ТОП 10:

Внутренняя и внешняя политика социалистической Югославии.



Успешная внешнеполитическая деятельность Югославии и невысокий авторитет как страны, внесшей большой вклад в разгром фашизма, способствовали установлению в начале 50-х гг. добрососедских отношений с основными государствами Запада. В 1954 г. были урегулированы отношения с Италией, в результате чего был мирно решен вопрос о г. Триесте и прилегающих к нему территориях. В 60-70-е годы СФРЮ удалось заключить договоры с развитыми странами Европы и Америки об улучшении социально-политического статуса югославян, нашедших себе работу в этих государствах. Существенное значение для нормализации советско-югославских отношений имели переговоры на высшем уровне 1955 г., которые завершились подписанием Белградской декларации, а также Московское заявление руководителей СССР и Югославии 1956 г. Торгово-экономическое сотрудничество строилось на долгосрочной основе. В 70 - 80-х гг. СССР занимал первое место в экспорте СФРЮ и второе место в ее внешнеторговом обороте. С 1964 г. СФРЮ являлась членом-наблюдателем СЭВ.

Советско-югославские отношения середины 50 - 80-х годов нельзя однозначно назвать позитивными. Югославия осудила акции СССР в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Афганистане в 1979 г. Последовательная в своей внешней политике Югославия была на стороне арабских стран в годы арабо-израильских конфликтов, осуждала политику США во Вьетнаме, Ливане и в отношении Кубы. Со всеми пограничными странами СФРЮ имела добрососедские отношения. Исключение составила Албания, которая поддерживала сепаратистские настроения албанцев в автономном крае Косово. Средства массовой информации этой страны открыто призывали к свержению существующего в Югославии государственно-политического строя. Пропаганда НРА в немалой степени способствовала волнениям в Косово в 1968 и 1981 гг.

Новые возможности для дипломатической активности Югославии создал начавшийся в 40-е годы распад колониальной системы и появление новых государств, которые искали свое место в разделенном на противостоящие военно-политические блоки мире. СФРЮ, стремившаяся поддерживать с ними хорошие отношения, использовала эту возможность для того, чтобы возглавить нарождающийся “третий мир”.

В середине 50-х - начале 60-х годов в югославских внешнеполитических документах все чаще начинает встречаться термин “неприсоединение”. В июле 1956 г. состоялись переговоры между И.Броз Тито и главами развивающихся стран - Индии и Египта, результатом которых стало подписание И.Тито, Д. Неру и Г. Насером так называемой Брионской декларации. В ней говорилось о неприсоединении этих трех стран к военным блокам противостоящих государств: стран - членов НАТО и стран Варшавского договора. В сентябре 1961 г. Белград стал местом проведения первой конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран Азии, Африки, Латинский Америки и Югославии.

В условиях “холодной войны” неприсоединение к военно-политическим блокам нашло положительный отклик среди развивающихся стран. Эта своего рода политика “равноудаленности” позволяла многим государствам, включая Югославию, извлекать дипломатические и материальные выгоды из своего положения, поддерживая, например, ту или иную внешнеполитическую акцию Москвы или Вашингтона. Политика неприсоединения нашла свое отражение в ряде конституционных документов и партийных съездов как основы внешнеполитического курса государства.

Югославия 60 - 70-х годов являлась лидером неприсоединившихся стран. В западной прессе о ней писали как о стране великой дипломатии, внешнеполитический вес которой во много раз превосходит ее экономический и военно-технический потенциал. В 1989 г. в Белграде прошла девятая и, как оказалось, последняя конференция глав государств и правительств стран “третьего мира” с участие СФРЮ. В конце 80-х годов Югославия поддерживала дипломатические и торговые отношения более чем со 100 странами мира.

В 90-е годы некогда составлявшие югославскую федерацию государства стали проводить новую внешнюю политику.

Внутренняя политика

VI съезд КПЮ в 1952 году – курс на перестройку экономики страны на принципах общ. самоуправ. Переименования КПЮ в Союз Коммунистов Югославии (СКЮ). Янв. 1953 года – конституц. закон (можно приравнивать к конституции). Глава гос. – президент, вместо Веча национальностей – Вече производителей. Президент ФНРЮ – И.Тито, вице-президент – А.Ранковия. Июнь 1955 года – закон об устройстве общин и районов à развитие и совершенствование систему самоуправления…общины это первичные организации местного самоуправления. Апрель 1963 года – ФНРЮ приняла новую конституцию – теперь страна называется Соц. Федеративная Респ. Югославия. (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42 часовой рабочий день, отпуск, образование, минимальный доход. Конституция провозгласила принцип сменяемости должностных лиц и депутатов каждые 2 года (ротации). В конституцию в 1967, 68, 71 годах были внесены поправки => был создан Президиум федерации. Трудовые коллективы стали называться Организации Объединенного Труда (ООТ). Июль 1965 года Союзная Скупщина принимает ряд законов à соц.-эк. реформа. Ее цели – переход к интенсивному хоз., ликвидация диспропорций между отраслями эконом. и ее стабилизация, повышение производ. труда, включение страны в международ. разделение труда. Вводились также элементы рыночной экономики: отмена монополии на внеш. торговлю, льготы для предприятий. Плюсы реформы: увелич. темпы роста производства. Минусы: рост внешнего долга страны, обострилась проблема безработицы…свыше 1 млн. безработных в нач. 70-х.

Общ. – политич. и эконом. развитие СФРЮ в 70-80 е годы: 1971-73 года – фактическая чистка руководящих кадров партийных, гос., хозяйственных работников. Они обвинялись в анархо - либерализме и антисоц. догматике. 1974 год – принятие конституции => все средства производства находятся в общ. собственности, трудящиеся образуют основные организации объединенного труда (ОООТ) à основа соц. - полит. структуры СФРЮ. Конституция расширяла права союзных республик и автономных краев – Воеводины и Косово. Союзное Вече и Вече республик избирали Президиум СФРЮ – высший орган страны, там 8 членов. Тито избран пожизненным представителем Президиума. Май 1980 года – смерть И. Броз Тито. В 80-е года СФРЮ вступила в состоянии кризиса экономики и нац. кризиса -- > в апреле 1981 года массовые митинги в Косово…хотят статуса союзной республики…=> введено чрезвычайное положение. Кризис в экономике в частности из-за того, что конституция 1974 года дала много независимости союзным республикам => образовалось 8 автономных эконом. регионов. Ситуация в Косово постоянно ухудшается… албанцы требуют независимости. Дек. 1989 года – бойкот Словенских товаров из-за ссоры центра с союзной республикой. Март 1989 года – Скупщина СФРЮ утвердила состав нового Союзного Исполнительного Веча – главой стал экономист А.Маркович => реформы и улучшение экономики…но ненадолго. Январь 1990 года – XIV съезд СКЮ – его демонстративно покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии. Февраль 1990 года – участники собрания Югославской самостоят. демократ. партии в г. Войниче (Хорватия) объявили о создании Сербского автономного края (республика Сербска Крайна). Апрель 1990 года – парламентские и президентские выборы в Словении – президент М.Кучан. Тоже самое в Хорватии – там президент Ф.Туджман. 2 июля 1990 года скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете республики Словения. Аналогичные решения приняли Македония (25 янв. 1991 г.) и Хорватия (25 июня 1991 года)… => распад Югославии.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.004 с.)