Национальные интересы кнр на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные интересы кнр на современном этапе



основные национальные интересы КНР на современном этапе:

1. Интересы национальной безопасности.

1) Защита сухопутной границы. Данная потребность на современном этапе сводится к созданию мирной обстановки вблизи границ государства и территориальную целостность страны. Защита приграничных территорий является ключевым вопросом национальной обороны и на современном этапе, особенно ввиду наличия нерешенных территориальных споров с рядом государств.

2) Защита морских прав. Отнесение данного вида интересов к вопросам национальной безопасности носит достаточно условный характер. Стремление континентального Китая к контролю над ними обусловлено и имеющимися на этих территориях нефтяными запасами.

а) Акваторию Восточно-Китайского моря в Китае издревле называют «морскими воротами страны». В акватории сходятся важнейшие морские (океанские) коммуникации, сосредоточены огромные ресурсы рыбы и морепродуктов. На дне шельфовой зоны имеются промышленные запасы углеводородов и редкоземельных металлов. Согласно Морской конвенции ООН, исключительной экономической зоной страны является водное пространство, простирающееся не более чем на 200 морских миль от побережья. Но Восточно-Китайское море на всей его протяженности между Китаем и Японией не превышает в ширину 360 морских миль. Япония предлагает провести демаркационную линию честно посередине. Но Китай считает, что его территории должны отсчитываться от края прилегающего континентального шельфа, т.е. граница китайской зоны заканчивается прямо у побережья Японии. Суверенитет над данной территорией оспаривается и периодически приводит к серьезным инцидентам.

б) Архипелаг Наньша (Спратли) и Парасельские острова. Этот архипелаг (230 мелких островов и рифов общей площадью 250 тыс. кв. км) расположен в Южно-Китайском море между Вьетнамом, Филиппинами и Малайзией. В годы второй мировой войны он был захвачен Японией, которая отказалась от него по Сан-Францисскому миру в 1951 г., но в тексте договора ничего не было сказано о том, к кому переходят права на острова. Парасельские острова являются частью архипелага Наньша.

На первый взгляд, они малоинтересны с точки зрения приращения территории. Каждая гряда состоит из нескольких десятков каменистых фрагментов суши, вовсе затапливаемых во время приливов. На них никогда не было поселений, и вряд ли они возможны. Но если взглянуть на карту, то можно заметить, что неприменимость надводной суши они компенсируют протяженностью. Парацельские острова расположены на равном расстоянии от берегов Китая, Вьетнама и Филиппин. Острова Спратли лежат в 780 километрах к югу от Китая, далеко в океане между акваториями Вьетнама, Малайзии и Филиппин. Китай нацелен на установление своего контроля над этими территориями, богаты разведанными ресурсами нефти и природного газа. При активном участии США, России, Франции, Канады, Англии и др. стран района вокруг островов Наньша (Спратли) в Южно-Китайском море уже поделен на более чем 100 участков добычи нефти и газа. Более 200 международных компаний имеют права аренды, собираются или уже добывают здесь нефть. Их годовая добыча нефти превышает 50 млн тонн. Они также представляют собой жизненно важную морскую трассу, соединяющая Малаккский пролив с Тайваньским. Малаккский пролив – одно из немногих мест, блокада которого может перекрыть полностью судоходство между Тихим и Индийским океаном. Через него в КНР из стран Персидского залива поставляется более 80 % потребляемой нефти, по этому же маршруту на мировой рынок идет и большая доля производимых в КНР экспортных товаров. Указанный регион имеет для Китая жизненно важное значение. С стратегической точки зрения на этих островах возможно создание баз ВВС, позволяющих контролировать ситуацию в зоне важнейших морских путей, связывающих регион с Ближним Востоком.

3) Защита территориальной целостности.

