Возрастные границы социальных групп и их отношение к суициду в настоящее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные границы социальных групп и их отношение к суициду в настоящее время



Старшее поколение

Вернемся в настоящее время. Может быть, сказанное ранее поможет хотя бы немного осмыслить тенденции к суицидальному поведению и современной молодежи, и более старшего поколения. Представим, как «чувствуют» себя различные слои и социальные группы в результате крутого поворота общественного корабля из безветрен­ной бухты «застоя» в бурные воды океана перестройки.

Старшее поколение, как известно, — самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая роста самоубийств, за исключением лишь некото- - рых стран, например, Японии, медленно нарастает у сла­бого пола и резко взмывает вверх к концу жизни у муж­чин. Это и понятно: болезни и одиночество, упадок жиз­ненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмо­ции «социально активной старости».

Даже несмотря на негативные установки церкви, ста­рикам иногда предоставлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящими на своих ногах. Недаром Плиний Старший рассматривал существование ядовитых трав как доказательство доброты Провидения: они давали возможность старикам умереть быстро и безболезненно.

Но, с другой стороны, люди, которые СМОГЛИ полнос­тью сказать «да» старости и принять ее со всеми горестя­ми и радостями, действительно ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней моло­дости и черпают новые неизвестные ранее удовольствия в «сокровищнице картин своего прошлого», по выражению Г. Гессе, написавшего замечательное эссе «О старости».

К сожалению, светлые картины личных воспомина­ний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в общественной волне печальных напоминаний об эпохе 30-х годов, а подчас и в собственной горечи «покаяния» и утери прежних жизненных ценностей.

Поколение среднего возраста

Возможно, его «ощущения» более однозначны в пла­не изменения отношения к самоубийству?

Действительно, шлагбаумы перестройки открыли много новых скоростных дорог, по ним мчаться бы людям средних лет, которых, с одной стороны, уже можно на­звать профессиональными водителями, а с другой — у которых имеются еще почти полные баки горючего из энтузиазма, энергии и жизненных сил.

Конечно, многие из «среднего» поколения получили, наконец, сегодня возможность реализовать свои идеи, за­мысли и творческий потенциал или просто возможность работать хорошо. Однако ни для кого не секрет, что рабо­та некоторых, а может (не будем излишне скромными), и большинства еще совсем далека не то чтобы даже от иде­ала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это про­исходит от недостатков общей организации труда, а иног­да — и от субъективных причин, относящихся к конкретно­му специалисту: или это очень слабая профессиональная подготовка, или нежелание и неумение реально изменять стиль и методы своей работы, или неумение координиро­вать свою деятельность с другими людьми, и целый ряд других причин.

Какими бы «психологическими защитами» ни прикры­вали они свое нежелание или невозможность изменяться, а может быть, и несоответствие своих психофизиологичес­ких особенностей избранному виду деятельности, они обя­зательно получат достаточно большую порцию стресса в широком ассортименте психологических факторов: неуве­ренность в своем профессиональном и социальном буду­щем, чувство вины за несоответствие требованиям и пло­хую работу, тревогу за свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с руководством и коллегами и др.

С другой стороны, люди, «переключившие скорос­ти» своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых, естественно, из-за большей напряженнос­ти труда в связи с более быстрым «темпом», а во-вто­рых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути.

Одним из новых источников получения стрессового заряда сегодня является недавно начавший широко про­являться механизм социально-экономического разви­тия — конкуренция. Боязнь неуспеха, отставания, проиг­рыша, тревога из-за неуверенности в своих возможнос­тях, страх стать жертвой конкурентов и прочий букет беспокойств... До недавнего времени считалось, что мо­нополией на обладание этими психологическими явле­ниями в широком социальном контексте обладает ис­ключительно капиталистическое общество.

Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсив­ные изменения, происходящие во всех сферах современ­ного общества и порой требующие от человека коренно­го изменения мышления и поведения.

