Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки классификации предприятий.

Поиск

В экономике любой страны функционирует множество различных предприятий. Все они могут быть разделить на определенные группы по нескольким признакам.

1.Отраслевая принадлежность фирмы.

2.Специализация предприятий.

3.Номенклатура продукции фирмы.

4.Тип организации производства на предприятии.

5.Территориальная принадлежность.

6.Размеры фирм или степень концентрации производства.

Наиболее простым и удобным измерителем масштабов производства является количество выпущенной продукции (услуг). Этот показатель подходит для сравнения размеров предприятий, выпускающих однородную продукцию, например: угольные шахты или атомные электростанции.

Определенные трудности возникают при оценке объемов продукции многопродуктовых фирм. В этом случае возникает необходимость использовать стоимостные показатели. Однако даже при равной численности работников и одинаковой их технической вооруженности масштабы производства ювелирной фабрики в десятки раз превысят объемы продукции хлебозавода. Тем не менее, такой способ классификации фирм на малые, средние и крупные применяется достаточно часто. Так, в Германии к предприятиям малого бизнеса относят фирмы с годовым объемом производства (оборотом) до 25 млн. марок.

Наиболее распространенным признаком группировки фирм по их размерам является численность работников.

Однако численность персонала, так же как и показатель объема продукции, не позволяет дать исчерпывающей характеристики величины предприятия. Эти два показателя не отражают техническую вооруженность труда, а, следовательно, и производственный потенциал фирмы. Для более полной оценки размеров фирмы необходимо также использовать показатель стоимости основного капитала предприятия.

Размеры фирмы оказывают существенное влияние на результаты ее работы, уровень эффективности производства и перспективы дальнейшего развития.

Крупный и малый бизнес.

В ряде стран мира на крупных фирмах сконцентрирована значительная часть капитала и производства. В обрабатывающей промышленности США на долю 200 крупнейших фирм приходится около 50% всего капитала и примерно 60% объема продукции. В России 2% крупных предприятий (на каждом из которых занятость составляется более 5 тыс. чел.) производят 40% всей промышленной продукции и получают половину прибыли этой отрасли.

Укажем на основные преимущества крупного предпринимательства:

1. Специализация, утилизация отходов, преимущества в использовании научно-технических достижений и сокращение управленческих расходов приносят крупной фирме дополнительную прибыль. Эта дополнительная прибыль возникает как за счет расширения масштабов производства продукции, так и в результате снижения издержек на изготовление и реализацию каждого изделия.

2. Крупное предпринимательство обладает определенными преимуществами на товарном рынке, рынках финансовом и транспортных услуг. Обычно крупная фирма занимает более выгодные позиции в конкурентной борьбе. Она заполняет значительную часть рынка товарами своего профиля, ей более доступны кредиты и транспортные услуги. Кроме того, крупные фирмы имеют широкие возможности для маневрирования ценами и использования всего арсенала маркетинговых инструментов: исследование рынка, цен, конкурентов, реклама, организация сбыта.

Преимущества крупного производства не являются универсальными и постоянными. Причем они проявляются неодинаково на фирмах разных отраслей экономики. Со временем действие некоторых из них затухает, и необоснованное расширение производства может привести к отрицательным последствиям. Бюрократизация, многоступенчатость управленческой лестницы, ослабление координации и контроля работы фирмы приводят, в конечном счете, к снижению эффективности производства, которое выражается в росте издержек производства единицы продукции.

Известно, что размеры любою предприятия имеют две границы: верхнюю и нижнюю. Верхний уровень достигается тогда, когда дальнейшее увеличение размеров фирмы приводит к росту затрат в расчете на единицу продукции. Нижняя граница характеризует минимальный эффективный размер фирмы. Он представляет собой такой объем продукции, при котором предприятие может в долгосрочном периоде добиться самых низких издержек на единицу продукции (услуги).

Для предприятий различных отраслей производства расположение этих границ неодинаково. Так, в мясной и мебельной промышленности расстояние между фазами производства настолько велико, что здесь могут длительное время сосуществовать крупные и малые фирмы.

Совершенно иная ситуация складывается в машиностроении, автомобилестроении, металлургии и других отраслях. Издержки производства одного автомобиля или одной тонны металла в течение длительного времени снижаются одновременно с ростом объема производства продукции. Поэтому в этих отраслях промышленности преобладает крупный бизнес.

