Психологические проблемы смысла жизни в экзистенциальной психологии. Логотерапия В. Франкла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические проблемы смысла жизни в экзистенциальной психологии. Логотерапия В. Франкла.



Соколова, конец 9 параграфа:
Идеи гуманистической психологии об изначальной «позитивной» природе человека начинают вызывать критику со стороны тех психологов, которые в целом разделяют гуманистический пафос этого направления, но считают данную позицию слишком оптимистичной. Нарастающие противоречия внутри гуманистического направления в психологии привели в последнее время к выделению внутри него нового течения, которое называют экзистенциальной психологией (представителями последней являются Р.Мэй, Р.Лэнг, Э.Фромм, В.Франки и другие). Главное различие между гуманистической (в узком смысле слова) и экзистенциальной психологией можно сформулировать следующим образом. Первое опирается на «личностно- центрированный» подход, который «приписывает человеку некоторые заданные потенции, некую заданную природу, позитивную по своей сути, которая актуализируется в процессе развития» [70, 42]. Напротив, экзистенциальная позиция основана на убеждении, что природа (сущность) человека не предзадана, человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение жизни личностных выборов. Экзистенциальная психология, таким образом, во многом базируется на идеях экзистенциальной философии, суть которых в лаконичной формуле выразил французский философ и писатель Ж. П. Сартр: «Существование предшествует сущности». Существование в данном случае означает собственную активность субъекта, можно сказать, его деятельность, благодаря которой человек не только изменяет себя, но и мир, в котором он живет. Здесь экзистенциальная психология смыкается с деятельностным подходом в психологии (см. главу 5). Гуманистическая психология подвергалась критике и за то, что называла самоактуализацию главной и высшей потребностью человека. С точки зрения австрийского психолога Виктора Франкла (Frankl, 1905— 1997), создавшего свой вариант терапии — логотерапию, главной, конституирующей человека потребностью является потребность в смысле жизни. В.Франкл доказал основные положения своей концепции не только теоретическими рассуждениями, но и практикой своего пребывания в качестве заключенного в немецких концлагерях во время Второй мировой войны. Именно там его идея о необходимости осмысленной жизни получила неожиданную эмпирическую проверку. Выживали в лагере, не опускаясь до животного состояния и не предавая себя как человека, те заключенные, которые сумели даже в этих нечеловеческих условиях открыть для себя уникальный и неповторимый смысл своей жизни.

 

Смысл жизни личности по Виктору Франклу (интерпретация С.В. Маланова — надеюсь, сойдёт):

 

1. Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни - врождённая мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведения и развития личности.

2. Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путём реализации себя в жизни и деятельности.

3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три группы ценностей:

- путём того, что человек может дать жизни, - творческую деятельность (ценности творчества);

- путём того, что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире (ценности переживания);

- посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения).

 

4. Обретённый смысл требует от человека своего постоянного осуществления, что ведёт к самоактуализации личности.

5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это возможно благодаря фундаментальным человеческим качествам:

- Способности к самотрансцендентности - возможности мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне;

- Способности к самоотстранению - возможности в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья личности является опредёленный уровень напряжения, возникающий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человек должен осуществить.
Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзистенциального вакуума», которое выступает причиной самых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» - существует конкретный смысл жизни данной личности в данный момент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.
Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но такой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов.

Вырезка из «Доктора из души» Франкла (по сути то же, что написано выше, но словами самого Ф.):

«СМЫСЛ ЖИЗНИ

Я не думаю, чтобы врач мог ответить на этот вопрос общей фразой. Ибо смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу. Поэтому речь идет не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Вопрос о смысле жизни вообще можно сравнить с вопросом к чемпиону мира по шахматам: "Скажите, учитель, какой ход самый лучший в мире?" В отрыве от конкретной игровой ситуации и личности противника, такой вещи, как лучший или даже просто хороший ход, не существует. То же относится и к смыслу жизни. Невозможно найти абстрактный смысл жизни. У каждого из нас свое собственное призвание и жизненная миссия; каждый должен выносить в душе свое собственное предназначение, которое ему надлежит осуществить. Жизнь каждого человеческого существа незаменима и неповторима. Уникальна в том числе и жизненная задача человека, равно как и пути ее осуществления.

