Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Поиск

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Плесневые грибы и дрожжи

Материал и оборудование: культуры мукора, пеницилла, дрожжей, стеклянные палочки, препаровальные иглы, микроскоп.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок мукора. Какое строение имеет грибница и спорангии?

2. Положите на предметное стекло участок грибницы мукора, не накрывая покровным стеклом, рассмотрите при малом увеличении спорангиеносцы со спорангиями.

3. Капните воды на предметное стекло, закройте препарат предметным стеклом и рассмотрите грибницу и спорангии мукора сначала при малом, а затем при большом увеличении. Если в нитях поперечные перегородки? Зарисуйте внешний вид мукора, обозначьте неклеточную грибницу, спорангиеносцы и спорангии со спорами.

4. Рассмотрите рисунок пеницилла. Какое строение имеет грибница и спорангии?

5. Рассмотрите внешний вид сизовато - зеленой плесени на субстрате. Найдите в ней маленькие снежно - белые бугорки. С помощью препаровальной иглы осторожно возьмите немного плесени и поместите ее в каплю воды на предметное стекло, накройте покровным стеклом. Рассмотрите при большом увеличении многоклеточный мицелий и кистевидные спороносцы со спорами. Зарисуйте схему их строения.

6. Рассмотрите рисунок дрожжей. Какое строение они имеют? Как происходит размножение дрожжей?

7. Возьмите пипеткой каплю бродящей жидкости с дрожжами, поместите ее на предметное стекло и накройте покровным. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующих клеток.

8. Ответьте на вопросы и запишите в тетрадь выводы.

Выводы: чем отличается строение и размножение мукора и пеницилла? Какое строение имеют дрожжи?

 

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

Строение папоротника и хвоща

Материал и оборудование: гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого (весенние и летние побеги), часть листа папоротника мужского со спорангиями, спороносные колоски хвоща полевого, препаровальная игла, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок папоротника мужского. Каково его строение?

2. Рассмотрите гербарные образцы папоротника мужского. Найдите корневище с отходящими от него корнями.

3. Возьмите часть листа папоротника. На нижней поверхности найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.

4. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Сравните весенние и летние побеги. Чем они отличаются? Какую функцию выполняют?

5. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого.

Найдите корневище, стебель, пленчатые листья, прижатые к стеблю. На

верхушке побега найдите и рассмотрите спороносный колосок. На его оси

располагаются спороносные листья. Аккуратно отделите спороносный лист

и рассмотрите его. Он состоит из ножки и многогранной пластинки. На

нижней части пластинки находятся спорангии.

6. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги. Рассмотрите мутовки листьев, расположенные на боковых побегах.

7. Зарисуйте рассмотренные вами растения папоротника и хвоща. Сделайте подписи к рисунку: корневище, стебель, лист, корень, спороносный колосок.

8. По результатам работы заполните таблицу о сходстве и различии в строении хвоща и папоротника.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

Строение и размножение хвойных (на примере сосны)

Материал и оборудование: гербарные экземпляры веток сосны обыкновенной с мужскими и женскими шишками разного возраста, семена сосны обыкновенной и сосны сибирской, скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешнее строение побега сосны обыкновенной. Найдите удлиненные и укороченные побеги. Как располагаются хвоинки на побеге? Сколько их на укороченном побеге? Рассмотрите на рисунке внешнее строение побега сосны сибирской. Сколько хвоинок на укороченном побеге?

2. Рассмотрите на рисунке мужские и женские шишки. Что образуется в них? Когда происходит опыление и образование семян?

3. Рассмотрите собрание мужских шишек сосны. Где они располагаются?

4. Рассмотрите внешний вид женской шишки первого года. Где она расположена? Какого она размера и окраски? Какой процесс происходит в первый год.

5. Рассмотрите внешний вид женской шишки второго года. Как она изменилась? Какой процесс происходит в это время?

6. Рассмотрите зрелую женскую шишку. Обратите внимание на форму чешуй.

Осторожно отогните пинцетом одну чешуйку, обратите внимание как

располагаются семена, рассмотрите семя с крылышком. Какое значение

имеет крылышко?

7. Рассмотрите семя сосны сибирской. Чем оно отличается от семени сосны

обыкновенной? Расколите семя, рассмотрите его внутреннее строение.

