Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие высших психических функций. Понятие интериоризации.
Существует 2 вида психических функций:
1. Натуральные или низшие - непосредственные и непроизвольные, обусловленные природными (по Леонтьеву: органическими) факторами. 2. Культурные или высшие - возникающие в ходе онтогенеза и взаимодействия с социальной средой.
В процессе культурного развития – овладения субъектом системой знаков – натуральные психические функции превращаются в ВПФ. ВПФ несут в себе низшие психические функции, НПФ – натуральная основа ВПФ. Они сосуществуют.
Культура не создает совершенно новые функции, а видоизменяет уже существующие сообразно целям человека. (Выготский).
В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции, но и возникают новые системы ВПФ, отличающиеся друг от друга на разных стадиях онтогенеза.
Первоначальная форма существования знака — всегда внешняя. Затем знак превращается во внутреннее средство организации психических процессов, которое возникает в результате сложного поэтапного процесса «вращивания» (интериоризации) знака.
Интериоризация — термин, буквально переводимый как «переход внешнего во внутреннее». Был введен в психологию для объяснения возникновения «внутренних» регуляторов поведения и психической деятельности. У различных авторов интериоризация понималась по-разному. Так, по П.Жане, интериоризации подлежат отношения между людьми: например, приказ запомнить что-либо отдается одним человеком другому (один приказывает, другой исполняет), затем приказ — запомнить что-либо — отдает человек сам себе. По Л.С.Выготскому, в онтогенезе происходит процесс интериоризации знаковых средств как психологических орудий, с помощью которых человек овладевает своими психическими процессами. В школе А.Н.Леонтьева интериоризация рассматривается как процесс превращения внешних форм деятельности во внутренние.
По Выготскому это переход внешних средств-знаков во внутренние. При этом вращивается не только знак, но и вся система операций опосредствования.
Этапы развития ВПФ.
1. Взрослый действует словом (знаком) на ребенка, побуждая его что-то сделать. 2. Ребенок перенимает это и воздействует словом на взрослого. 3. Ребенок учится воздействовать словом на самого себя.
Пример. Выготский проводил эксперимент с детьми 3-4 лет. Перед ребенком ставились 2 одинаковые чашки с крышками, на их крышках были наклеены серые треугольники, при этом треугольник на одной из чашек был чуть темнее. Экспериментатор клал орех в одну из чашек так, чтобы ребенок не видел, в какую, а ребенок должен был угадать, где орех. Орех всегда клался в чашку с более темным треугольником. Игра велась с переменным успехом, когда оставался последний орех, ребенок не хотел отдавать его, плакал. Это означает, что у него была мотивация, но он не мог выделить признак местонахождения ореха. После этого экспериментатор указывает пальцем на темно-серый треугольник, а потом кладет в эту чашку орех. Ребенок уже очень скоро начинает легко отгадывать, гже находится орех. В этом примере мы увидели интериоризацию средства-знака: после того, как экспериментатор указал ребенку на темно-серый треугольник, ребенок сам научился указывать себе на этот треугольник и не делать ошибок.
Похоже происходит вращивание речи. Речь и интеллект генетически разные, выделяют доречевые корни интеллекта и доинтеллектуальные корни речи. Но на каком-то этапе развития мышление и речь пересекаются.
1. Стадия независимости речи от интеллекта. 2. 2. Перекрещивание линий мышления и речи. Здесь ребенок открывает инструментальную функцию речи. 3. Переход внешней речи во внутреннюю. Сам процесс перехода проявляется в явлении эгоцентризма детской речи: ребенок говорит вслух, но для себя. С возрастом это постепенно пропадает, и речь становится внутренней.
Стадии развития операции опосредствования (они же фазы культурного развития).
1. Стадия примитивной психологии (Выготский). Доассоциативный этап (Леонтьев). Знак не используется ни в какой форме. Ребенок запоминает примитивным образом, количество запечатленных слов (картинок) зависит от объема памяти, меры внимания, заинтересованности.
2. Стадия «наивной психологии». Этап ассоциативно детерминированного словом выбора.
Ребенок пытается использовать знаки (карточки), видит, что с ними запоминать легче, но не понимает, почему, и еще не может правильно ими пользоваться.
2 этапа.
А) Ребенок выбирает более-менее адекватную картинку, но не может объяснить свой выбор.
Б) Ребенок объясняет выбор, но картинка далеко не всегда помогает ему вспомнить слово.
Выбранная картинка не воскрешает в памяти слово, к которому она относилась – хотя данное слово всегда ассоциируется именно с этой картинкой. Односторонняя связь – картинка ассоциативно связана со словом, но выбрана без учета будущего воспроизведения этого слова. Способ выбора стимула-средства не подчинен цели операции в целом. На этом этапе ребенок часто называет вместо слова, которое надо было запомнить, картинку-знак.
Леонтьев: «Никакая простая ассоциативная связь не обладает признаком непосредственной обратимости».
3. Стадия внешнего культурного приема. Опосредствованное запоминание.
На этой стадии ребенок уже понимает, как использовать карточки, и выбирает их с учетом последующего воспроизведения стоящих за ними слов. Образование связи между словом и картинкой является реакцией на будущую, а не на настоящую ситуацию. Ребенок тщательно выбирает карточку и заранее пытается построить обратную связь (например, если слово – птица, а картинка – бабочка, ребенок будет повторять «бабочка – птица», предвосхищая воспроизведение).
В формировании операции опосредствования большую роль играет речь.
4. Внутренне-опосредствованное запоминание.
Человек может, даже не глядя на карточки, запоминать хорошо, так как у него работают внутренние механизмы опосредствования. Вращивается не только знак, но и вся система операций опосредствования. В том числе, ассоциативно-логическое запоминание – высшая форма запоминания внутренне-опосредствованного. В этом случае в качестве знака используется речь.
Вращивание может происходить по трем типам.
А) Внешние стимулы заменяются внутренними.
Например, ребенок запоминает картинки, и может уже не смотреть на них, но продолжать использовать в качестве знаков.
Б) Вращивание по типу шва. Происходит выключение знака, которым была опосредствована определенная операция. Например: эксперимент, в котором каждый стимул связан с определенным движением при помощи картинки. После ряда повторений картинка становится ненужной, и стимул вызывает нужную реакцию сам по себе.
В) Ребенок, усвоив структуру внешнего приема, в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу. Он начинает использовать в качестве знаков свои воспоминания, знания и др. Экспериментально-генетический метод исследования в школе Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития. Примеры исследований. - С помощью экспериментально-генетических методов прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.018 с.) |