Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12. Международное морское правоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интересы мирового сообщества на море издавна основываются на той важной роли, которую играют морские пространства в жизни человечества. Моря и океаны, как известно, занимают большую часть поверхности земного шара. Они сыграли большую роль в образовании многих государств. Морские пространства оказывают существенное влияние на развитие экономических, политических, культурных и других связей между народами и государствами. В настоящее время свыше 130 государств являются прибрежными. На берегах морей и океанов проживает большая часть населения земного шара, расположены тысячи населенных пунктов. Морские сообщения для многих государств были и остаются важнейшим видом коммуникаций как между континентами и государствами, находящимися на значительных расстояниях друг от друга, так и между удаленными районами внутри государств. На долю международного судоходства приходится более 90% глобальной торговли. В пределах морских пространств проходят важнейшие и самые географически экономичные пути сообщения, активно развивается туризм. Все больший интерес государств привлекают огромные запасы как живых, так и неживых ресурсов Мирового океана, находящиеся в его водах, на его дне и в недрах. Наряду с этим государства размещают на дне морей отдельные элементы своей инфраструктуры, имеющие важное экономическое, оборонное, социально-культурное значение. Это трубопроводы, различного характера подводные кабели связи (телеграфные, телефонные, волоконно-оптические), силовые электрические кабели. Строятся электростанции, позволяющие использовать огромный потенциал морской воды при приливах и отливах. Большое значение имеют морские пространства для большинства государств в военном отношении. В прибрежной части их сухопутной территории располагаются военно-морские базы, иные военные объекты. В морских районах, прилегающих к побережью государств, их вооруженные силы и пограничные органы выполняют задачи по охране и обороне своих рубежей, отстаивают военные, экономические и политические интересы, участвуют в борьбе с преступностью. Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути. Исторически Россия - ведущая морская держава, исходя из ее пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях в вопросах морского судоходства, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и других видов деятельности государств в Мировом океане. Она заслужила этот статус благодаря географическому положению с выходом в три океана и протяженности морских границ свыше 38 тыс. км, которая в 2 раза больше, чем протяженность сухопутных границ, а также благодаря огромному вкладу в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками. Российская Федерация имеет большой торговый, рыбопромысловый, научно-исследовательский и военно-морской флот. Для России ввиду ее геополитического положения мореплавание является важнейшим видом деятельности. В соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Президентом РФ 27 июля 2001 г., к национальным интересам нашего государства в Мировом океане относятся: незыблемость суверенитета нашего государства, распространяющегося на его внутренние морские воды, территориальное море, а также на воздушное пространство над ними, на дно и недра; обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации, осуществляемых в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды; свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды, обеспечение контроля за функционированием жизненно важных морских коммуникаций, создание условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением Российской Федерации, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом. Цели национальной морской политики Российской Федерации заключаются в реализации и защите ее интересов в Мировом океане и укреплении ее позиции среди ведущих морских держав.
12.1. Понятие, источники и субъекты международного морского права
Важное место в упорядочении деятельности мирового сообщества в Мировом океане, в отстаивании в его пределах жизненно важных интересов государств, в том числе и России, отводится международному праву и его отрасли, носящей наименование "международное морское право". Международное морское право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в области морского судоходства, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и других видов деятельности государств и других субъектов международного права в пределах морских пространств. Международное морское право является одной из наиболее древних отраслей международного права и до начала XX столетия состояло в основном из обычных норм. Впервые широкомасштабная кодификация международного морского права была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне <1>; Конвенцию об открытом море <2>; Конвенцию о континентальном шельфе <3>; Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (далее - Конвенции 1958 г.) <4> и Факультативный протокол подписания, касающийся обязательного разрешения споров <5>. Эти международные договоры и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. -------------------------------- <1> Вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал 20 октября 1960 г. <2> Вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифицировал 20 января 1960 г. <3> Вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифицировал 20 октября 1960 г. <4> Вступила в силу 10 марта 1966 г. Россия в ней не участвует. <5> Вступил в силу 20 сентября 1962 г. Россия в нем не участвует.
