Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о структуре человеческой деятельности по А. Н. Леонтьеву. Соотношение и взаимопереходы составляющих деятельности.
ОСНОВНАЯ СХЕМА ДЛЯ ОБЯЗАТЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ:
Система деятельностей Д (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) ----- М (мотив) д (действие) ----- ц (цель) о (операция) ----- у (условие) психофизиологические функции
Пояснения к схеме: серым цветом указаны дополнительные элементы системы деятельности. Стрелка, отходящая от цели и ведущая к М2 описывает процесс сдвига мотива на цель. Кольцо (М-Р-Э-М) указывает на процесс, позволяющий человеку узнать свои истинные мотивы) ПОЛНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС (достаточно просто прочитать для полного понимания схемы): Деятельностный подход Леонтьева строился на марксистской философии(«деятельностный материализм»),где материя и движение (деятельность) -неразделимые категории. А источником движения материи являются противоречия, возникающие в ходе взаимодействия вещей. В неклассической теории деятельности Леонтьев пытался преодолеть неполноту и неудовлетворительность «постулата непосредственности» (впервые названному таковым Узнадзе). По трехчленной схеме Леонтьева, самим опосредствующим звеном выступает деятельность (название звено не совсем удачно, хоть и использовалось Леонтьевым, т.к. деятельность выступает не связующим субъект и объект элементом, а объединяющим их). В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму (образ) и совершается переход деятельности в ее объективные результаты (продукты). Таким образом, деятельность -реальная и конкретная связь субъекта и объекта, процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между «субъектом» - «объектом». ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Т. к. деятельность является формой реализации отношения «субъекта» к миру «объектов» можно выделить разные типы этих отношений или типы деятельности: практическая (преобразование мира в соответствии с целями), познавательная (понимание объективных законов мира для выполнения практических задач), эстетическая (трансляция смыслов, определяемых ценностными ориентация индивида или социума). По характеру открытости для наблюдения выделяют 2 формы деятельности: внешнюю (деятельность субъекта с реальными объектами, формы предметно-практической деятельности) и внутреннюю (деятельность субъекта с образами объектов, например теоретическая деятельность).
В школе Леонтьева конкретную деятельность из системы деятельностей выделяют по критерию мотива (предмета потребности, зачем? Для чего?) Для лучшего понимания определения обратимся к значению слова потребность по Леонтьеву: 1. Потребность- внутреннее условие, нужда, не вызывающее направленную деятельность, а вызывающее ориентировочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить от нужды. Виртуальная потребность (потребностное состояние) 2. Потребность – то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом. Актуальная потребность (потребность в чем-то конкретном). Предметы потребностей не всегда даны как внешние объекты в настоящем времени, они могут представлять собой и идеалы, относящиеся к весьма далекому будущему. Очень часто воображаемый предмет деятельности побуждает к активности сильнее, чем реальный. Деятельность, побуждаемая мотивом реализуется в форме действий, направленных на достижение цели. Цель- желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком. Цель как правило всегда осознаваема человеком, в то время как мотив – нет. Осознание мотивов требует большой работы над собой. Так же об истинных мотивах можно догадаться по эмоциям, испытываемым при получении «желаемого» результата (девочка вроде как поступила в институт, но плачет, потому что ее парень не поступил. Следовательно мотивом была не любовь к знаниям, а любовь к мальчикам). Ввиду неосозноваемости мотива, человек придумывает себе всегда осознаваемую мотивировку – предполагаемую им самим причину своих действий ( девочка убеждает себя и всех, что поступает в институт из-за любви к знаниям, а не к мальчикам) Способ достижения поставленной цели в разных условиях всегда разный. Способ действия в определенных условиях называется – операцией и соотносится с задачей (целью, данной в определенных условиях). Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при обретении особой побудительной силы может стать мотивом (сдвиг мотива на цель: читал психологию чтобы сдать экзамен, так понравилось, что захотел сам стать психологом и писать книжки) и мотив может становиться целью (вася, чтобы поступить в институт, сохранял хорошие отношения с мамой-тираном-деканом, учиться ему не понравилось и он остался в институте только чтобы сохранять трудом построенные хорошие отношения с мамой-тираном-деканом).
36. Необходимость введения категории «деятельность» в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.006 с.) |