8. Зарисуйте ветку сосны обыкновенной с мужскими и женскими шишками,

подпишите удлиненные и укороченные побеги, мужские шишки и женские

шишки разного года. Зарисуйте семена сосны обыкновенной и сибирской.

9. Запишите вывод. Сколько лет развивается женская шишка сосны? Чем отличаются семена сосны обыкновенной от сосны сибирской?

 

 
 

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10(а)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13

Строение побега и почек.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №16

Видоизменения корней

Оборудование: корнеплоды моркови, свеклы, репы, гербарные образцы чистяка весеннего (георгина), люпина (или других бобовых растений).

Ход работы:

1. Рассмотрите рис. 1. Какие видоизменения корней на нём изображены? Рассмотрите рис. 1 А. Определите, какая часть корнеплодов моркови, свеклы, репы образована побегом, а какая корнем. Всегда ли соотношение стеблевой и корневой частей одинаково?

2. Рассмотрите корнеплод моркови. Какие части этого растения принимают участие в образовании корнеплода? Какие корни входят в его состав? Какой корень видоизменён? Какую функцию выполняет корнеплод моркови?

3. Рассмотрите корнеплоды репы и свеклы. Определите, какие части растения принимают участие в их образовании.

4. Зарисуйте корнеплоды моркови, свеклы, репы. Подпишите стеблевую и корневую части корнеплодов, главный и боковые корни.

5. Рассмотрите рис. 1 Б, В. Рассмотрите гербарные экземпляры чистяка весеннего или георгина с корневыми клубнями. Какие корни входят в состав корневой системы этих растений? Какие из них видоизменены (утолщены)? Какую функцию они выполняют?

6. Зарисуйте корневые клубни чистяка весеннего или георгина, подпишите, к какому типу корней они относятся.

7. Рассмотрите гербарные экземпляры люпина, люцерны или других бобовых с бактериальными клубеньками. Рассмотрите утолщения на боковых корнях этих растений. Как они образуются? Какое значение они имеют для растений? Зарисуйте бактериальные клубеньки.

8. Ответьте на вопросы и сформулируйте по ним вывод о значении видоизменённых корней. Вопросы: что такое корнеплод? Какую функцию он выполняет? Что такое корневой клубень? Какую функцию он выполняет? Что такое бактериальные клубеньки? Какую функцию они выполняют?

9. Рассмотрите рис. 2. Какие видоизменения корней изображены на нём? Заполните таблицу:

Видоизменения корней

Названия корней Выполняемые функции Примеры растений
     

 

 

 


Лабораторная работа № 16 а

Подземные побеги

Лабораторная работа № 17

Строение цветка

Материал и оборудование: цветки дикой редьки (зафиксированные в спирте), препаровальные иглы, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на рисунке схему строения цветка. Из каких частей он состоит? Перечислите их.

2. Рассмотрите цветок дикой редьки. Найдите околоцветник. Рассмотрите чашечку. Какова окраска чашелистиков? Срастаются ли они между собой? Сколько чашелистиков входит в состав чашечки?

3. Рассмотрите венчик. Какова окраска лепестков? Срастаются ли они между собой? Как называется такой венчик? Из скольких лепестков он состоит?

4. Рассмотрите тычинки. Сколько их? Одинаковой ли они длины? Аккуратно с помощью препаровальной иглы выделите тычинку. Рассмотрите её под лупой, найдите тычиночную нить и расположенный на ней пыльник. Срастаются ли тычиночные нити между собой? Что образуется в пыльнике?

5. Рассмотрите с помощью лупы пестик. Найдите его части: рыльце, столбик, завязь. Что располагается внутри завязи?

6. Зарисуйте части цветка дикой редьки: чашечку, венчик, тычинку, пестик, подпишите их. Обозначьте на рисунке и подпишите: чашелистик, лепесток, пыльник, тычиночную нить, рыльце, столбик, завязь.

7. По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.

 

 


Лабораторная работа № 18

Соцветия

Материал и оборудование: гербарные образцы растений с разными типами соцветий: ландыш, клевер, нивяник (одуванчик), сирень, морковь.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Сравните простые и сложные соцветия.

2. Рассмотрите соцветие ландыша. Найдите ось соцветия. Как располагаются цветки? Есть ли у них цветоножки? Пользуясь схемой соцветий, определите название соцветия.

3. Рассмотрите соцветия клевера. Выделите пинцетом несколько цветков. Есть ли у них цветоножки? Пользуясь схемой, определите тип соцветия и его название.

