Поведение как предмет исследования в бихевиоризме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение как предмет исследования в бихевиоризме.



В начале XX в. некоторые американские психологи, не удовлетворенные субъективностью современной̆ им интроспективной̆ психологии, предложили в качестве явления различные формы поведения (изучать можно объективно). Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на стимулы (раздражители) из окружающей̆ среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон.

По мнению Уотсона, до сих пор существовавшая интроспективная психология вообще не могла называться наукой̆, поскольку в качестве предмета изучения в ней выступала субъективная реальность, не доступная объективному исследованию. Поэтому Дж. Уотсон отвергал интроспективную психологию (как в форме структурализма, так и в форме функционализма) и считал, что необходимо отказаться от изучения сознания и исследовать поведение индивида (человека и животных) от рождения до смерти как единственно возможную для психологического изучения объективную реальность.

Возникновение: большую роль в становлении бихевиоризма сыграли распространившиеся в США на рубеже XIX и XX вв. философские идеи позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных учеными в разных странах мира, а также физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев).

Поведение - совокупность всех «внешне наблюдаемых» реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения выступает поэтому простейшая схема « стимул реакция » (SR).

Под эту схему подпадают как простейшие реакции организма на стимул из внешней среды (распыление в воздухе молотого перца вызывает чихание), так и сложные поведенческие структуры (поведение человека при выборе президента), которые тем не менее могут быть объективно изучены.

Цель бихевиоризма: не только собственно исследование, но и предсказание и изменение поведения (изучив закономерности поведения индивида, можно им управлять и формировать в нужном обществу направлении).

Бихевиористы вкладывали в психологические термины свое значение: эмоция в бихевиоризме рассматривается не как внутреннее переживание (подход интроспекции), а как внешне наблюдаемая (иногда невооруженным глазом, а иногда и с помощью соответствующих приборов) совокупность разнообразных поведенческих реакций (включая покраснение лица, вздрагивание, плач и т.п.). Аналогично (как столь же внешне наблюдаемые реакции) рассматриваются мышление и речь.

Бихевиористы предлагали в изучении поведения идти от простого к сложному. Они различали наследственные, или врожденные, реакции (к ним относились безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные реакции (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы и др.). Кроме того, реакции делились (по степени их «скрытости» от наблюдателя) на внешние и внутренние. Первые открыты для наблюдения невооруженным глазом (речь, эмоции, двигательные реакции и т.п.), вторые доступны лишь для наблюдения, опосредствованного специальными приборами. Мышление – это поведение, мускульное усилие, это речь при скрытых мускульных движениях, активность, которая может привести к надлежащему решению. Выражение: 1) скрытая деятельность рук (мануальное), 2) чаще – скрытые речевые движения(вербальное), 3) иногда – скрытые/открытые висцеральные (эмоциональные) реакции. Может протекать без слов, весь организм вовлечен в процесс мышления.

В экспериментах с маленькими детьми Дж. Уотсон, например, установил, что безусловными стимулами для реакции страха (замирание, затем громкий плач) являются резкий звук и потеря опоры.

Обусловливание: если одновременно с безусловным стимулом А, вызывающим безусловную реакцию 1, воздействовать на организм любым предметом окружающего мира В, он начнет вызывать реакцию 1. Если А вызывает 1, В-2, С-3, вместе 3 стимула вызовут сложную реакцию, части которой 1, 2, 3. Если присоединить стимул Х к А, В, С, он один сможет вызывать реакции 1, 2, 3 – интеграция. (кажется, с этим Ромащук очень прицепился на семинаре)

Возможно размыкание условной связи. Для устранения страха включают в цепь условий пищеварительный аппарат.

Маленький Альберт: Кролик + громкий звук = плач, страх. Кролик → страх. Явление перенесения: любые пушистые белые вещи/существа начали вызывать страх.

Другой эксперимент на перенесение: заставляют человека или собаку отвечать секреторной(слюнной)/двигательной реакцией на тон в 250 колебаний/сек. → Та же реакция на более высокий или низкий тон.

Если ограничить ряд стимулов, вызывающих реакцию (только 256 колебаний/сек), такая реакция – дифференциальная.

Размыкание: у ребенка была выработана отрицательная реакция на сосуд золотыми рыбками; его сажают обедать, на другом конце стола ставят этот сосуд с рыбками, во время еды сосуд приоткрывали (если начиналось беспокойство – закрывали). Постепенно за обедом сосуд придвигали все ближе к ребенку, пока он не стал смотреть на них без страха => жля устранения страха включают в цепь условий пищеварительный аппарат.

Основные понятия:

Стимул – воздействие. Реакция – ответ на стимул. Поведение – совокупность стимулов и реакций. Бихевиоризм – наука о поведении (и человека, и животных). Безусловные реакции – незаученные, вызываются определенными стимулами(немногочисленные, примерно одинаковые у всех). Условные реакции – надстроенные на основе врожденных. Обусловливание – образование условных связей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.005 с.)