Большинство же людей среднего возраста являются зрелыми людьми, уже состоявшимися в профессиональ­ном, семейном и других планах, имеющими свое доволь­но устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на раз­личные стороны жизни, свои стереотипы мышления и поведения, то есть весь багаж опыта, накапливающийся с возрастом и порой являющийся таким универсально всеобъемлющим, что не позволяет некоторым людям во­обще воспринимать что-либо новое.

Возможности воспринимать новое и соответственно изменять свое поведение у представителей среднего по­коления, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, чем сегодня, к сожалению, нельзя назвать очень большими.

С другой стороны, новые условия общественной жиз­ни порождают неизмеримо большее количество альтер­натив как при выборе стратегических программ поведе­ния человека, таких, например, как выбор профессио­нальной деятельности или формы и места получения образования, так и в повседневном поведении, в быту, на­пример, при покупке газеты или журнала. Более автори­тарное общество с его строгими правилами поведения во всех жизненных проявлениях не оставляет в большинстве случаев возможности выбора, ограничивая свободу инди­вида и свободу его личности, более демократическое — представляет гораздо большие возможности для индиви­дуального развития, но заставляет «мучиться» индивида свободой выбора и неопределенностью. В истории изве­стны случаи повышения числа самоубийств в результате демократизации общества (например, в республиканской Испании).

Молодежь

На первый взгляд, может быть, это звучит антигуман­но, но отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом воз­расте является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она, собственно, и должна в полной мере начинаться, и ответственность за это несут все члены общества в гораздо большей степени.

Каковы основные факторы, способствующие попыт­кам суицида у молодежи, и насколько существенны они сегодня в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведени­ем, находятся, конечно, отношения с родителями (пример­но в 70 % случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте — трудности, связанные со школой, на третьем — проблемы взаимоотношений с дру­зьями, в основном противоположного пола.

Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних, эмоционально теплых отношений, которые являются на­дежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рас­сматриваются психологами как отчаянный призыв о по­мощи, как последняя попытка привлечь внимание роди­телей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом — ведь около половины подростков, совершивших попытки са­моубийств, выросли в семьях, в которых один из родите­лей или умер, или покинул семью.

Распад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным с самоубийствами, и у взрослых. Среди оди­ноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются добровольные уходы из жизни. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.

Интересно, что молодых (в возрасте 15—19 лет), на­оборот, ранние браки не спасают от уменьшения риска суицида. По данным американских авторов, среди жена­тых юношей в 1,5, а среди замужних девушек в 1,7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверст­ников. Это связано прежде всего с тем, что «молодые» браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удач­ной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обста­новки в семье родителей.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемос­тью или плохими отношениями с учителями и админис­трацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие, например, от японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят де­сятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появ­лению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противо­положного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве ком­пенсации плохих отношений со своими родителями из- за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу «я не могу жить без тебя»), что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются как невосполнимая ут­рата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружаю­щих, происходят «ситуативные самоубийства» — импуль­сивные, неподготовленные и собственно не связанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубий­ства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчая­нии» — около 40 % случаев, «заставить сожалеть челове­ка, который плохо с тобой обращался» — около 30 % слу­чаев, «показать, как ты любишь другого» и «выяснить, любит ли тебя действительно другой» — 25 %, «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» — 25 % и, наконец, в 18 % случаев «призыв, чтобы пришла помощь от другого» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским от­ношениям и просто к проблемам общения и взаимоотно­шений, современная ситуация в этом плане еще во мно­гом далека от идеала. Профессиональные и другие про­блемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зача­стую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу (или вообще неизвестно на кого).

Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальны­ми группами (усиливается процесс «дифференциации»). Это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин. Все это приводит к тому, что проблема «отцов и детей» как никогда остро стоит именно сегодня и от ее решения зависят успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сво­дятся к метаниям между анархистскими лозунгами «Пол­ную свободу молодежи» и стародавними призывами «Надо уважать и слушаться старших».

