задач России в Закавказье, осложняется рядом неблагоприятных факторов, а именно: политикой правящих элит новых закавказских государств (Грузия, Азербайджан, отчасти - Армения), связывающих перспективы развития и будущее своих государств с Западом; новыми глобалистскими устремлениями США и других стран НАТО, считающих регион зоной стратегических интересов; развернувшимся столкновением за нефтяные источники Каспия; неурегулированностью межнациональных конфликтов (Грузия – Южная Осетия, Грузия - Абхазия, Азербайджан - Нагорный Карабах - Армения).

К реалиям, с которыми не может не считаться Россия, формируя свою политику на Южном Кавказе, относятся:
-разный уровень развития демократии, и ее восприятия в трех закавказских государствах;
-отсутствие у Армении, Грузии и Азербайджана четко сформулированных стратегий национальной безопасности;
-региональные конфликты и диаметрально разные подходы государств Южного Кавказа к урегулированию этих конфликтов;
-отсутствие координации в деятельности государств Закавказья в различных международных организациях по причине разнонаправленности интересов.

Таким образом, Россия вынуждена проводить не региональную политику в регионе Южного Кавказа, а строить отношения по отдельности – с Арменией, Азербайджаном и Грузией.
В Закавказье у России наиболее стабильно складываются отношения с Арменией. Вопрос выживания и развития Армянского государства в условиях недружественного окружения, экономической блокады и военно-политического вызова со стороны Азербайджана и Турции, а также неурегулированности Нагорно-Карабахской проблемы тесно завязан на отношения Армении с Россией.

Совокупная стратегическая значимость Армении при нынешней расстановке в рассматриваемом регионе не ограничивается такими факторами, как размеры территории, численность населения, экономические ресурсы. Являясь важнейшей составной частью Закавказья, Армения в силу своего географического и геополитического положения, особенностей исторических связей с Россией может при правильной организации взаимодействия стать не только союзником России, но и выдвинутым далеко на юг стратегическим плацдармом российского влияния на Кавказе.
Несмотря на тесные военно-политические отношения с Россией, активно развиваются связи Армении с ведущими западными странами (Великобритания, Франция и США), однако Армения будет вынуждена выбирать между США и Россией.

Однако Армения остается надежным, стабильным и перспективным союзником и геополитическим партнером России в Южном Кавказе. В условиях проникновения НАТО на постсоветское пространство, экспансионистской политики Турции на Кавказе, Армения объективно становится определяющим для России форпостом влияния в одном из наиболее противоречивых и геополитически важных регионов. Тем не менее, по мере втягивания Армении в экономические и политические схемы Запада, прорабатываются варианты возможного свертывания российско-армянского сотрудничества, как "не отвечающего региональным интересам".

Азербайджан и Грузия ищут пути интеграции в европейские экономические и политические структуры, стремясь участвовать в формировании евро-атлантической структуры безопасности. При этом оба государства исходят из стремления формировать привилегированные отношения с теми странами, которые в данный момент поддерживают их практические шаги по отдалению от России. Правящие элиты Азербайджана и Грузии пытаются решить внутренние проблемы, используя для этих целей идеи национализма, пантуранизма (Азербайджан) или западничества (Грузия). При этом Азербайджан связывает свое будущее с установлением стратегических связей с Турцией, исламским миром в целом и НАТО, а также разыгрыванием «нефтяной карты».

Характерно, что поддержка Западом антиалиевской оппозиции в Азербайджане во время президентских выборов в 2003 году и в последующий период сопровождалась возрастающим давлением на власти этой страны, чтобы получить согласие на развертывание там американских военных баз. Уже в ноябре 2003 года заместитель командующего войсками США в Европе генерал Ч. Уолд в интервью заявил о том, что Азербайджан числится в списке стран, в которых могут быть созданы базы США. А в декабре 2003 года Баку посетил министр обороны США Д. Рамсфельд. На брифинге для журналистов после переговоров с Ильхамом Алиевым он сообщил, что в ходе встречи были рассмотрены вопросы двустороннего военного сотрудничества и, в частности, проблемы "усиления контроля на морских границах Каспия".

В рамках программы «Партнерство ради мира» развивается азербайджано-натовское сотрудничество, которое рассматривается как начальный этап формирования системы национальной безопасности с опорой на западные военно-политические гарантии. Однако, несмотря на приверженность западным ценностям, отношение Азербайджана к Западу не является идеальным, и у Азербайджана имеется ряд претензий к западным партнерам. Например, продолжает действовать дискриминационная поправка 907 Конгресса США, ограничивающая правительственную помощь Азербайджану, в то время, как 100 млн. долл. ежегодно поступают в Армению.