В розничной торговле, сфере услуг, пищевой, текстильной, обувной промышленности верхняя и нижняя границы размеров предприятий близки друг к другу. Отрицательный эффект масштаба - рост издержек производства единицы продукции вследствие увеличения объема производства достигается здесь быстро. Поэтому в этих отраслях малые фирмы оказываются порой даже более эффективными, чем крупные.

Следовательно, в условиях развивающейся экономики крупные предприятия должны обязательно сосуществовать с малым бизнесом. Мировой опыт показывает, что развитие малого предпринимательства позволяет успешно решать целый ряд важных народнохозяйственных задач.

Основные преимущества малого бизнесазаключаются в следующем:

Во-первых, малые предприятия могут гибко и оперативно приспосабливаться к изменяющемуся спросу населения, учитывать индивидуальные вкусы и запросы потребителей.

Во-вторых, малый бизнес вносит существенный вклад в ускорение научно-технического прогресса. В США и европейских развитых странах малые предприятия выполняют 50-60% всех научно-технических разработок. Известно, что они играют важную роль в развитии электроники, кибернетики и информатики.

В-третьих, малое предпринимательство позволяет решать проблемы занятости населения. В России оно заметно смягчило последствия структурной перестройки.

В-четвертых, малые предприятия служат развитию крупного бизнеса. Автомобильные, электротехнические и авиакосмические крупные фирмы обычно окружены сотнями малых предприятий. Они поставляют своим партнерам комплектующие узлы, детали полуфабрикаты, оперативно приспосабливают их ассортимент к потребностям своих заказчиков.

Эффективной формой сотрудничества крупного и милого бизнеса выступает франчайзинг.При данной системе крупная головная фирма предоставляет малому предприятию за плачу исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет малому бизнесу кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает ему в аренду оборудование и т.д. Подобная система оказывается выгодной как головной фирме, так и малым предприятиям.

В-пятых, малый бизнес развивается как одно из основных направлений разгосударствления экономики. Это частные, индивидуальные фирмы, товарищества и общества, производственные кооперативы, участниками (членами) которых являются негосударственные организации и физические лица.

В-шестых, малые предприятия выступают в качестве самостоятельных участников рыночных отношений. Они служат формированию конкурентной среды, преодолению монопольного положения крупных государственных предприятий и объединений.

Общее количество малых предприятий в российской экономике по сравнению с другими странами явно недостаточно.

Определенный недостаток российского малого предпринимательства заключается также в том, что несовершенна его отраслевая структура. Основная часть малых предприятий оказалась сконцентрированной в торговле и общественном питании (40,5%). Непосредственно в сфере материального производства (промышленность и строительство) занято менее 20% малых фирм.

Существует много причин, которые порождают трудности в работе малых предприятий. К ним относятся отсутствие постоянного законодательства и механизма его реализации, опыта, традиций, специалистов и т.п. Но основная причина заключается в том, что зарождающееся в России малое предпринимательство не получает до сих нор достаточной государственной поддержки.

Важным средством реализации программ поддержки малого бизнеса являются федеральные и муниципальные фонды его поддержки.

Местоположение фирмы.

Уровень эффективной работы фирмы находится в непосредственной зависимости не только от специализации производства, его организации и масштабов предприятия. Существенное влияние на результативность деятельности фирмы оказывает место ее размещения.

Выбор места размещения предприятия не всегда является совершенно свободным и независимым решением. При постройке электростанции, угольной шахты или кирпичного завода учредитель фирмы заранее определяет место, где имеются природные источники энергии или сырья. При окончательном выборе места размещения фирмы необходимо, прежде всего, опираться на экономические факторы и обоснования. Так фирмы, производящие продукцию оборонного назначения обычно располагают подальше от государственных границ. При создании предприятий легкой и текстильной промышленности важно учитывать социальную структуру трудоспособного населения. В некоторых случаях при выборе местоположения фирмы решающую роль играют местный патриотизм и другие мотивы.

