Болгария после 1 мировой войны, 1918-23гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болгария после 1 мировой войны, 1918-23гг.



Деятельность коалиционного и однопартийного кабинетов А. Стамболийского:

Болгария вышла из 1МВ с большими людскими, террит и матер потерями, истощенной эк-кой и соц напряжением. Нужен нестандартный выход из кризиса. Такой предлагал иповедовавший аграристскую идеологию Болг земледельческий народный союз (БЗНС) 1919г – 15 Съезд БЗНС-цель-создание эгалитарного об-ва, основанного на частной собственности на ср-ва произ-ва и без эксплуатации людей труда, быстрое проведение соц реформ.

Начать мыслилось с поддержки мелких с\х производителей. На реализацию этого направлена политика коалиционного кабинета Стамболийского, заявившего о намерении установить прогрессивный налог на доходы, поощрять кооперацию, ввести труд повинность.

29 дек 1919 началась всеобщ полит забастовка. Она прекратилась 3 янв 1920, но транспортники, шахтеры и докеры бастовали до 19фев. На борьбу с ними правит-во отправило созданные из своих сторонников среди крестьян отряды. Но правит-во приняло ряд мер, чтобы ослабить соц напряженность.

янв1920-Закон об облегчении жилищного кризиса-создание жилищных комиссий для регулир? жилья. С нач 1920- тенденция к формированию однопартийного кабинета. На выборах 1920 в окружные советы БЗНС получил в 2р больше голосов, чем БКП. Фев 1920-роспуск Народного собрания под предлогом того, что только сильное правит-во может вывести из кризиса. Обнародовали проект закона о собственности по принципу»земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает». 28 марта 1920-выборы в Народное собрание. Результаты-у БЗНС из 229 мест только 110-не может составить однопартийный кабинет. Выход нашли в проверке результатов-неск мандатов объявили недействительными, добились большинства и ослабили следующие за ним БКП и Демокр партии.

21 мая 1920 сформирован однопартийный кабинет. За 1й год было проведено более 100законов, тк нормотворческий механизм регулировался БЗНС. Монарх был лишен законодат полномочий, не мог налагать вето, распускать собрание. Все монополизировал БЗНС. Законы не затрагивали систему гос управления, от идеи децентрализации которой правит-во отказалось.

Государственный переворот: Оппозиция, столкнувшись с падением своего полит влияния начала консолидироваться. В 1920 Младо-либеральная и Либеральная (В. Радославова) партии образовали Нац-либеральную партию(НЛП), а Народная и Прогрессивно-Либеральная-Объединенную Народно-прогрессивную (ОНПП). В 1922 ОНПП подписала с Демократич и Радикально-демокр партиями протокол о создании объединенного Костит блока с целью воостановления попранной БЗНС конституции. На 17 сент 1922 Конст блок наметил проведение слета сторонников, а БЗНС назначил на это же время съезд в Тырново. Использовав факт столкновений приверженцев и противников режима, власти арест рук-лей Конституц блока. Новое обострение-проведенный по инициативе властей референдум о виновности предыдущих правительст в национальных катастрофах (представители тех правит-в в Конст блоке). По результатам большинство высказалось за наказание виновных-поражение Конституц блока.

НА первый план-другие силы- Военный союз и Народный сговор. Военный союз образованв 1918г офицерами, переживавшими поражение Болг в войнах и сокращ армии по Нейискому договору. Прграмма-утверждение военных как полит фактора во имя создания сильной Болгарии. Он за борьбу с режимом и переворот. Народный Сговор-в 1921 возник. Туда вошли представители полит и делового мира, профессуры, масонов. Идея общественной солидарности. Против исп-я госвласти в узкосословных интересах, за развитие чувства гражд долга у народа. Рук-тель-сначала Греков, потом Цанков. Ппытка сгруппировать вокруг себя оппозиц силы у Нар сговора провалилась вперед выборами в 1923, тк введенная правит-вом мажоритарная система позволила БЗНС получить большинство мандатов и сформировать однопарт кабинет. Не имея законной возможности сменить режим, решили незаконно. В ночь с 8 на 9 июня 1923 совершили госпереворот, ключевую роль в котором сыграло рук-во Военного союза. Почти все полит орг-ции приветствовали переворот. Компартия заявила о нейтралитете. Пытались организовать сопротивление силы БЗНС и Стамболийский, но он был схвачен и убит. Поражение БЗНС.