С другой стороны, будем оптимистами, ведь молодые являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораз­до больше других потенциальных возможностей ис­пользовать преимущества, связанные с тенденциями перестройки общества.

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА

Непрямое самоубийство

Существуют люди, являющиеся суицидальными лич­ностями, но этого не признают их семья, друзья и т. д. От­чаявшиеся субъекты могут счесть жизнь невыносимой из-за непреодолимых препятствий, и их поведение мо­жет быть устремлено к смерти. Карл Меннингер описал это как «хронический суицид» — непрямое саморазруша- ющее поведение, которое подрывает чье-либо собствен­ное здоровье.

Люди часто убивают себя, не осознавая своих леталь­ных намерений. Лица, к которым относится это утвержде­ние, отрицали бы то, что их действия направлены на само­разрушение. Их смерть почти всегда кажется случайной. Автоцид

Еще одним местом, где стоит искать замаскированные самоубийства, является проезжая часть дороги. Машина является идеальным инструментом самоуничтожения. До 25 % из обследованных жертв несчастных случаев находи­лись в подавленном состоянии или говорили о чувстве беспомощности, что является типичным для суицидаль­ных личностей. До несчастного случая у них бывали фан­тазии о смерти и саморазрушении. По мнению специали­стов, примерно четверть водителей погибают, намеренно или полунамеренно способствуя этим авариям. Использо­вание транспортных средств как метода саморазрушения особенно плохо поддается динамическому наблюдению, статистическому циклу и анализу.

Люди, которые предпринимают автоцид, редко остав­ляют суицидальные записки.

Алкоголизм и наркомания

Риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом. Это заболевание имеет отношение к 25-30 % само­убийств; среди молодых — до 50 %. Длительное злоупот­ребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как извест­но, часто предшествуют суициду. Алкоголь усиливает и агрессивность, которая может привести к саморазруше­нию, если оборачивается на самого себя. Хотя нужно от­метить, что чаще такие люди умирают все-таки по сома­тическим причинам.

Наркомания и суициды тесно связаны между собой. Недавние исследования больных наркоманией подтвер­дили представление о том, что наркотики являются од­ним из широко распространенных средств совершения самоубийств. Это всем известный пентабарбитал, фено­барбитал, самецелаты и т. д.

Таким образом, существует много способов совершения самоубийства, кроме вскрытия вен, попыток повеситься и застрелиться. Как бы то ни было, суицид является главной причиной напрасных смертей. И как сказал Николай Бер­дяев, «суицид есть издевательство над смертью».

Контрольные вопросы

1. Что такое суицидальность?

2. Что включает в себя суицидальное поведение?

  1. Назовите виды суицидального поведения?
  2. К какому возрасту наиболее применим термин «су­ицидальное поведение»?
  3. Раскройте особенности таких понятий, как «суици­дальная попытка», «суицидальная угроза», «суици­дальные факторы».
  4. Назовите факторы, влияющие на явление суицида в разных странах.
  5. Какую роль играет религиозный фактор по отноше­нию к суицидальности?
  6. Какие социальные причины толкают людей на су­ицид?
  7. Какие отношения характерны в разных социальных группах к суициду в настоящее время?
  8. Назовите способы совершения суицида.

Литература

1. Степанов С. С. Как помочь себе и другу выйти из кризиса. М.: Академический Проект, 2001. — 48 с.