Тем не менее, внешнеполитическая стратегия Азербайджана – это восстановление территориальной целостности страны и противодействие военно-политическому сотрудничеству России и Армении с опорой на США, Турцию и влиятельные международные организации. То есть, очевидно намерение выстроить региональную систему безопасности с подключением США, НАТО, Евросоюза, Турции, в которой России не отводится роль главного игрока. Катализатором такого процесса является каспийская нефть и ТРАСЕКА (Транскавказский Евроазиатский транспортный Проект).

Безусловно, Азербайджан не отбрасывает в сторону исторические связи с Россией и вынужден считаться со ее стратегической ролью и интересами в регионе, однако, как неизменно подчеркивается, "не за счет собственного суверенитета". Перспектива российско-азербайджанских отношений будет зависеть от того, как пойдет разрешение проблемы Нагорно-Карабахского конфликта и вызванных им последствий. По оценке азербайджанской стороны, роль России в урегулировании конфликта пока лежит в плоскости односторонних (проармянских) предпочтений.

В последние годы проблемным для политики России является грузинское направление. Грузинская политическая элита фактически оказалась неподготовленной к национальному развитию с опорой на собственные возможности в условиях суверенного государства. Непомерные амбиции современных грузинских политиков пришли в противоречие со слабым экономическим потенциалом грузинского государства, и это – основная причина тех политических решений и практических действий, которые привели к кризису грузино-российских отношений.
Не располагая значительными собственными ресурсами развития, грузинские элиты пытаются использовать в качестве ресурса геостратегическое положение страны в Закавказье, ее возможную роль в качестве связующего элемента международных транскавказских транспортных магистралей. Западное присутствие в Грузии приобретает значительные масштабы. Завершен подготовительный этап интеграции Грузии в систему НАТО (программа "Партнерство ради мира"). С учетом позиции Армении и Азербайджана НАТО делает основную ставку в политике проникновения в Закавказье на Грузию. И это – не случайно. Данная политика эксплуатирует воинственный грузинский национализм с его ярко выраженной антироссийской направленностью. После обретения независимости Грузия приступила к проведению политики, направленной на предоставление своей территории враждебным России силам в обмен на военную и экономическую помощь.

Грузия – единственная страна СНГ, создавшая беспрецедентную правовую базу для развертывания американского военного присутствия на своей территории. В 2003 году грузинский парламент ратифицировал документ о военном партнерстве с США, согласно которому американские военные избавлены от консульских формальностей, въезжая или выезжая из Грузии, и имеют право ввозить туда оружие".

Не случайно, натовская дипломатия в Закавказье ставит сейчас своей главной целью лишить Россию ее рычагов воздействия на Грузию.
Таким образом, в настоящее время Россия не может позволить себе характерный для советского периода одинаковый подход ко всем трем государствам Закавказья и вынуждена формировать свои взаимоотношения с Грузией, Азербайджаном и Арменией дифференцированно с учетом следующих факторов: во-первых, тенденций формирования региона Южного Кавказа; во-вторых, сложными взаимоотношениями между государствами региона; в-третьих, интересов США в регионе; в-четвертых, роли Турции на Южном Кавказе; в-пятых, роли международный организаций (ЕС, НАТО, ООН).

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Среди наиболее актуальных проблем Северного Кавказа, можно назвать: наличие большого количества беженцев и вынужденных переселенцев, неконтролируемые миграционные процессы, приведшие к обострению межнациональных отношений; ускоренную исламизацию и распространение радикальных течений ислама (ваххабизм); проблему разделенных народов; локальные конфликты в приграничных закавказских государствах; деятельность ряда этнонациональных региональных и международных организаций, отрицательно влияющих на формирование общественно-политических настроений народов Северного Кавказа, и, безусловно, тлеющий вооруженный конфликт в Чеченской Республике.

Тем не менее, главная особенность ситуации на Кавказе состоит в том, что политическая элита и большинство населения кавказских республик занимает умеренно пророссийские позиции. Несмотря на многочисленные претензии к Центру, оно не мыслит судьбу своих территорий вне состава России, вне единого политического, правового и культурного пространства. А пример Чечни не вызывает большого стремления к подражанию.

Чеченский конфликт

Чеченский конфликт стал центром межцивилизационного противостояния на Кавказе. В 1944 году чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и ногайцев депортировали в Среднюю Азию и Сибирь. Иосифу Сталину удалось временно «решить» кавказскую проблему, лишив чеченцев и других горцев самого главного — родной земли, которая всегда была у них дороже жизни.

Уже после возвращения на Кавказ по распоряжению Хрущева чеченцы-горцы были выселены на равнину и в русский Грозный.

Цели России:
1. экономические интересы (нефть)
2. политические расчеты (стремление поднять авторитет центральной власти)
3. правовые заботы (навести порядок в Чечне)
4. державные чувства (сохранить целостность России и укрепить ее).

Цели Чечни:
1. стремление отстоять независимость
2. создание исламского государства
3. отражали интересы новой зародившейся политической элиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.012 с.)