 

29. Социально экономическое развитие межвоенной Болгарии. Материальные и людские ресурсы Болгарии были истощены тремя войнами (двумя Бал­канскими и мировой). Разруха охватила все отрасли хозяйства, государственный бюджет имел огромный дефицит, что вело к инфля­ции и росту цен. Содержание оккупационных армий Антанты, сокращение сельскохозяйственного и промышленного производства, безработица, острая нехватка продовольствия делали положение народных масс невыносимым и усиливали их борьбу за свои насущ­ные интересы. Революционный кризис продолжал развиваться.

За два месяца.(ноябрь и декабрь) 1918 г. состоялись сотни стихийных демонстраций, участники которых требовали хлеба, жилищ, рабо­ты, наказания виновников войны. В 1926—1927 гг. определилось заметное улучшение экономиче­ского положения страны. Стабилизировался курс лева. Посевные площади и общий уровень сельскохозяйственного производства достигли довоенных размеров, увеличилось производство техниче­ских культур (табака, сахарной свеклы, винограда, хлопка). По­явились новые табачные фабрики и сахарные заводы, произошло частичное обновление техники и реконструкция старых предприя­тий. Развивались главным образом отрасли легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. Стабилизационные процес­сы в экономике страны сопровождались некоторым ростом чис­ленности рабочего класса, ускорением дифференциации крестьян­ства, усилением эксплуатации трудящихся.Стремления, укрепить основы реакционного режима, правительст­во Ляпчева оказывало большую помощь промышленной, финансо­вой и сельской буржуазии. В 1928 г. был продлен срок действия закона «О поощрении отечественной промышленности», для кре­дитования крупных промышленников использовались внешние займы («беженский» в 1926 г. и «стабилизационный» в 1928 г.), полученные при содействии англо-американских банков. Прави­тельство добилось в начале 1930 г. снижения в 4 раза размеров репараций и отсрочки их выплаты. В 1929 г. экономический кризис с особой силой поразил сель­ское хозяйство Болгарии. Произошло катастрофическое падение цен на сельскохозяйственные продукты. Рез­кое падение покупательной способности населения привело к свер­тыванию промышленности на 40%, а ремесленного производ­ства— на 60%. Это привело к значительному росту безработицы. Экономический кризис ухудшил положение трудящихся и сред­них слоев, обострил социальные противоречия. Поднималась вол­на протеста народных масс. В 1929 г. проходит всеобщая стачка табачников. В 1930—1933 гг. забастовочное движение охватывает рабочих горной, текстильной и пищевой промышленности. В Болгарии выход из экономического кризиса обозначился только во второй половине 1935 г., а заметное оживление и подъем некоторых традиционных отраслей легкой промышленнос­ти начались лишь с 1938 г. В руках государства находились важ­ные рычаги хозяйственной жизни: ему принадлежали железные дороги, почта, телеграф, значительная часть угольных шахт, электростанции и кредитная система. Оно осуществляло моно­полию на экспорт хлеба, на торговлю табаком, спиртом, солью. Правительство содействовало укреплению позиций монополисти­ческого капитала и усилению его связей с Германией. В 1939 г. торговля с нею составила 2/3 всего экспорта и импорта. Сельско­хозяйственное производство приспосабливалось к нуждам герман­ского рынка: сокращались посевные площади зерновых и расши­рялись посевы технических культур — табака, винограда, хлопка. Германский капитал захватывает ключевые позиции в экономике страны, и Болгария превращается в аграрно-сырьевой придаток фашистского рейха.

 

30. Внутренняя и внешняя политика межвоенной Болгарии. Правительство Стамболийского стремилось нормализовать от­ношения с соседними балканскими странами. С этой целью в 1923 г. было заключено Нишское соглашение с Югославией. Стамболийский пытался также добиться пересмотра обремени­тельных условий Нейиского договора. Отношение правительства БЗНС к Советской России было противоречивым. Под натиском широкого народного движения оно отказалось участвовать в ин­тервенции против нее и не препятствовало БКП проводить кампа­нию по сбору средств и продовольствия для помощи голодающим Поволжья. В тоже время под давлением Антанты оно предоставило убежище врангелевцам. Опасаясь вызвать недовольство Антанты и США, Стамболийский так и не установил дипломатических от­ношений с Советским правительством, которое в ходе Лозаннской конференции (1922—1923 гг.) заявило о непризнании Нейиского договора и о поддержке прав и интересов Болгарии.