Появление в начале 1960-х годов большого числа независимых развивающихся государств, имеющих морское побережье, потребовало совершенствования международного морского права, разработки норм, отвечающих интересам этих государств. В результате научно-технической революции появились и новые возможности освоения Мирового океана и его ресурсов. Все это привело к глубоким изменениям международного морского права и потребовало пересмотра многих положений вышеназванных конвенций и ряда других международных договоров. Это обстоятельство нашло отражение в Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. в Монтего-Бей (Ямайка) на заключительной сессии III Конференции ООН по морскому праву, проходившей с 1973 по 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.). Эта Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г. Российская Федерация стала ее участницей 26 февраля 1997 г. На 2012 г. участниками этого международного договора являются 162 государства и Европейский союз. Данный международный договор, состоящий из 17 частей, 320 статей и 9 приложений, является всеобъемлющим и охватывает практически все основные вопросы использования вод Мирового океана. Он является основой для разработки других международных договоров в этой области. Многие нормы, касающиеся регулирования рыболовства, охраны морской среды от загрязнения, борьбы с преступлениями на море, спасания и оказания помощи в пределах морских пространств в случае аварий и катастроф и других вопросов, содержатся в специальных многосторонних и двусторонних международных договорах (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой 1937 г., продолжателем которых является Россия, и т.п.). Сохранились и действуют в различных областях морской деятельности международные обычаи, положений которых по-прежнему придерживается мировое сообщество. Основная координирующая роль в деятельности мирового сообщества по освоению Мирового океана принадлежит ООН. Под ее эгидой приняты Конвенции 1958 г., Конвенция 1982 г. и многие другие международные документы, регулярно проводятся международные конференции, посвященные проблемам Мирового океана. Со вступлением в силу Конвенции 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН взяла на себя задачу следить за развитием событий, относящихся к этой Конвенции, морскому праву и вопросам океана в целом. Она ежегодно заслушивает доклад Генерального секретаря ООН "Мировой океан и морское право". Расширение и интенсификация морской деятельности государств привели к возникновению и значительному росту в последние годы международных организаций, призванных способствовать развитию сотрудничества государств в различных областях освоения Мирового океана. Крупный вклад в развитие международного морского права и сотрудничества государств в области исследования и использования Мирового океана вносит Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 г. (до 1982 г. - Международная морская консультативная организация - ИМКО) и являющаяся специализированным учреждением ООН. Основные цели ИМО состоят в том, чтобы способствовать сотрудничеству между правительствами и проведению мероприятий, относящихся к техническим вопросам международного торгового судоходства, а также в том, чтобы содействовать устранению дискриминационных мер и излишних ограничений, затрагивающих международное торговое судоходство. Организация занимается, в частности, разработкой проектов конвенций и других международных документов по таким вопросам, как охрана человеческой жизни на море, борьба с пиратством и иными незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, предотвращение загрязнения моря с судов, безопасность рыболовных судов и многим другим. Большое значение для развития международного сотрудничества в изучении океанов и морей имеют и многие другие международные межправительственные организации, в частности, Межправительственная океанографическая комиссия, существующая при ЮНЕСКО, и Международный совет по исследованию моря. В 1976 г. учреждена и с 1979 г. функционирует Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее цель - круглосуточно и быстро осуществлять связь морских судов через искусственные спутники Земли с судовладельцами и административными органами соответствующих государств - участников Конвенции, учредившей ИНМАРСАТ, а также друг с другом. Россия является членом всех указанных выше международных организаций. Большое значение для упорядочения деятельности государств в Мировом океане имеют резолюции и другие документы международных организаций. Несмотря на рекомендательный характер этих документов, их положения находят отражение в законодательстве государств, непосредственно применяются на практике. Они охватывают, в частности, вопросы обеспечения безопасности на борту судов, требования к их конструктивным особенностям и т.п. В соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и Статута Международного трибунала по морскому праву, который нашел отражение в приложении VI к этой Конвенции, образован и действует Международный трибунал по морскому праву. К ведению Трибунала относятся: все споры и все заявления, передаваемые ему государствами в соответствии с Конвенцией 1982 г.; все вопросы, специально указанные в любом другом соглашении, которое предусматривает компетенцию Трибунала; представление Генеральной Ассамблее и Совету Камеры по спорам, касающимся морского дна, консультативных заключений по правовым вопросам, возникающим в сфере их деятельности. Первым судьей от Российской Федерации был известный ученый по международному праву А.Л. Колодкин, ныне им стал В.В. Голицын.