В системе экономических факторов выбора местоположения фирмы в качестве основных выступают:

- во первых, масштабы спроса на продукцию предприятия. Они зависят от насыщенности местного рынка данным видом товара, численности, половозрастного состава населения, его доходов, климата, уровня культуры, национальных традиций и религиозной принадлежности жителей региона;

- во вторых, обеспеченность материальными ресурсами. Деревообрабатывающий комбинат строится вблизи лесозаготовительных предприятий, кирпичный завод возводится рядом с местом добычи глины, а тепловая электростанция - недалеко от месторождения каменного угля;

- в третьих, наличие трудовых ресурсов, состояние рынка рабочей силы. Это предполагает оценку уровня занятости населения, общего образования и квалификационной подготовки работников, трудовых традиций и состояния дисциплины, влияния профсоюзов и криминагенной обстановки;

- в четвертых, сформировавшийся уровень оплат труда работников в месте размещения фирмы. Известно, что свободный капитал, прежде всего, устремляется в те регионы, где имеемся дешевая рабочая сила. Но такой подход может оказаться ошибочным. Опыт отдельных фирм показывает, что затраты на обучение и переподготовку низко квалифицированной рабочей силы часто превышает величину экономии заработной платы. Особенно важно учитывать этот фактор при выборе местоположения предприятия за пределами своей страны;

- в пятых, состояние инфраструктуры - уровень развития вспомогательных и обслуживающих производств - энерго-, газо- и водоснабжения, коммунально-бытовых служб, информационных систем, средств связи, медицинских и образовательных учреждений. Особое значение имеют транспортные условия - состояние дорожной сети, возможности использования автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта;

- в шестых, особенности внутригосударственных и международных налоговых систем. Различия в налогообложении доходов фирм могут, как стимулировать, так и сдерживать приток капиталов национальных и иностранных инвесторов. Определенную роль в движении производственных ресурсов играет неодинаковых размер таможенных пошлин. В России ставки общегосударственных (федеральных) налогов одинаковые, но имеются существенные отличия в структуре и размерах местных налогов - республиканских, областных, муниципальных. Естественно, что при прочих равных условиях размещать новое предприятие выгоднее там, где эти ставки самые низкие;

- в седьмых, особые условия сбыта товаров и услуг. Каждый товар предъявляет свои специфические требования к размещению фирм, занимающихся его продажей. Внутри жилых кварталов обычно располагаются магазины, реализующие товары повседневного потребления (продовольствие), в центре населенного пункта (массива) находятся предприятия, торгующие товарами периодического (среднесрочного) спроса (одежда, обувь), а крупные специализированные магазины по продаже товаров длительного пользования размещаются, как правило, на окраине города.

Выбор местоположения фирмы включает четыре основных этапа. Основная задача первого этапа заключается в том, чтобы сформулировать минимальные требования (обеспеченность ресурсами, климат) к местоположению предприятия. На втором выявляются возможные районы, где минимальные условия могут быть выполнены. Третий используется для оценки зависящих от местоположения фирмы результатов и затрат. Наконец, на четвертом этапе определяются возможности получения наибольшей прибыли в зависимости от расположения фирмы. На данном этапе могут быть использованы оптимистические и пессимистические оценки величины прибыли.

Издержки производства

Важность освоения категории издержек связана с такой важнейшей категорией рыночной экономике, как прибыль.

В экономической литературе закрепился бухгалтерский подход к прибыли и издержкам, который предполагает суммирование денежных затрат на производство товара. Это находит отражение в бухгалтерских счетах. Однако данный подход оторван от учета положения с распределением ресурсов в экономике, с одной стороны, и от возможностей каждой фирмы выбирать оптимальный вариант для применения ресурсов с другой. Поэтому, рассматривая данную категорию, следует обратить внимание на экономический подход определения издержек и прибыли.

Затраты, которые не могут быть за относительно короткий промежуток времени ни увеличены, ни уменьшены с целью увеличения или уменьшении объема выпуска продукции называются постоянными затратами.

Явные денежные и неявные альтернативные издержки, связанные с обеспечением постоянных затрат называются постоянными издержками.

Помимо постоянных затрат, фирмы несут также переменные затраты, которые могут быть быстро и без любых трудностей подвергнуты изменению, по мере изменения объема выпуска продукции. Издержки, связанные с обеспечением переменных затрат, называются переменными издержками.

Различие между переменными и постоянными затратами является основой для разграничения двух переменных горизонтов: краткосрочными временными интервалами и долгосрочными временными интервалами.

Краткосрочный временной интервал. Временной горизонт, в рамках которого объем выпуска продукции может регулироваться только с помощью изменения объемов переменных затрат, в то время как постоянные затраты остаются неизменными.

Долгосрочный временной интервал. Временной горизонт, величина которой достаточно для того, чтобы дать возможность изменяться как постоянным, так и переменным затратам.

Постоянные издержки не следует путать с безвозвратными издержками. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою производственную деятельность в данной сфере.

Рассмотрим более детально вопрос о производстве и издержках на краткосрочных временных интервалах.

