Проблема бессознательного в психологии. Виды бессознательных явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема бессознательного в психологии. Виды бессознательных явлений.



Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) “подсознательные” процессы.

В первый класс—неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются “сами собой”, без участия сознания. Иногда говорят о “механической работе”, о работе, при которой “голова остается свободной”. “Свободная голова” и означает отсутствие сознательного контроля.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, _ действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их осознать обычно расстраивают действие.

Это последнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке. Сороконожку спросили:

“Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?”. Сороконожка глубоко задумалась— и не смогла двинуться с места!

-Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.

Вы, например, очень хорошо знаете имя и отчество своей тети или бабушки, но до того, как я упомянула об этом, актуально их не осознавали. Точно так же вы хорошо знаете теорему Пифагора, но и она не присутствует постоянно в вашем сознании.

Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания—это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых впечатлений. Фрейд считает возможным поместить эти содержания в сферу, непосредственно примыкающую к сознанию (в предсознание), поскольку они при необходимости легко переводятся в сознание.

-Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.

Пример из практики Зигмунда.

Молодая девушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершей сестры, на мгновение подумала о своем шурине (муже сестры): “Теперь он свободен и сможет на мне жениться”. Эта мысль была тут же ею вытеснена как совершенно неподобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка совершенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она с большим трудом и волнением вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.

Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы —это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен — и тогда невроз лишится своей причины.

Далеко не всегда (и вы сейчас это увидите) в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. В повседневной жизни возникает много неприятных переживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и тем не менее они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые «прорываются» в ошибочных действиях.

Первый относится к анализу “провала” его собственной памяти. Однажды Фрейд поспорил со своим знакомым по поводу того, сколько в хорошо известной им обоим дачной местности ресторанов: два или три? Знакомый утверждал, что три, а Фрейд—что два. Он назвал эти два и настаивал, что третьего нет. Однако этот третий ресторан все-таки был. Он имел то же название, что и имя одного коллеги Фрейда, с которым тот находился в натянутых отношениях.

Другой пример. Один знакомый Фрейда сдавал экзамен по философии (типа кандидатского минимума). Ему достался вопрос об учении Эпикура. Экзаменатор спросил, не знает ли он более поздних последователей Эпикура, на что экзаменующийся ответил: “Как же, Пьер Гассенди”. Он назвал это имя потому, что два дня назад слышал в кафе разговор о Гассенди как об ученике Эпикура, хотя сам его работ не читал. Довольный экзаменатор спросил, откуда он знает это имя, и знакомый солгал, ответив, что специально интересовался работами этого философа. После этого случая имя П. Гассенди, по словам знакомого Фрейда, постоянно выпадало из его памяти: «По-видимому, виной тому моя совесть,—заметил он,—я и тогда не должен был знать этого имени, вот и сейчас постоянно его забываю».

Существует и другая классификация бессознательных явлений (Ю. В. Щербатых), включающая в себя шесть типов бессознательного:

1. Вегетативные процессы, которые не могут быть осознаны человеком в принципе (процессы кроветворения, пищеварения, работа эндокринных желез и пр.)

2. Предсознание — информация, которая не дошла до сознания человека, задержанная на уровне таламических фильтров.

3. Автоматизированные процессы, к которым относят три группы явлений: а) автоматизированные двигательные навыки, которые трансформировались из многократно повторяемых сознательных движений; б) навязчивые привычки (жесты, ритуалы, связанные с прошлым психологическим опытом индивидуума); в) неосознаваемые сложные двигательные акты (сомнамбулизм, а также постгипнотическое внушение).

4. Особые психические состояния — психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект).

5. Бессознательные явления личности:

а) генетические программы (некоторые инстинкты, в особенности либидо и танатос по З.Фрейду.);

б) защитные механизмы личности (например, вытесненные из сознания негативные эпизоды жизни);

в) неосознанные «случайные» действия (описки, оговорки по Фрейду);

г) ассоциативные образы, возникающие на определенные стимулы, и связанные с глубинными переживаниями или проблемами человека;

д) неосознаваемые программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические и религиозные установки, реклама);

6. Надсознательные процессы — высокоэффективные неосознаваемые до конца мыслительные процессы (интуиция, творческое озарение, «сатори»)

 

 

· 22. УСТАНОВКА КАК НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВКИ В ШКОЛЕ Д.Н. УЗНАДЗЕ.