а) Военная активность США у берегов КНР. Рост военной активности Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) не может не беспокоить правительство КНР: двойные учения США и Южной Кореи «Invincible Spirit» и «Ulchi Freedom Guardian», военно-морские маневры «Pacific Reach» с участием США, Японии, Южной Кореи, Австралии и Сингапура, первые в истории совместные военно-морские учения США и Вьетнама и др. Соединенные Штаты так же планируют разместить 2500 морских пехотинцев в Австралии, чтобы укрепить положение альянса в Азии.

Неслучайно США присоединились к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве и предложили играть посредника в урегулировании территориальных проблем в Южно-Китайском море.

Рост военной активности США в АТР рассматривается правительством КНР как попытка вмешаться в территориальные споры с сопредельными странами, которые Китай намерен решить в свою пользу.

б) Тайваньский вопрос. Принцип одного Китая сформировался в ходе справедливой борьбы китайского народа за защиту государственного суверенитета и территориальной целостности. Мы не будем освещать историческую сторону вопроса. Приведем лишь некоторые факты, обуславливающие значимость данного региона для континентального Китая на современном этапе. В 1980-ые гг. большой объем тайваньских инвестиций в КНР помог развить экономику нового открытого миру Китая. В эти же годы Тайвань стал крупнейшим производителем и экспортером высокотехнологичной электронной продукции в мире. За последние 30 лет налицо значительный рост товарооборота между Китаем и Тайванем. Если в 1978 г. он составлял всего 50 млн. долларов США, то к 2011 г. достиг 180 млрд. долларов США. Прирост импорта из Тайваня за 2011 год составляет 7,9 %, экспорта – 18,3% (см. табл.1.3. Основные экономические партнеры КНР в 2011 г). Текущий мировой кризис гарантированно ускорил процесс взаимного проникновения двух экономик.

Официально до сих пор не был положен конец состоянию вражды между двумя берегами Тайваньского пролива. Тайваньские сепаратисты, руководствуясь тем, что "суверенитет принадлежит народу", пытаются изменить статус Тайваня. Они указывают на то, что после 1949 г. обе стороны пролива оказались разделенными, имеют самостоятельное управление и независимость друг от друга. Сепаратисты пытаются экстраполировать модель "двух Германий", сложившуюся после 1945 года, но последняя имеет явно другую природу появления. Одновременно Тайвань настаивает на легитимности своей власти, ссылаясь на то, что он является прямым правопреемником Китайской Республики как участницы антитоталитарного блока в годы второй мировой войны и одной из учредительниц ООН. КНР считает эти претензии Тайваня безосновательными и рассматривает материковый Китай единственным легитимным представителем китайского народа на международном уровне. В решении этого вопроса он не дает обещаний воздерживаться от применения вооруженной силы. Такая позиция направлена в адрес тех соотечественников, кто защищает принцип "независимости Тайваня", и тех зарубежных сил, которые вмешиваются в дело объединения Китая.

2. Экономические интересы.

1) Ресурсные потребности. географические особенности и имеющиеся природные запасы, а так же сама по себе длительная история их эксплуатирования экстенсивными методами повлекли острую потребность в следующих биологических ресурсах:

а) Энергоресурсы.

Китайские геологи прогнозируют, что спрос на полезные ископаемые со стороны национальных производителей в следующие 30 лет превысит имеющиеся в стране запасы как минимум в 5 раз. Оценки ученых таковы: стране в 2023 году потребуется около 6 млн. тонн меди, а в 2028 году – 13 млн. тонн алюминия.

Китай – самый крупный участник на рынке закупок меди, второй покупатель железной руды и третий — бокситов. Кроме того, КНР — один из крупнейших покупателей тайладского каучука, чилийской и филиппинской меди, бирманского тикового дерева, заирского кобальта, индонезийской целлюлозы. Кроме того, сферу его интересов составляют большие поставки таких внешне неприметных позиций, как известь, доломит, фосфатное сырье, сера, титановая губка и фосфорная кислота. Китай нацелен на максимально полный физический контроль над добычей всех необходимых ему полезных ископаемых. На данный момент используется стратегия вхождения в доверие к местным правительствам путем займов, кредитов с низкой ставкой, снабжением большим количеством китайских инженеров и рабочих, строительством дорог, больниц. Далее планируется установление отношений собственности на разработанные месторождения.