  1. Кулганов В. А., Юнацкевич 77. 77. Как не стать пси­хом: Практическое пособие. СПб.: Атон, 1999. — 320 с.
  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. - 688 с.
  3. Летленко В. П. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота: В 5 т. 3 т. СПб.: Петрос, 1998.
  4. Нелъсен Дж., Л. Лотт, Cm. Гленн. 101 совет родите­лям. М., 1997.
  5. Родина Е. В. Саморегуляция фрустрационных со­стояний, или как переживать неудачи. М., 1996.
  6. Рудестам К. Практические упражнения по группо­вой психотерапии и психокоррекции. М., 1992.
  7. Скородумов а А. П. О необходимости профилактики суицидального поведения адептов деструктивных религиозных культов. М., 1997.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1996.
  9. Кун Д. Основы психологии: все тайны поведения человека. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 864 с.
  10. Байер К. Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997. - 368 с.

 

 

Глава 10. ГОЛОДАНИЕ И ОЖИРЕНИЕ

ГОЛОДАНИЕ

В чувстве голода виноват не только желудок. У мно­гих людей голод вызывает общее ощущение сла­бости или дрожи, которое, по-видимому, не свя­зано с желудком.

Если бы переедание контролировали одни лишь внут­ренние потребности, то переедало бы гораздо меньше лю­дей. Тем не менее многие люди чувствительны к внешним сигналам для принятия пищи (знакам и сигналам, свя­занным с едой). Если вы чувствительны к внешним сиг­налам, то скорее всего будете есть, когда пища привлека­тельна, видна и ее легко получить. Можно найти людей с любым весом, которые необычайно чувствительны к вне­шним сигналам еды, поэтому, строго говоря, это не про­блема ожирения. Точно так же сигналы к принятию пищи действительно оказываются фактором, влияющим на пе­реедание.

Когда вы пытаетесь сбросить вес, то стараетесь при­держиваться определенной диеты. Диета — это не просто ограничение в еде. Диета — это изменение типа и коли­чества пищи, которую вы регулярно употребляете. Диета также оказывает влияние на переедание. Помещение животных на диету из супермаркета, например, может привести к сильному ожирению. В одном эксперименте крысам давали еду из шоколадного печенья, салями, сыра, бананов, молочного шоколада, орехового масла и жира. Такие крысы набирали вес в три раза больше, чем обычные крысы, питавшиеся простой лабораторной едой (сухая смесь из нескольких видов зерен).

В целом сладость, высокое содержание жира и разно­образие пищи стимулируют переедание. Представляется, что наша культура развивает склонность к самой худшей еде для людей с тенденцией к полноте.

Заманчиво предположить, что ожирение возникает от постоянного переедания. Но это миф. Переедание возни­кает, главным образом, когда человек приобрел излиш­ний вес. Как только человек набрал лишний вес, тот мо­жет повышаться при обычном питании. Дополнительная проблема состоит в том, что, как только люди набирают вес, они снижают уровень активности и сжигают меньше калорий. В результате некоторые люди с излишним весом продолжают набирать вес, потребляя меньше калорий, чем их более стройные соседи.

Обильная привлекательная еда создает мощный сти­мул к перееданию. В США бесчисленные внешние сигна­лы к еде и пище с высоким содержанием сахара (и тому подобному) способствуют ожирению каждого третьего взрослого человека.

Люди с повышенным весом переедают и тогда, ког­да тревожатся, сердятся или грустят, а также когда го­лодны. Более того, полные люди зачастую несчастливы в нашей стыдящейся полноты культуре. Результат — пе­реедание, которое приводит к эмоциональному рас­стройству и еще большему перееданию. Это крайне за­трудняет контроль веса.

Переедание является результатом сложного взаимо­действия внутренних и внешних влияний, диеты, эмо­ций, генетики, упражнений и многих других факторов. Люди становятся полными по разным причинам и разны­ми путями. Очевидно, ученным предстоит еще долгая «битва с лишним весом».

К расстройствам питания относится:

Анорексия — разрушительная потеря веса, вызванная сознательным постоянным голоданием (упорное стрем­ление к чрезмерной худобе). Симптомы сознательной нервно-психической анорексии: вес тела ниже 85 % от нормального для возраста данного человека; отказ под­держивать вес тела в нормальном состоянии; сильный страх располнеть или набрать вес, даже если вес челове­ка ниже нормы, тревога, связанная с телом человека или воспринимаемым весом; самооценка находится в высо­кой зависимости От веса тела; отрицание серьезности ненормально низкого веса тела; поведение склонное к очищению (рвота или неправильное употребление сла­бительных).

