Новая геополитическая конфигурация в Центральной Азии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая геополитическая конфигурация в Центральной Азии.



Точно не знаю, но думаю, что это подходит)))

Современную Центральную Азию можно назвать узлом противоречий, зоной высокой конфликтогенности, где остро переплетаются различные проблемы от использования природных ресурсов до людских ресурсов, этнических и межгосударственных противоречий, обострение одной из которых способно потянуть за собой обострение других проблем. Историческая обстановка часто преподносит неожиданные сюрпризы о незыблемости тех или иных реалий и концепций. Такой сюрприз ныне происходит в Центральной Азии. Можно сказать, что главным переломным этапом активизации «Новой большой игры», которая начиналась после окончания Второй мировой войны, в Центральной Азии вновь происходит после распада СССР и трагических событий 11 сентября 2001 г. в США. Антитеррористическая операция США и ввод сил НАТО в Афганистан практически, не решили проблему безопасности, активизировали политическую борьбу и вывели Центральную Азию, как новый геополитический центр на мировую геополитическую арену, создав основу для активизации «Новой большой игры».

После сообщения США о выводе в 2014 году коалиционных войск из Афганистана Центральная Азия и его проблемы вновь стали привлекать внимание мирового сообщества. Активизация «Новой большой игры» стала реальностью. Создалась новая геополитическая ситуация и тотальная угроза трех сил «зла»: экстремизм, сепаратизм и терроризм, порожденные мировой политикой, а не конкретной религией или идеологией. Наряду с тремя силами зла, ставшие частью политики и серьезной угрозой безопасности и стабильности региону, появилась другая трудно решаемая в новых условиях угроза для самих государств региона, созданные по этническим принципам государства. В этих условиях перед государствами региона встает не проблема «разделяй и властвуй», а необходимость создания условия устойчивого развития экономической и политической стабильности, решение задачи безопасности выгодное всем, а не отдельным политическим игрокам, как предлагают США и, в частности полковник Тед Донелли из Военного колледжа Армии США. В своем докладе полковник Тед Донелли предлагает США потратиться на укрепление границ и принятие заградительных мер для изоляции долины Ферганы от действующих в Афганистане боевиков. По его мнению, надо обеспечить военное сотрудничество в сфере безопасности с Россией и Китаем и использовать подразделения, занимающиеся борьбой с боевиками в регионе. Самое главное в этом докладе то, что полковник предлагает США продвигать идею подключения России, Китая, ШОС и ОДКБ к реализации означенной региональной стратегии, что фактически является предлогом, сохранить границы «Большой игры», установленные между Россией и Англией в Х1Х веке. По данному замыслу Англию заменит и будет осуществлять свою политику США, а Россия уступит Китаю часть территории своих интересов.

Российские комментаторы доклада полковника Донелли заявляют, что в рекомендациях Донелли есть рациональное зерно и допускают, что они будут реализованы, но частично. Они рассматривают различные сценарии и делают прогноз развития ситуации в Центральной Азии до 2024 г.

Самое парадоксальное то, что комментаторы приводят любые аргументы и доводы, забывая важное для России, то, что в части территории Центральной Азии, на которой американский полковник согласен допустить Россию, образовались и уже признаны тем же «международным сообществом», новые суверенные государства, связанные с принципиальными изменениями в глобальном масштабе.

Почему-то современную геополитическую обстановку и трансформацию системы безопасности Центральной Азии, многие политики и исследователи связывают с «контртеррористической операцией» и выводом коалиционных сил из Афганистана, что не соответствует истине.

Новую глобальную геополитическую ситуацию в Центральной Азии, не нужно связывать с выводом коалиционных сил. Ее необходимо рассматривать с учетом интересов старых и новых политических игроков и увязать к новым реалиям «Новой большой игры», в которой ведущую роль играют США, Россия и Китай.

Происходящие изменения можно назвать началом новой фазы большой политической игры, началом нового раздела мира между Россией, США, Израилем, Европой с одной стороны, Китаем, Ираном, Индией и региональными государствами, по интересам с другой стороны, а некак новый виток противостояния между региональными политическими силами, хотя они существуют. Нужно помнить, что интересы новых и старых политических игроков, прежде всего, направлены на освоение финансовым капиталом не освоенных богатых природными ресурсами территорий Центральной Азии.

НАТО, ОДКБ и другие военные организация, которые считаются основными инструментами мировой и региональной политики в «Новой большой игре», столкнулись спротиводействием региональных и мировых политических сил, связанных с интересами старых и новых мировых и региональных политических игроков. Они в новой ситуации вынуждены предпринимать определенные шаги для обеспечения интересов и национальной безопасности самых игроков, без учета интересов других государств и политических сил региона.

Поэтому меры противодействия в новой фазе политической игры, могут порождать новые угрозы регионального и мирового характера, решение которых во многом зависит от консолидации усилий всего международного сообщества, а не от региональных политических игроков.

В этих условиях основой и причиной угроз национальной безопасности государств Центральной Азии могут стать также:

- ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая их организационные формы;

- сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности экономических и политических прав и свобод человека и гражданина;

- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на политическое устройство, целостность, неприкосновенность территории государства;

- разведывательная, террористическая, диверсионная и иная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств и деятельность отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба национальной безопасности государства;

- политический экстремизм в любой его форме, разжигание социальной, расовой, этнической, национальной, сословной и родовой вражды или розни;

- нанесение ущерба экономической безопасности государства путем использование стратегических ресурсов без учета интересов народа и государства, препятствование росту инвестиционной активности, притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы государства;

- несовершенства или отсутствия нормативных правовых актов по защите национальных интересов государства.

Перед молодыми центральноазиатскими этническими государствами, кроме вышеперечисленных угроз в новых условиях встали также вызовы, связанные с разделением границы, споры об использовании водно-земельных ресурсов, социально-экономические проблемы внутреннего характера и представляющие, реальную угрозу такие явления современности, как национализм, сепаратизм, политический и религиозный экстремизм, миграция, незаконный оборот оружия и наркотиков, межэтнические конфликты. Все это происходит на фоне частичного возвращения народов региона к потерянным основам своей цивилизационной культуры, ирано-исламским ценностям. Существующие на мировом и региональном уровне, риски и вызовы могут создать новые угрозы не только для решения внутренних и международных отношений политическим силам и властей региона, но и для этнических принципов самих государств.

интересы внешних и внутренних политических сил, как один из главных звеньев глобализации в регионе непосредственно будет влиять на системы безопасности, не только региона, но Европы и Азии в целом, а происходящие изменения в балансе политических сил региона окажет влияние на формирование новой евразийской модели международных отношений.

Основной вывод, который может быть сделан на основе анализа современной ситуации, заключается в том, что, несмотря на низкий уровень жизни, бедность и разрозненность проживающего в регионе населения и «несостоявшимися государствами», спустя столетия Центральная Азия, вновь становится ареной Новой «Большой игры».

В результате «антитеррористической операции» создались новые условия для возобновления политического противоборства в контексте государственного строительства

В государствах региона формируются новые политические элиты – марионетки. Путем создания этим элит-марионеткам, финансовых и политических ресурсов, акторы «Новой большой игры», значительно расширяют возможности политического маневра для проведения своей политики в Центральной Азии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.007 с.)