После поражения БЗНС (Болг Земледельческий народный союз) и переворота 9 июня 1923г новое правит-во возглавил Цанков. Кабинет провел чистку администрации, органы местного самоуправл заменил назначавшимися комиссиями. 18 нояб 1923 парламентск выборы-победа коалиции Демократич сговора и БРСДП. Апр 1925-терракты-покушение на царя Бориса и ген. Георгиева-убит. В ответ-террор, аресты и казни. В ответ Коминтерн –широкая пропаганда против «белого террора». Новое правит-во Демокр сговора в янв 1926-возгл Ляпчев. Сущность-«смирение и милосердие»-амнистии, помиловании, замена военных гражданскими в на гос должностях. На выборах в 1927 Демокр сговор-первое место. В ночь с 18 на 19 мая 1934-госпереворот силами Военного союза и полит орг-ции «Звено».-безболезненный переворот, общественность пассивна. Гл роль-Георгиев и Велчев. Новое правит-во возглавил Георгиев.-программа перестройки системы, создание авторитарного гос-ва, планировалось создать 7 сословных орг-ций: рабочую, крестьянскую, ремесленников, торговцев, служащих, интеллигенции и лиц свободной профессии. До формир-я парламента исполнение ф-ций-кабинет Георгиева. Он воспольз ст47 Конст, дающей право совету министров в случае угрозы издавать указы, имеющ силу закона-1934-запрет полит партий и орг-ций. Несменяемость, компетентность и деполитизированность госслужащих-принципы правит-ва-чистка аппарата. Террит реформа-16 округов преобразованы в 7 областей. Склонность Георгиева к антимонархич привели к его отстранению. Новый премьер-Кьосеиванов. Нояб 1935- 1й кабинет –общие фразы о стремлении нормализовать положение. Все еще действует закон от 1934г о запрете партий и орг-ций, однако полит силы группируются к сер 1936г. Июнь 1936-«пятерка» подпла адрес царю с требованием восстановления конст-парл режима. Это привело к реорганизации правит-ва Кьосеиванова, в него ввели двух членов партии Цанкова. Второй кабинет Кьосеиванова обязывался разработать новый избират закон, провести парл выборы, создало условия для реализации полит свобод. Но МинВнутр Дел изучая обществ настроения пришло к выводу, что население аполитично. В итоге царь Борис решил не проводить парламентск выборы, а ограничиться еще одной реорганизацией правит-ва, принявшего беспартийный хар-р. Третий кабинет Кьосеиванова начал подготовку общинных выборов-новый избират закон-только самовыдвижение мужчин старше 30, с образоват цензом. На этих выборах «пятерка» агитировала подавать недействительные бюллетени, как голос за восстановление Тырновской Конституции. Но только 20% так сделали. В мае 1937 четвертая реорганизация кабинета-там разногласия-одни за беспартийность, другие за привлечение партий. Разногласия не ушли. Компромисс в новом избират законе, но пятая реорганизация правит-ва-назначили дату выборов. Беспартийному правит-ву противостоит партийная оппозиция. Кабинет пропагандирует новую демократию, дисциплинированная свобода, соц солидарность.

Во внешней политике правительство Кьосеиванова, хотя и пыталось лавировать между двумя блоками западных держав, все Зке склонялось на сторону фашистского блока. В 1936 г. царь Борис предпринял поездку в Германию, где вел переговоры с на­цистскими главарями. Заключенный с Югославией в 1937 г. пакт «О вечной дружбе» был на руку гитлеровцам, ибо наносил удар Малой Антанте, ориентировавшейся на Францию. Укрепляя и расширяя политические и экономические связи с фашистскими государствами, правительство в то же время органичило свои свя­зи с Советским Союзом лишь формальными дипломатическими отношениями. В 1938 г. государства Балканской Антанты (Румыния, Юго­славия, Греция и Турция) и Болгария подписали Салоникское соглашение, освободившее ее от наложенных Нейиским мирным договором ограничений в вооружении.

 

