Глава 2. Рыночная модель экономики. Основы теории спроса и предложения, сущность, функции, структура рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Рыночная модель экономики. Основы теории спроса и предложения, сущность, функции, структура рынка



РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Товар. Свойства товара. Стоимость. Предельная полезность. Закон стоимости. Происхождение денег.

Механизмы функционирования рыночной экономики. Свобода предпринимательства. Свобода потребительского выбора и суверенитет потребителя. Приоритет личного интереса. Роль конкуренции. Принцип «невидимой руки» рынка. Цены как механизм саморегуляции.

Социальная структура общества в условиях рыночной системы: возможность социального неравенства. Необходимость регулирования степени неравенства.

Сильные и слабые стороны рыночной экономики. «Провалы рынка». Соотношение рыночного и государственного регулирования. Модификации рыночной экономики в разных странах.

Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Модель круговых потоков. Взаимосвязь номинальных и реальных потоков. Частное и общее равновесия рынка. Функции рынка. Конкуренция как элемент рынка. Инфраструктура рынка.

Спрос, предложение и рыночное равновесие

Понятие спроса и его величины. Закон спроса и его графическая интерпретация. Объяснение обратной зависимости спроса от цены. Неценовые детерминанты спроса и их влияние на график спроса: доходы потребителей; цены на другие товары (субституты и комплиментарные товары); вкусы покупателей; общее количество покупателей или размер рынка; ожидания покупателей, включая инфляционные; прочие факторы.

Понятие предложения и его величины. Закон предложения и его графическая интерпретация. Объяснение прямой зависимости предложения от цены. Неценовые факторы предложения и их влияние на график предложения: изменения в технологии; цены используемых ресурсов; налоги и дотации; ожидания продавцов; цены на другие (взаимосвязанные) товары; количество продавцов; прочие факторы.

Взаимодействие спроса и предложения и установление рыночного равновесия. Равновесная цена и ее функции. Проблема устойчивости рыночного равновесия. Равновесие по Вальрасу и по Маршаллу.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Эластичность спроса по цене. Формула величины эластичности спроса. Эластичный, неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью, графические примеры. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. Взаимосвязь эластичности спроса и объема выручки. Факторы эластичности спроса: степень незаменимости блага, удельный вес в доходах и расходах, степень необходимости, фактор времени. Значение эластичности спроса для продавцов и для покупателей. Эластичность спроса по доходу и ее формула.

Понятие эластичности предложения. Коэффициент эластичности предложения. Кривые предложения с разной степенью эластичности: эластичного, неэластичного, с единичной эластичностью, а также абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного предложения. Факторы эластичности предложения. Влияние фактора времени как основного фактора эластичности предложения. Графики эластичности предложения в разных рыночных периодах: кратчайшем, краткосрочном, долгосрочном.

Вмешательство государства в ценообразование и его формы

Государственный контроль над ценами. Типы фиксированных цен: максимальные (цены «потолка») и минимальные (цены «пола»). Последствия фиксации цен и возможные действия государства.

Влияние введения налогов и субсидий на рыночное равновесие. Распределение налогового бремени и последствия повышения налогов в зависимости от степени эластичности спроса и предложения.

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕМЕ

Экономическими формами становления рыночной системы выступают категории блага (товар), деньги, спрос и предложение, рыночное равновесие. Каждое из этих понятий имеет свой набор экономических терминов. Так, «товар» обладает двумя свойствами: «потребительная стоимость» и «стоимость», которые играют неодинаковую роль в традиции разных экономических школ.

Различие между школами: К.Маркс полагает, что в основе обмена особую роль играет стоимость – воплощенный в товаре труд, и, прежде всего, средние, самые распространенные затраты труда, так называемые общественно необходимые затраты труда. Неоклассическая традиция исходит из полезности блага, причем, из полезности предельного экземпляра блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность, что послужило основанием для маржинального подхода.

Исторический процесс развития обмена обусловливает появление категории «деньги» (всеобщий товарный эквивалент).