· Грузинская школа, созданная крупнейшим психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950). Центральным понятием психологической концепции этой школы было понятие установки, имеющее самое непосредственное отношение к изучению бессознательных процессов в психике человека.

· Скажем, что Д. Н.Узнадзе, как и А.Н.Леонтьев, был озабочен критикой постулата непосредственности, ограничивающего психологическую науку. Рассмотрим конкретные эксперименты этой школы, доказавшие наличие установки определенного типа (так называемой фиксированной установки), которая является опосредствующим звеном в схеме «стимул — сознательное переживание»

· Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот больший по объему шар дается, например, в левую руку. Через определенное число подобных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15), человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция) с заданием сравнить их между собой. Объективно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуемого возникает иллюзия неравенства шаров, причем чаше кажется большим шар в той руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзия контраста). Незначительному числу испытуемых большим кажется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). Как объяснить возникновение подобных иллюзий? Д.Н.Узнадзе предположил, что в процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших экспозиций. Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

· Установка с тех пор определялась как целостное бессознательное состояние субъекта, выражающее его готовность совершить действие в определенном направлении. То, что это состояние было бессознательным для субъекта, доказывалось остроумными экспериментами с использованием гипноза. Предварительные экспозиции проводились с испытуемым, находящимся в гипнотическом состоянии. После пробуждения он ничего не помнил из того, что делал во время гипноза. Тут ему предъявляли «критическую экспозицию», т.е. давали в руки шары равного объема. И при этом — уже вполне сознательном — восприятии у испытуемого проявлялась установка, которая сформировалась у него, когда он находился в состоянии гипноза, т.е. она была и оставалась для него бессознательной. Еще одна характерная черта установки — ее целостность — обнаруживалась в не менее остроумных экспериментах. Предварительные экспозиции были проведены с шарами, которые давались испытуемому в руки с предложением сравнить их между собой по объему. А в «критической экспозиции» предъявлялись два одинаковых по диаметру световых пятна. Было обнаружено, что сформированная ранее на другом материале установка все равно срабатывала: равные по диаметру световые пятна казались различными.

· В школе Д.Н.Узнадзе были выявлены разные типы установок (в частности, кроме фиксированной была обнаружена так называемая диффузная установка, а также установка, названная первичной), Диффузной установкой называется еще не очень определенная для субъекта установка, возникающая при первых встречах с предметом, эту установку порождающим. Дальнейшая судьба этой установки — стать более дифференцированной и определенной, чему способствуют новые встречи с этим предметом. Например, молодая женщина, сотрудница одного отдела, однажды пришла в другой отдел, где ее очень тепло приняли, угостили чаем и т.п. После этого посещения она почувствовала желание бывать в этом отделе еще и еще раз, общаться с людьми, которые там работают, еще не отдавая себе отчета в том, что же такого притягательного в этих встречах. Лишь спустя некоторое время она поняла: ей очень понравился начальник отдела. их свойства и условия формирования в обыденной жизни. Согласно Д. Н.Узнадзе, первичная установка формируется при встрече актуализировавшейся потребности, с одной стороны, и ситуации, делающей возможным ее удовлетворение, с другой. Одним из примеров, который может быть объяснен понятием установки, является феномен импринтинга.ы

· Если внимательно присмотреться к реальности, которая представлена в понятии «установка», можно заметить, что эта реальность в той или иной форме описывалась и в школе К.Левина (возникновение у субъекта стремления к какому-то предмету, приобретающему в целостной связи потребность—ситуация определенную валентность), и в школе А.Н.Леонтьева (поведение субъекта после опредмечивания его потребности). Это еще раз говорит о том, что к изучаемой в психологии реальности представители различных школ и направлений подходили с разных сторон. В силу этого между ними часто возникали дискуссии на тему: какую психологическую категорию считать центральной? Были такие дискуссии и между школами А. Н.Леонтьева и Д. Н.Узнадзе по поводу соотношения деятельности и установки. Ученики Д.Н.Узнадзе настаивали на том, что установка как готовность к совершению деятельности предшествует актуально разворачивающейся деятельности, в школе А. Н.Леонтьева настаивали на том, что деятельность первична по отношению к установкам, поскольку последние формируются в ней. Разрешил спор двух школ ученик А.Н.Леонтьева А.Г.Асмолов, выдвинув следующую диалектическую формулу: в генетическом плане (в плане происхождения) деятельность предшествует установке, так как последняя формируется в деятельности субъекта, однако в актуальном плане (как часто говорят психологи, в актуалгенезе или функциональном генезе) установка предшествует деятельности и определяет ее. А. Г.Асмолов предложил также свою классификацию установок, основанием которой являлось место, занимаемое установкой в структуре деятельности.