31. Болгария во 2 мировой войне. На начало 2МВ правит-во Кьосеиванова отреагировало заявлением о нейтралитете Болгарии. На выборах в дек 1939-янв 1940 победу одержало правит-во, которое за нейтралитет и за развитие отн-й и с Герм и с СССР. После отставки по здоровью Кьосеиванова его возглавил Филов. Но единства в правящих кругах не было. 7сент 1940 подписан «Крайовский» договор о переходе Юж Добружи к Болгарии. Окт 1940 Герм ставит? о присоед Болгарии к Тройственному пакту, Италия предложила совместные действия против Греции. А Англ предупреждает, что Болгария станет театром воен действий, если впустит герм войска на свою террит. Царь Борис убедил их всех в лояльности Болгарии. Тут СССР предложил подписать пакт о взаимопомощи.1 марта 1941 Болгприя присоед к Тройственному пакту, а 2 марта герм войска были уже на ее террит. Дальше цель царя Бориса-максимально сохранить независ-ть (Болгария-«своенравный союзник» Герм). Апр 1941 болг войска оккупир юго-вост районы Сербии, Вардарскую македонию и Зап Фракию. Авг 1943 встреча царя Бориса с Гитлером, после кот он скончался.-тяжелая утрата-рук-во страной у регентского совета, созданного при малолетнем царе Симеоне, глава нового правит-ва-Божилов. Видимых перемен в политике не произошло. В итоге англо-амер авиация начала бомбардировку Софии и др города, так «символическая» война Болгарии с Англ и Фр стала вполне реальной. Вместе с тем сильно активизир партизанск движение. По решению БРП боевые группы были объединены в Народно-освободительную повстанческую армию. В авг 1943 БРП совместно с др партиями образовала Нац Комитет Отечественного Фронта. Власти хотели подавить партиз движение. Народное собрание утвердило закон о создании для борьбы с партизанами жандармерии -страна оказалась на грани гражд войны. 1 июня 1944 новым главой кабинета министров стал Багрянов, но его кабинет не мобилен, тк там и сторонники и противники изменеия курса. Только когда сов войска подошли к болг границе правит-во потребовало от Герм вывести свои войска с террит болг и начала вывод своих из Югославии, но это по мненимю СССР недостаточно. Чтобы избежать надвигающей катастрофы, регентский совет поручил одному из лидеров Болг земледельч народн союза (БЗНС) Муравиеву сформировать новый кабинет. Отечественный фронт отказался участвовать в правит-ве. Оно было создано 2 сент 1944 из представителей БЗНС-«Врачба-1», Демократической и Народно-прогрессивной партий. Правит-во сразу отменило все акты, запрещающие деят-ть партий, антисемитские законы, амнистию, реформировало жандармерию. В переговорах с англо-амер командованием о заключении перемирия обязалась Болгария соблюдать строгий нейтралитет. Но СССР продолжал настаивать на объявлении Болгарией войны Герм сам объявил войну Болгарии 5 сент 1944. Тут стали актуальны призывы ЦК БРП от 26 авг 1944 к населению создавать комитеты Отечественного фронта. Эти комитеты начали брать власть в свои руки. Сов войска 8 сент вошли в Болг, а в ночь с 8 на 9 сент власть перешла к Отечественному фронту. Члены правит-ва Муравиева арестованы. Кабинет Отеч фронта возглавил Георгиев (лидер союза «Звено») в серед 1944 был заменен и регентский совет. Благодаря поддержке СССР Болгария получила право на участие в войне против Герм на завершающей стадии. Болг войска были подключены к операциям по освобожд Югославии, Венгрии.ю Австрии. Т.о., Болгария в конце войны оказалась на стороне антигитлеровской коалиции, что было важно с тз будущего мирного договора. В нач февр 1947г был подписан мирный договор с Болгарией. Несмотря на усилия СССР она не получила статуса участницы антигитлер коалиции, но вышла из войны без террит потерь, ее границы остались как на 1янв 1941г.

 

 