12.2. Пределы действия норм международного морского права
Нормы права, как известно, действуют в пространстве, в отношении находящихся в них объектов, предметов и круга лиц. Применение правил, содержащихся в нормах международного морского права, находится в прямой зависимости от пределов морских пространств, где они осуществляются. Причем часть из них действует в пределах всех морских пространств, другая - только в пределах их отдельных районов. Все они имеют различный правовой статус и международно-правовой режим, что непременно необходимо учитывать на практике. Нормы международного морского права действуют в отношении различных морских объектов (судов, стационарных платформ и т.п.), предметов (полезных ископаемых, предметов, имеющих археологическую ценность, и т.п.). Их правовой статус определяется объемом прав и обязанностей государств в соответствии с международным правом, а также местонахождением в пределах различных морских пространств. Правовой статус физических лиц на море также зависит от их местонахождения в пределах морских пространств, их нахождения на различных морских объектах, деятельности, которую они осуществляют. Основным объектом, на регулирование деятельности которого направлено международное морское право, является морское судно. В то же время следует отметить, что общепризнанного определения термина "судно" в международном праве и законодательстве государств нет. Можно встретить самые различные его определения, подчеркивающие ту или иную деятельность плавучих средств на море или отражающие направленность того или иного нормативного правового акта. В частности, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что морские суда имеют различный правовой статус, определяемый как обычными нормами международного права, так и универсальными международными договорами и даже двусторонними международными договорами, учитываемый во взаимных отношениях между их участниками. Как правило, суда подразделяются на две основные группы: 1) торговые суда и государственные суда, эксплуатируемые в коммерческих целях; 2) военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (таможенные, полицейские и другие суда). Конвенция 1982 г. определяет военный корабль как судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Те и другие категории судов, кроме отдельных случаев, когда требуется дифференциация судов в соответствии с указанными группами, в дальнейшем по тексту будем определять общим термином "судно". Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. При этом каждое судно должно плавать под флагом только одного государства. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации, особенности которой можно найти в Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г. Между государством и судном, плавающим под его флагом, должна существовать реальная связь. Каждое государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом <1>. Согласно международному обычаю, основанному на всеобщей практике государств, везде, где бы ни находилось иностранное судно, внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. Однако эти правила осуществляются с учетом особенностей законодательства иностранного государства, в водах которого находится судно. Юрисдикция государств на борту иностранных судов осуществляется с учетом местонахождения судна, его конкретной деятельности. Иностранные военные корабли, в свою очередь, обладают иммунитетом от иностранного вмешательства, где бы они ни находились, за исключением отдельных случаев, предусмотренных правом вооруженных конфликтов (международным гуманитарным правом). -------------------------------- <1> В международном праве существует концепция о "территориальности" судна, имеющая многовековую историю; она нашла свое отражение в Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. В целях Конвенции в соответствии с ее п. 2 ст. 23 морское судно или воздушное судно в открытом море рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Это условное понимание территории судна, точнее следует говорить, что судно в открытом море обладает иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, за исключением случаев, прямо предусмотренных международным правом.
12.3. Правовой статус и режим морских пространств, находящихся в пределах территории государств
Морские пространства в пределах территории государств находятся под суверенитетом государств и включают в свой состав: - внутренние морские воды; - воды международных морских каналов; - воды проливов, используемых для международного судоходства, частично и полностью находящихся в пределах территории государств; - архипелажные воды, с их внутренними водами; - территориальное море. Следует обратить внимание на то, что воды нейтральных государств в период войны, согласно Конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., именуются нейтральными. В прессе, средствах массовой информации, в высказываниях отдельных юристов и политических деятелей нередко можно слышать ошибочное наименование вод открытого моря "нейтральными водами".
12.3.1. Внутренние морские воды
Внутренние воды могут включать в себя: внутренние воды, являющиеся частью морей и океанов; внутренние воды, расположенные в пределах сухопутной территории государства (реки, озера и иные водоемы). В соответствии с Конвенцией 1982 г., за исключением отдельных случаев, предусмотренных Конвенцией, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства. Важно заметить, что Российская Федерация в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" эти воды относит к морским водам (далее - внутренние морские воды). В соответствии с настоящим Законом, основанным на положениях Конвенции 1982 г., к внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды: - портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; - заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; - заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации <1>, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям". -------------------------------- <1> В настоящее время таковыми в мире считаются: залив Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный. Это определено Правилами морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства 1901 г., а также соглашениями России с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. и считается общепризнанным фактом), а также Чесская губа и Печорская губа. Исторические моря и заливы существуют и во многих других странах, например, Бристольский залив и залив Мори-Ферт - в Великобритании; Гудзонов залив и залив Фанли - в Канаде, залив Чесапик - в США, Варангер-фьорд в Норвегии, Габесский залив - в Тунисе и др. В российской доктрине неоднократно высказывалась мысль, что проливы Санникова и Вилькицкого, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское могут рассматриваться в качестве исторических. В настоящее время они открыты для судоходства на основании Постановления Совета Министров СССР от 1 июля 1990 г., при условии обязательной лоцманской проводки и при соблюдении некоторых других правил плавания. Воды Белого моря с шириной входа в них 82 мили считаются внутренними водами Российской Федерации.
