Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сексуальные отклонения по объекту влечения
Фетишизм является одним из наиболее распространенных сексуальных отклонений, причем существуют значительные трудности при разграничении форм, причисляемым к нормальным, с теми, которые представляют собой отклонения. Слово feitico по-португальски означает чары, очарование, привлекательность. Фетиш означает предмет, особо желанный, от которого исходят волшебные силы, в связи с чем его следует почитать (предмет религиозного культа). Название «фетишизм» ввел Binet (1887). Фетишизм (сексуальный символ, сексуальный парциа- лизм) заключается в том, что часть тела, одежда или какой-либо иной предмет символизируют сексуального партнера и являются его эквивалентом не только достаточным для достижения сексуального возбуждения и оргазма, но и предпочтительным для этой цели. Таким образом, для достижения сексуального удовлетворения нет необходимости в присутствии сексуального партнера, поскольку имеется исключительно прочная связь между сексуальным возбуждением и отдельными частями человеческого тела или определенными неодушевленными предметами. Фетишизм является отклонением в сексуальном поведении, при котором все сексуальные переживания обусловливаются контактом с неодушевленным объектом, доставляющим сексуальное удовлетворение (характеристика ВОЗ). Практически любая часть человеческого тела и любой предмет могут стать фетишем. Это могут быть длинные красивые ноги женщины, колени и голени, грудь, ягодицы, волосы и даже половые органы (например, при культе фаллоса предпочитается половой член в состоянии эрекции). Все это относится к норме, если части тела партнера страстно желаемы и даже совершенно необходимы для возбуждения сексуального интереса, но все же они остаются «фрагментами» самого партнера, входящего в партнерскую пару. Таким образом, до тех пор, пока длинные женские волосы играют роль фетиша, необходимого для достижения более выраженного сексуального возбуждения, оргазма, но сексуальный контакт осуществляется с женщиной или партнером, нет основания говорить о девиантной форме сексуального поведения. Девиантным поведение становится тогда, когда для достижения сексуального удовлетворения достаточно лишь волос (причем отрезанных без присутствия их обладательницы), когда описанная ситуация к тому же предпочитается и, кроме того, является не спорадической, а привычно повторяющейся, становясь основным источником удовлетворения сексуальных потребностей.
В некоторых случаях механизм формирования фетишизма удается выяснить при помощи психоанализа. Авторами описан случай, когда была привлечена к суду женщина за растрату около полумиллиона марок, причем использовала она эти деньги весьма необычно. Она собирала новые банкноты достоинством в 100 и 1000 марок, скручивала их в трубки и мастурбировала с помощью этих суррогатных половых членов, после чего она уничтожала их в порядке ананкастного ритуала. Необычный выбор объекта (деньги), как и многие другие детали, удалось объяснить лишь посредством психоаналитической интерпретации. Особые формы фетишизма возникают тогда, когда в его формировании участвуют не только зрение, но и другие органы чувств (слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения), а также в тех случаях, когда фетишистские наклонности проявляются в сочетании с другими девиантными наклонностями, создавая целый калейдоскоп симптомов сексуальной девиации: Пигмалионизм (иконолагния, монументофилия) является особой формой фетишизма. Это вид фетишизма, сочетающийся с вуайеризмом. При этом фетишами являются картины, фотографии или статуэтки, которые могут быть гетеросексуальными, гомосексуальными, педо- фильными, геронтофильными или зоофильными. При рассматривании фетишей (или обнимании их, например, статуэток) возникают сексуальное возбуждение и оргазм. Акту пигмалионизма часто сопутствует мастурбация. Название девиации происходит от имени Пигмалион, так звали юношу, который, согласно греческой мифологии, влюбился в изваянную им статую женщины, и по его просьбе Афродита оживила статую. Дендрофилия (при которой фетишем являются деревья), вероятна, родственна пигмалионизму. Нарциссизм (аутофилия, аутоэротизм, аутоэрастия) также является разновидностью фетишизма, при которой фетишем является собственное тело. Название происходит от имени прекрасного греческого юноши Нарцисса, который, согласно греческой мифологии, влюбился в самого себя, когда увидел свое отображение в воде.