4. Рассмотрите соцветия нивяника (одуванчика). Выделите пинцетом один цветок и определите, есть ли у него цветоножка. Удалите часть цветков из соцветия и рассмотрите ось. Определите тип и название соцветия.

5. Рассмотрите соцветие сирени. Обратите внимание на расположение цветков. Они находятся не на главной оси, а на боковых. Это сложное соцветие. Пользуясь схемой, определите его название.

6. Рассмотрите соцветие моркови. Пользуясь схемой, определите тип соцветия и его название.

7. Сделайте рисунки соцветий ландыша, клевера, нивяника (одуванчика), сирени, моркови. Рядом зарисуйте их схемы. Подпишите названия соцветий.

8. Сделайте вывод о строении простых и сложных соцветий и запишите его в тетрадь.

 

 

 


Лабораторная работа № 19

Плоды

Материал и оборудование: сухие плоды гороха, сурепки, подсолнечника, пшеницы; сочные плоды томата (помидора), сливы.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Какие плоды на нём изображены? Чем они отличаются?

2. Возьмите плод гороха, вскройте, рассмотрите и изучите его внутреннее строение. Сколько семян в плоде? Определите место их прикрепления. Как называется такой плод?

3. Вскройте плод сурепки и рассмотрите его внутреннее строение. Сколько семян в плоде? К какой части плода они прикреплены? Как называется такой плод? Сравните плоды гороха и сурепки. В чём их сходство и различие?

4. Возьмите семянку подсолнечника, вскройте её и рассмотрите внутреннее строение. Сколько семян в плоде, легко ли отделить околоплодник от семени?

5. Возьмите зерновку пшеницы. Можно ли отделить околоплодник от семени? В чём главное различие между зерновкой и семянкой? А в чём сходство?

6. Рассмотрите на рисунке схему строения плода сливы. Какие части околоплодника выделяют?

7. Возьмите разрезанную вдоль сливу, рассмотрите её внутреннее строение. Попробуйте разбить косточку и посмотрите, сколько внутри семян. Как называется такой плод?

8. Возьмите разрезанный вдоль помидор, рассмотрите его внутреннее строение. Какие части околоплодника можно выделить в плоде? Сколько в нём семян? Как называется такой плод? Сравните плоды сливы и помидора. В чём их сходство и различие?

9. Зарисуйте изученные плоды. Подпишите их названия, отметьте особенности строения.

10. Сделайте выводы, ответит на вопросы. В чём сходство и различие плодов гороха и сурепки, подсолнечника и пшеницы? В чём сходство и различие плодов сливы и помидора? Запишите вывод в тетрадь.

 

 

 

 


Лабораторная работа № 21 (а)

Общие признаки бобовых

Материал и оборудование: гербарные экземпляры гороха посевного, клевера, цветок и плод гороха (спиртовой материал), скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит цветок гороха? Как называется плод гороха? Охарактеризуйте его.

2. Рассмотрите гербарные образцы гороха посевного, клевера. Отметьте особенности строения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, листорасположение, наличие или отсутствие прилистников). Рассмотрите корневую систему. Найдите утолщения на корнях. Как они образовались? Какое значение имеют?

3. Рассмотрите цветок гороха посевного и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, как называется такая чашечка? Найдите венчик. Аккуратно выделите лепестки. Все ли они одинаковые? Как называются лепестки? Сколько тычинок и пестиков в цветке гороха посевного? Как располагаются тычинки?

4. Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Раскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Обратите внимание на расположение семян. Как называется такой плод?

5. Зарисуйте цветок гороха и напишите его формулу. Зарисуйте плод.

6. Ответьте на вопросы: какое строение имеет цветок гороха? Как называется плод бобовых? В чём его отличие от плода крестоцветных? Перечислите общие признаки семейства бобовых; сделайте вывод и запишите в тетрадь.

 

Лабораторная работа № 21 (г)

Общие признаки злаков

Материал и оборудование: гербарные экземпляры пшеницы и других злаков, соцветие, плоды, засушенные участки стебля пшеницы, лупа, препаровальные иглы, пинцет.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Какое строение имеет соцветие пшеницы? Какое строение имеет колосок? Из каких частей состоит колосок?