Содержание: производство и обмен товаров осуществляются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда (средними величинами), а не индивидуальными.

Форма проявления: цена – денежное выражение стоимости,

отсюда - закон стоимости есть закон установления цен.

 

 

 
 

 


Потребительная стоимость (полезность вещи)
Стоимость (труд, воплощенный в товаре)

 

 
 

 


На цену влияют:

1) стоимость самого товара,

2) стоимость денег,

3) спрос и предложение. При этом если спрос больше предложения, то цена выше стоимости, если спрос меньше предложения, то цена меньше стоимости, и если спрос равен предложению, то цена равна стоимости

Все отклонения цены и стоимости укладываются в правило: в масштабе общества сумма цен равна сумме стоимостей

Общее между школами:функции закона стоимости (Маркс) совпадают с функциями рынка (неоклассики):

- обеспечивает сбалансированность, пропорциональность экономики,

- обеспечивает стихийный процесс роста производительности труда (развития производительных сил),

- обеспечивает дифференциацию производителей (санацию производства).

Если Маркс отвечает на вопрос, как спрос и предложение действуют на цену (например, если спрос больше предложения, то цена больше стоимости), то полный анализ требует ответа на вопрос, как цена влияет на спрос и предложение. Ответ на этот вопрос в традиции неоклассической школы исходит из следующих предпосылок анализа: 1) оценка блага дается в отвлечении от производства, т.е. от затрат труда. Перед нами не стоит и проблема измерения полезности (в «экономикс» найдены такие методы анализа, при которых отпадает необходимость количественного измерения полезности); 2) речь идет о рынке отдельного вида блага, например, рынке зерна, автомобилей, 3) рынок является «совершенным», т.е. имеется значительное количество как производителей (продавцов товара), так и его покупателей. Их так много, что каждый из них в отдельности не может повлиять на цену товара.

 

ЦЕНА И СПРОС

Главным субъектом оценки блага выступает потребитель. Потребитель уже имеет блага. Сегодня он решает, стоит ли наращивать потребление или сокращать его. Кривая спроса обозначается символом D (demant), которая зависит от ряда факторов, но сегодня нас интересует прежде всего зависимость величины спроса от цены. Кривая, показывающая, какое количество блага при прочих неизменных условиях готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный период времени имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене (рис. 1), если от всех остальных факторов абстрагироваться. Другими словами: здесь наблюдается обратная зависимость: чем выше цена, тем ниже объем спроса. Косвенно кривая спроса отражает конкуренцию покупателей.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы, например, изменение доходов потребителя, их вкусов и предпочтений, распределение дохода между потребителями, цена товара, взаимосвязанного с рассматриваемым товаром. Факторный анализ предполагает выявления влияние каждого из факторов, а затем оценкой их общего результата. В лекции мы зафиксируем конечный вывод: под влиянием ценовых факторов происходит движение вдоль кривойспроса, что отражает изменение величины спроса. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг (влево или вправо) всей кривой спроса.

           
 
Р
   
     
 
 

 

 


Рис.Зависимость величины спроса от цены и от других, неценовых факторов

 

Из индивидуальных кривых спроса формируется рыночный спрос (путем суммирования по горизонтали по данной цене величины спроса нескольких потребителей, затем счет идет по другой цене и т.д.), аналогичная логика присутствует в формировании рыночного предложения.

ЦЕНА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Кривая предложения – кривая, показывающая, какое количество блага при прочих равных условиях готовы продать производители по разным ценам в данный период времени. Кривая предложения обозначается S (supply). Она имеет положительный наклон – прямую зависимость, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене (рис. 2). Это подталкивает к расширению производства.

На предложение блага влияют не только цены на единицу блага, но и цены ресурсов, характер применяемой технологии, налоги и субсидии, ожидаемая прибыль. Под влиянием цены блага происходит движение вдоль кривой предложения, что говорит об изменении величины предложения. Под влиянием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево или вправо вся кривая предложения.

 
 

 


Рис.2 Зависимость величины предложения от цены



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.015 с.)