Булимия — переедание, за которым, как правило, сле­дует рвота и (или) принятие слабительного (синдром очи­щения желудка от излишней еды). Симптомы булимии: вес нормальный или выше нормы; повторяющееся пере­едание; за час или два больной съедает количество еды во много раз больше, чем это мог бы сделать средний человек; отсутствие контроля питания; человек делает много физи­ческих упражнений, чтобы не набрать веса; человек огра­ничивает себя в еде, чтобы поддержать вес; самооценка че­ловека находится под сильным влиянием веса тела.

По медицинским причинам многие люди подверга­ются хирургической операции удаления желудка. Тем не менее эти люди продолжают чувствовать голод и регуляр­но едят.

По-видимому, причиной голода должен быть какой- то главный фактор. Одна из существующих составляю­щих — это уровень глюкозы (сахара) в крови. Если чело­веку вводят инсулин, то он вызывает гипоклемию (низкое содержание сахара в крови) и стимулирует чувство голо­да и сокращения желудка. Печень также участвует в воз­никновении чувства голода. Этот орган реагирует на не­достаток телесного «горючего», посылает нервные им-, пульсы в мозг и таким образом провоцирует желание есть.

Когда вы проголодались, то многие части мозга ока­зываются активизированными, так что не существует ка­кого-то одного «центра голода». Тем не менее маленькая область под названием гипоталамус действительно регу­лирует многие аспекты мотивации, эмоций, в том числе голод и жажду.

Гипоталамус чувствителен к уровню сахара в крови (и к другим веществам). Он получает нервные импульсы от печени и желудка. Вместе эти импульсы регулируют чув­ство голода. Одна часть гипоталамуса действует как сис­тема кормления, которая инициирует потребление пищи. Если латеральный гипоталамус «завести» при помощи электрического стимула, то, даже хорошо наевшись, жи­вотное начинает снова есть. Если эту область не стимули­ровать, то животное не захочет есть снова. Вторая область гипоталамуса оказывается частью системы насыщения, или «останавливающих механизмов» в еде. Если вентро- медиальный «механизм» (т. е. нижняя средняя часть гипо­таламуса) уничтожить, то в результате человек начнет рез­ко переедать. Крысы с такими повреждениями начинают переедать, пока не достигают веса 1000 г и более (все обычные крысы весят около 180 г). Чтобы этот вес соот­нести с человеком, представьте кого-то, кто весит 180 фун­тов и чей вес увеличится до 1000 фунтов (соответственно 72 и 400 кг).

Околожелудочковое ядро — третья связанная с голодом часть гипоталамуса. Эта область помогает поддерживать постоянный уровень крови в организме, в результате — влияет на начало и прекращение потребления пищи. Околожелудочковое ядро очень чувствительно к веще­ству, называющемуся нейропептидом. Если этот нейро­пептид будет кумулироваться в больших количествах в околожелудочковом ядре, то животное будет есть, пока у него хватит сил схватить еще кусок пищи.

Химическое вещество, которое называется пептид глюкагонного типа, обусловливает прекращение еды. Пептид вырабатывается в кишечнике после того, как вы поели. После этого он переправляется в потоке крови к мозгу. Когда вырабатывается достаточно пептида, то ваше желание есть прекращается.

