Ключевые компетенции современного специалиста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые компетенции современного специалиста.



Основными профессиональными характеристиками компетентного специалиста являются: способность строить паритетный (равноправный) диалог, прогнозировать коммуникативную ситуацию, отстаивать точку зрения, критически осмысливать возможности выхода в стороннюю ситуацию, проявлять толерантность к мнению других, а также преданность бизнесу; нацеленность на улучшение профессиональной деятельности, активность, преданность, честность и т.д. Анализ характеристик компетентного специалиста позволяет говорить о том, что формирование профессиональных компетенций тесно связано с личностным развитием специалиста.

Важными коммуникативными компетенциями признаются умения специалиста понимать и определять психологическое содержание профессиональных обязанностей, эмоциональное содержание речевых действий, поступков и других внешних проявлений речевой деятельности человека; умение прогнозировать возможные способы коммуникативного поведения других людей в контексте тех или иных коммуникативных ситуаций; развитие способности проектировать целесообразные и разумные способы общения с дру­гими людьми, самостоятельно мыслить, осознавать, пони­мать и принимать ответственность за последствия собственного поведения; доверять своим чувствам и открыто выражать их.
62. Основные задачи высшей школы по формированию компетентного специалиста.

Одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов в высшей школе является процесс формирования компетентного специалиста. Необходимость реформирования высшего профессионального образования объясняется тем, что ученые, исследователи во многих странах мира стали все чаще говорить о том, что система высшего образования в целом, и процесс профессиональной подготовки специалистов в частности, отстает от темпов развития науки, техники и производства. Это явилось основным условием изменения образовательных, педагогических целей и задач, цель которых направлена на сокращение столь существенного отставания, и ориентирована на повышение качества образования и языковой подготовки специалистов.

В числе приоритетных задач необходимо обозначить и повышение качества высшего профессионального образования, посредством, во­-первых, дуальной це­левой профессиональной формы подготовки студентов, позволяющей обеспечить приобретение профессиональных компетенций, вести индивидуальное обучение, стажировку преподавателей и участие опытных работников персонала предпри­ятия в «поштучной» подготовке специалистов, практическое обучение на слож­ном оборудовании с применением передовых прогрессивных технологий, гаран­тировать повышение качества реального учебно­-производственного проектирова­ния, обеспечить трудоустройство выпускников. Во­-вторых, посредством персона­лизированных моделей подготовки, включающих проектирование индивидуаль­ных образовательных траекторий студентов. В рамках содержательного направле­ния таких траекторий, на основе новых стандартов содержания образования и ин­дивидуального уровня готовности к их освоению, проектируются вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут каждого студента. Диверсификация структуры образо­вательных программ даёт возможность каждому студенту построить ту образова­тельную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям.

63. Методологическое значение компетентностного подхода в реформировании высшего образования.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.

Коган считает, что это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы.

Бермус подчеркивает, что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Иванов отмечает, что компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Компетентностный подход, по мнению Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.004 с.)