Нефтяной и газовый вопросы стоят для государства особенно остро. Характерный для Китая подход к обеспечению своей энергетической безопасности и стабильных поставок нефти и газа заключается в сотрудничестве с Ираном, Суданом и другими государствами этого региона. В обмен на ресурсы другой стороне Китай поставляет вооружение, рабочую силу, технологии. В то время как США пытается обеспечить безопасность и стабильность всего мирового рынка нефти, КНР избирательно подходит к сотрудничеству и нацелен на конкретные физические объемы поставок из конкретных нефтедобывающих стран. Данное потребительское отношение к природным ресурсам породило экологический кризис в самом Китае, этими же способами он удовлетворяет свои потребности и на международном уровне.

б) Водные ресурсы, почвы и леса.

1. Вода. Загрязнение вод, освещенное в цифрах выше, обусловлено беспорядочным массированным сбросом в реки промышленных отходов, сжиганием токсических веществ, сливом избытков минеральных удобрений и пестицидов с полей, канализационных и животноводческих стоков. Сегодня темпы и масштабы загрязнения водных ресурсов приближается к своему естественному приделу, а в некоторых районах уже превышает его.

2. Почвы и леса. Указанные темпы использования лесных и почвенных ресурсов привели к тому, что в Китае почти не осталось пахотных земель для освоения. Уменьшение площади пахотной земли является чистой потерей, невосполнимой за счет имеющихся территорий. В экосистеме леса не только способствуют удержанию плодородного слоя почвы, но и выполняют защитную функцию против ветров. Если смотреть на данную национальную потребность шире, исчезновение лесов влияет практически на все — от снижения разнообразия экосистемы и увеличения ущерба от наводнений до уровня осадков.

Таким образом, чтобы уменьшить несоответствие между потребностями государства и возможностями природной среды Китаю требуется: 1) создание системы очистных сооружений и развитие экологически чистых производств, что связанно большими финансовыми вложениями; 2) освоение новых территорий, которое может быть решено 2-мя путями: а) решение приграничных территориальных споров в свою пользу, б) выход за пределы континента Евразии путем экономического сотрудничества.

2) Вопросы дальнейшего развития экономики.

а) Привлечение новых инвестиций и технологий с Запада. Как уже не раз отмечалось, Китай на первое место среди своих интересов ставит развитие национальной экономики. Локомотивом стабильного экономического роста являются иностранные инвестиции, поток которых не прекращается с момента начала реформ Ден Сяопина. Они обеспечивают значительную часть прироста ВВП и являются непременным условием дальнейшего развития Китая. В настоящее время 400 из 500 ведущих мировых транснациональных корпораций уже имеют свои предприятия на территории Китая. В соответствии с "Докладом о мировых инвестициях" Конференции ООН по торговле и развитию Китай на протяжении последних 9 лет прочно удерживает первенство среди развивающихся стран по объему иностранных инвестиций. Ниже приведем таблицу сравнительного анализа потоков инвестиций в основные экономики мира. В перспективе Китай нацелен развивать далее данную форму сотрудничества.

б) Поиск мест приложения собственных финансовых и людских ресурсов. Китай уже достиг того уровня экономического развития, когда сам стал инвестировать экономики других стран. В настоящее время Китай активно занимается поиском перспективных проектов за рубежом. С января по май 2011 г. китайские небанковские инвестиции в 1613 предприятий, расположенных в 110 странах и регионах мира, составили $20,35 млрд. В 2010 году Китай обогнал по объему прямых зарубежных инвестиций Великобританию и Японию и занял 5-е место в мире. Суммарный объем прямых зарубежных инвестиций Китая за все годы превышает 300 млрд. долларов. "Китайский капитал" становится важной силой на мировом рынке.