2. Рассмотрите соцветие пшеницы на гербарном экземпляре. Как оно называется? Пинцетом выделите отдельный колосок и рассмотрите его с помощью лупы. Обратите внимание на две колосковые чешуи, между которыми находятся цветки.

3. При помощи препаровальной иглы выделите из колоска цветок пшеницы и рассмотрите его. Обратите внимание на то, что каждый цветок состоит из двух цветковых чешуй, заменяющий околоцветник. Нижняя цветковая чешуя на вершине вытянута и образует ость. Сколько тычинок тычинок и пестиков в цветке пшеницы?

4. Рассмотрите плод пшеницы. Как он называется? Охарактеризуйте его.

5. Рассмотрите корневую систему пшеницы. Как она называется, какими корнями образована? Найдите зону кущения.

6. Разрежьте стебель пшеницы поперек в междоузлии и в узле, чем они отличаются? Как называется стебель пшеницы? Отметьте особенности строения стебля злаков.

7. Рассмотрите листья пшеницы. Обратите внимание на то, что основание листа обернуто вокруг стебля в виде трубочки, образуя влагалище. Какое значение оно имеет?

8. Рассмотрите рисунок. Как называются соцветия злаков, изображенных на рисунке?

9. Рассмотрите гербарные экземпляры других представителей семейства (ежа сборная, мятлик луговой, костер безостый, пырей ползучий и др.). отметьте особенности строения соцветий и вегетативных органов (тип корневой системы, листорасположение, строение листа).

10. Зарисуйте цветок и подпишите его части: цветковые чешуи, тычинки, пестик. Зарисуйте плод пшеницы.

11. Ответьте на вопросы, сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Вопросы:

Какое строение имеет цветок пшеницы?

Как называется плод пшеницы?

Какие соцветия характерны для злаков?

Перечислите общие признаки семейств злаков.

 

 

 


Лабораторная работа № 21 (д)

Общие признаки пасленовых

Материал и оборудование: гербарные экземпляр паслена сладко - горького, картофеля, дурмана, цветки и плоды картофеля (спиртовой материал), лупа, скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит цветок картофеля? Как называются плоды пасленовых? Охарактеризуйте их. Вспомните, какое строение и значение имеет клубень картофеля.

2. Рассмотрите гербарные образцы паслена сладко - горького, картофеля, дурмана. Отметьте особенности листорасположения, строения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, наличие или отсутствие прилистников).

3. Рассмотрите цветок картофеля и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков. Срастаются ли чашелистики? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик, подсчитайте лепестки. Срастаются ли лепестки венчика? Как называется венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветке картофеля?

4. Рассмотрите плод картофеля. При помощи скальпеля разрежьте плод и рассмотрите его внутренне строение. Определите тип плода.

5. Зарисуйте цветок картофеля и напишите его формулу. Зарисуйте плод в разрезе. Подпишите на рисунке околоплодник и семена.

6. Ответьте на вопросы, сделайте вывод и запишите в тетрадь.

Вопросы:

1. Какое строение имеет цветок картофеля?

2. Как называется плод картофеля?

3. Какие общие признаки характерны для растений семейства пасленовых?

 

 


 

Лабораторная работа № 22 (б)

Общие признаки пасленовых

Материал и оборудование: гербарные экземпляр ландыша, майского, тюльпана, цветки и плоды ландыша, цветки и плоды тюльпана (живой или спиртовой материал), скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите на рисунке цветки тюльпана и ландыша. Найдите околоцветник, тычинки и пестики. Охарактеризуйте его.

2. Рассотрите гербарные образцы тюльпана и ландыша. Обратите внимание на подземные видоизмененные побеги. Как называются такие видоизменения побегов? Отметьте особенности листорасположения, строение стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, наличие или отсутствие прилистников).

3. Рассмотрите цветки тюльпана и ландыша. Какой у них околоцветник (простой или двойной)? Подсчитайте число листочков околоцветника. Срастаются ли листочки околоцветника у тюльпана и ландыша? В чем сходство, а в чем отличие в строении околоцветников тюльпана и ландыша? Сколько тычинок и пестиков в цветках тюльпана и ландыша?

4. Рассотрите плоды ландыша и тюльпана. При помощи скальпеля разрежьте плоды и рассмотрите их внутренне строение. Определите тип плодов.

5. Зарисуйте цветки ландыша и тюльпана. Напишите формулы цветков. Зарисуйте плоды. Подпишите их название.