· Первый тип — смысловые установки. Они связаны с деятельностью в целом, с ее мотивами и смыслами. Постоянная готовность ученого к получению информации об интересующем его явлении — хороший пример подобных установок. Занятый размышлениями о механизмах изучаемого им явления, он может «услышать» знакомые ему термины в разговоре двух кумушек в трамвае (хотя они говорят о каких-то своих делах) — эти «ослышки», как и все ошибочные действия, по З.Фрейду, обусловлены значимыми для субъекта мотивами.

· Второй тип — целевые установки. Это готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью (какие бы мотивы ни стояли за выбором этой цели). Про эти установки нельзя сказать, что они являются полностью неосознаваемыми, — субъект ведь отдает себе отчет в той цели, которую поставил перед собой, и в своей готовности достичь эту цель. Тем не менее даже осознаваемые установки приводят к неконтролируемому искажению образов ситуаций, в которых человек оказывается. Очень давно (представителем Вюрцбургской школы К. Марбе) был описан реальный трагический случай, когда некий охотник, поставив перед собой цель убить кабана и прокараулив его целый день в засаде, в поздний вечерний час принял за кабана маленькую девочку, заблудившуюся в лесу и оказавшуюся в кустарнике, около которого сидел в засаде этот человек. Охотник так жаждал увидеть кабана, что «увидел его» в маленькой девочке.

· Третий тип — операциональные установки. Они соотносятся с операциями как подструктурой деятельности, отвечающей усло-

·

· виям совершения действий. Одним из примеров является фиксированная установка, сформированная в изложенных выше экспериментах Д.Н.Узнадзе. Установки данного типа бессознательно проявляются при сходных обстоятельствах. Наши многочисленные бытовые привычки (еще не совсем проснувшись, мы привычно надеваем домашние тапочки, машинально включаем плиту, ставим чайник на огонь и т.п.) — из разряда действий, обусловленных работой операциональных установок.

· Можно выделить еще один тип установок (сенсорные и моторные), которые «настраивают на работу» отдельные органы нашего тела: это, например, определенная готовность мышечного аппарата руки к взятию того или иного предмета, фокусировка взгляда на ближнее или дальнее расстояние и др. Поскольку эти процессы, обеспечиваемые различными физиологическими структурами, решают задачи ориентировки субъекта в мире, постольку они могут быть предметом рассмотрения и в психологической науке.

· Завершая разговор об установках как важном классе бессознательных состояний субъекта, скажем о выделяемых Д.Н.Узнадзе двух уровнях поведения: 1) установки и 2) объективации. Пример поведения на первом уровне — «автоматическое» поведение в привычной ситуации, обеспечиваемой разными установками (в частности, операциональными). На втором уровне поведение строится в том случае, когда первый уровень «не срабатывает» по причине неадекватных условий и человек вынужден сознательно обследовать ситуацию для возможного изменения поведения. Так, например, привычно одеваясь на работу, человек может несколько раз, не отдавая себе отчета, пытаться надеть ботинок своего брата, который на несколько размеров меньше (здесь работает еще уровень установки). Неудача этих попыток приводит к необходимости перевести поведение на уровень объективации: сознательно обследовать ситуацию и выстроить новый рисунок поведения (начать искать свои собственные ботинки). Установки, таким образом, выполняют роль стабилизатора поведения, учитывая прошлый опыт субъекта. Они изучались и продолжают изучаться в разных школах и направлениях в психологии, а также в разных отраслях психологической науки (особенно в социальной психологии).

 

23. Проблема культурно-исторической обусловленности психики человека в
исследованиях французской социологической школы и Л.С. Выготского.