Нарциссизм является девиацией, которая при наличии многих других механизмов, ведущих к ее формированию, может рассматриваться как нарушение развития, основанное на недостаточно сформировавшейся способности любить другого человека. Нарцистическая любовь является характерным признаком детского возраста, который, вероятно, никогда полностью не исчезает, но в нормальных условиях не препятствует удовлетворению сексуальных потребностей с другим человеком и возможности сильной эмоциональной привязанности к нему. Нарциссизм же проявляется лишь способностью к любви, ограничивающейся собственной особой. Человек, страдающий нарциссизмом, относится к собственному телу или его отражению в зеркале примерно так же, как к реально существующему другому человеку. Следствием нарцистических наклонностей является скудность контактов с другими людьми, социальная изоляция. Это обусловлено не только невозможностью глубокой эмоциональной увлеченности другим человеком, но и способом существования человека, страдающего нарциссизмом, убежденного в своей исключительности и необычной ценности, что рассматривается как кичливость, ничтожность и является фактором, затрудняющим межличностные контакты, а в особенности препятствующим созданию глубоких эмоциональных связей. Аутомоносексуализм представляет собой девиацию, при которой роль фетиша играет собственное тело, имеющее сходство с телом женщины, достигаемое при помощи одежды и соответствующих манер. Собственное обнаженное тело (или одетое в платье противоположенного пола) в соответствующей приданной ему позе перед зеркалом может имитировать тело человека противоположенного пола и вызывать сексуальное возбуждение. Сексуальное наслаждение при этом достигается посредством мастурбации с одновременным представлением себе полового акта с «партнером» противоположного пола, видимым в зеркале. Аутомоносексуализм, наряду с чертами фетишизма, включает в себя также элементы трансвестизма и нарциссизма, а в плане сексуальных действий характеризуется навязчивой мастурбацией. Гетерохромофилия является разновидностью фетишизма, при которой иной цвет кожи партнера по сексуальным контактам играет роль фетиша. Например, белая женщина испытывает выраженное сексуальное возбуждение и наслаждение только при сексуальных контактах с чернокожим или желтокожим мужчиной. Ретифизм представляет собой разновидность фетишизма, сочетающегося с мазохизмом, при которой роль фетиша играет обувь. Название происходит от имени французского писателя Никола Ретиф де ла Бретона, который описал в своих произведениях эту разновидность фетишизма. Это особая форма «кожаного» фетишизма, когда для сексуальных действий необходимы предметы их кожи (обувь, кожаные брюки, перчатки, кнут, ремни, поводки). Фетишизм деформации заключается в том, что фетишем становятся повреждения или уродства тела, например послеампутационные культи, а также всевозможные нарушения органов чувств. Эта форма фетишизма характеризуется сочетанием с элементами садомазохизма.