Кроме того, что мы знаем, когда начать есть и когда закончить, важно регулировать вес в течение более длинных периодов времени. Этой задачей руководит си­стема, которая чувствительна к количеству жира, сохра­няющегося в организме. Тело обладает определенной конституцией — предрасположенностью к сохранению определенной пропорции жира. Другими словами, кон­ституция действует как «термостат» для уровня жира. Ваша собственная конституция — это вес, который вы поддерживаете, когда не прилагаете усилия к тому, что­бы поддерживать или снизить вес тела. Когда ваше тело выходит за пределы своей конституции, то вы по боль­шей части чувствуете голод. С другой стороны, если «за­пасная шина» хорошо надута, то жировые клетки высво­бождают вещество под названием пептин, которое пере­носится по течению крови в мозг и там действует.

Чувство голода — это сигнал головного мозга нашему телу. Сигнал подается тогда, когда в крови ощущается не­достаток питательных веществ.

В нашем организме должно поддерживаться постоян­ное метаболическое равновесие, то есть должен осуще­ствляться обмен веществ. Имеется в виду, что должны быть определенный баланс и контроль над нашим по-. треблением пищи и ее переработкой. Регулируют вес на­шего тела три вещи: жажда, голод и аппетит.

В голодном мозге есть центр голода. Его воздей­ствия тормозят работу желудка и кишечника. Центр голода останавливает активность желудка и кишечни­ка, если в крови достаточно питательных веществ. Но, если их не хватает, желудок и кишечник становятся активными. Вот почему мы можем слышать урчание своего желудка, когда голодны.

Но голод сам по себе ничего не может сделать с пус­тым желудком. Например, если у человека пустой желу­док, но он возбужден, то он не будет испытывать чувство голода. В этом случае организм человека потребляет за­пасы протеина и питательных веществ из своих внутрен­них резервов.

Когда мы испытываем чувство голода, это означает, что организм нуждается в различных питательных веществах. И, действительно, голодный человек готов съесть любую пищу: наш аппетит заботится о том, чтобы выбор пищи максимально соответствовал потребностям организма.

По Бреггу голодание — это прежде всего возможность избежать самоотравления организма накапливающими­ся в нем вредными веществами, источником которых яв­ляется неправильное питание, а также загрязнение воды и воздуха, злоупотребление лекарствами.

«99 % больных, — писал Брэгг, — страдают из-за не­правильного, противоестественного питания. Люди не понимают, насколько они засоряют себя, употребляя не­подходящую пищу и напитки, и насколько из-за этого ядовитых веществ накапливается в их организме. Голодание — не способ лечения какой-либо болезни или недуга. Голодание ставит организм в такие условия, когда вся его жизненная сила используется для очищения и оздоровле­ния. Голодание помогает организму помочь самому себе».

Согласно П. Брэггу, голодая по-научному, человек мо­жет обрести неувядающую молодость. Голодая, человек предотвращает преждевременное старение. При голода­нии организм самоочищается, самолечится и самовосста- навливается (П. Брэгг, 1989).

ОЖИРЕНИЕ

Ожирение — это значительное превышение нормаль­ного веса организма, которое наступает в том случае, ког­да режим питания индивидуума обеспечивает организму больше энергии, чем он может использовать.

Ожирение — избыточное отложение жира в подкож­ной клетчатке, в полости живота и других тканях организ­ма при переедании, неподвижном' образе жизни, эндо­кринных заболеваниях и т. д.

Излишек, получаемый из жиров, протеинов, углево­дов и алкоголя, накапливается в организме в форме жира.

Для оценки степени ожирения чаще всего использу­ют индекс Кветелета (А. Кветелет — бельгийский демо­граф, 1796-1874), или индекс массы организма. Вес инди­видуума делится на квадрат роста в метрах. Если результат (индекс) равен или меньше 25, вес считается приемлемым; значение индекса от 25 до 30 указывает на превышение веса и более 30 на ожирение.

В развитых странах почти половина мужчин и около !/3 женщин страдают излишком веса и около '/10 населе­ния относится к тучным. Большинство экспертов в об­ласти здоровья рекомендуют избегать излишка веса и ожирения, так как подобные состояния связаны с неко­торыми серьезными заболеваниями. Возникают также психологические проблемы, доводящие до психических за­болеваний и трудности в работе.