32. Становление режима авторитарно-бюрократического социализма в Болгагии. Поражения Болгарии в 1 и 2МВ переживались общ-вом как национальные катастрофы. Стремление обеспечить максимально благоприятный выход из 2МВ-цель. Благодаря поддержке СССР Болгария получила право на участие в войне против Герм на завершающей стадии. Авторитет СССР перекинулся на БРП (раб партия), она стала самой влиятельной полит силой страны. В дек начал действовать Народный суд. Он для покарания виновников присоед Болгарии к Тройственному пакту, военных преступников и пр. Июнь 1945 правит-во издает указ о проведении выборов в парламент. Это ускорило процесс полит размежевания. Противоречия по поводу стратегии и тактики Отечественного фронта привели к расколу БЗНС (Болг земледельч народн союз) и БРСДП (Болг раб соц-дем партия). Из них выделились группировки, из них-2 оппозиц партии: БЗНС под рук-вом Петкова и БРСДП под рук-вом Лулчева и Чешмеджиева. Борьба за перенос выборов. Под давлением США, Англ и Союзной контр комиссии выборы отложили. Отеч фронт допустил к выборам: БЗНС Петкова, БРСДП Лулчева, Объединенную радикальную партию и Демократическую партию. Самая активная БЗНС Петкова.-он потребовал отставки правит-ва и др условий. Их невыполнение заставило его призвать к бойкоту выборов. БЗНС поддержала оппозиция. Выборы 18 нояб принесли убедит победу Отечественному фронту. Но США и Англ не признали выборы, тк в них не участвовала оппозиция. Они посоветовали болг правит-ву включить в состав правит-ва Петкова и Лулчева, однако их не удалось убедить войти в правит-во. Они отказывались идти на уступки, требовали свободных парламентских выборов и освобождения министерств внутр дел и юстиции от «диктата» коммунистов. Приняли в 1946г сократив срок давности закона с 20 до 11 лет. Тогда же закон об аграрной реформе, установившей максимально возможные размеры ч\с. Остальная часть госфонда к безземельным и малоземельным. Законопроект одобрен о рук-ве и контроле над армией правит-ва. В целом законы укрепили позиции компартии. Июль 1946 Народное собрание постановило вынести на референдум? о форме гос правления. Оппозиция исп момент для антиправит агитации. Однако, они также как и Отеч фронт выступали за республиканскую форму. В итоге 95% принявших участие в референдуме проголосовало за отмену монархии. На основании этого 15 сент 1946г Народное собрание провозгласило Болгарию народной республикой (НРБ). Члены царской семьи покинули страну, встал вопрос о конституции, которую д\б принять Великое Народное собрание. Подг к выборам в него вызвала обострение борьбы. Представители Запада поставили? о необходимости проведения действительно свободных выборов. Советское рук-во советовало правит-ву следовать избранным полит курсом. В результате выборов 27окт 1946г он Отеч фронт получил больше всего мест в Великом Народном Собрании. За ним БРП и БЗНС Правит-во возглавил Димитров. В нач февр 1947г был подписан мирный договор с Болгарией. Несмотря на усилия СССР она не получила статуса участницы антигитлер коалиции, но вышла из войны без террит потерь, ее границы остались как на 1янв 1941г. Великое Народное Собрание 4 дек 1947г приняло Конституцию НРБ. Законодат власть - Народному собранию, исполнительная-утверждаемому последним кабинету министров, местная-избираемым на 3 г местным советам с их исполкомами. Между сессиями Народн собрания вся власть у его президиума. Нач фев 1948- 2й конгресс Отечественного фронта. Решено его преобразовать из объединения 5ти партий в массовую обществ-полит орг-цию. Произошло слияние БРСДП с БРП, Народный союз «Звено» и Радикальная партия вошли в Отеч фронт и растворились в нем. БРП переименована в 1948 в БКП (Компартию) и признавший ее рук роль БЗНС. Т.о., БКП стала единственной доминирующей силой в стране при оформившейся двухпалатной системе. Данное положение соответствовало задаче ускоренного перехода к строит-ву соц-ма, выдвинутой ею в соответствии с Варшавской декларацией Коминформбюро.

 

33. Социалистическая Болгария. В 1947-48гг Коминформбюро ориентировало компартии идти по советскому образцу. Переход к нему-чистки аппарата. В 1949-процесс над Костовым и его группой по обвин в попытке сделать страну колонией империализма. После смерти Сталина Червенков захотел нормализовать отн с Югославией, Грецией, США. В 1954- отмена трудовых лагерей, снижение цен на товары 1й необх-ти, увелич з\п некот категориям рабочих. 6й съезд БКП (1954) упразднил пост генсека, заменив его секретариатом из 3х чел. Первый секретарь- Живков. Пленум ЦК БКП осудил культ личности. Червенков в отставку, тк связан с периодом культа. На его место Югов, Червенков стал его замом. Позиции Живкова упрочились. Между ними всеми противоречия. Ни у одной фракции нет доминир поз-ций-коллективное рук-во в партии. Хотя апр пленум 1956г выдвинул на 1й план индустриализацию и коопреацию, ЦК БКП надо внимание на соц сферу-предоставить право кооператорам парво на получение пенсий, повысить минимальн пенсии и з\п, сокр рабнед с 48 до 44ч-ускорено волнениями 56г. Неудачи политики «ускоренного эк развития» обострили в к50х противоречия в рук-ве страны. ЦК БКП возложил вину за все на Червенкова, в 61 его сместили с поста зама премьера, а в 62 вывели из состава ЦК и искл из партии. Нояб 1962 8й съезд БКП утвердил перспективный план развития страны на 20лет, предусматр заверш-е строит-ва соц-ма и постеп переход к коммун-у. После съезда гл правит-ва-Живков., в 1971 он избран председателем учрежденного в соответствии с новой конституцией высшего органа власти – Госсовета, кот д\б обеспечить соединение законодат и исполнит деят-ти, обеспечить общее рук-во внутр и внеш полит страны. Конституция 1971г провозглашала НРБ социалистич гос-вом и БКП-руководящей силой об-ва. Гл задача-построение однородного социалистич об-ва. Надо было развить производительныесилы, путем повышения концентрации и специализации произв-ва и внедрения достижений науки и техники, интеграции с СЭВ и совершенствовать произв-во путем слияния гос и коопреативн форм собственности на основе обобществления произв-ва и углубления разделения труда. Став главой гос-ва Живков отдал пост премьера Тодорову. К 1977 усиление либералтных настроений в об-ве, появление диссидентства. Но повышение жизненного стандарта-консолидация болгарского об-ва.