Бухгалтерские издержки - это стоимость фактически израсходованных фирмой ресурсов в ценах их приобретения.

Для более обоснованного принятия экономических решений фирме необходимо определять не только явные, но и неявные (вмененные) затраты. Вмененные издержки представляют собой величину, которая утрачивается или теряется, когда выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого.

Неявные издержки не входят в платежи фирмы другим предприятиям или физическим лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая этот участок самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от возможного дополнительного дохода. Специалист, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, не нанимается на фирму и не получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший свои денежные средства в производство, не может внести их в банк на депозитный вклад и получать проценты.

По экономической природе неявные издержки являются вероятностными. Они не отражаются в бухгалтерских документах. Их важно учитывать, когда производственные ресурсы оказываются ограниченными, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант деятельности.

Экономические издержки - это сумма явных (бухгалтерских) и неявных (вмененных) издержек.

Классификация издержек на бухгалтерские и экономические необходима для определения бухгалтерской и экономической прибыли,

Чтобы ориентироваться в графиках, характеризующих деятельность фирмы, приведем общепринятые сокращения:

Q - объем выпуска;

TС - валовые (полные) издержки:

ТFС - полные постоянные издержки, FС - постоянные издержки;

TVС - полные переменные издержки; VС - переменные издержки;

МС - предельные издержки;

АFС - средние постоянные издержки;

АVС - средние переменные издержки;

АТС - средние полные издержки;

Формулы:

ТС= ТFС +ТVС;

AVC = АТС / Q;

АТС = ТFC / Q;

ATC = TC / Q;

 

МС ==+==
=
изменения в ТС

изменения в Q

 

Особенность кривых издержек заслуживает комментария. Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую полных издержек в их низких точках. Это не просто совпадения, а результат соотношения, которое можно назвать правилом предельных и средних: кривая предельных издержек пересекает кривые переменных и средних полных издержек в точке ее минимума.

Разобравшись с издержками, остановимся на проблеме выручки фирмы.

1. Под обшей выручкой фирмы (TR) принимается полная выручка от реализации всех Q единиц товара:

TR= Р х Q, где TR - общая выручка; P - цена реализации: Q - количество единиц товара

2. Средняя выручка (AR)

TR\Q=РхQ \ Q=Р, т.е. средняя выручка равна цене единицы товара.

3. Предельная выручка (MR) - это приращение общей выручки, соответствующее приращению количества выпускаемой продукции:

MR=∆TR / ∆Q

Если все выпускаемые фирмой товары реализуются по одной и той же величине (цене), то выручка от реализации дополнительной продукции представляет собой сред­нюю выручкуAR, равную цене товара Р. Если цена товара не зависит от объема выпуска фирмы (при изменении объема выпуска цепа остается неизменной), то предельная цена выпуска равна выручке от реализации дополнительной единицы товара:

MR=AR=P

В условиях несовершенной конкуренции мы имеем ситуацию:

МR< АR=Р

Попробуем теперь с помощью известной нам концепции выручки и издержек определять условия максимизации прибыли. Очевидно, фирма стремится максимизировать разности между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек (МС), но одновременно повышаем и общую выручку на величину предельной выручки (МR). Пока предельная выручка больше предельных издержек, общая прибыль попытается, и фирма увеличивает объем производства. Как только предельные издержки превышают предельную выручку, общая прибыль снижается. Следовательно, величина прибыли достигнет своего максимума при таком выпуске продукции Q при котором: предельная выручка (МR) = предельным издержкам (МС).

Рассмотрев поведение фирмы в коротком периоде, перейдите к характеристике издержек на долговременном этапе, когда все ресурсы фирмы и все издержки фирмы являются переменными.

Анализ издержек - это средство для выработки рациональных решений. Специфика анализа долговременного периода здесь в том, что следует учитывать размер предприятия, его эффектом масштаба. Он проявляется при построении кривой долгосрочных затрат (АТСL), или так называемой плановой кривой.

Каждая кривая соответствует предприятию, размеры которого больше предыдущего. Долгосрочная кривая средних издержек проходит по касательной к числу всех возможных кривых краткосрочных средних издержек.

Кривая долгосрочных издержек имеет дугообразную форму, это объясняется тем, что за фазой увеличивающегося эффекта масштаба сразу действует фаза убывающего эффекта масштаб, а цены на ресурсы не изменяются при расширении на фирме производства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.013 с.)