Общее представление о структуре человеческой деятельности по А. Н. Леонтьеву. Соотношение и взаимопереходы составляющих деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о структуре человеческой деятельности по А. Н. Леонтьеву. Соотношение и взаимопереходы составляющих деятельности.



ОСНОВНАЯ СХЕМА ДЛЯ ОБЯЗАТЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ:

 
 
 
 

 
 

Система деятельностей

Д (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) ----- М (мотив)

д (действие) ----- ц (цель)

о (операция) ----- у (условие)

психофизиологические функции

 
 


Пояснения к схеме: серым цветом указаны дополнительные элементы системы деятельности. Стрелка, отходящая от цели и ведущая к М2 описывает процесс сдвига мотива на цель. Кольцо (М-Р-Э-М) указывает на процесс, позволяющий человеку узнать свои истинные мотивы)

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС (достаточно просто прочитать для полного понимания схемы):

Деятельностный подход Леонтьева строился на марксистской философии(«деятельностный материализм»),где материя и движение (деятельность) -неразделимые категории. А источником движения материи являются противоречия, возникающие в ходе взаимодействия вещей.

В неклассической теории деятельности Леонтьев пытался преодолеть неполноту и неудовлетворительность «постулата непосредственности» (впервые названному таковым Узнадзе). По трехчленной схеме Леонтьева, самим опосредствующим звеном выступает деятельность (название звено не совсем удачно, хоть и использовалось Леонтьевым, т.к. деятельность выступает не связующим субъект и объект элементом, а объединяющим их). В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму (образ) и совершается переход деятельности в ее объективные результаты (продукты). Таким образом, деятельность -реальная и конкретная связь субъекта и объекта, процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между «субъектом» - «объектом».

ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Т. к. деятельность является формой реализации отношения «субъекта» к миру «объектов» можно выделить разные типы этих отношений или типы деятельности: практическая (преобразование мира в соответствии с целями), познавательная (понимание объективных законов мира для выполнения практических задач), эстетическая (трансляция смыслов, определяемых ценностными ориентация индивида или социума).

По характеру открытости для наблюдения выделяют 2 формы деятельности: внешнюю (деятельность субъекта с реальными объектами, формы предметно-практической деятельности) и внутреннюю (деятельность субъекта с образами объектов, например теоретическая деятельность).

В школе Леонтьева конкретную деятельность из системы деятельностей выделяют по критерию мотива (предмета потребности, зачем? Для чего?) Для лучшего понимания определения обратимся к значению слова потребность по Леонтьеву: 1. Потребность- внутреннее условие, нужда, не вызывающее направленную деятельность, а вызывающее ориентировочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить от нужды. Виртуальная потребность (потребностное состояние) 2. Потребность – то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом. Актуальная потребность (потребность в чем-то конкретном). Предметы потребностей не всегда даны как внешние объекты в настоящем времени, они могут представлять собой и идеалы, относящиеся к весьма далекому будущему. Очень часто воображаемый предмет деятельности побуждает к активности сильнее, чем реальный.

Деятельность, побуждаемая мотивом реализуется в форме действий, направленных на достижение цели. Цель- желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком. Цель как правило всегда осознаваема человеком, в то время как мотив – нет. Осознание мотивов требует большой работы над собой. Так же об истинных мотивах можно догадаться по эмоциям, испытываемым при получении «желаемого» результата (девочка вроде как поступила в институт, но плачет, потому что ее парень не поступил. Следовательно мотивом была не любовь к знаниям, а любовь к мальчикам). Ввиду неосозноваемости мотива, человек придумывает себе всегда осознаваемую мотивировку – предполагаемую им самим причину своих действий ( девочка убеждает себя и всех, что поступает в институт из-за любви к знаниям, а не к мальчикам)

Способ достижения поставленной цели в разных условиях всегда разный. Способ действия в определенных условиях называется – операцией и соотносится с задачей (целью, данной в определенных условиях).

Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при обретении особой побудительной силы может стать мотивом (сдвиг мотива на цель: читал психологию чтобы сдать экзамен, так понравилось, что захотел сам стать психологом и писать книжки) и мотив может становиться целью (вася, чтобы поступить в институт, сохранял хорошие отношения с мамой-тираном-деканом, учиться ему не понравилось и он остался в институте только чтобы сохранять трудом построенные хорошие отношения с мамой-тираном-деканом).

36. Необходимость введения категории «деятельность» в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
К созданию и разработке деятельностного подхода в психологии причасны многие отечественные и зарубежные психологи, но наибольший вклад внесли Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев. (Они создали разные подходы, но Соколова не рассматривает подход Рубинштейна, но отмечает, что он раньше заговорил о деятельности, чем Леонтьев.) Значимость введения «деятельности» в психологию видели из-за марксисткой философии (не измененной советской властью, а настоящей), где деятельности (прежде всего предметно-практической) уделялось большое внимание. К. Маркс выделил главный недостаток материализма Л. Фейербаха. Материализм второго созерцательный, а идеализм, в отличие от материализма был деятельностным. К. Маркс довел теорию материализма до ума и сказал, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание. Таким образом, Маркс доказал, что психолог должен изучать, например, не представление как содержание сознания, а процесс «представления», в результате которого и возникает представление

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.006 с.)