Экскремептофилия (цикацизм) является разновидностью фетишизма, сочетающегося с мазохизмом, при которой человеческие выделения (моча, кал, пот, слюна, семенная жидкость, менструальные выделения) играют роль фетиша. Сексуальное возбуждение при этом вызывает обнюхивание их, прикосновение к ним, обмазывание себя ими или проглатывание их, что вызывает наступление сексуального удовлетворения. Некрофилия (некромания, ликантропия, вампиризм) является исключительно редкой разновидностью фетишизма, при которой роль фетиша играет мертвое человеческое тело. Эта девиация может сочетаться с садистскими наклонностями и проявляться вампиризмом. Черты некрофилии могут проявляться в наклонности к сексуальным действиям со спящими людьми, с лицами в бессознательном состоянии или умирающими. Социально более приспособленная форма некрофилии может выражаться сексуально окрашенной повышенной заинтересованностью кладбищами и умершими, но без обесчещивания трупов. Для большинства некрофилов мертвое тело является объектом влечения потому, что сексуальные действия с ним допускают свободу, которая немыслима в отношении живого человека. Специфической формой некрофилии является принуждение сексуальной партнерши (или проститутки) к «изображению» умершей, что обусловливает особое наслаждение при сексуальных действиях. Трансвестизм (эонизм, метатропизм, cross-dres-sing) заключается в переодевании в одежду противоположенного пола, что вызывает половое наслаждение. В этом смысле вся одежда, относящаяся к противоположенному полу, играет роль фетиша. Во многих случаях транвестизм смешивался с транссексуализмом, одним из проявленией которого также является переодевание в одежду противоположенного пола. Однако это лишь часть более обширного комплекса симптомов, в состав которого входят также чувство психического пола (не соответствующего строению тела и половых органов), стремление к тому, чтобы общество воспринимало их как лиц противоположенного пола, а также стремление к изменению своего пола путем операции. Ношение одежды противоположенного пола не обязательно обусловливает состояние постоянного сексуального возбуждения, особенно, если эту одежду носят в течение всего дня, однако сам этот факт является источником удовлетворения. Трансвеститами следует считать только тех людей, которые надевают одежду противоположного пола по сексуальным мотивам, поэтому лишь они могут быть причислены к сексуально девиантным лицам. Трансвеститные наклонности нередко сочетаются с другими девиантными проявлениями. Чаще всего встречается гомосексуальный трансвестизм, а также трансвестизм нарцистинеского происхождения, аутомоносексуалъ- ный трансвестизм и др.
Патогенез трансвестизма характеризуется большой сложностью и не всегда удается четко его выяснить. Для существования трансвеститов в обществе большое значение имеют приятие или терпимость их сексуальной жизни со стороны партнера и «вмонтирование» таких форм сексуального поведения в партнерство. Цисвестизм является разновидностью трансвестизма. Он заключается в стремлении надевать одежду не противоположенного пола, а своего же, но характерную для иного возраста или иного общественного слоя. Гомесвестизм является особой разновидностью трансвестизма и фетишизма. Сексуальное возбуждение и наслаждение достигаются при надевании одежды, характерной для того же пола, но принадлежащей другому человеку. Педофилия (инфантосексуализм, падерозия) представляет собой сексуальное отклонение, проявляющееся стремлением к сексуальным действиям с детьми. В этом смысле пол ребенка не имеет значения, поскольку тело ребенка, т. е. тело с признаками незрелости, составляет истинный сексуальный стимул, роль которого подобна роли фетиша. Геронтофилия (пресбиофилия) представляет собой редко встречающееся сексуальное отклонение, заключающееся в сексуальном влечении к партнеру старческого возраста. При этом старческое тело играет роль своеобразного фетиша. Геронтофилия обращает на себя внимание лишь у молодых мужчин, которые подыскивают себе сексуальную партнершу значительно старше себя и именно по сексуальным мотивам. Обратное соотношение встречается значительно реже. Зоофилия (зооэрастия, бестиофилия, зооступрум) является редким сексуальным отклонением, в основе которого лежит сексуальное влечение к животным. Животное определенного вида, которое вызывает особое сексуальное возбуждение, можно рассматривать при этом как