Поскольку каждая ситуация в жизни представляет собой вызов человеку и проблему, которую он должен разрешить, вопрос о смысле жизни может быть поставлен в принципиально ином ракурсе. В конечном счёте человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни; он должен сознавать, что он и есть тот, у кого спрашивают, – что этот вопрос обращен к нему, и что никто за него на этот вопрос не ответит.

Отвечая на этот поставленный жизнью вопрос, человек может отвечать только за свою жизнь. А чтобы ответить, он должен принять на себя ответственность за свою жизнь. В этой ответственности логотерапия усматривает самоё суть человеческого существования.»

26. Когнитивная психология: основные принципы и исследования, персоналии.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.

 

Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Но важно помнить, что основы когнитивной психологии (учение гештальт-психологии Коффки, Келлера и Вертгеймера; работы культурно-исторического направления (Выготский, Лурия, работы Пиаже) проводились до создания кибернетики и появления сложных вычислительно-информационных машин.

 

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

 

В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский.

История создания:

 

11 сентября 1956 года в MIT собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

Персоналии:

 

Брунер Джером Сеймур — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Сделал значительный вклад в развитие когнитивной психологии и когнитивной теории обучения в педагогической психологии, а также в истории и в общей философии образования.

 

Джордж Миллер - Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером он создал при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процессы восприятия и образования понятий, мышление и психология развития, большинство из которых уже полностью исчезло из словаря бихевиористов. Позднее Миллер организовал программу когнитивных исследований и в Принстонском университете.

 

Ульрик Найссер -Автор одной из наиболее влиятельных работ в когнитивной психологии с одноименным названием. В 1976 Найссер написал работу «Познание и реальность», где сформулировал основные проблемы когнитивной науки. Во-первых, он высказал неудовлетворенность чрезмерным присутствием в когнитивной психологии моделей информационной обработки. Во-вторых, он склонялся к мнению, что когнитивная психология не в состоянии эффективно решать повседневные проблемы и объяснять особенности человеческого поведения. Ответственность за такую ситуацию Найссер возлагал на практически полную ориентацию исследований на лабораторные методы эксперимента, предполагающие низкую внешнюю (экологическую) валидность получаемых результатов

 

Аллен Ньюэлл - американский учёный в области когнитивной психологии и искусственного интеллекта. Следующим достижением Саймона и Ньюэлла стала разработка программы General Problem Solver (GPS) — более мощного инструмента, чем Logical Theorist: программа могла не только доказывать утверждения, но и играть в шахматы и ханойские башни. Программа раскладывала проблему на более простые составляющие, решение которых возможно достичь.

 

Карл Прибрам - американский врач, психолог и нейрофизиолог австрийского происхождения. Междисциплинарные подходы, выдвинутые и разработанные К. Прибрамом в области «голографической нейрофизиологии» сопряжены с идеями кибернетики.

«Языки мозга» Прибрам рассматривал на основе детерминации психического поведения человека в результате переработки (кодирования и перекодирования) поступающей в его мозг информации — образной и семантической.

 

Джон Сперлин – американский психолог, впервые озвучивший идею существования иконической памяти (дополняющей кратковременную и долговременную память).

Исследования:
Разработка идей множественной памяти

 

«Однако, как это ни парадоксально, идея представления памяти в форме совокупности взаимосвязанных структурных блоков была впервые сформулирована В.Джеймсом — убежденным функционалистом, которому, казалось бы, следовало отстаивать гипотезу о единстве памяти. Он ввел разделение на первичную память (совпадающую с содержанием сознания в данный момент) и вторичную (содержащую весь прошлый опыт субъекта) память. Он определял вторичную память как «знания о прошедших состояниях сознания, доступных после того, как они уже однажды покинули сознание» в отличие от первичной памяти как «текущем состоянии сознания». Таким образом, за счет введения термина «первичная память» понимание памяти значительно расширилось, было преодолено обыденное представление о памяти как о феномене, относящемся исключительно к давнему прошлому.»


