ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существующие работы по проблеме отбора детей



В современном мире очень часто на повестке дня становится проблема эффективного использования потенциала человеческих способностей. В современном спорте преобладает высокий уровень спортивных достижений, этот уровень намного превосходит возможности спортсменов, которые раньше считались в принципе недоступными. Длительная подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого зависит от разных факторов. Главный фактор, влияющий на этот процесс, является отбор одаренных детей.

Проблема своевременного выявления перспективных спортсменок способных достичь высоких результатов, в современном мире особо актуален. Обусловлено это высокой популяризацией спорта и большой конкуренцией. Поэтому спортсменкам необходимо обладать редкими морфологическими данными уникальным сочетание физических качеств и психических способностей.

Проблема отбора и подготовки детей в спортивных школах продолжает оставаться главной проблемой теории методики юношеского спорта. Такой интерес к этой проблеме объясняется тем, что в современном спорте присутствует большая конкуренция поэтому выдерживает этот уровень может далеко не каждый. Из этого и возникает необходимость тщательного отбора талантливых детей, которые в дальнейшем могли бы показать высокие спортивные результаты даже при большой конкуренции [1].

Спортивный отбор и ориентация, как указывает в своих работах [1,2,3] являются многоэтапным длительным и сложным процессом, который включает в себя ряд взаимосвязанных сторон подготовленности спортсмена. Ряд авторов под спортивным отбором понимают определение способностей к обучению и соответствие способностей человека особенностям данной спортивной дисциплины [3,1] и рассматривают как длительный, многоступенчатый процесс, охватывающий периоды от начального до завершающего этапа спортивного совершенствования [2,4].

Анализируя перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов некоторые авторы, предлагают, усилить центральные управления. И выдвигают как соответствующую одновременно и тенденциям развития спорта и физкультурного движения концепцию «активного отбора», включающую: подготовительные мероприятия, родовую ориентацию, видовую ориентацию, отбор в спортивные школы и набор в физкультурно-спортивные школы и ролевую ориентацию[3].

«Отбор является важной и органической частью учебно-тренировочного процесса, так как способствует решению основной задачи спортивной подготовки - достижению высоких спортивных результатов» [3].

Оценивая перспективность юных спортсменов, так же стоит оценить работу спортивных школ, а именно тренеров. Необходимо тесное увязывание оценки труда тренеров с научно обоснованной оценкой перспектив дальнейшего совершенствования его учеников. Если тренер правильно определил соответствие ребенка требованиям данного вида спорта, не приглушил мотивацию к тренировкам, то ученик достиг высоких спортивных результатов на этапах многолетнего отбора. Поэтому система детских соревнование должна, решать задачу всестороннего оценивания перспективности юного спортсмена, то есть позволяет оценить уровень таких качеств как - гибкости, быстроты, координационных способностей, эффектность техники, способность к обучению и личностно-психологические особенности [5].

Отбор - система комплекс мероприятий, включающих в себя педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются высокая степень одаренности детей, соответствующие специфике определенного вида спорта [1,3].

При определении спортивной перспективности спортсменов необходимо руководствоваться ниже перечисленными общими положениями:

1. Спортивная одаренность во многом зависит от наследственных признаков, которые отличаются стабильностью. Думая о будущих достижениях спортсменов и об их спортивных результатах надлежит обращать внимание, на признаки, которые определяют успешность и перспективность спортсменов.

2. Изучение неизменчивых наследственных признаков при определении перспективности спортсменок необходимо для обнаружения тех показателей, которые могут, изменяется во время тренировочного процесса.

3. Структура спортивной деятельности очень сложна и разнообразна. Поэтому при определении перспективности необходимо комплексное изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых зависит успешное освоение определенного вида спорта.

4. Определение спортивного соответствия должно осуществляться на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов исследования.

Из этих положений следует вывод что, проблема отбора детей состоит в том, что с годами поколение меняется, соответственно меняется тип телосложение человека, а так же физические данные, это все обязательно должно учитываться при отборе в спортивные школы. Должны быть разработаны общепринятые критерии, по которым в дальнейшем будет проходить отбор детей.

Спортивный отбор это непрерывный процесс, который занимает много лет подготовки спортсмена. Обусловлено это тем, что трудно выявить способности детей на первом этапе спортивной подготовки, а также сложным взаимоотношением среди наследственных факторах, то есть задатки, приобретенные, в ходе тренировки. Даже высокие особенности к определенному виду спорта, показывающие природную одаренность ребенка, служат лишь нужной основой высоких способностей к занятиям спортом. Реальные способности могут быть выявлены лишь в ходе обучения и тренировочного процесса [7].