своеобразный фетиш, в связи с чем некоторые авторы предлагали даже называть это сексуальное отклонение зоофетишизмом. Термином «содомия» обозначают обычно любые сексуальные действия с животными, независимо от мотивации, чаще всего при этом речь идет о заместительных сексуальных действиях, о своеобразной форме «мастурбации с животными», практикуемой при наличии высокой сексуальной возбудимости и отсутствии человека как сексуального партнера, а также в среде, в которой животные легко доступны. Разновидностью зоофилии, сочетающейся с садизмом, является зоосадизм, заключающийся в том, что при избиении и истязании животных возникают сексуальное возбуждение и наслаждение. Я. Гилцнский предлагает следующую классификацию «отклонений в сфере сексуального поведения»:
- Проституция. - Гомосексуализм. - Эксгибиционизм. - Фетишизм. - Вуайризм. - Садизм. - Мазохизм. - Некрофилия. - Зоофилия. - Геронтофилия. - Педофилия. Из всех перечисленных «отклонений» в отличие от остальных классификаций Гилинский вводит такой вид сексуальной девиации, как проституция', он считает, что под определением проституция (от лат. prostar — продаваться публично) обычно понимается вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении. В литературе отмечаются такие признаки проституции, как неопределенная множественность партнеров, систематичность сексуальных контактов, «публичность», достоверная известность о ремесле проститутки; доступность лица, занимающегося проституцией, каждому желающему удовлетворить сексуальную потребность за плату; специфический образ жизни и др., однако существенными, принципиальными для проституции остаются два признака: безличный (отчужденный) и возмездный (платный) характер сексуальных отношений. Совокупность этих двух признаков позволяет ограничить проституцию как от корыстных супружеских отншений, брака по расчету, так и от внебрачных сексуальных связей, основанных на личных симпатиях и влечениях, а также от получающих все большее распрастранение в подростковой и молодежной среде безличных, отчужденных, но бескорыстных контактов. Проституирование возможно как при гетереосексуальных так и при гомосексуальных отношениях. Не имеет значения способ удовлетворения половой потребности. Сексологи обозначают следующие причины обращения к проституткам мужчин: 1. Сексуальные желания многих мужчин содержат нечто странное, не вполне обычное. Признаться в этом жене или любовнице стыдно, а с проституткой все можно, и никто об этом не узнает. До тех пор пока секс считается «грязным», «плохие» женщины всегда будут для некоторых мужчин соблазнительнее «хороших», ибо «порядочность» ассоциируется с монотонностью и скукой. 2. Существует и проблема возраста. Стареющих мужчин (после 50 лет) влекут молодые женщины, но их собственная привлекательность с возрастом уменьшается. Власть, богатство или престиж вполне способны компенсировать это; Генри Киссинджеру приписывают слова: «Власть — это последний афродизиак» (то есть сексуально возбуждающее средство). Тем, у кого ни власти, ни денег, ни престижа нет, приходится довольствоваться законным браком или обращаться к проституткам.
5. Проституция — последнее убежище для несчастных, уродливых, больных, тех, кто — спра ведливо или несправедливо — считает, что не может привлечь женщину иначе как за деньги. Кто осмелится бросить в такого человека камень? Тем не менее проституция в сфере сексуальных отношений столь же безнравственна и заслуживает морального осуждения, как и любая продажность. Я. Гилинский считает, что такого же морального осуждения заслуживают и «проституирующие» писатель, политик, публицист, ученый и что занятие проституцией будет сокращаться по мере преодоления стимулов к аморальным формам стяжательства, наживы, по мере вытеснения потребительства более высокими ценностными ориентациями, по мере формирования у людей чувства гордости, собственного достоинства, значимости собственного существования, когда любая форма продажности будет вызывать чувство брезгливости, а не скрытой зависти к доходному ремеслу. Изучая особенности девиантности в сексуальном поведении у старшеклассниц, мы считаем необходимым рассмотреть критерии нормативного сексуального поведения в юношеском возрасте. И сразу сталкиваемся с проблемой возрастной периодизации (о которой мы упоминали выше), так как в медицине (а только там изучают-' ся проблемы как сексуальных отклонений, так и нормы) принято