На процесс ожирения влияют многие факторы. Ожи­рение усиливается с возрастом скорее всего за счет сни­жения физической активности; при этом большое значе­ние имеет социально-экономический статус веществ, которые влияют и на способность накапливать жир. Это означает, что некоторые люди при большом потреблении пищи не страдают ожирением, тогда как другие толстеют даже при умеренной еде.

Ожирение у детей — одна из распространенных форм патологии. Ожирение диагностируют, если мас­са тела превышает 120 % нормальной величины. При оценке массы тела у детей пользуются средними нор­мами, установленными для мальчиков и девочек раз­личных возрастных групп с учетом конституционных особенностей.

Распространенность ожирения среди населения эко­номически развитых стран составляет от 20 до 50 %. Сре­ди детей — от 4 до 30 %.

Различают первичное {экзогенное) ожирение и вторич­ное, развивающееся при нейроэндокринных формах.

Нейроэндокринные формы ожирения у детей встре­чаются редко.

Экзогенное ожирение возникает в том случае, если общая калорийность пищи превышает энергозатраты. Это бывает при перекармливании ребенка, особенно при злоупотреблении лакомствами, малоподвижном образе жизни, нерациональном питании с избыточным потреблением углеводов, необдуманном назначении врачами длительного постельного режима с ограниче­нием физической активности и т. д.

Экзогенное ожирение характеризуется постепенным увеличением тела с относительно равномерным распре­делением подкожно-жирового слоя.

Усиление аппетита и нарастание массы тела происхо­дит у детей вскоре после рождения или на 6—7-м году жизни, нередко после тонзиллэктомии.

Перекорм в раннем возрасте способствует развитию ожирения в старшем возрасте. Повышенный аппетит сохра­няется на протяжении всей жизни, с годами он усиливает­ся. Вначале аппетит повышается во второй половине дня.

Имеет значение семейная предрасположенность к ожи­рению или «культ» еды. Если родители с нормальным ве­сом, то дети в возрасте до 15 лет страдают ожирением в 10 % случаев, в 40 % — если один из родителей страдает ожире­нием и в 80 % — если оба родителя страдают ожирением.

У таких детей наблюдаются раннее половое созрева­ние, ускоренное развитие скелета и преждевременное ис­чезновение эпифизарных зон, усиление роста.

Помимо перекорма, немаловажное значение имеет недостаток двигательной активности. Такие дети про­водят в активном состоянии на 2/3 меньше времени, большую часть времени они просиживают у телевизо­ра и компьютера. Наиболее интенсивное увеличение массы тела у детей с ожирением происходит в зимние месяцы, что также подтверждает важную роль ограни­чения двигательной активности. Психологическая травма также может привести к увеличению аппетита, а отсюда — и к ожирению.

Если многие родители считают ожирение в раннем возрасте нормальным явлением, то в препубертатный период оно настораживает родителей и врачей в связи с возможностью эндокринных заболеваний.

Число новорожденных и грудных детей, страдающих ожирением, составляет 15—20 %. Среди детей дошколь­ного и школьного возраста ожирение встречается с ча­стотой 2—6 %.

Возникновению ожирения способствует целая группа факторов. Резкая прибавка массы тела (более 10 кг) буду­щей матери во второй половине беременности является первым сигналом возможного ожирения ребенка. Склон­ность к развитию ожирения увеличивается, если масса тела ребенка на 10—15 % и более превышает средние возраст­ные нормы при соответствующей длине тела. Особое зна­чение приобретает массивная прибавка массы тела ребенка в первые три месяца жизни. При этом наименее желатель­ным считается быстрое превышение возрастной нормы массы тела на фоне смешанного или искусственного вскармливания. Наличие избыточной массы тела у роди­телей увеличивает риск возникновения ожирения у ребен­ка. Тучность одного из родителей является причиной ожи­рения ребенка в 50 % случаев, а избыточная масса тела у обоих родителей увеличивает вероятность ожирения у ма­лыша до 80—90 %. Возможность развития ожирения у детей увеличивают такие заболевания, как диабет и гипертоничес­кая болезнь, встречающиеся более 3 раз в двух ближайших поколениях ребенка (у отца, матери, дедушек и бабушек).

