Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций, их строение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций, их строение.



Сознание (и психика вообще) представляло в концепции Л.С. Выготского не как замкнутый мир явлений, открытый только самонаблюдению субъекта, а как вещь принципиально иного порядка. Сознание требует столь же объективного научного опосредствованного изучения, как и любая иная сущность, и не сводится к интроспективно данному нам явлению (переживанию) субъектом какого-либо его содержания.

Л.С. Выготский определял психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира, своего рода «орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Он неоднократно подчеркивал, что психическое отражение отличается незеркальным характером: зеркало отражает мир точнее, полнее, но психическое отражение адекватнее для образа жизни субъекта – психика есть субъективное искажение действительности в пользу организма. Особенности психического отражения следует поэтому объяснить образом жизни субъекта в его мире.

В соответствии с этим свойства сознания следует объяснить особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является прежде всего трудовая деятельность, опосредствованная орудиями различного рода.

Гипотеза Л.С. Выготского заключалась в том, что психические процессы преобразуются у человека так же, как процессы его практической деятельности, т.е. они тоже становятся опосредствованными. Но сами по себе орудия являются вещами непсихологическими, не могут, по мнению Л.С. Выготского опосредовать психические процессы. Следовательно, должны существовать особые «психологические орудия» - «орудия духовного производства». Этими психологическими орудиями являются различные знаковые системы – язык, математические знаки, мнемотехнические приемы и т.п.

Знак представляет собой средство, выработанное человечеством в процессах общения люде друг с другом. Он представляет собой средство или инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, с другой – на самого себя.

«Взрослый человек, завязывая своему ребенку узелок на память, тем самым воздействует на процесс запоминания у ребенка, делая его опосредствованным (узелок как стимул-средство определяет запоминание стимул-объектов), а впоследствии ребенок, используя тот же мнемотехнический прием, овладевает своим собственным процессом запоминания, которое – именно благодаря опосредствованию – становится произвольным.»

В школе Л.С. Выготского исследования знака начались именно с изучением его инструментальной функции, чуть позже он обратится к изучению внутренней стороны знака, т.е. его значению.

Первоначальная форма существования знака – всегда внешняя. Потом происходит превращение во внутренне средство организации психических процессов. Данное превращение происходит поэтапно и называется интериоризацией. Переходит не столько знак, сколько система операций опосредствования.

Если раньше приказ и исполнения выполнялись разными людьми, то теперь оба действия выполняются одним человеком.

По Л.С. Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка – натуральное и культурное развитие. Натуральное – это все исходные психические функции индивида по своему характеру являются непроизвольными и непосредственными, которые обусловлены прежде всего биологическими, или природными факторами. В процессе овладения субъектом системами знаков натуральное психическое функции превращаются в новые – высшие психические функции. В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции – возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза.
Свойства ВПФ:

• Социальность

• Опосредствованность (не напрямую, через что-то)

• Произвольность

Тем не менее натуральное развитие продолжается, но оно происходит внутри и под контролем культурного.

Первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно – в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.

Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития, т.е. невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития, а главным методом исследования ВПФ – метод их формирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.004 с.)