разделение на младших и старших подростков [Каган, О сексологии, с. 139]. В. Е. Каган отмечает, что при этом организация медицинской помощи руководствуется скорее психолого-педагогическими, чем медицинскими критериями (младшие подростки посещают детскую поликлинику и лечатся в детской больнице, а старшие наблюдаются и лечатся в подростковых отделениях учреждений для взрослых), а педагогика может опираться на критерии медицинские (так, литература о половом воспитании подростков имеет в виду возраст 12—18 лет). В американской литературе утвердился термин «тинейджер» (от англ, teen — окончание числительных от 13 до 19 лет — и age — возраст), которым обозначают всю эту возрастную группу. Предлагаются и разные определения границ этого возраста. Медико-биологические критерии отталкиваются от показателей созревания биологических функций. Но и здесь не обходится без разногласий: первые менструации у девочек и эякуляция у мальчиков рассматриваются то как начало, то как пик, то как конец полового созревания. Разногласий может быть меньше, если выделять: а) пре- пубертатный период — от начала полового оволосения и ускорения роста до первых менструаций и эйкуляций; б) собственно пубертатный — от первых менструаций и эйя- куляций до остановки роста; в) постпубертатный (юношеский) — от остановки роста до полной репродуктивной и психологической зрелости. Отсюда следует, что интересующий нас юношеский возраст уместно обозначить как постпубертатный. Но все тот же В. Е. Каган возражает против такого подхода, так как процессы созревания протекают неодновременно и неравномерно. В одном и тот же паспортном возрасте подростки могут очень широко различаться по степени созревания: один будет выглядеть юношей, а другой ребенком. Да и разные системы организма так же созревают неравномерно и неодновременно, так что репродуктивная зрелость (завершение физической реорганизации, регулярные овуляторные циклы у девушек и регулярная продукция зрелых сперматозоидов у юношей) достигается намного раньше зрелости психологической (достаточно вспомнить, что созревание лобных долей головного мозга, с которыми связывается планирование поведения, завершается у женщин примерно к 18-19 годам, а у мужчин к 21 году). В. Е. Каган, рассматривая этот период по правилу «сексологического треугольника», т. е. стремясь достичь в его рассмотрении единства биологического, социального и психологического аспектов созревания человека, предлагает обозначить возрастные рамки 12—15 и 18—19 годами. В педагогической литературе стало традиционным связывать возникновение полового влечения с подростковым возрастом, что в принципе неверно, так как в это время возникает не само влечение, а осознаваемое влечение к сексуальному взаимодействию. Строго говоря, оно возникает уже в предподростковом (препубертатном) возрасте, достигая затем — уже у подростков — максимальной выраженности. Индивидуальную выраженность силой сексуального влечения можно прогнозировать по конституциональному типу, проявляющемуся в структуре характера (А. Е. Личко), по половой конституции (Г. С. Васильченко, 3. В. Рожановская, А. М. Свядощ). Сексуальные проявления также зависят от культурных стандартов и Норм, групповых установок, ценности жизни и т. д. Половое развитие, по точному замечанию И. С. Кона, — это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. А. Кинзи подчеркивал, что взрыв сексуальной активности в подростковом возрасте намного более резок, чем довольно ровное повышение андрогенов, определяющих силу влечений. Он указывал и на то, что при одинаковом уровне андрогенов у мальчиков и девочек формируются резко отличающиеся друг от друга стереотипы сексуального поведения. Дж. Ганьон отмечает, что сексуальная активность в разных культурах может различаться в два-три раза, и вполне обоснованно сомневается в том, что эта разница определяется такими же различиями уровня гормонов. Даже примиряющее мнение о том, что пубертатные гормоны определяют интенсивность, энергетику сексуальности, а среда, направленияи стиль сексуальной активности объясняют далеко не все; сексуальная активность может опережать сексуальную зрелость. Затрагивая тему сексуальной активности ювенального возраста, подчеркнем несколько обстоятельств, важных для понимания ее как явления. Во-первых, интенсивность полового влечения в этом возрасте чрезвычайно велика — его часто именуют периодом подростково-юношеской