Глава 20. Право международных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 20. Право международных организаций



 

20.1. Возникновение международных организаций - важный этап

международного переговорного и нормотворческого процесса.

Основные признаки и классификация международных организаций

 

Идея создания международной организации безопасности и других международных организаций уходит своими корнями в глубь истории. Эволюцию этой идеи следует рассматривать в тесной связи с развитием социально-экономических условий жизни народов, интернационализацией экономических и политических отношений между государствами и достигшим высокой степени интенсивности, особенно в XX в., переговорным и нормотворческим процессом в мире, который к настоящему времени охватывает практически все стороны человеческой деятельности. На первых этапах всемирной истории (фактически до начала XIX в.) проекты создания международной организации выдвигались и обсуждались государственными деятелями, политиками и учеными разных стран преимущественно в теоретическом плане. Именно в этот первоначальный период были основательно проработаны такие вопросы, как основные параметры, принципы деятельности, состав и структура будущих международных организаций. Рассмотрение многочисленных проектов международных организаций безопасности (например, Платона (IV в. до н. э.), П. Дюбуа (1306), Й. из Подебрад (1464), Э. Крюсе (1623), М. Сюлли (1638), В. Пенна (1693), Ш. Сен-Пьера (1713), В.Ф. Малиновского (1803), И. Блюнчли (1878)) позволяет обнаружить одну весьма характерную структурную особенность, а именно что все они, за редким исключением, предусматривали наличие в рамках проектируемой организации специального органа по координации усилий членов организации в борьбе за мирное урегулирование споров и конфликтов и обеспечение международной безопасности.

В практическом плане первоначальный период имел существенное значение, поскольку дал возможность пройти два важнейших этапа переговорного и нормотворческого процесса: стадию переговоров между двумя или несколькими государствами и этап проведения разного рода международных конференций, совещаний и т.д. Этот период позволил также предопределить основные характерные черты международных организаций: их юридическую природу, постоянный характер деятельности, структуру и основные принципы деятельности. Появление многих международных организаций было вызвано практическими потребностями государств объединить свои усилия в целях согласования международных проблем прежде всего в области экономики, связи, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, которые можно решить лишь путем сотрудничества и взаимодействия нескольких государств. Поэтому не случайно, что по общему признанию первая международная организация - Центральная комиссия по навигации на Рейне возникла в 1804 г. на основе соглашения между Германией и Францией в силу практической необходимости регулировать и обеспечивать беспрепятственное судоходство на Рейне и была официально учреждена Венским конгрессом 9 июня 1815 г.

В процессе многолетней эволюции института международных организаций основное внимание государств было обращено на создание в первую очередь международных межправительственных организаций (ММПО), которые оказывали и оказывают более ощутимое воздействие на весь ход мировых событий.

ММПО можно определить как созданное на основе международного многостороннего соглашения постоянное объединение государств в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных его учредительным документом, и развитию широкого равноправного сотрудничества между государствами в соответствии с принципами и нормами международного права.

Основными характерными признаками и атрибутами являются:

- наличие международного договора (конвенции и т.д.), заключенного между государствами в соответствии с нормами международного права;

- постоянный, а не временный характер деятельности;

- соответствие целей и принципов деятельности организации нормам международного права и положениям Устава ООН;

- наличие характерной структуры и системы органов, составляющей механизм организации (представительный орган членов, исполнительный орган, секретариат и другие соответствующие органы, предусмотренные учредительными документами);

- членами организации должны быть государства, которые участвуют в деятельности организации на основе принципа суверенного равенства;

- метод деятельности - обсуждение, переговоры, диалог и принятие решений путем голосования или достижения консенсуса;

- установление связей и сотрудничества с другими объединениями государств и международными организациями;

- некоторые организации осуществляют юридические и квазиюридические полномочия, причем в ряде из них созданы международные специальные суды для решения споров в ходе административной и оперативной деятельности; многие организации имеют статус юридического лица, позволяющий им приобретать собственность, выступать в суде в качестве истца или ответчика в некоторых областях, а в ряде случаев пользоваться функциональными привилегиями и иммунитетами;

