Сознание как специфически человеческая форма психики. Структура сознания, по А. Н. Леонтьеву. Ее соотношение с другими классификациями психических явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как специфически человеческая форма психики. Структура сознания, по А. Н. Леонтьеву. Ее соотношение с другими классификациями психических явлений.



Сознание - высшая форма психического отражения мира не только по отношению к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человека.

"Когда новорожденный ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире, он, несомненно, еще не обладает сознанием, которое формируется у него в онтогенезе в совместоной деятельности со взрослым человеком на основе иных - досознательных - форм человеческой психики."

Сознание есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния. Обладающий сознание субъект разделяет более или менее четко объективный мир, с одной стороны, и субъективный образ, т.е. «картину» мира - с другой.

Восприятие животные, которые обладают психикой: для них либо характерны другие способы отражения мира, или они просто не задумываются над столь сложными вопросами («нерефлексирующий субъект», как его называл А.Н. Леонтьев), не разделяют в своем переживании мир и образ этого мира.

Именно человек имеет, как пишет Д.А. леотьев, является "единственным из всех живых существ, которому дан мир как единое связное целое, простирающееся в пространстве и времени за пределы наличной ситуации и при этом пред-лежащее или пред-стоящее субъекту, а не просто его окружающее". В нашем сознании мир представлен в виде образа мира, который при этом мы можем отделить от самого мира, т.е. мы можем отдать себе отчет в том, что есть объективный мир и есть моя психическая деятельность, которая протекает по своим законам.

А.Н. Леонтьев указывал, что осознание объекта возникает раньше осознания деятельности. "Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. на более познем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта.."

В работах А.Н. Леонтьева в структуре сознания выделяются в качестве его составляющих чувственная ткань, значение и личностынй смысл.

Чувственная ткань, по А.Н. Леонтьеву, определяется как "материя образа", т.е. то, из чего образы "сотканы" и без чего не могли существовать. Это система всех ощущений человека от разных органов чувств. Чувственная ткань "придает реальность" картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственной ткани образы предметов существуют для нас не в нашей голове, а как презентации реально предстоящих нам вещей. Чувственная ткань не отгораживает нас от предметного мира - напроти, это непосредственная связь этого мира с субъектом, форма, в которой мир предметов существует для нас.

По мнению А.Н. Леотьева, в значениях представлена "преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой". Исходно значение задается индивидуальному субъекту (ребенку) в виде надындивидуальных форм, которые субъект должен превратить в индивидуальные в процессе обучения. Это усвоение происходит путем формирования у него (в совместном деятельности со взрослым) систем способов действий (операций) с предметами в соответствии с сущестующими в общественном сознании "эталонами". Носителями значений выступаю не только язык, но и другие знаковые системы - математические формулы, дорожные знаки, карты, схемы, обучающие программы и т.д.

Значение представляет собой в процессуальном отношении совокупность операций обобщения, а в результативном плане - обобщенное представление о предметах окружающего мира и самом себе как объекте познания.

В школе А.Н. Леонтьева выделяют разные типы значений:

1) Собственно яыковые значения

2) Предметные - обобщение зафиксированных в предмете свойств, а также связей и отношений между предметами.

3) Операционные - это обобщенное отражение действительности, неотделимое от структуры внешне-практического действия, с помощью которого оно формируется.

4) Ролевые значения представлены в форме социальных норм и социальных ролей.

Смысл часто определяется А.Н. Леонтьевым как "значение для меня", т.е. субъетивно-личностаная значимость того или иного явления для субъекта, обусловленная его потребностно-тотивационной сферой. Для субъекта смысл того или иного явления непосредственно представлен в эмоциях. Но эмоции только могут побудить субъет к самоанализус целью выяснить, какой именно конкретный мотив стоит за эмоцией.

Сознание включает в себя предсознательое, т.е. то, что человек не осознает в данный момент, но может осознать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.004 с.)