Философия XX века. Феноменология. Экзистенциализм. Постмодернизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия XX века. Феноменология. Экзистенциализм. Постмодернизм.



Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от установок - наука о предметах опыта.

Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Для Гуссерля феноменология – это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.

Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию.

Задача феноменологии в раскрытии смысла предмета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, которые противопоставляют бытие сознанию.

Предмет феноменологии – достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.

Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю и др.

Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него.

В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. – П. Сартра свобода есть отрицательность по отношению к бытию.

Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность».
Постмодернизм определяется как тенденция в культуре последних десятилетий, затронувшая самые разные области знания, в том числе и философию. Постмодернистские дискуссии охватывают большой круг социально-философских проблем, касающихся внешней и внутренней жизни индивида, политики, морали, культуры, искусства и т.д. Основной характеристикой постмодернистской ситуации стал решительный разрыв с традиционным обществом, его культурными стереотипами. Все подвергается пересмотру, оценивается не с позиций традиционных ценностей, а с точки зрения эффективности. Постмодернизм рассматривается как эпоха радикального пересмотра базисных установок, отказа от традиционного мировоззрения, эпоха разрыва со всей предшествующей культурой.

Характерная черта постмодернизма — негативизм. Все, что до постмодернизма считалось устоявшимся, надежным и определенным: человек, разум, философия, культура, наука, прогресс — все было объявлено несостоятельным и неопределенным. Яркий представитель постмодернизма – Жан Лиотар.

По мнению Лиотара, эпоха постмодерна — это эпоха делегитимации, равноправия различных типов нарративного знания, которое передает набор прагматических правил, конституирующих социальную связь. Наиболее приспособлена к многообразию языковых игр нарративная (повествовательная) форма рассказа-сообщения, которая с древних времен играет огромную роль в интеграции социума. В повествовании свободно сочетаются описательные, предписывающие, оценивающие и другие высказывания. Повествование, способное производить новые высказывания, предполагает общение людей и включает в себя признание гетероморфности языковых игр, множественности конечных метааргументов и требует свободного доступа к носителям информации и банкам данных. Последнее требование особенно важно, поскольку легитимация научного знания и образования осуществляется в современной социальной системе как наследнице эпохи модерна через эффективность (наилучшее соотношение вход-выход) и результативность знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.004 с.)