Спортивный отбор талантливых детей проходит по нескольким признакам, таким как данные о его росте, весе, телосложении, физических способностях. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому это затрудняет задачу отбора и данные, полученные изначально, являются ориентировочными.

Главными критериями такого отбора являются антропометрические обследования, основанные на педагогических наблюдениях и контрольных испытаниях. В ходе антропометрических обследований необходимо определить, насколько дети, приходящие на отбор в спортивную школу соответствуют тем требованиям, которые характерны для данного вида спорта.

При отборе в виды спорта со сложной координацией, которые отмечаются выразительность средств двигательной деятельности, высоким уровнем сложности движений, высокими требованиями и стабильности движений, сравнительно ранней специальной подготовкой основными критериями спортивной перспективности являются такие показатели, как: возраст, морфофункциональные особенности, уровень физической подготовленности, обучаемость и координациональные способности.

Огромную роль в системе отбора играют педагогические контрольные тесты, из полученных результатов которых можно судит о присутствии необходимых физических качеств и способностей ребенка, для перспективности его в определенном виде спорта. Физические качества и способности, влияющие на достижение высоких спортивных результатов, подразделяются на консервативные, т.е. генетически обусловленные качества и способности. Эти качества и способности крайне важны значение при отборе детей в спортивные группы. К числу таких качеств можно отнести ряд антропометрических показателей, таких как строение и пропорции тела, способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена и физические способности человека [9].

Различают три метода отбора: критерии, методы и организацию. К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей. Так же распространены такие методы как экспертные оценки, аппаратурный метод и метод тестов. Под организацией понимается комплекс мероприятий, направленных на наиболее эффектное рациональное использование методов отбора. Метод экспертизы, чаще применяют для определения медицинских противопоказаний. В нашей работе мы применяем метод отбора по критериям.

Существует множество методов и критериев спортивно отбора. Однако об эффективности этих критериев, нельзя говорить категорично: рекомендуем или не рекомендуем, перспективен или нет, одарен или не одарен и т.д.. Наукой выработана комплексная оценка индивидуальны показателей, определяющих состояние спортсменов [31]:

· Важнейшие характеристики здоровья и состояния отдельных систем;

· Антропологические показатели и оценка биологического возраста

· Работоспособность организма и потенциал энергообеспечения

· Двигательные способности, координация движений

· Личностно- психологические особенности и мотивированность.

Спортивный отбор и ориентация, как указывает в своих работах, [1,2,3,13] являются многоэтапным длительным и сложным процессом, который включает в себя ряд взаимосвязанных сторон подготовленности спортсмена. Ряд авторов по спортивным отборам понимают определение способностей и обучению соответствие способностей человек особенностям данной спортивной дисциплины и рассматривают как длительный многогранный и многоступенчатый процесс, охватывающий периоды от начального до завершающего этапа спортивного совершенствования.

Цель отбора - определение пригодности начинающего спортсмена к специализации в данном виде спорта, выявление его задатков и потенциальных возможностей. Одним из важнейших исследований проблемы отбора - разработка методологии отбора. Определение надежных критериев прогноза способностей на начальном этапе спортивной подготовки.

Таким образом, проблему спортивного отбора для определения соответствия ребенка к виду спорта, следует решать комплексно на основе педагогических психологических, медико-биологических и социологических исследований.

Главными задачами начального этапа отбора детей являются выявление соответствия задатков детей к занятиям спортом путем обнаружения у них нужных способностей, оценка степени двигательной активности. После того как тренер подвел итоги педагогического наблюдения он может определить способность юных спортсменов преодолевать интенсивные тренировочные нагрузки, возможность эффективно восстанавливаться после таких нагрузок, а также определить темпы развития отдельных двигательных качеств [1,13,14].

 

Выявить потенциал и способности детей на основе первоначального отбора и однократных тестов невозможно. Об этом пишут многие отечественные и зарубежные исследователи этой проблемы, невозможно оценить потенциал двигательной и психической способности и тем самым спортивное соответствие к определенному виду спорта на первоначальном этапе отбора, какими бы ни были методы тестирования. Поэтому сделать правильный отбор детей для занятий определенном видом спорта и оценить необходимые потенциалы к этому виду спорта, возможно спустя достаточно длительное время.

Однако есть такие способности, которые отличаются высокой стабильностью и по ним можно определить будущую успешность спортсмена в определенном виде спорта. К числу этих способностей, координационные способности и физической подготовленности детей и подростков.

Из всего этого можно сделать вывод, что только спустя длительное время наблюдения можно составить точный прогноз развития способностей у детей. Однако в настоящее время существуют разработанные данные по модельным характеристикам в разных видах спорта, выделены основные наследственные факторы которые в первую очередь следует учитывать при отборе детей.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.39.7 (0.007 с.)