Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Геополитические проблемы России на кавказе
Основные субрегионы Кавказа: 1. Северный Кавказ (Северо-Кавказский федеральный округ: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Севеврная Осетич, Чечня, Ставропольский край) 2. Южный Кавказ (азербайджано-грузинский и армянский территориальные сегменты) Территория Северного и Южного Кавказа в геополитическом плане может рассматриваться с нескольких точек зрения. Во-первых, как рубеж геополитического влияния и объект воздействия Во-вторых, как геостратегическая и геополитическая переходная зона между Севером и Югом В-третьих, как потенциальный источник конфликтов. Геополитическая самобытность всего Кавказа имеет особое значение в региональной политике и влияет на характер и специфику совместимости данного региона с другими. Это и этнокультурная, политико-идеологическая, территориальная близость Кавказа или его отдаленных районов к различным силовым центрам, и естественная хозяйственно-экономическая, сырьевая взаимосвязанность Кавказа с соседними регионами и государствами, и единство геополитических оборонных интересов территории, способность образовывать свои замкнутые системы. Поэтому этнополитическое пространство Северного Кавказа не заканчивается на южной границе РФ или северной границы кавказских государств, а простирается на части территории России, Азербайджана, Грузии и Армении. Для политики ряда стран, соперничающих с Россией за влияние на Кавказе, характерно стремление использовать наряду с этническим и религиозный фактор, так как национальные республики Северного Кавказаа и Азербайджан, являются частью мусульманского Севера, который испытывает на себе серьезное влияние исламского мира. ЮЖНЫЙ КАВКАЗ Решение геополитических задач России в Закавказье, осложняется рядом неблагоприятных факторов, а именно: политикой правящих элит новых закавказских государств (Грузия, Азербайджан, отчасти - Армения), связывающих перспективы развития и будущее своих государств с Западом; новыми глобалистскими устремлениями США и других стран НАТО, считающих регион зоной стратегических интересов; развернувшимся столкновением за нефтяные источники Каспия; неурегулированностью межнациональных конфликтов (Грузия – Южная Осетия, Грузия - Абхазия, Азербайджан - Нагорный Карабах - Армения).
К реалиям, с которыми не может не считаться Россия, формируя свою политику на Южном Кавказе, относятся: Таким образом, Россия вынуждена проводить не региональную политику в регионе Южного Кавказа, а строить отношения по отдельности – с Арменией, Азербайджаном и Грузией. Совокупная стратегическая значимость Армении при нынешней расстановке в рассматриваемом регионе не ограничивается такими факторами, как размеры территории, численность населения, экономические ресурсы. Являясь важнейшей составной частью Закавказья, Армения в силу своего географического и геополитического положения, особенностей исторических связей с Россией может при правильной организации взаимодействия стать не только союзником России, но и выдвинутым далеко на юг стратегическим плацдармом российского влияния на Кавказе. Однако Армения остается надежным, стабильным и перспективным союзником и геополитическим партнером России в Южном Кавказе. В условиях проникновения НАТО на постсоветское пространство, экспансионистской политики Турции на Кавказе, Армения объективно становится определяющим для России форпостом влияния в одном из наиболее противоречивых и геополитически важных регионов. Тем не менее, по мере втягивания Армении в экономические и политические схемы Запада, прорабатываются варианты возможного свертывания российско-армянского сотрудничества, как "не отвечающего региональным интересам".