гиперсексуальности, а в быту описывают словами «сексуальная озабоченность». Но те, кто ведет отсчет не от взрослых, а от самих подростков, говорят о постепенном угасании сексуальной активности после 17—18 лет. Во-вторых, сексуальная активность носит характер прежде всего экспериментирования с новой для подростка функцией, резко вмешивающейся в его переживания, отношения. В-третьих, переживание сексуального влечения в этом возрасте только отливается в форму зрелой эротики, которая поначалу чрезвычайно насыщена и напряжена. Неограниченные возможности эротических представлений и фантазий при ограниченных возможностях их реализации могут создавать мощно заряженное эмоциональное поле, порой подталкивающее к экстремальным формам сексуального поведения. В-четвертых, реальность такова, что взрыв пубертатной сексуальности происходит при крайне неподготовленном сознании (из-за отсутствия должного полового воспитания и просвещения на более ранних этапах развития). Впервые получаемые в этом возрасте сведения о реальных сексуальных отношениях производят эффект «разорвавшейся бомбы» и вызывают крайние формы эмоционального реагирования (неприятие, возмущение, отвращение, потрясение). Наконец, в-пятых, сексуальность в этом возрасте, по крайне мере на начальных его этапах, еще изолирована от других составляющих любви: сексуальное сознание только формируется, и сексуальность ищет в нем место. Сексуальное поведение в данном возрасте может иметь свои особенности, характерные для данного этапа развития. Сюда относится пубертатная мастурбация, сексуальные игры, петтинг, которые являются своеобразной подготовкой к вступлению в сексуальные отношения и началом половой жизни. Поскольку эти формы сексуального поведения играют определенную роль при формировании сексуального поведения, рассмотрим их подробнее. Пубертатная мастурбация — это, по определению Г. С. Васильченко, суррогатный способ снятия или смягчения проявлений физиологического дискомфорта, который порождается не находящей адекватного удовлетворения биологической потребностью. Но на человеческом уровне это и способ познания новых для подростка функций и связанных с ними ощущений, и средство испытания их, подтверждающее для подростка его созревание. Хотя еще в 1786 г. Дж. Хантер подчеркивал ее физиологическую безвредность, миф о подростковой мастурбации как о «мужской болезни» или «мужской распущенности», приводящей к болезням (такие взгляды можно встретить даже в литературе 80-х годов), оказывается поразительно живучим. В опросах А. Кинзи о мастурбации в подростковом возрасте сообщили 96 % мужчин и 62 % женщин. Частота и способы подростковой мастурбации крайне вариативны. Девочки чаще мальчиков открывают мастурбацию самостоятельно, а благодаря укоренившимся представлениям о ней как о сугубо «мужской привычке» (или болезни) не всегда отдают себе отчет в том, как называются их действия. Связанные с мастурбацией психологические конфликты присущи в гораздо большей степени мальчикам, чем девочкам, может быть, потому, что женщина при мастурбации (в самом буквальном смысле) ничего не теряет, а «растрата семени» в христианской морали расценивалась как грех, причем даже более тяжкий, чем прелюбодеяние. Сексуальные игры происходят вдали от глаз взрослых. Хотя большинству взрослых, в принципе, известно, что они существуют, сталкиваться с ними вплотную приходится нечасто. В ряде сельских районов подростки прибегают к сексуальным контактам с животными. Пик таких контактов приходится на возраст 12-15 лет. В некоторых культурах, например, в одном из районов Колумбии, такие игры поощряются и мальчикам для этих целей рекомендуются ослы; в других — на них смотрят сквозь пальцы; в третьих они кажутся неприемлемы. Но, так или иначе, они существуют, и в опросах А. Кинзи о наличии такого опыта в подростковом возрасте сообщили 22,4 % мужчин и 5 % женщин. Чаще, чем принято об этом думать, сексуальные игры происходят между детьми в семье. И. С. Кон приводит такие данные американских исследований. Эти игры отметили в своем опыте 15 % девушек и 10 % юношей. В 1/3 случаев они сами или их партнер по играм были старше на 12 лет, а в остальных случаях участники были младше. 