Существование иконического сенсорного регистра было открыто американским психологом Дж. Сперлингом (George Sperling, p. 1934). Он выдвинул гипотезу о том, что человек способен в течение короткого времени сохранять значительно больший объем информации, чем может произвольно воспроизвести в дальнейшем. Другими словами, существует особая подсистема памяти, характеризующаяся большой емкостью и малым временем хранения. Теоретические построения Дж. Сперлинга были связаны с двумя предшествующими источниками. Во-первых, с опытами Д.Хебба, который предполагал, что физиологический механизм формирования следа памяти включает в себя фазу активации на протяжении примерно 0,5 с, необходимую для запуска структурных изменений в нервных клетках (формирования так называемых «синапсов Хебба»). Отсюда следует предположение о времени хранения информации в ультракратковременном хранилище. Во-вторых, это модель переработки информации Д. Бродбента (1926—1993), в которой предполагалось, что поступающая на наши органы чувств (сенсорные поверхности) информация последовательно проходит через два блока — блок S и блок Р (Broadbent D., 1958). Блок S представляет собой буферное запоминающее устройство, в котором информация перерабатывается параллельно по сенсорным признакам. Объем этого блока крайне велик, однако после его прохождения значительная часть информации утрачивается. Это происходит из-за ограниченной емкости блока Р, способного лишь на последовательную обработку небольшого числа объектов по перцептивным признакам.

 

 

Для проверки гипотезы о существовании кратковременного хранилища информации очень большого объема Дж.Сперлингу сначала необходимо было установить, сколько информации может быть воспроизведено при традиционной процедуре опроса.

 

В эксперименте участвовали пять испытуемых, на каждом из которых многократно проводилось тестирование зрительной памяти. Экспериментатор проецировал на слабоосвещенный экран матрицы, состоящие из 12 символов. Экспозиция была короткой и продолжалась 50 мс. Затем перед глазами испытуемых вновь появлялось нейтральное поле. Испытуемые сначала знакомились с установкой, а затем самостоятельно нажимали кнопку предъявления раздражителя. В первой серии эксперимента от испытуемых требовался полный отчет о воспринятых объектах. Они получали «ответные таблицы», которые должны были заполнить теми символами, которые могли припомнить. Правильным ответом считалось совпадение наименования символа и его места в таблице. Таким образом, исключалось случайное угадывание. При использовании методики полного отчета испытуемые воспроизводили от 3,8 до 5,2 символов при среднем показателе 4,3 (36 % от общего числа предъявленных символов). Дополнительные серии показали, что полученный результат не зависел ни от времени экспозиции (варьировалось от 0,015 до 0,5 с), ни от способа представления материала (символы предъявлялись в одну, в две и в три строки).

 

Казалось бы, экспериментальные результаты не подтверждали исходную гипотезу Дж. Сперлинга! Однако, согласно его предположению, гипотетически выделенная подсистема памяти характеризовалась крайне коротким временем хранения информации, поэтому, возможно, испытуемые просто не успевали «считать» необходимые для правильного ответа символы? Для того чтобы избежать вмешательства данного фактора, автор предложил метод частичного отчета. Метод частичного отчета по сути не являлся чем-то совершенно новаторским. Его идея довольно проста: если человек способен актуализировать случайно выбранный фрагмент информации, то, следовательно, он располагает всей информацией. Примером такого частичного сообщения является обычный экзамен. Ведь во время экзамена студента не просят воспроизвести весь изученный курс! Ему приходится вспомнить лишь небольшую часть материала, которая соответствует случайно вытянутому билету. Когда студенту это удается, преподаватель считает, что весь необходимый объем знаний усвоен (на самом деле такой метод крайне уязвим для критики, что подтверждается расхожим выражением «экзамен — это лотерея»). Со своими испытуемыми Дж.Сперлинг поступал точно так же, как экзаменатор со студентом (рис. 25).

 

 

Испытуемым сообщалось, что вскоре после предъявления матрицы прозвучит высокий (2500 Гц), средний (650 Гц) или низкий (250 Гц) звуковой тон. Если прозвучит высокий тон, то от испытуемого требуется воспроизвести только верхнюю строку матрицы, если средний — только среднюю строку, а если низкий — только нижнюю строку. Поскольку подача звукового тона носила случайный характер, и испытуемый не мог заранее настроиться на восприятие той или иной строки, автор подсчитывал результаты следующим образом. Количество правильно воспроизведенных при частичном отчете символов множилось на число равновероятных частичных отчетов. Например, в каждой из десяти проб испытуемый стабильно воспроизводит по три символа из четырех возможных, тогда считается, что ему потенциально доступно девять символов (3x3), если он воспроизводит два символа, то общим" результатом воспроизведения будет шесть (2 х 3), и т.д. Метод частичного отчета с лихвой оправдал ожидания! При применении этого метода испытуемые воспроизводили от 8,1 до II символов при среднем показателе 9,1 (76 % из 12 возможных), т.е. в два раза больше, чем в случае полного отчета.

