Строение клубня, луковицы, корневища. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение клубня, луковицы, корневища.



Материал и оборудование: клубни картофеля, луковица репчатого лука, гербарные экземпляры корневищных растений (пырей ползучий, купена и др.), раствор Люголя (I2 в KI) или слабый раствор йода, пипетка.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Какие видоизмененные побеги на нем изображены? В чем их сходство и различие?

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите на клубне верхушку и основание, которое можно легко узнать по остаткам столона. Найдите на поверхности клубня верхушечную и пазушную почки ("глазки"), рубцы от листьев ("бровки"). Обратите внимание, что ближе к верхушке клубня почек больше, чем в его основании.

3. Нарисуйте клубень картофеля, на рисунке обозначьте: стебель, листовые рубцы, пазушные и верхушечную почки.

4. Разрежьте клубень на 2 части. На разрез клубня капните каплю раствора Люголя (йода). Как изменилась окраска разреза клубня? Какие вещества откладываются в клетках клубня?

5. Сделайте вывод. Запишите признаки, доказывающие, что клубень это - видоизмененный побег. Какие вещества откладываются в клубне картофеля?

6. Возьмите разрезанную вдоль луковицу. Разотрите ее. Найдите наружные сухие чешуйчатые листья, тесно прижатые друг к другу сочные чешуйчатые листья. Какую функцию они выполняют?

7. Найдите и рассмотрите стебель - донце, верхушечную и боковые почки. Рассмотрите корни отрастающие от донца. Как называются такие корни? Какую корневую систему они образуют?

8. Зарисуйте в тетради продольный разрез луковицы и подпишите её части: стебель (донце), сухие чешуйчатые листья, сочные чешуйчатые листья, пазушные почки, верхушечную почку, придаточные корни.

9. Сделайте вывод. Запишите признаки, доказывающие, что луковица - это видоизменённый побег. Какую функцию она выполняет?

10. Рассмотрите корневище пырея или другого длиннокорневищного растения. Найдите части подземного побега: стебель, узлы и междоузлия, чешуйчатые листья. Как называются почки, которые располагается в пазухе чешуйчатых листьев? Какие корни отходят от корневищ?

11. Зарисуйте в тетради корневище пырея, подпишите его части: стебель, узлы, междоузлия, чешуйчатые листья, пазушные и верхушечную почки, придаточные корни.

12. Сделайте вывод. Запишите признаки, доказывающие, что корневище - видоизменённый побег. Какую функцию он выполняет?

 

 

 

 

 

 


Лабораторная работа № 17

Строение цветка

Материал и оборудование: цветки дикой редьки (зафиксированные в спирте), препаровальные иглы, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на рисунке схему строения цветка. Из каких частей он состоит? Перечислите их.

2. Рассмотрите цветок дикой редьки. Найдите околоцветник. Рассмотрите чашечку. Какова окраска чашелистиков? Срастаются ли они между собой? Сколько чашелистиков входит в состав чашечки?

3. Рассмотрите венчик. Какова окраска лепестков? Срастаются ли они между собой? Как называется такой венчик? Из скольких лепестков он состоит?

4. Рассмотрите тычинки. Сколько их? Одинаковой ли они длины? Аккуратно с помощью препаровальной иглы выделите тычинку. Рассмотрите её под лупой, найдите тычиночную нить и расположенный на ней пыльник. Срастаются ли тычиночные нити между собой? Что образуется в пыльнике?

5. Рассмотрите с помощью лупы пестик. Найдите его части: рыльце, столбик, завязь. Что располагается внутри завязи?

6. Зарисуйте части цветка дикой редьки: чашечку, венчик, тычинку, пестик, подпишите их. Обозначьте на рисунке и подпишите: чашелистик, лепесток, пыльник, тычиночную нить, рыльце, столбик, завязь.

7. По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.

 

 


Лабораторная работа № 18

Соцветия

Материал и оборудование: гербарные образцы растений с разными типами соцветий: ландыш, клевер, нивяник (одуванчик), сирень, морковь.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Сравните простые и сложные соцветия.

2. Рассмотрите соцветие ландыша. Найдите ось соцветия. Как располагаются цветки? Есть ли у них цветоножки? Пользуясь схемой соцветий, определите название соцветия.

3. Рассмотрите соцветия клевера. Выделите пинцетом несколько цветков. Есть ли у них цветоножки? Пользуясь схемой, определите тип соцветия и его название.

4. Рассмотрите соцветия нивяника (одуванчика). Выделите пинцетом один цветок и определите, есть ли у него цветоножка. Удалите часть цветков из соцветия и рассмотрите ось. Определите тип и название соцветия.

5. Рассмотрите соцветие сирени. Обратите внимание на расположение цветков. Они находятся не на главной оси, а на боковых. Это сложное соцветие. Пользуясь схемой, определите его название.

6. Рассмотрите соцветие моркови. Пользуясь схемой, определите тип соцветия и его название.

7. Сделайте рисунки соцветий ландыша, клевера, нивяника (одуванчика), сирени, моркови. Рядом зарисуйте их схемы. Подпишите названия соцветий.

8. Сделайте вывод о строении простых и сложных соцветий и запишите его в тетрадь.

 

 

 


Лабораторная работа № 19

Плоды

Материал и оборудование: сухие плоды гороха, сурепки, подсолнечника, пшеницы; сочные плоды томата (помидора), сливы.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Какие плоды на нём изображены? Чем они отличаются?

2. Возьмите плод гороха, вскройте, рассмотрите и изучите его внутреннее строение. Сколько семян в плоде? Определите место их прикрепления. Как называется такой плод?

3. Вскройте плод сурепки и рассмотрите его внутреннее строение. Сколько семян в плоде? К какой части плода они прикреплены? Как называется такой плод? Сравните плоды гороха и сурепки. В чём их сходство и различие?

4. Возьмите семянку подсолнечника, вскройте её и рассмотрите внутреннее строение. Сколько семян в плоде, легко ли отделить околоплодник от семени?

5. Возьмите зерновку пшеницы. Можно ли отделить околоплодник от семени? В чём главное различие между зерновкой и семянкой? А в чём сходство?

6. Рассмотрите на рисунке схему строения плода сливы. Какие части околоплодника выделяют?

7. Возьмите разрезанную вдоль сливу, рассмотрите её внутреннее строение. Попробуйте разбить косточку и посмотрите, сколько внутри семян. Как называется такой плод?

8. Возьмите разрезанный вдоль помидор, рассмотрите его внутреннее строение. Какие части околоплодника можно выделить в плоде? Сколько в нём семян? Как называется такой плод? Сравните плоды сливы и помидора. В чём их сходство и различие?

9. Зарисуйте изученные плоды. Подпишите их названия, отметьте особенности строения.

10. Сделайте выводы, ответит на вопросы. В чём сходство и различие плодов гороха и сурепки, подсолнечника и пшеницы? В чём сходство и различие плодов сливы и помидора? Запишите вывод в тетрадь.

 

 

 

 


Лабораторная работа № 21 (а)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.007 с.)