Азербайджан и Грузия ищут пути интеграции в европейские экономические и политические структуры, стремясь участвовать в формировании евро-атлантической структуры безопасности. При этом оба государства исходят из стремления формировать привилегированные отношения с теми странами, которые в данный момент поддерживают их практические шаги по отдалению от России. Правящие элиты Азербайджана и Грузии пытаются решить внутренние проблемы, используя для этих целей идеи национализма, пантуранизма (Азербайджан) или западничества (Грузия). При этом Азербайджан связывает свое будущее с установлением стратегических связей с Турцией, исламским миром в целом и НАТО, а также разыгрыванием «нефтяной карты». Характерно, что поддержка Западом антиалиевской оппозиции в Азербайджане во время президентских выборов в 2003 году и в последующий период сопровождалась возрастающим давлением на власти этой страны, чтобы получить согласие на развертывание там американских военных баз. Уже в ноябре 2003 года заместитель командующего войсками США в Европе генерал Ч. Уолд в интервью заявил о том, что Азербайджан числится в списке стран, в которых могут быть созданы базы США. А в декабре 2003 года Баку посетил министр обороны США Д. Рамсфельд. На брифинге для журналистов после переговоров с Ильхамом Алиевым он сообщил, что в ходе встречи были рассмотрены вопросы двустороннего военного сотрудничества и, в частности, проблемы "усиления контроля на морских границах Каспия". В рамках программы «Партнерство ради мира» развивается азербайджано-натовское сотрудничество, которое рассматривается как начальный этап формирования системы национальной безопасности с опорой на западные военно-политические гарантии. Однако, несмотря на приверженность западным ценностям, отношение Азербайджана к Западу не является идеальным, и у Азербайджана имеется ряд претензий к западным партнерам. Например, продолжает действовать дискриминационная поправка 907 Конгресса США, ограничивающая правительственную помощь Азербайджану, в то время, как 100 млн. долл. ежегодно поступают в Армению. Тем не менее, внешнеполитическая стратегия Азербайджана – это восстановление территориальной целостности страны и противодействие военно-политическому сотрудничеству России и Армении с опорой на США, Турцию и влиятельные международные организации. То есть, очевидно намерение выстроить региональную систему безопасности с подключением США, НАТО, Евросоюза, Турции, в которой России не отводится роль главного игрока. Катализатором такого процесса является каспийская нефть и ТРАСЕКА (Транскавказский Евроазиатский транспортный Проект). Безусловно, Азербайджан не отбрасывает в сторону исторические связи с Россией и вынужден считаться со ее стратегической ролью и интересами в регионе, однако, как неизменно подчеркивается, "не за счет собственного суверенитета". Перспектива российско-азербайджанских отношений будет зависеть от того, как пойдет разрешение проблемы Нагорно-Карабахского конфликта и вызванных им последствий. По оценке азербайджанской стороны, роль России в урегулировании конфликта пока лежит в плоскости односторонних (проармянских) предпочтений.
В последние годы проблемным для политики России является грузинское направление. Грузинская политическая элита фактически оказалась неподготовленной к национальному развитию с опорой на собственные возможности в условиях суверенного государства. Непомерные амбиции современных грузинских политиков пришли в противоречие со слабым экономическим потенциалом грузинского государства, и это – основная причина тех политических решений и практических действий, которые привели к кризису грузино-российских отношений. Грузия – единственная страна СНГ, создавшая беспрецедентную правовую базу для развертывания американского военного присутствия на своей территории. В 2003 году грузинский парламент ратифицировал документ о военном партнерстве с США, согласно которому американские военные избавлены от консульских формальностей, въезжая или выезжая из Грузии, и имеют право ввозить туда оружие". Не случайно, натовская дипломатия в Закавказье ставит сейчас своей главной целью лишить Россию ее рычагов воздействия на Грузию.
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Среди наиболее актуальных проблем Северного Кавказа, можно назвать: наличие большого количества беженцев и вынужденных переселенцев, неконтролируемые миграционные процессы, приведшие к обострению межнациональных отношений; ускоренную исламизацию и распространение радикальных течений ислама (ваххабизм); проблему разделенных народов; локальные конфликты в приграничных закавказских государствах; деятельность ряда этнонациональных региональных и международных организаций, отрицательно влияющих на формирование общественно-политических настроений народов Северного Кавказа, и, безусловно, тлеющий вооруженный конфликт в Чеченской Республике. Тем не менее, главная особенность ситуации на Кавказе состоит в том, что политическая элита и большинство населения кавказских республик занимает умеренно пророссийские позиции. Несмотря на многочисленные претензии к Центру, оно не мыслит судьбу своих территорий вне состава России, вне единого политического, правового и культурного пространства. А пример Чечни не вызывает большого стремления к подражанию. Чеченский конфликт Чеченский конфликт стал центром межцивилизационного противостояния на Кавказе. В 1944 году чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и ногайцев депортировали в Среднюю Азию и Сибирь. Иосифу Сталину удалось временно «решить» кавказскую проблему, лишив чеченцев и других горцев самого главного — родной земли, которая всегда была у них дороже жизни. Уже после возвращения на Кавказ по распоряжению Хрущева чеченцы-горцы были выселены на равнину и в русский Грозный. Цели России: Цели Чечни:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.012 с.) |