Таким образом, Дж.Сперлинг счел гипотезу о существовании особой подсистемы памяти большой емкости подтвержденной. Однако оставался открытым вопрос о времени хранения информации в этой подсистеме. За какой период времени теряется «излишек» информации? В последующих сериях варьировалась длина интервала между предъявлением стимулов и подачей звукового сигнала от 0 до 1 с. Точность частичного воспроизведения оказалась быстро убывающей функцией от задержки сигнала — инструкции. При задержке в 1 с точность частичных отчетов приближалась к точности полных. Таким образам, было установлено, что время сохранения информации в открытой Дж. Сперлингом подсистеме памяти, впоследствии получившей название «зрительный сенсорный регистр», не превышает 1 с.

Дж.Сперлинг считал сенсорный регистр эволюционным приспособлением организма к изменчивым условиям восприятия, обусловленным в первую очередь саккадическими скачками глаза. Время хранения в зрительном сенсорном регистре в обычных условиях соответствует длительности фиксационной фазы глаза. Таким образом, зрительный сенсорный регистр идеально подходит к физиологическим особенностям зрительной системы человека. Поэтому зрительный сенсорный регистр Дж.Сперлинг рассматривал как инерционный след ощущения действующего раздражителя.

Исследования сенсорного регистра в зрительной модальности были продолжены отечественными авторами Н. Ю. Вергилисом и В. П.Зинченко. Авторы применяли комбинацию метода частичного отчета и метода стабилизации изображения относительно сетчатки глаза. В методике стабилизации изображения на глаз испытуемого фиксируется специальная присоска с закрепленной на ней матрицей, поэтому, перемещаясь вместе с глазным яблоком, изображение всегда проецируется на один и тот же участок сетчатки. Матрица состояла из трех строк по 12 символов в каждой (всего 36 символов). Яркость изображения на матрице постепенно увеличивалась. В связи с действием механизма адаптации сетчатки возникал эффект «слепого» глаза, т.е. испытуемый переставал видеть предъявленную матрицу. Затем напряжение резко сбрасывалось и подавалось нейтральное поле: в результате испытуемый видел четкий послеобраз стимульной таблицы. Далее, как и в экспериментах Дж. Сперлинга, по звуковому сигналу инструкции различного тона осуществлялось воспроизведение требуемой строки. При такой усовершенствованной методике количество верных ответов при частичном отчете резко повысилось. Испытуемые могли воспроизвести 10—12 символов из каждой строки, т.е. границы емкости зрительного сенсорного регистра расширились с 9 до 36 элементов.

ВОПРОСЫ 27,28 ИСКЛЮЧЕНЫ!

 

29. Возникновение и основные этапы развития психики в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву:

 

 

Согласно Леонтьеву, основным критерием наличия зачатков психической деятельности является чувствительность. Это способность организма реагировать на незначительные внешние раздражители (например, запах, цвет), которые связаны с жизненно важными сигналами (пищей, опасностью). Она позволяет существу ориентироваться в окружающей среде и активно реагировать на внешние стимулы. Например, проявлением чувствительности является изменение траектории движения червя в зависимости от света.

 

 

1. Такое поведение характерно для первого этапа развития психической деятельности — стадии элементарной сенсорной чувствительности. Отличительной особенностью психики на этом этапе является отражение отдельных свойств, а не предмета в целом. Например, лягушка реагирует исключительно на движущийся предмет. Она попытается поймать бумажку на верёвочке, но при этом будет полностью игнорировать обездвиженную мошку.

 

 

2. С усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга, связан следующий этап — стадия перцептивной психики. Она характеризуется появлением у животных способности формировать целостный образ, одновременно реагируя на несколько разных стимулов. Также наряду с инстинктами у животных появляются навыки — индивидуальные формы поведения, приобретённые в процессе жизнедеятельности. Особо выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору больших полушарий мозга.

 

 

3. Третья стадия развития психической деятельности — стадия интеллекта. Для неё характерно существенное увеличение объёмов головного мозга, дифференцирование клеток коры, а также приумножение количества извилин и борозд. Такие физиологические изменения обусловлены изменение формы отражения. Животное (в частности, приматы) не только воспринимает образ целостно, но и отражает наглядные связи и отношения между предметами. Эта стадия является последней в развитии психики животных. За ней идёт этап появления сознания, который доступен лишь человеку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.049 с.)