Эк-ка: 1948-5й съезд БРП-запланировал завершить за 2-3 5летки модернизацию Болгарии по образцу советск модели. 1947-48-законы о национализации промышл предприятий и банков, о введении госмонополии во Внеш и внутр опт торговле. В 1949-53 удалось реконструировать и построить более 700 предприятий, создать новые отрасли: машиностроение, черн и цветн Ме, электрификация страны завершена. +помощь СССР. Один из источников индустриализации-обобществление аграрного сектора. К 1949 более 900 новых трудовых кооперативов земледельческих хоз-в и доля обобществленных земель возросла с 4-5 до 12%.

В 1950-х программа раскулачивания-репрессии и насильств методы-опять напряжение в стране. Но к 1953 кооперативн сектор-ок 60% с\х угодий. Развитие аграрн сектора медленно-к 1952-довоен уровень. С 1946 по 1956 изменилась структура об-ва: доля рабочих выросла, крестьян-упала. 1958 -7й съезд БКП констатировал, что в Болгарии построена материально-технич база социализма и утвердились 2 осн формы собственности-гос и коопреативн. В 1959-курс на ускоренное эк развитие страны.

Админ-террит реформа-из 12 округов и 93 околий образовано 28 округов и 994 общины. Округа приобрели статус админ-хоз единиц с достаточно широкой самостоят-ю. Учреждение Комитета Технического прогресса, сеть научно-технич институтов. Потом укрупнение кооперативных хоз-в, им давали технику,система закупки с\х продукции стала договорной, едиными стали хзакупочные цены, но все-равно в с\х не очень. В 1\1 60-х политика интенсификации обществ произ-ва-техническая реконструкция, замена техники на предприятиях, механизация ручного труда. Комитет техпрогреса-в комитет науки и техпрогресса. До нач 70-х в приоритете машиностроение, черная Ме, хим промышл-ть. В 1979- Концепция нового экономич механизма-на реформах, децентрализации, амообеспечении, эл-тов рыночн эк-ки.

 

34. Кризис и падение режима авторитарно-бюрократического социализма в Болгагии. В нач 80х Болгария –внешполит проблемы-1982-болг спецслужбы обвинены в причастности к покушению на папу Римского Иоана Павла 2го, и в незаконной торг оружией и наркотой. США отнесли Болг к странам финансирующим терроризм. 1984-Опасность в самой Болгарии-во время поездки Живкова во стране-взрыв на ж\д вокзале в г Пловдиве и на аэродроме в г Варне., и в др городах. Никто не взял ответственность, но они увязывались с недовольство мусульманского населения политикой насильств ассимиляции.(«Возродительный процесс»). Смена неболгарских имен на болгарские-типа мусульманское население этнически болгарское. Растет недовольство привилегиями номенклатуры, нараст соц проблем, коррупции-закручивание гаек в духовной сфере. 1987г –новый пакет реформ от рук-ва, но уже не мог заглушить потребность об-ва в переменах (под влиянием событий в СССР). 1988-Живков предложил мандатную систему, изменение механизма выборов, но отказался от «гласности». Готовность к преобразованиям, но только в опред рамках, образование оппозиции в них не входило. Общественное недовольство-1988 демонстрация-требования мер по спасению г Русе, страдавшего от румынских хим заводов. В марте-Общественный Комитет экологического спасения Русе.

Через год-больше орг-ций: клуб поддержки гласности и перестройки, комитет защиты религ прав, независимое об-во защиты прав человека. Лето 1989-группа болгарских мусульманских лидеров объявила голодовку против ущемления прав мусульм насел. Живков сказал, что те, кому не нра, могут покинуть страну. К августу уехали более 344тыс чел в Турцию, она вынуждена закрыть границу. В это м конфликте у Турции поддержка США, Болгария-в изоляции. Для рук-ва надо поднимать престиж страны, оно боролось за избрание Софии местом проведения европейск конференции по экологич проблемам. Но во время работы экофорума в окт 1989 на глазах иностр журналистов работники правоохранит органов Болгарии избили демонстрантов. Это-детонатор столкновения во власти. 10 нояб 1989 Живков подал в отставку со всех постов. Новый генсек-Младенов, цель-создание истинного социализма через демонтирование командно-админ системы и образования самоуправляющегося гражд об-ва.

