Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как проблема философской антропологии. Природа человека и современная нтр. Проблема свободы воли.

Поиск

В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности.

При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология.

Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро.

Философская антропология XX в. В XX в. интерес философии к человеку возрос.

Современная наука и общественная практика дают богатейший материал для переосмысления глобальной философской проблемы «человек и мир». Выход человека в космическое пространство придает особую актуальность такому аспекту названной проблемы. Подобный подход обнаруживается у многих философов XX в., напр. у А. Бергсона, М. Шелера, В. Вернадского, несмотря на все различия их учений.

Проблеме появления человека и его места во Вселенной посвятил свою работу Тейяр де Шарден. Стремясь к установлению союза религии и науки, Тейяр де Шарден представил человека как запланированный результат космической эволюции.

С точки зрения современных научных представлений жизнь на Земле возникает как результат локальной концентрации живого вещества, рассеянного в космосе. Существование таких «облаков жизни» возможно и на других участках Вселенной. Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т. е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется, в частности, то, что человек, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние процессов, происходящих в ближайшем и дальнем космосе.

Ученые выделяют около 10 острейших, неотложных проблем, стоящих сегодня перед всем мировым сообществом в целом. Эти проблемы получили название «глобальных». Их можно условно разделить на две группы.

К первой группе относится угроза экологической катастрофы на Земле, энергетический кризис, проблемы, связанные с выживанием человечества как вида. Это глобальные проблемы типа «общество – природа».

Другая группа проблем связана с отношениями внутри человеческого общества. Сюда относятся проблемы предотвращения мировой войны и ядерной катастрофы, прекращения гонки вооружений, проблема разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами, рост отчуждения между людьми.

Сущность экологической проблемы современности состоит в отчетливо обнаружившемся и усугубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания.

Сущность энергетической проблемы современности заключается в том, что потребности человечества в энергии постоянно растут, а запасы природных невозобновляемых энергоносителей сокращаются.

К числу невозобновляемых источников энергии относятся природные запасы нефти, газа, угля, торфа. К числу возобновляемых энергоносителей относится ветер, движение рек, солнечная энергия.

В последнее время все более актуальным становится использование этих «альтернативных» источников энергии. Однако и эти источники энергии далеко не безграничны.

К числу основных факторов развития общества относится фактор народонаселения. Для нормального развития общества требуется постоянное воспроизводство населения. Рост населения может стать фактором социально-экономического развития. Характерно, что развитым странам присущ относительно низкий уровень рождаемости, как и низкий уровень смертности. В то же время во многих слаборазвитых странах уровень рождаемости настолько высок, что он вызывает быстрый прирост численности населения, несмотря на высокий уровень смертности.

Проблема обеспечения продовольствием может обостриться и принять масштаб глобального бедствия уже в следующем столетии. Сейчас на каждого жителя планеты приходится около 1 га плодородной земли. При умелом и бережном использовании природных ресурсов этого должно быть достаточно. Однако два фактора влекут за собой обострение продовольственной проблемы: рост народонаселения и истощение земель.

Другим аспектом продовольственной проблемы является проблема качества продукта питания. Все большее загрязнение окружающей среды и все более интенсивное использование небезопасных химических технологий в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности ведут к ухудшению качества продуктов питания и могут отрицательно сказаться на здоровье населения планеты.

3) Проблема свободы заложена в основной проблеме философии (мир в контексте человеческого бытия). Проблема решается всей логи­кой философских рассуждений. Собственно, можно назвать философию “теорией свободы”. Этот вопрос о том, способен ли человек достигать своих целей или же нет. Управляемость своими стра­стями - так понимает свободу Сократ. Спиноза видит только субъек­тивную сторону свободы, вслед за Сократом. Гегель даёт вслед за Спинозой определение свободы: “Свобода - это познанная необхо­димость, и история есть прогресс в осознании свободы”. Гегелевские стадии свободы:1)природная воля (детское сознание);2)про­извол (в распоряжении своей волей нет разумных оснований);

3)свободная воля (основана на познании необходимости).

Свобода по Марксу и Энгельсу: “Свобода - это власть над обстоятельствами, когда разумные цели человека осу­ществляются”. Власть человека над обстоятельствами - состояние свободы, власть обстоятельств над человеком - состояние рабства.

Субъективные и объективные аспекты свободы по Марксу и Энгельсу. Субъективные:1)желания (цели) человека;2)решение вопроса о средствах достижения. Объективные: реализация целей деятельности на практике.

Аспекты свободы:1)Власть человека и человечества над силами природы. Измеряется развитием и производитель­ностью сил и техники.2)Власть человека над социальными процессами. Измеряется состоянием общественных отноше­ний, их регулируемостью.

3)Власть человека над своими силами. Свобода - состояние общества. Свобода индивида формируется на основе свободы общества. Определе­ние свободы по Марксу: “Свобода - познанная необходимость и деятельность, основанная на знании этой необхо­димости”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.007 с.)