Вместе с капиталом Китай привносит на местные рынки труда большое количество своих специалистов, являющиеся более конкурентоспособными по профессиональным навыкам и работоспособности по сравнению с местным населением.

в) Поиск новых рынков сбыта. В силу давнего сотрудничества европейский, американский и австралийский рынки уже не так активны, как хотелось бы КНР. Китай встал на путь поиска новых сфер приложения своего капитала и новых рынков сбыта произведенной продукции.

Сегодня Африканский континент становится полноправным экономическим партнером КРН. Причем исключением не стало ни одно из 54 африканских государств. Основным инструментом экономического взаимодействия на континенте является строительный потенциал Китая, включающий практически все возможные услуги: от возведения зданий аэропортов и дорог до семизвездочных гостиниц. Американские и европейские компании становятся неконкурентоспособны по сравнению с китайской стороной.

Латиноамериканский вектор сотрудничества Китая открыл для себя в 2001 году во время визита президента Цзян Цземина. Китайский лидер посетил большинство стран континента и выступал с критикой американской модели "однополярного мира". Полноценное экономическое взаимодействие начало осуществляться с 2008 года, когда Китай заключил первое масштабное соглашение по вопросам экономического и политического сотрудничества с Латинской Америкой. Суть взаимоотношений с данным континентом практически не отличается от аналогичного взаимодействия с Африканскими государствами: формирование нового рынка для своих промышленных товаров и рабочих мест для китайских специалистов и обеспечение доступа Китая к первичным материалам, необходимым для ее экономического роста. Обороты данного сотрудничества с каждым годом увеличиваются.

Ряд исследователей отмечает так же политическую составляющую рассмотренного сотрудничества: дипломатическое признание латиноамериканской и африканской группами стран Тайваня как части единого Китая. Этот и другие рассмотренные нами моменты взаимосвязи различных по природе национальных интересов отсылают нас к положению, обозначенному в начале рассмотрения данного вопроса: выделение различных групп национальных интересов КНР носит схематичный характер. В действительности, разделяемые нами на блоки, они представляют собой единую материю, единую систему, в которой каждый элемент влияет на другой и обуславливает его.

3. Сохранение существующей общественно-политической системы.

1) Решение социальных проблем. Тоталитарные режимы на протяжении всей истории Китая и культурная традиция безропотного подчинения сформировали достаточно потребительское отношение и к человеческим ресурсам. Максимальное использование людского фактора в государственных целях и ранее порождало восстания и митинги среди беднейших слоев населения. Сегодня, в условия проникновения либеральных западных ценностей социальное недовольство в стране нарастает все заметнее. Укажем всего лишь на несколько фактов:

Ø Экономические реформы и приватизация промышленности, а также продолжающийся рост населения привели к тому, что в стране существует и постоянно пополняется армия безработных численностью 100 млн. человек.

Ø Обозначенная в предыдущем параграфе проблема взаимодействия города и деревни выражается в разрыве доходов и росте взаимной неприязни сельского и городского населения. Среднедушевой годовой доход городских жителей составляет 19 109 юаней, сельских жителей — 5 919 юаней (2010). При этом разрыве доля сельского населения составляет 56,1%.

Ø Китайская деревня как социальный организм находится под многоступенчатым бюрократическим «колпаком», освещенным в предыдущем параграфе. Наличие такого количества звеньев административных контроля затрудняет финансирование сельских районов и рассевает ответственность за его неисполнение. Большинство китайских деревень также находится в сложной экологической ситуации – загрязнения промышленными и с/х отходами. Кроме того, более 2 млн. человек каждый год покидают свою историческую родину по программам переселения, вызванные неудобства практически не компенсируются, растущие крестьянские выступления подавляются. Но их количество продолжает расти в геометрической прогрессии и сегодня достигло 20 000 митингов и демонстраций в год.