В нач 80х + развитие эк связей с Западом. Договоры об эк сотрудничестве на 10лет с Зап Герм и Португалией, связи с США, ЯП, СССР-снижение валютного долга в 2раза. Но в 1984-первые признаки эк кризиса, кот в 1985 привел к жесткому режиму экономии. Нужны были радикальные меры для преодоления-рук-во не готово. 13 съезд БКП в 1986 ничего нового не дал. К к80х углубление кризиса. В 1989 невозможность выплаты внеш долга, инфляция, дефицит товаров 1й необходимости. Отставка Живкова позволила в нояб 1989г вывести из рук-ва БКП «консерваторов», сам Живков был исключен из партии, а потом подвергнут судебному преследованию. Дек 1989-пленум обновленного ЦК БКП подтвердил приверженность социалистич выбору., но рассматривалась и необходимость перемен. Тогда же оппозиция (БЗНС (Болг земледельч народн союз) «Петков», БСДП (соц-демы), Радикально-Демократич, движение «Экогласность») объединилась в Союз демократических сил (СДС). Он на антикоммунистич позициях. Под давлением оппозиции Народное собрание в янв 1990 отменило положение ст1 Конституции, провозглашавшее БКП «руководящей силой в об-ве и гос-ве». Дек 1989-постановление о восстановлении гражд прав мусульманского населения. Его противники-акции протеста, 7 янв 1990- митинг в Софии, СДС использовав момент осудил на демонстрации 14янв проявления шовинизма и национализма и выдвинул ряд полит требований. Во избежании усиления конфронтации председ Народного Собр Тодоров предложил сформировать из БКП, СДС и религ групп и турецк меньшинства Общенародный комитет национального примирения. Создание комитета заложило основы для начала работы Национального круглого стола (первое заседание 16 янв 1990-обсуждались? парл выборов,созыва Великого Народн Собрания) БКП выразила готовность разделить власть и ответственность.

 

35. Современная Болгария. На 14 съезде партии в 1990 предложили создать правит-во народного согласия, чтобы вывести страну из кризиса, но не нашло отклика. БЗНС отказ войти в правит-во. БКП пришлось создать однопартийный кабинет. В апр 1990 БКП переименована БСП (социалистич). Сформированный в фев совет министров во главе с Лукановым отменил ограничения на исп наемной рабочей силы, узаконил стачки после арбитража, создал условия для частн инициативы в торговле, принял предложение СДС, чтобы проект новой конст подготавлиавался многопартийным парламентом. 3 апр 1990 Распущен Госсовет. До выборов великое Народное Собрание и.о. президента -Младенов. Он утвердил закон о выборах и о полит партиях, кот нельзя объединяться на религ или этнич основе. В предвыборной кампании БСП выступала готовая к переменам, но за стабилизацию без конкретики. А СДС-за действия, рыночн эк-ку, парламентаризм, и тд.

