Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные теории общественного прогресса
1)структурный функционализм-представитель Толкотт Парсонс: строит образ соц.онтологии в духе системного подхода, рассматривая соц.сущности как системы. Основные допущения структурного функционализма о природе соц.систем следующие: 1) системы обладают св-вом относительной независимости и упорядоченности частей, 2) имеют тенденцию к поддержанию равновесия, 3) система поддерживает границу с внешней средой, 4) системы поддерживают порядок: сохраняют границу, взаимоотношение частей с целым, обеспечивают контроль внеш.и внутр.среды.В основаниях его теоретического подхода лежат аналогии социальных и биологических систем. Жизнедеятельность любой органической системы, согласно Парсонсу, опирается на 4 основные функции (так называемая схема AGIL): 1) функцию адаптации (А) к условиям среды, 2) целедостижения (G), 3) интеграции (I) элементов и остальных функций системы, и 4) так называемой латентной (L) функции, выражающейся в поддержании ценностных образцов, законов и норм системы. 2)критическая теория и Юрген Хабермас: Критическая теория – продукт творчества немецких неомарксистов, основавших Институт социальных исследований в Франкфурте в 1923 году, что породило также название «Франкфуртская школа» для обозначения этого направления.Основная черта критической теории - воспринятая от Маркса установка критического отношения к жизни общества и социальным теориям, желание не ограничиваться только теоретическими схемами, но пытаться участвовать в реальных социальных преобразованиях. В критической теории была ярко выражена критика экономического детерминизма в марксизме, позитивизма и сциентизма в социологии, советского строя в политике. Утверждается, что на смену экономическому подавлению в эпоху раннего капитализма все более в 20-м веке приходит подавление культурное, гнет формальной рациональности. Хабермас полагает, что сущность человека – не столько труд, как это утверждал Маркс, сколько коммуникация, коммуникативное действие. Хабермас рассматривает это действие широко – как принцип такой субъектной активности, в которой сочетаются направленность на цель и одновременное со-понимание участвующих в активности субъектов. Далее, подобно тому как Маркс говорит о факторах отчуждения, действующих на коллективную природу человеческого вида, подобно этому Хабермас рассматривает в качестве факторов отчуждения, искажающих природу коммуникативного действия, идеологию и легитимацию. Как у Маркса целью истории является состояние общества, преодолевающее факторы отчуждения, так и у Хабермаса проводится идея возможного идеала общественной жизни, где могли бы быть преодолены искажения коммуникативного действия. В качестве процесса освобождения Хабермас рассматривает процесс рационализации коммуникативного действия, выражающийся в открытом представлении идей, влиянии только рациональных аргументов на принятие или отвержение тех или иных идей.
3)системный подход Николаса Лумана: Луман полагает, что система всегда менее сложна, чем окружающая ее среда. Система – это часть среды, выражающая лишь один из аспектов среды и ограничивающая свое существование преимущественно этим аспектом. Луман привлекает теорию аутопоэза У.Матураны и Ф.Варелы для объяснения природы социальных систем. Аутопоэтическая система должна быть операционально замкнутой, т.е. система не может реагировать непосредственно на среду, но только на ее представление в системе. Например, экономика реагирует на желания людей только лишь в той степени, в какой эти желания выразимы в деньгах. Следовательно, она адекватно реагирует на потребности богатых, а не бедных.Базовый элемент общества – коммуникация. Все остальное относится к внешней среде общества. Любая заданная коммуникация невероятна, и только интерсубъектные социальные структуры могут сделать ее вероятной. В основе каждой системы лежит свой код – основной язык функциональной системы, выделяющий «свое» и элиминирующий «чужое». Для науки – это язык «истины - заблуждения», для экономики – «платежа - долга», для права – «закона - беззакония», и т.д. Одна система, считает Луман, не может использовать и понимать кода другой системы. 4)теория обмена: В разного рода социальных теориях обмена общественные процессы рассматриваются как процессы движения и обмена различных ценностей. В теории Джорджа Хоманса, принимаются след. постулаты. 1. Постулат успеха: чем чаще действие приводит к вознаграждению, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же. Кроме того, Хоманс полагает, что вероятность повторения положительно подкрепляемого действия выше в случае случайных, а не регулярных повторений действия. При регулярном повторении субъект быстро пресыщается положительным эффектом действия. 2. Постулат стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.3. Постулат ценности: чем большую ценность представляет для человека результат его действия, тем выше вероятность того, что он так поступит. С этим же связан и тот факт, что более эффективно не наказывать, а не поощрять субъекта при совершении отрицательных действий, поощряя положительные действия. 4. Постулат лишения-пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенное вознаграждение, тем меньшую ценность будет для него представлять каждая последующая единица такого вознаграждения. 5. Постулат осуждения-одобрения: 5.1. Постулат А: если человек не получает ожидаемого вознаграждения или получает наказание, которого он не ожидал, то он испытывает чувство гнева; повышается вероятность агрессии, и результаты ее будут иметь для него большую ценность. 5.2. Постулат В: если действие ведет к ожидаемому вознаграждению, особенно большему, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то субъект будет доволен; повышается также вероятность того, что он вновь проявит одобряемое поведение, и результаты его будут иметь для него большую ценность. 6. Постулат рациональности: выбирая между альтернативными действиями, человек изберет то, которое даст максимум произведения VP, где V – ценность результата, P – вероятность его достижения. Теория обмена критикуется за излишне упрощенный подход к взаимодействию.
5)структурализм,постмодернизм,постструктурализм: а) Всякое социальное событие может быть представлено как знак или система знаков. В работах Клода Леви-Стросса проводится идея подобия структур родства и структур языка. В основе и тех и других лежат бессознательные структуры разума, определяющие мышление и поведение индивида. Близкие идеи о существовании глубинных структур общества, определяющих социальные процессы, можно найти в так называемом «структурном марксизме». б) В отличие от структурализма, пришедший ему на смену во второй половине 20 века постструктурализм отказывается от гегемонии бессознательных структур над личностью, рассматривая более подвижный и произвольный мир структур, живущий по более хаотичным законам. Основателем постструктурализма считается французский философ Жак Деррида, который свел язык к «письму», не ограничивающему субъекта. Язык неупорядочен и нестабилен, слова имеют разные значения в разных контекстах. Деррида критиковал логоцентризм – претензию человеческого разума на создание универсальных мыслительных систем. Развивал идеи деконструкции (разложения единого с целью выявления различий, например, в форме «театра жестокости» как деконструкции традиционного театра с диктатом автора, зрителя и т.д.) и децентрации – отхода в литературном произведении от позиции единого центра. в) Сторонники так называемого постмодернизма полагают, что сегодня человечество вступило в особую эпоху «пост-современности», и для этой эпохи характерны след.черты: 1) агрессивная экспансия глобального капитализма, 2) ослабление государственной централизованной власти (распад бывших империй, коммунистического блока, рост этнических проблем и т.д.), 3) моделирование жизни посредством все более мощной и всеохватывающей технологии, 4) развитие освободительных неклассовых движений: национальных, гендерных, движений сексуальных меньшинств, экологического движения и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.004 с.) |