- некоторые региональные организации обычно открыты для участия всех государств независимо от их политического и государственного устройства;

- финансирование организаций обеспечивается взносами государств - членов организации, выплачиваемыми ими по согласованной шкале взносов;

- компетенция организации обычно ограничивается кругом функциональных и специальных проблем, определенных учредительным документом организации;

- появившиеся в XX столетии международные организации стали обладать универсальной глобальной общей компетенцией в политической, экономической и социальной сфере, центральное место среди которых занимает Организация Объединенных Наций, сфера компетенции которой в XXI в. охватывает практически все области межгосударственных отношений и человеческой деятельности;

- правотворчество международных организаций осуществляется двумя путями: разработкой международных соглашений и представлением их на ратификацию государств-членов и одобрение резолюций, рекомендующих соответствующие меры и способы решения международных проблем.

Наличие указанных атрибутов позволяет, как правило, отличить ММПО от других институтов международного переговорного и нормотворческого процесса, таких как международная конференция, международная неправительственная организация, транснациональная корпорация и др.

Вопреки нередко встречающимся утверждениям ММПО, которых к началу XXI в. насчитывалось свыше 6 тыс. и центральное место среди которых занимает ООН, не являются какими-то общемировыми, сверхнациональными образованиями, поглощающими суверенные права государств и диктующими им правила и нормы поведения на мировой арене. Их функционирование не связано с каким-то ущемлением суверенитета государств или делегированием ими своих суверенных прав, ибо это противоречило бы самой природе ММПО, которые являются своеобразными центрами по гармонизации интересов государств и координации их усилий по решению различных международных проблем. Участие государств в работе ММПО дает им дополнительные возможности реализации собственного суверенитета, согласования действий на международной арене с другими государствами для достижения целей, поставленных в учредительных документах ММПО.

Исторический опыт показывает, что роль ММПО и ведущей из них - ООН - становится незаменимой и безальтернативной, ибо она стимулирует поиск и достижение консенсусных решений по самым сложным вопросам мировой политики, повышая тем самым влияние и вес каждого, даже самого на первый взгляд рядового участника международного общения. Без ООН и других ММПО голос такого участника не был бы даже услышан, тогда как в общем "стройном хоре" каждое государство имеет возможность реализовать свой суверенитет, придать ему дополнительную величину и силу в общем процессе мирового развития и прогресса человечества на пути к миру и стабильности.

В условиях во многом целостного, взаимозависимого мира интернационализации мирохозяйственных и политических связей бурной научно-технической революции независимость и экономическое развитие, да и само существование государства невозможны вне рамок организационных форм взаимодействия стран, изолированно от других государств и от всего международного сообщества. Больше того, человечество столкнулось с целым рядом глобальных проблем и вызовов, решить которые не под силу не только одному мощному государству, но даже группе государств. Поэтому вряд ли может быть признано состоятельным утверждение о том, что ММПО создаются путем слияния делегированных им частей суверенитета, ибо тогда возникает вопрос: какое государство и какую часть своего суверенитета и на какое время передало и какой или какие органы ММПО аккумулируют эти части суверенитета?

Сказанное отнюдь не означает умаления хоть в какой-то степени роли государств в формировании и усилении эффективности ООН и ММПО - важнейшей составной части всей системы международных отношений. И конечно, не исключено, что в будущем могут быть созданы наднациональные институты путем наделения их определенными общемировыми властными полномочиями. Ныне же речь идет и может идти не об институте типа "мирового правительства" или "всемирного парламента", а лишь о многообразных организациях межгосударственного сотрудничества и взаимодействия в целях решения различных международных проблем. ММПО не являются самодовлеющей мировой властной структурой, а представляют собой своеобразные и гибкие межгосударственные организационные формы регулирования, согласования, решения и совместного ведения международных проблем в соответствии с теми принципами и процедурами, которые закреплены в Уставе ООН и учредительных актах таких организаций. Суверенные государства являются первоосновой создания и эффективного функционирования ООН и ММПО, главной движущей силой процесса их адаптации к реальностям новой эпохи. В ходе такой адаптации и дальнейшего развития нормотворческого процесса суверенитет участвующих в них государств не только не умаляется, а, наоборот, приобретает дополнительный вес и значение, раскрывает полностью свой потенциал, позволяя государствам сообща управлять этими процессами.