75 % игр приходятся на разнополых участников (брата или сестру). У 1/3 участников игры были однократными, и у 1/3 они продолжались до года. '/3 опрошенных оценили опыт этих игр, простирающийся до имитации или попыток совершения полового акта, как отрицательный, положительный или безразличный. В 25 % случаев подростки (мальчики и девочки) применяли насилие к младшим сестрам и братьям, обычно не жалующимся на это взрослым. Самая частая форма — сексуальные рассказы и небылицы, подглядывание за представителями другого пола, рисунки сексуального содержания в местах обычного пребывания своего и противоположного пола и т. д. Какими бы ни были сексуальные игры, основное их содержание — экспериментирование в контексте общения, что отличает их от мастурбации как таковой. Петтинг (от англ, to pet — ласкать, а в американском варианте — целоваться, обниматься). Этим термином описывают взаимные сексуальные ласки, приводящие к сексуальному возбуждению и включающие в себя любые действия, кроме узко понимаемого полового акта. Он может быть завершенным (приводящим к оргазму) и незавершенным; глубоким (тяжелым) — ласки обнаженного тела, ласки ниже пояса и т. д. или поверхностным (легким) — от объятий и поцелуев выше талии и через одежду; осуществляться с партнером противоположного или своего пола. Петтинг, по содержанию сходный е «предварительной любовной игрой» в зрелых сексуальных отношениях, является заместительной формой сексуальной жизни и распространен более всего там, где высока ценность добрачной девственности. Петтинг обычно рассматривается как форма удовлетворения сексуального влечения, причем более зрелая, чем мастурбация или сексуальные игры. Но вопрос о его значении для поло- и сексуально-ролевого развития практически не ставится. Между тем петтинг — это школа сексуального общения и феномен прежде всего психологический. Этой школе предшествует своего рода «детский сад» сексуального общения: первые робкие касания, рукопожатия, мимолетные и неумелые поцелуи, легкие объятия и т. д. Те, кто не бывал в этом «детском саду», ив 16—18 лет часто выражают свои симпатии выламыванием рук или провоцированием агрессии юноши. Свой путь есть и в петтинге: от очень легкого и незавершенного до глубокого и завершенного — ступень за ступенью. Петтинг дает практические уроки того, что будет необходимо для зрелой сексуальности как общения партнерам: умение понимать другого и проявлять себя не только на уровне слов, но и на уровне действий. Он учит чувствовать и понимать партнера, выражать свои чувства и предпочтения на «языке ласк», улавливать границы желательного и допустимого для партнера и помогать расширять эти границы, обогащать диапазон ласк. Позже техника петтинга станет основой «любовной игры», отсутствие которой превращает половой акт из любовного общения в «сексуальное потребление». Иными словами, в петтинге происходит объединение платонического и чувственного компонентов любви, когда эмоции свободно, легко и точно переводятся на язык ласк. Пользуясь выражением С. С. Либиха, подростково-юношеский петтинг можно рассматривать не только как заместительную форму сексуального поведения, но и как введение в «этикет сексуального общения». Начало половой жизни часто притягательно для подростков именно как посвящение во взрослого человека и нередко становится крайним выражением эмансипационных мотивов. В сложном мотивационном комплексе начала половой жизни называют также любовь, потребность в доверительном общении, любопытство, настояния партнера, сексуальный импульс, пример сверстников, совращение, а в юношеском возрасте — комфортность, потребность «быть как все». Есть мотивы, расцениваемые как «женские», но являющиеся по сути коммуникативными: доказательство любви, доверие как к будущему супругу, сочувствие заявлениям о тяжести воздержания, страх лишиться партнера, проверка своей «ценности». В связи с акселерацией часто говорят о все более раннем начале половой жизни. На самом деле, на сроках сказываются гораздо больше социокультурные характеристики среды, в том числе семейной. Достаточно часто за началом половой жизни стоят реакции эмансипации, протеста, неудовлетворенности «эмоциональным голодом» в родитедьской семье, недостаточная коммуникативная компетентность и т. д. Рассматривая понятие нормы относительно сексуального поведения, следует учитывать положение нового клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» МКБ-10, которое гласит, что «критериями сексуальной нормы являются: парность, гетеросексуальность, половозрелостъ партнеров, добровольность связи, стремление к обоюдному согласию, отсутствие физического и морального