Лекция как главное звено дидактического цикла. Болонский процесс об изменении функций лекции в высшей школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция как главное звено дидактического цикла. Болонский процесс об изменении функций лекции в высшей школе.



Главным звеном дидактического цикла является лекция (лат. lectio – чтение), которая появилась в Древней Греции и получила широкое распространение в средние века. Примером первых лекций были диалоги Платона со своими учениками в саду Академа, названного именем героя древнегреческих мифов (отсюда – современное название учебного заведения «академия»). Наибольшее распространение такая форма организации обучения получила в эпоху средневековья в связи с вовлечением в образование широких групп населения. В этот период диалогический вид обучения Древней Греции и Рима уже не удовлетворял возросшие потребности в получении знаний. В средние века стали открывать схолы, где читали лекции – богословские догматы. Лекция была способом коллективного усвоения информации.

Лекция всегда была довольно эффективным способом коллективного распространения и усвоения информации. Только в конце ХІХ века наряду с лекциями стали использовать семинары и лабораторные занятия. В связи с развитием Болонского процесса институт тьюторства широко войдет в практику учебной деятельности отечественной высшей школы.

69. Лекция как метод и вид учебной работы. Изменение роли лекции в истории образования.

Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины.

Лекция как метод обучения имеет информационный характер, четкий план. Структура лекции подчиняется логике предмета, она не только стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует логическое мышление слушателей, последовательно выясняет все пункты плана. Выдвинутые в лекции идеи необходимо излагать на высоком научно-теоретическом уровне, но с учетом уровня подготовки слушателей. Все понятия и термины объясняются, аргументируются, при этом широко используют наглядность, активизируют внимание слушателей. Предметом лекции может быть изучение сложных объектов, явлений, событий, процессов, которые имеют между собой связи и зависимости причинно-следственного характера.

70. Виды академических лекций. Достоинства и недостатки лекции в современных условиях.

Среди видов академических лекций выделяются следующие:

√ вступительная лекция – начальный этап изучения новой дисциплины (структура курса, актуальность, мотивация, место в системе профподготовки, заинтересованность содержанием, эмоциональность);

√ тематические лекции (проблемность, последовательность, логичная согласованность);

√ итоговая (заключительная) лекция (осознание научного, методологического стержня системы наук, взаимосвязи между ними, перспективы и направления; проводится перед государственными экзаменами и практикой).

К основным достоинствам лекции относятся следующие:

▪ творческое сотрудничество педагога со студентами;

▪ совместное эмоциональное взаимодействие;

▪ активизация мыслительной деятельности студентов;

▪ возможность учесть специфику профессиональной подготовки студентов, их интересы;

▪ влияние на развитие интеллекта, моральных качеств, культуры общения;

▪ экономичность, возможность получить большой объем новой информации;

▪ возможность расставить акценты для самостоятельной работы.

Недостатки:

– направленность информации на слуховую память (несовершенную и кратковременную);

– без зрительного подкрепления информация «выветривается»: студент может воспроизвести 10-15% материала;

– невозможность эффективно управлять мыслительной деятельностью более 50 студентов;

– на младших курсах студенты слабо владеют методикой и техникой восприятия содержания лекции и конспектирования;

– приучает студента к пассивному присваиванию чужих мыслей, не стимулирует тягу к самостоятельному обучению;

– не обеспечивает индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

71. Технология и техника подготовки академической лекции.

Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:

▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).

▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).

▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.

▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:

– обозначение темы и вопросов,

– список рекомендованной литературы,

– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,

– изложение содержания,

– общие выводы.

▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).

▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).

▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).

этапы подготовки к лекции:

▪ отбор материала для лекции;

▪ определение объема и содержания лекции;

▪ выбор последовательности и логики изложения;

▪ подбор иллюстративного материала;

▪ выработка манеры чтения лекции.

72. Функции лекции в высшей школе. Дидактические и методические требования к академической лекции.

Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.

Дидактическими и методическими требованиями к академической лекции являются следующие:

▪ современный научный уровень;

▪ насыщенная информативность:

▪ убедительная аргументация;

▪ доступная и понятная речь;

▪ эмоциональность;

▪ четкая структура и логика;

▪ наличие ярких примеров, научных доказательств, фактов.

73. Психолого-педагогические требования к проведению лекции в высшей школе.

психолого-педагогические требования к проведению лекции:

▪ педагогический педантизм (начинать вовремя, настроиться, уверенность, деловитость, осмотреть всю аудиторию);

▪ внешность (функционально целесообразный стиль, опрятность);

▪ концентрация внимания, актуализация опорных знаний;

▪ четкость в ознакомлении с темой, вопросами, литературой, новыми терминами;

▪ логично мотивированная структура, выводы;

▪ использование опорных сигналов (рисунки, схемы, ключевые слова и т. д.);

▪ языковая культура преподавателя; научный и разговорный стили, использование аппелятивов «остановимся», «таким образом», «рассмотрим»; правильность языка, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность;

▪ техника речи и дыхания, ударения, паузы;

▪ «полётность» голоса лектора (на уровне голов студентов);

▪ сила и тональность голоса, темп и ритм;

▪ место лектора в аудитории;

▪ лекция – монолог или диалог;

▪ конспектирование;

▪ раскрыть узловые вопросы и дать установку на самостоятельную работу по остальным вопросам.

74. Технология и техника организации и проведения семинаров. Методы и способы активизации познавательной деятельности студентов на семинарах.

Семинар (лат. seminarium – рассадник) – вид учебных занятий практического характера, направленный на углубленную проработку определенного теоретического материала.

Как вид учебной деятельности семинары появились в Древней Греции и Риме еще до нашей эры, но получили широкое распространение только в ХVІІ веке в Западной Европе. Тогда же они стали широко применяться и в учебных заведениях на территории Украины, а в ХІХ веке семинарские формы работы стали активно внедряться в общеобразовательных школах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.012 с.)