В свою очередь, международные межправительственные организации в ходе своего развития сами приобрели статус производных субъектов международного права, разумеется, иного, чем государства, характера. Это нашло выражение, в частности, в том, что международная организация стала обладать правоспособностью заключать договоры, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей и задач. Заключая эти договоры, международные организации становятся не только незаменимым фактором все расширяющегося нормотворческого процесса, развития и кодификации международного права, но и существенно важными инструментами упорядоченного развития международных отношений и обеспечения мира и стабильности на Земле.

Этот вывод подтверждается более чем полувековой практикой деятельности ООН и, наверняка, окажется непреложным и в XXI в., пока по крайней мере в мире будут существовать суверенные независимые государства.

Долгое время, практически до создания ООН, в мире не существовало какой-либо ясной и общепризнанной классификации международных организаций. Эти организации появлялись спорадически в силу практических потребностей государств в сотрудничестве в самых различных областях их взаимоотношений. Большинство из них несли в себе переходные черты и характерные особенности международных конференций и не являлись по сути дела постоянными объединениями государств. Они не имели какой-то определенной структуры, а отношения между ними носили эпизодический характер. Число вопросов, которые выносились государствами на рассмотрение международных организаций, было весьма незначительным; выносимые ими рекомендации практически не учитывались государствами, а иногда и просто игнорировались. Отсюда влияние, которое оказывали международные организации на развитие международных отношений, было ограниченным и малозаметным, а говорить о подразделении международных организаций на группы или категории не приходилось.

Положение коренным образом изменилось с появлением Устава ООН и учреждением на его основе Организации Объединенных Наций. Значительное число вопросов политического, экономического, социального, разоруженческого, культурного, правочеловеческого и иного плана, которые раньше относились к сугубо внутренней компетенции суверенных государств, становилось все чаще предметом рассмотрения и урегулирования в рамках международных организаций и их органов. С увеличением числа организаций развивались и усложнялись связи государств с международными организациями и между самими организациями. Международные организации становились не только трибунами для выражения взглядов государств по самым различным вопросам мировой политики, форумами коллективного обсуждения, переговоров и согласования таких проблем. Во все большей степени они стали использоваться государствами в качестве эффективных инструментов международного нормотворческого процесса для согласования и выработки правил поведения и юридических норм сотрудничества государств в самых различных областях человеческой деятельности.

В результате в деятельности практически всех международных организаций возобладал подлинно демократический принцип суверенного равенства всех государств, больших и малых, значительно повысивший эффективность и авторитет этих организаций. Существенно важно и то, что Устав ООН справедливо подчеркивает первостепенное значение международных межгосударственных организаций и объединений, поскольку именно государства являются основными творцами международного права, а создаваемые организации призваны содействовать международному сотрудничеству в политической области и поощрять прогрессивное развитие международного права и его кодификации.

Именно Устав ООН является ядром системы международных организаций, устанавливает критерии и принципы их подразделения на отдельные виды и категории, определяет роль и место каждой из них, а также порядок их взаимодействия и соподчиненности. Именно Устав ООН позволяет распределить все международные организации по группам и категориям, и именно на его основе к концу XX в. сложилась достаточно четкая их классификация. Считаются общепризнанными особая центральная роль Организации Объединенных Наций и подразделение международных организаций на две основные категории - международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. По данным Союза международных ассоциаций, к концу XX в. в мире существовало и действовало свыше 6 тыс. международных межправительственных и свыше 43 тыс. международных неправительственных организаций. Устоявшимся считается выделение в соответствии с гл. IX Устава ООН отдельной группы так называемых специализированных учреждений ООН и связанных с ней структур и программ системы ООН. Не вызывает сомнений и подразделение международных организаций на универсальные (ООН, специализированные учреждения и др.) и в соответствии с гл. VIII Устава региональные (ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ - Африканский союз, СНГ и др.) и субрегиональные организации и структуры (НАТО, ОДКБ, ЭКОВАС и др.).

