Семинарское занятие в высшей школе: разновидности и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие в высшей школе: разновидности и функции.



В ходе педагогической практики выделились следующие разновидности семинарских занятий:

1) Просеминары: они играют вступительную, подготовительную роль (3–4 просеминара в начале курса) и представляют собой аудиторную работу студентов под руководством педагога, направленную на овладение умениями и навыками самостоятельной работы по подготовке к непосредственному участию в семинарах.

2) Семинары, которые по методике проведения представляют собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов. Семинары могут проводиться в следующих формах:

– вопросов и ответов;

– развернутая беседа с предварительной подготовкой заданий;

– коллективное чтение и комментирование текстов;

– устные ответы студентов с последующим обсуждением;

– дискуссия по предварительно заданной теме;

– защита письменных рефератов студентов;

– семинар-конференция с докладами и ответами на вопросы;

– итоговая теоретическая конференция со студентами всего потока;

– проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций;

– пресс-конференция: сообщения по узловым вопросам и обсуждение;

– семинар – «мозговой штурм» с выработкой рекомендаций.

3) Спецсеминары, которые предусмотрены для студентов старших курсов и направлены на формирование у студентов умений и навыков научной работы.

Семинарские занятия как вид учебной работы в высшей школе выполняет следующие функции:

– познавательная: углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекции и во время самостоятельной работы;

– контрольная: контроль за качеством усвоения студентами материала;

– деятельная: развитие навыков самостоятельной работы, мотивация к научному поиску.

76. Самостоятельная работа студента в высшей школе: формы и методы организации и контроля.

Самостоятельная работа – учебная деятельность студента, которая планируется, выполняется по заданиям, при методическом руководстве и под контролем преподавателя, но без его прямого участия.

Необходимость развития системы самостоятельной работы обусловлена следующими причинами:

√ социально-экономические условия развития общества;

√ модернизация профессионального образования;

√ прирост объемов научной информации;

√ новые требования к студентам со стороны потенциальных работодателей.

В отношении самостоятельной работы в вузе сложились две концепции самостоятельной деятельности студентов:

√ умение самостоятельно мыслить и действовать необходимо формировать с помощью специальных курсов и дисциплин;

√ развитие самостоятельности происходит в течение всех лет обучения в вузе, в ходе учебных занятий.

Управленческий аспект организации самостоятельной работы студентов предполагает обеспечение конкретных функций в зависимости от уровня:

1) уровень высшего учебного заведения (факультета) – функция планирования;

2) уровень отдельного курса – функция координации параллельно изучаемых предметов;

3) уровень изучаемого предмета – функция дидактической и методической деятельности преподавателя (кафедры).

77. Характеристика процесса взаимодействия преподавателя и студента.

Высшее образование создается процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общие цели, и как объект ориентации для других индивидов. Взаимодействие общностей студентов и преподавателей – результат взаимосогласованных единичных действий, включающих индивида (группу индивидов), цели деятельности, социальную ситуацию, представленную средствами обучения и атмосферой вуза, нормы и ценности, посредством которых определяется качество образования в высшем учебном заведении.

При исследовании взаимодействия преподавателей и студентов в сфере высшего образования большое значение приобретает объективная обоснованность ожиданий субъектов, выступающих в качестве участников взаимодействия. Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем – от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.003 с.)