6. Ответьте на вопросы, сделайте вывод и запишите в тетрадь.

Вопросы:

1. Какое строение имеют цветки ландыша и тюльпана? Как называются плоды ландыша и тюльпана? Какие общие признаки характерны для растений семейства лилейных?

 

 

 

 


Лабораторная работа №1

Лабораторная работа №2

Клеточное строение гидры

Слой тела Тип клеток Схематический рисунок Функция
       

 

 

 


Лабораторная работа №3

Лабораторная работа №4

Лабораторная работа №5

Лабораторная работа №6

Лабораторная работа №7

Лабораторная работа №8

Лабораторная работа №9

Лабораторная работа №10

Лабораторная работа № 11

Лабораторная работа №12

Скелет костной рыбы

Отдел скелета Кости, образующие отдел Функции отдела  
     

 

 

 


Лабораторная работа №13

Органы полости тела рыбы

 

 

Орган Система органов Функция органа
     

 

 

 

 


Лабораторная работа №14

Лабораторная работа №17

Лабораторная работа № 18

Лабораторная работа № 19

Лабораторная работа № 20

Лабораторная работа № 21

Лабораторная работа № 18

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Плесневые грибы и дрожжи

Материал и оборудование: культуры мукора, пеницилла, дрожжей, стеклянные палочки, препаровальные иглы, микроскоп.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок мукора. Какое строение имеет грибница и спорангии?

2. Положите на предметное стекло участок грибницы мукора, не накрывая покровным стеклом, рассмотрите при малом увеличении спорангиеносцы со спорангиями.

3. Капните воды на предметное стекло, закройте препарат предметным стеклом и рассмотрите грибницу и спорангии мукора сначала при малом, а затем при большом увеличении. Если в нитях поперечные перегородки? Зарисуйте внешний вид мукора, обозначьте неклеточную грибницу, спорангиеносцы и спорангии со спорами.

4. Рассмотрите рисунок пеницилла. Какое строение имеет грибница и спорангии?

5. Рассмотрите внешний вид сизовато - зеленой плесени на субстрате. Найдите в ней маленькие снежно - белые бугорки. С помощью препаровальной иглы осторожно возьмите немного плесени и поместите ее в каплю воды на предметное стекло, накройте покровным стеклом. Рассмотрите при большом увеличении многоклеточный мицелий и кистевидные спороносцы со спорами. Зарисуйте схему их строения.

6. Рассмотрите рисунок дрожжей. Какое строение они имеют? Как происходит размножение дрожжей?

7. Возьмите пипеткой каплю бродящей жидкости с дрожжами, поместите ее на предметное стекло и накройте покровным. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующих клеток.

8. Ответьте на вопросы и запишите в тетрадь выводы.

Выводы: чем отличается строение и размножение мукора и пеницилла? Какое строение имеют дрожжи?

 

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Материал и оборудование: шляпочные грибы (белый гриб, сыроежка, шампиньон, подберезовик, масленок, опенок и др.), готовые препараты "Поперечный срез трубчатого спороносного слоя" и "Продольный срез пластинчатого спороносного слоя", микроскоп, лупа, скальпель.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Найдите на плодовом теле место образования спор. Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?

2. Рассмотрите плодовое тело трубчатого гриба. Отделите пенек от шляпки. Скальпелем разрежьте пенек вдоль и с помощью лупы рассмотрите плотно прилегающие друг к другу гифы, составляющее плодовое тело гриба. Рассмотрите нижнюю поверхность шляпки с помощью лупы. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся споры.

3. Рассмотрите при большом увеличении готовый препарат "Поперечный срез трубчатого спороносного слоя", зарисуйте схему, обозначьте места возникновения спор.

4. Рассмотрите плодовое тело пластинчатого гриба. Отделите пенек от шляпки. Рассмотрите нижнюю поверхность шляпки с помощью лупы. Найдите пластинки, на которых находятся споры.

5. Рассмотрите при большом увеличении готовый препарат "Продольный срез пластинчатого спороносного слоя ", зарисуйте схему, обозначьте места возникновения спор.

6. Ответьте на вопросы, сделайте вывод и запишите в тетрадь.

Вопросы: какое строение имеют плодовые тела шляпочных грибов? Чем образована ножка гриба? Для чего служат плодовые тела? В чем сходство и различие пластинчатых и трубчатых грибов?

 

 

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.182 (0.009 с.)