ущерба здоровью партнеров и других лиц. Расстройство сексуального предпочтения означает всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении, независимо от его проявлений и характера, степени выраженности и этиологических факторов. Это понятие включает как расстройства в смысле отклонения от социальных норм, так и от норм медицинских». Но в то же время мы не можем не брать во внимание, что ювенальный возраст — период становления сексуального поведения, который имеет свои особенности, являющиеся нормальными и естественными. К таким особенностям сексуального поведения ювенального возраста мы относим гиперсексуальность, стремление к экспериментированию в сексе, эротическую напряженность (также стимулирующее сексуальное экспериментирование), неподготовленность, неинформированность или искаженные представления о реальных сексуальных отношениях, изолированность, оторванность сексуального поведения от других составляющих любви (духовную незрелость). Кроме того, в данный возрастной период многие формы сексуальных проявлений — мастурбация, петтинг, сексуальные игры (где социальные нормы некоторых культур допускают такую форму сексуального поведения, как половой контакт с животными), ранние половые контакты — не только относятся к понятию нормы, но и являются необходимым этапом в становлении и формировании гармоничного сексуального поведения. Ряд авторов (В. Е. Каган, Г. С. Васильченко, Э. Эриксон и др.) подчеркивают, что в становлении сексуального поведения доминируют не биологические факторы, а социально-психологические. В данном аспекте В. Е. Каган выделяет такое понятие, как сексуальное сознание, которое определяет как «специфический аспект полового сознания, связанный с сексуально-эротическими переживаниями и установками, направляющими поведение». Зрелое сексуальное сознание, по мнению Э. Эриксона, предполагает совместимость сексуально-эротических переживаний с любимым партнером другого пола, которому человек доверяет и на чье доверие способен отвечать, с которым он хочет и может разделять ответственность, за совместный труд и отдых, продолжение рода, чтобы обеспечить возможности благоприятного развития детей. По мнению Г С. Васильченко, этапы становления зрелого сексуального (он называет его «половое») сознания у мужчин и женщин различаются. У мужчин это становление проходит 4 стадии. 1-я стадия — понятийная. Она протекает в детстве и характеризуется отсутствием чувственно-эротической окраски сексуальных реакций и опыта, связанного с полом и отношением полов. 2-я стадия — романтическая, иначе платоническая. На ней эротичность еще не связывают с сексуальностью, она реализуется в сфере несексуального общения, часто воображаемой и, как правило, возвышаемой и поэтизируемой. «Значение платонической стадии, — пишет Г. С. Васильченко, — очень велико: именно платонический компонент возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой Любви». 3-я стадия — сексуальная. Она описывается как стадия подростково-юношеской гиперсексуальности. 4-я стадия — зрелого сексуального сознания, которое Г. С. Васильченко характеризует как гармоничное индивидуально-вариативное единство понятийного, платонического и сексуальноэротического компонентов, с одной стороны, и образуемого ими комплекса и системы ценностей, морально- этических ориентаций личности, с другой. У женщин, по мнению Г. С. Васильченко, вслед за понятийной и романтическими стадиями обычно формируются (в отличие от сексуальной стадии и стадии зрелости у мужчин) третья, и последняя, стадия — пробуждение сексуальности, хотя у многих женщин этого вообще не происходит. В. Е. Каган считает, что такое представление о женской сексуальности рассматривается как типичное отражение маскулинной ориентации, в свете которой женское представляется как «недоразвитие» мужского, а все психосексуальное развитие и поведение рассматривается под сугубо мужским углом зрения. Возможны и иные подходы, вытекающие из исследования женской сексуальности. Тот же Г. С. Васильчинко отмечает, что динамика развития сексуального сознания у мужчин более прямолинейна, сексуальные реакции более инструментальны и определенны (эрекция полового члена), а первый оргазм возникает автоматически, без предварительной выучки и всегда связан с чувством удовлетворения (последние две особенности отличают мужской оргазм от женского).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.035 с.) |