В 20х годах 20 века Л.С.Выготский создал культурно-исторический подход к проблеме психики человека т.к. он не отождествлял сознание и психику только с явлениями, которые даны переживающему их субъекту. По Выготскому, психика принадлежит субъекту, т.к. нужна для его ориентации в пространстве, но и несет в себе отраженные, значимые для субъекта свойства объективного мира. + в маркисизме (Выготский был маркистом) сознание рассматривалось как социально обусловленное, определяемое человеческим бытием. В конце 19 – начале 20 века психологи уже не могли игнорировать существенные различия в психологии людей, принадлежавших к разным странам, племенам и т.д., а следовательно и культурам (тут можно привести любой пример с обычаями каких-нибудь африканских племен, хоть их головы взять). Английская антропологическая школа считала, что механизмы сознания у всех людей одинаковы, а причудливый мир первобытного человека объясняли недостатком опыта и знаний. Напротив, французская социологическая школа считала, что различия между первобытным человеком и современным (для них – европейцем) гораздо глубже: не столько содержанием сознания, сколько различиями умственных операций. Механизмы каждого отдельного человека социальны по происхождению.

Представители французской школы (Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм) пришли к выводу, что в каждом конкретном обществе есть система существенных для него понятий, посредством которых члены общества упорядочивают свои знания. Э. Дюркгейм и др. показали, что все понятия есть продукты коллективной мысли, определяемые образом жизни того или иного племени или народа. Вывод ф. школы: содержание сознания и его механизмы обусловлены социально.

П. Жане пришел к похожим идеям и внес свой вклад в эту проблему своим учением о двух формах памяти:

· Память-реминисценция как низшая/природная форма.

· Память-воспоминание как высшая, специфически человеческая ее форма. Она нужна только для решения задач общественной жизни (ответ на вопрос). Так П. Жане доказывал социальное происхождение произвольной памяти.

Подобные идеи развивал Выготский в опосредованности высших человеческих форм психической деятельности особыми «психологическими орудиями» - знаками, с помощью которых человек овладевает своей памятью и прочими психическими процессами.

В концепции Выготского, сознание – это не замкнутый мир явлений, который можно исследовать только методом самонаблюдения (интроспекция), а вещь принципиально иного порядка. Так он заговорил о возможности объективного исследования сознания. Гипотеза заключалась в том, что психические процессы преобразуются у человека так же, как и процессы практической деятельности – они тоже становятся опосредованными. Тут нужно поговорить о развитии памяти ребенка (статья в хрестоматии «проблема культурного развития ребенка»).

Есть две основные линии развития поведения ребенка:

· Линия естественного развития, связанная с органическими процессами (рост и созревание).

· Линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения.

Ключевое понятие: ребенок-примитив – это ребенок, не проделавших культурного развития или стоящий на его низкой ступени. Важно! Примитив не равен умственно-отсталому! Пример с девочкой, которая пока не может заключить что-то на основании слов, а не того, что она увидела своими глазами (в одной школе дети или хорошо рисуют, или хорошо пишут, все ли дети в этой школе хорошо рисуют и пишут? –откуда я знаю, что я не видела своими глазами…)

Натуральное (АВ) и культурное (АХ, ХВ) запоминание. При натуральном устанавливается условно-рефлекторная связь, при культурном тоже, но их две и Х-это некий «знак», помогающий запомнить (узелок, картинка и т.д.) – это мнемотехническое запоминание.

4 стадии культурного развития ребенка (трудности приводят к переходу):

1) Примитивная психология. Сколько запоминает ребенок, определяется лишь мерой его внимания, памяти, заинтересованности.

2) «Наивная психология». Ребенку показывают (или он сам открывает) мнемотехническую технику (слово-картинка), раскладывают в естественной связи, и ребенок все адекватно воспроизводит. Но повторить еще раз не способен т.к. воспроизводит не нужные слова, а то, что напоминает им картинка. Другой пример: ребенок может сосчитать пальцы на своей руке, но не может на чужой, т.к. пока не понимает значения «один-два-три…»

3) Стадия внешнего культурного приема. То же, что и с мартышками Келера. Дети научаются пользоваться картинками, заменяют процесс запоминания сложной психической деятельностью.

4) Четвертая стадия. Картинки не нужны. Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, т.е. внешний прием «вращивается».

Перевод между третьей и четвертой стадиями:

· По типу шва – после ряда повторений знак не нужен, «стимул непосредственно вызывает соответствующую реакцию»

· Второй тип – ребенок, усвоив структуру, использует в качестве знака свои воспоминания, прежние знания и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.035 с.)