Ожирение чаще всего возникает при нерациональном стереотипе питания в семье. Это постоянное переедание на фоне преимущественного потребления углеводистой и жирной пищи, досуг, не отделимый от застолья, и т. п.

Одной из причин ожирения является выраженная тенденция к гиподинамии у ребенка. Это особенно ярко проявляется в том случае, когда доля двигательных форм поведения ребенка уменьшается до 35 % в течение дня.

Возникновению ожирения способствуют нарушение углеводного и жирового обмена, а также различные по­ражения эндокринной системы ребенка. Дети, страдаю­щие ожирением, как правило, довольно остро переживают свой физический недостаток. У них может возник­нуть чувство ущербности, что приводит к серьезным от­клонениям в поведении и расстройствам нервной систе­мы. Все это усугубляется тем, что возникшее в раннем возрасте ожирение в 80 % случаев сохраняется и в пос­ледующие годы.

В начальной стадии ожирения у детей наблюдается довольно равномерное распределение жира на туловище. Такие дети нередко жалуются на потливость, жажду и тошноту. Они быстро утомляются, у них иногда отмеча­ются головокружение, а также функциональные рас­стройства сердечно-сосудистой системы.

У детей, страдающих более выраженными формами ожирения, избыточное отложение жира происходит на животе (часто в виде свисающих складок), на бедрах, спи не, груди и конечностях. У них отмечаются стойкие фун­кциональные расстройства сердечно-сосудистой, эндо­кринной, нервной и других систем организма. У таких де­тей снижена сопротивляемость организма по отношению к самым различным заболеваниям, они плохо справляются с физическими нагрузками.

Диагностика ожирения в первую очередь связана с определением степени превышения массы тела по отно­шению к возрастным нормативам, а также с измерением толщины жировых складок и выявлением сопутствующих

заболеваний и осложнений.

Профилактика ожирения в детском возрасте включает целый комплекс мероприятий, направленных на измене­ние сложившегося отрицательного стереотипа в жизни семьи и ребенка (нерациональное питание, нарушение режима, малоподвижный образ жизни и т. п.).

К профилактической работе с детьми, склонными к избыточной массе тела, большое значение имеет система­тический контроль за динамикой их физического развития.

При этом особого внимания требуют дети с массивными прибавками массы тела в течение первого года жизни. Взвешивание таких детей рекомендуется проводить чаще обычного. При этом рекомендуется пользоваться схемой примерного нарастания массы тела ребенка на первом году жизни, суть системы заключается в средненедельных и ежемесячных прибавках массы тела. В тех случаях, ког­да масса тела ребенка превышает долженствующую, следу­ет привести расчеты питания, внести в рацион соответ­ствующую коррекцию за счет менее калорийных продук­тов и блюд. Большое значение имеет ограничение объема пищи. Объем пищи на одно кормление определяется деле­нием суточного объема на число кормлений.

При построении рационов питания детей старше года, склонных к ожирению, следует уделять внимание широ­кому вовлечению в их рационы различных овощей (пре­имущественно капусты), несладких соков, фруктов, ягод, кисломолочных продуктов. Рекомендуется несколько ог­раничить употребление углеводных блюд и особенно лег­коусвояемых углеводов (сахар, сладости), а также копче­ностей, тугоплавких жиров. Из хлебобулочных изделий следует отдавать предпочтение продукции из муки грубо­го помола (хлеб ржаной, зерновой, докторский, барви­хинский и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.066 с.)