К внутренним водам Конвенция 1982 г. относит воды устьев рек, заливов, портов, обозначенных замыкающими линиями, в пределах архипелажных вод. В пределах внутренних морских вод прибрежное государство устанавливает правовой режим по своему усмотрению. Это распространяется на судоходство, рыболовство, исследовательскую и иную деятельность как своих, так и иностранных судов, плавание военных кораблей. Исключение составляет совместное владение несколькими государствами внутренними морскими водами. Так, например, Россия и Украина объявили, что Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины <1>. Режим таких вод регламентируется на основании совместных международных договоров и иных международных договоренностей. -------------------------------- <1> См.: Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (Керчь, 24 декабря 2003 г.).
В Российской Федерации режим внутренних морских вод регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", рядом других законодательных и подзаконных нормативных правовых актов. В целом говорят, что в пределах внутренних морских вод не действуют общепризнанные нормы международного права, предоставляющие какие-либо особые права иностранной стороне, осуществляющей морскую деятельность. Действует разрешительный принцип в отношении такой деятельности. В то же время в пределах внутренних морских вод действуют и многие обычные нормы международного права, имеющие отношение ко всей территории государства и отражающие всеобщую практику государств. Однако это не относится к государствам, которые активно возражают против тех или иных правил. Прибрежные государства нередко берут на себя обязательства, закрепляя их в двусторонних и многосторонних договорах, как правило, относящиеся к вопросам захода иностранных судов в их внутренние морские воды, в частности в морские порты. Как правило, иностранные суда заходят во внутренние морские воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия. Прибережное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там <1>. При этом все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т.д. -------------------------------- <1> См., например, ст. 13 (Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним) Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Хотя режим морского порта в основном определяется национальным законодательством, государства нередко заключают между собой международные договоры, устанавливающие общий или отдельные элементы режима морских портов. Например, этому вопросу посвящена Конвенция о режиме морских портов, заключенная в Женеве в 1923 г. Однако Российская Федерация не участвует в этой Конвенции. Кроме того, в интересах облегчения международного морского судоходства государства, как правило, создают благоприятные условия для захода иностранных торговых судов в свои морские порты. Так, порядку захода в морские порты и правовому режиму пребывания в них иностранных торговых судов посвящены договоры о торговле и мореплавании и иные международные договоры. Российская Федерация (а ранее - СССР) заключила такие договоры с Ираном, Турцией и многими другими государствами. В соответствии с их положениями при обслуживании в портах иностранных судов и оказании им услуг государствами применяется либо принцип национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные суда), либо режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства). Однако в интересах обеспечения своей безопасности прибрежные государства вводят и определенные ограничения в отношении международного судоходства в своих внутренних морских водах. Они вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Так, например, многие российские морские порты закрыты для захода иностранных морских судов. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, объявляется в Российской Федерации в "Извещениях мореплавателям", издаваемых Главным управлением навигации и океанографии Минобороны России. В тех же целях прибрежные государства устанавливают особый порядок захода в свои порты иностранных военных кораблей. В частности, в Российской Федерации такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102 "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации". Для захода в морские порты иностранных военных кораблей необходимо приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения, а в некоторых странах требуется только лишь их уведомление. В целях упрощения и уменьшения формальностей в отношении документов, касающихся захода морских торговых судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них, в 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного морского судоходства. Ввиду усиления антитеррористической угрозы мировое сообщество активизирует соответствующие меры в морских портах и на судах, находящихся в них. Особое внимание в настоящее время уделяется противодействию актам терроризма, совершаемым в морских портах. Дипломатическая конференция по охране человеческой жизни на море, состоявшаяся под эгидой ИМО в Лондоне с 9 по 13 декабря 2002 г., приняла главу XI-2 для включения в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) и Международный кодекс по охране судов и портовых средств, посвященные этой проблематике. Военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, находящиеся законно в иностранном морском порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. В то же время они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие общепризнанные нормы международного права (запрещение угрозы силой или ее применения, невмешательство и др.). Как известно, акватория морского порта является частью внутренних вод прибрежного государства. При нахождении в ее пределах торгового судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, власти этого государства могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении совершенных на его борту преступлений. Такие меры могут осуществляться и при нахождении экипажа и пассажиров на берегу. В то же время сложилась нашедшая отражение в международных обычаях и договорах практика, согласно которой уголовная юрисдикции прибрежного государства на борту судна, находящегося в порту иностранного государства, для ареста или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна, не осуществляется в ряде случаев. Обычно это касается случаев, когда совершенное преступление затрагивает лишь иностранное судно и его экипаж, т.