Июнь 1990 выборы в Великое Народное Собрание. За БСП- 47%-победа-перспектива остаться единственной управляющей партией - возможность переизбрания Младенова президентом. Оппозиция сразу в наступление. Желев охарактеризовал выборы как нечестные. 12 июня забастовка студентов. Обвинили Младенова в подстрекательстве в дек 1989 к применению силы против демонстрантов. Он не смог оправдаться и оставил пост президента. 1 авг Великое Народное Собрание избрало президентом Желева. Но напряжение не ослабевало. Освень 1990-эк проблемы на 1й план. Стал сокращ объем произ-ва, инфляция, безработица растут, купонная система распред продуктов. Болгария прекратила выплату внешнего долга, проект реформ, разработанный правит-вом не был принят, 29 нояб 1990 Луканов признал, что страна на грани эк катастрофы и под давлением оппозиции подал в отставку. Дек 1990-коалиционное правит-во во главе с беспартийным Поповым, там БСП утратила ключевые посты и лишилась роли решающей полит силы. Кабинет Попова добился 200дневного моратория на забастовки и полит демонстрации. Он отпустил цены, освободил Болг банк от гос контроля, подготовил законопроекты по деколлективизации с\х-поддержка со стороны ЕС, кот предоставил 13млн долларов в помощь. Июль 1991-новая конституция -Болгария унитарное демократическое и правовое гос-во. Но БСП не устраивало отсутствие слова «социалистич», а СДС-полномочия президента. Великое Народное Собрание утвердило конституцию. парламентские выборы-окт 1991, СДС-110мест, БСП-106, ДПС(Демократы)-24.нояб 1991-правит-во во главе с Димитровым, осн посты у СДС. Начались кадровые чистки и сильная декоммунизация страны. Против этого выступил Желев. В к 1992 кабинет Димитрова сменило правит-во Берова. Те же задачи-реформирование эк-ки. В 1993 оно утвердило схему массовой приватизации, но темпы проведения реформ неудовлетворит. Анархия в эк-ке и оргпреступность росли.Правит-венные меры, включая приватизацию земельн собственности, встречали отпор от СДС. Союз обвинил Берова в «рекоммунизации». Радикализм и нетерпимость СДС оттолкнули многих сторонников. На выборах в 1994 коалиция под рук-вом БСп получила 43,5%, а СДС-24%. От нового правит-ва под рук-вом лидера БСП Виденова ожидали снижения цен, решения эк проблем. Но в 1995-1996 кризис только усиливался. Произошел обвал нац валюты, инфляция достигла 310%, уровень жизни упал. В 1996-презид выборы. Избран Стоянов (от Объединенных демократических сил-СДС, БЗНС и Демокр партия). Сторонники демократов выдвинули требования отставки правит-ва БСП и досрочных парламентских выборов. По стране митинги и забастовки. БСП вынуждена уступить позиции. На период выборов Стоянов назначил «служебное» правит-во. Неудачи 1995-1996гг предопределили поражение БСП на парламентских выборах 1997. Победивший СДС занял ведущие позиции. Важную роль в этом сыграл отказ союза от антикоммунистической риторики и обращение его к идеям нац-гос строит-ва, направленным на консолидацию об-ва. Правит-во возглавил Костов. Цель-решение эк задач, стабилизация, завершение процесса приватизации, создание необходимых предпосылок для вхождения Болгарии в НАТО и объединенную Европу (Болгария-член Совета Европы с 1992г). С 29 марта 2004 в НАТО. С 1 января 2007 года Болгария вошла в Евросоюз.

 

36. Образование королевства СХС. Конституция 1921г. Попытка согласовать планы образования югославянского государства была предпринята на совещании в Женеве, состоявшемся 6-9 ноября 1918г. Женевское совещание приняло согласованную декларацию, в которой в общей форме говорилось о необходимости объединения югославянских земель в единое государство. Но эта декларация не была поддержана не сербским правительством Стояна Протича, не Народным вечем. Потребовались новые переговоры между Народным вече и правительством Сербии. 16 ноября власти Долмации направили к Народному вече меморандум, в котором высказывались за объединение государства словенцев, хорватов, сербов с Сербией. Меморандум был поддержан властями Боснии и Герцеговины. Народное вече 24 ноября 1918г. вынесло решение об объединение государства словенцев, хорватов и сербов с Сербским королевством и Черногорией. 26 ноября решение об объединении Сербией приняла Народная скупщина Черногории, а 25 ноября - Народная скупщина Воеводина заседавшая в городе Нови Сад. 1 декабря 1918г. считается датой создания Югославского государства. В состав королевства СХС вошли Сербия и Черногория, ранее самостоятельное государство, и югославянские земли бывшей Австро-Венгрии: Хорватия, Словения, Далмация Босния и Герцеговина и Воеводина. В новом государстве оказалась также Македония. 20 декабря 1918 с. было образовано правительство Королевства. Форматно оно считалось коалиционным, так как в его состав вошли представители 12 ведущих буржуазных партии, в том числе хорватских и словенских. Главой правительства стал один из лидеров Сербской радикальной партии Стоки Протич. Государственный аппарат в центре и на местах, полиция, армия и военно-морской флот находились под контролем крупной буржуазии, главным образам, сербской. Большую роль в новом государстве играл королевский двор и лично регент Александр Карагеоргиевич. Серьезной опорой монархии Карагеоргиевичей была православная церковь, владевшая большими земельными участками другим недвижимым имуществом. 28 июня 1921г. В день святого Вида (Видовдан), годовщину битвы на Косовом доле, конституция, получившая название «Видовданской», была принята. За нее голосовали 223 депутата из 419. По конституции Сербо-хорвато-словенское государство провозглашалось монархией во главе с династией Карагеоргиевичей. Королю предоставлялись значительные права: он являлся главнокомандующим вооруженными силами, назначал премьер-министров, мог ввести в стране чрезвычайное положение к тем самым приостановить действие конституции. Законы, принятые парламентом, также подлежали утверждению королем, а сам парламент должен был созываться и распускаться на основе королевского указа. Народная скупщина считалась, тем не менее, верховным законодательным органом. Она состояла из одной палаты и избиралась на четырехлетний срок. Права несербских народов и национальных меньшинств полностью игнорировались. Всего было создано 33 области. Конституция охраняла частную капиталистическую и помещичью собственность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.037 с.)