Ø Внутренняя миграция. Рост производительности труда в деревне после введения семейного подряда способствовал высвобождению излишков рабочей силы из сельского хозяйства в другие сферы развивающейся быстрыми темпами экономики: в мелкую промышленность, строительство, транспорт, торговлю. Согласно докладу, опубликованному ГСУ, в 2011 году 271 млн человек не проживали по месту своей регистрации дольше 6 месяцев, что на 9,77 млн больше по сравнению с 2010 годом. Экономическая реформа в городах также способствовала повышению мобильности населения. Следствием усиливающихся миграционных потоков является увеличение нагрузки на инфраструктуру и рост преступности, рабочей силы жильем, ее медицинское обслуживание, строительство дополнительных сооружений санитарно-гигиенического назначения, обеспечение водой, электричеством. Остро стоит проблема трущобных поселений.

Дабы избежать расшатывания и развала национальной социальной системы изнутри необходимо поднятие уровня жизни и создание мощного среднего класса. Китайское руководство решает этот вопрос 2-мя способами: 1) вовлечение все большего количества трудоспособного население в производство на своей территории, которое влечет все большую заинтересованность в поставках ресурсов и инновационных западных технологий. 2) Обеспечение населения рабочими местами за рубежом. Такими местами приложениями китайской рабочей силы становится Африка. В перспективе Китай по той же схеме намерен развивать сотрудничество со странами Латинской Америки и Карибского бассейна.

2) Урегулирование сепаратистских вопросов. Исторически и географически сложившийся богатый этнический состав Китая сложно регулировать только конфуцианской моралью. Сепаратистские выступления в Китае можно проследить и в исторической перспективе, и на современном этапе.

Официальная статистика признает существование в Китае более 50-ти малых народов. По данным 5-й Всекитайской переписи населения, проведенной в 2000 г., среди них имеются 18 национальностей численностью свыше 1 млн. человек. Это чжуаны, маньчжуры, хуэйцы, мяо, уйгуры и другие национальные меньшинства. В ходе исторического развития и в силу социально-экономических перемен и многократных массовых миграций и переселений сложилась современная картина расселения национальностей. Малочисленные народности проживают на территориях, составляющих 64,3% общей площади страны. Они ежедневно контактируют и с ханьцами, и друг с другом. Данные контакты не всегда носят дружественный характер. Основные места проживания национальных меньшинств – районы Северо-Восточного, Северного, Северо-Западного и Юго-Западного Китая.

Мы рассмотрим самую неспокойную из этнических проблемных зон страны - Синьцзян-Уйгурский автономный район, населенный преимущественно мусульманами. Формально провинция была присоединена в 1759 году маньчжурской династией Цин, но в действительности ею управляли местные властители до 1949 года. Коммунистические власти насильно поставили регион под контроль центра. Именно здесь, по статистике, происходит наибольшее количество казней по обвинению в подрыве национально-государственной безопасности. Запрещено так же празднование религиозных праздников и чтение священных текстов. После теракта 11 сентября 2001 года репрессивные меры были еще более ужесточены, а любые выступления коренной народности просто тоталитарного режима объявлены террористическими атаками.

С сельскохозяйственной точки зрения автономная область не представляет интереса. В результате чрезмерной вспашки, выпаса скота, вырубке лесов и других действий по "освоению целины" для национальных нужд она значительно истощена. Однако, именно в этом регионе залегает 40% запасов каменного угля и треть всего нефтегазового запаса страны. Для КНР Синьцзян ценен не только природными ресурсами. Он граничит с восемью среднеазиатскими странами и РФ и имеет огромную геостратегическую ценность. Через него в случае конфликта с Тайванем может доставляться нефть с Ближнего Востока. Поэтому урегулирование конфликтов в данном регионе имеет для страны принципиальное значение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.017 с.)