е. в преступлении замешаны лица, относящиеся только к экипажу судна; преступление не было совершено гражданином или против гражданина прибрежного государства или третьего государства; не нарушает общественное спокойствие или общественный порядок в этом государстве или его безопасность; не подпадает под международные договоры по борьбе с преступностью, предусматривающие обязанность прибрежного государства принимать уголовные меры в отношении лиц, находящихся на борту судна и совершивших конкретные преступления; его последствия не распространяются на территорию государства порта. Указанные обстоятельства не затрагивают прав местных властей осуществлять меры, относящиеся к пресечению торговли наркотиками, обеспечению безопасности судов и портов, охране человеческой жизни, сохранности грузов и пребыванию иностранцев. Вне зависимости от указанных случаев государство порта осуществляет уголовную юрисдикцию, если получена просьба со стороны капитана иностранного судна, или главы дипломатического представительства, или консульского учреждения принять меры в отношении лиц, совершивших преступления на борту этого судна. В иностранном порту лица, входящие в состав экипажа военного корабля, при их нахождении на берегу пользуются иммунитетом от местной судебной и административной юрисдикции при исполнении служебных обязанностей. Вне службы в случае совершения такими лицами правонарушения они не пользуются иммунитетом и подпадают под действие судебной и административной юрисдикции государства пребывания. Офицерский состав, как правило, освобождается от местной судебной юрисдикции. Однако за совершение тяжких преступлений, относящихся к такому составу, лица могут нести ответственность по законам страны пребывания. В каждом конкретном случае вопрос об ответственности офицера решается через дипломатические каналы. Члены экипажей военных кораблей, не являющиеся военнослужащими, во время пребывания в иностранном порту, находясь на берегу, не пользуются иммунитетом от иностранной юрисдикции даже при исполнении служебных обязанностей. При совершении ими правонарушений они могут быть подвергнуты судебному и административному преследованию <1>. Однако осуществление указанных мер не распространяется при нахождении перечисленных лиц на борту военного корабля или же государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях (таможенные, полицейские и другие суда). -------------------------------- <1> См.: Международное морское право: Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985. С. 269.
Иностранный военный корабль не может использоваться как территория для предоставления убежища лицам, совершившим преступление в прибрежном государстве. Хотя следует заметить, что во многих латиноамериканских государствах практика предоставления дипломатического убежища существует. Однако она касается отдельных преступлений, имеющих политический характер.
12.3.2. Международные морские каналы
На территории отдельных государств расположены международные морские каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский, Коринфский). Они представляют собой искусственные сооружения, соединяющие части моря, и используются для международного морского судоходства. Такие каналы являются или единственными, или просто удобными с точки зрения затрат морскими путями. Несмотря на то что международные каналы лежат в пределах территории государств и являются их водной территорией, т.е. находятся под суверенитетом государств их местонахождения, их внутренними водами, такого рода каналы имеют наряду с национальным правовым режимом и специфический международно-правовой режим ввиду их большого значения для международного судоходства. Поэтому эти воды рассмотрим как отдельный вид пространств в пределах территории государств с правовым режимом, отличным от того, который свойствен в целом внутренним водам. Суэцкий канал. Канал был открыт в 1869 г. и соединяет Красное и Средиземное моря. Конвенция о Суэцком канале, регулирующая режим плавания в нем, была заключена в 1888 г. и действует поныне <1>. Она установила, что канал открыт для плавания судов всех стран на равных основаниях как в мирное, так и в военное время. Суэцкий канал является нейтрализованной территорией - в самом канале и в 3-мильной зоне вокруг выхода из него запрещено ведение военных действий. Блокада канала запрещена, равно как и любые действия, которые могут нарушить плавание по нему. Согласно законодательству Египта управление и эксплуатация канала возложены на египетскую администрацию Суэцкого канала, которая издает и правила плавания по нему. Проход по каналу платный и осуществляется с лоцманской проводкой. Взимаемые сборы должны идти на улучшение условий судоходства, содержание необходимого персонала и т.п. Эти сборы равны для всех государств. За нарушение режима прохода по каналу взимается штраф. -------------------------------- <1> Настоящую Конвенцию подписали Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Германия, Испания, Италия, Голландия, Турция, представлявшая одновременно Египет. В дальнейшем к Конвенции присоединились Греция, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай и Япония.
Панамский канал. Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны и официально открыт для международного морского судоходства с 1920 г. Судоходство по Панамскому каналу регулировалось договорами между Панамой и США. В 1977 г. правительства Панамы и США подписали Договор о Панамском канале (в настоящее время не дейст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.014 с.) |