Есть все основания полагать, что сложившаяся на основе Устава ООН классификация международных организаций, несмотря на участившиеся в последнее время попытки некоторых стран оттеснить на второй план роль ООН и ее Совета Безопасности, возвеличить значение региональных организаций и субрегиональных структур, прежде всего НАТО, и поставить деятельность ООН и других международных организаций под жесткий контроль одной или нескольких держав, сохранит свою жизненность и силу и в XXI в.

 

20.2. Общая характеристика структуры и деятельности ООН

и ее главных органов и их основные особенности

 

Возникновение ООН не было чем-то случайным или чем-то изначально непредсказуемым. Оно было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического и иного плана и закономерностями исторического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечной череды войн, разрушений, мук и страданий, от страха за будущее и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития.

Начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей организации безопасности положили Атлантическая хартия, подписанная Президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14 августа 1941 г., и Декларация Правительства СССР на Межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г., в которой впервые была сформулирована чрезвычайно важная задача, стоящая перед миролюбивыми государствами, а именно определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира. В Декларации была высказана убежденность, что эта задача "будет успешно решена и что в результате полной и окончательной победы над гитлеризмом будут заложены основы правильных и отвечающих желаниям и идеалам свободолюбивых народов отношений международного сотрудничества и дружбы".

Первым межправительственным документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной организации безопасности, была Декларация Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941 г. В ней указывалось, что обеспечение прочного и справедливого мира "может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных Государств". 1 января 1942 г. в Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Наций 26 государств - участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР, о совместных усилиях в борьбе против гитлеровской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. Позднее название "Объединенные Нации" было предложено для новой организации президентом США Ф. Рузвельтом и было официально использовано при подготовке Устава ООН.

Первым практическим шагом на пути создания всеобщей организации безопасности явилась принятая 30 октября 1943 г. на конференции в Москве Декларация четырех государств - СССР, США, Великобритании и Китая - по вопросу о всеобщей безопасности. В ней отмечалась необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации поддержания международного мира и безопасности, были провозглашены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Решения Московской конференции 1943 г. были подтверждены на Тегеранской конференции в ноябре - декабре того же года.

По предложению Правительства США в августе - сентябре 1944 г. в Думбартон-Окс, на окраине Вашингтона, состоялась конференция четырех держав, на которой был подписан согласованный текст итогового документа "Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности". Эти предложения послужили основой для выработки Устава ООН. На конференции в Думбартон-Оксе не был решен вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН. Его удалось разрешить лишь в ходе Ялтинской конференции в феврале 1945 г. на основе предложения Президента США Ф. Рузвельта, предусматривающего принцип единства действий великих держав при решении всех вопросов по существу, рассматриваемых в Совете Безопасности. Предложенная Рузвельтом так называемая ялтинская формула была включена впоследствии в Устав в виде статьи 27. В Ялте было также решено, что учредительная конференция Объединенных Наций по созданию международной организации откроется в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. В ходе работы конференции в Сан-Франциско был подготовлен проект Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945 г.

Со дня вступления в силу Устава ООН, 24 октября 1945 г., когда на хранение правительству США была сдана последняя, 29-я, ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947 г., день вступления в силу Устава ООН был официально объявлен Днем Объединенных Наций, который торжественно отмечается ежегодно в странах - членах ООН.

Таким образом, усилиями мирового сообщества был согласован Устав ООН - уникальный международный документ, который оказывал позитивное воздействие на развитие международных отношений второй половины XX в. и который, несомненно, будет играть свою благотворную и созидательную роль и в XXI в.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный суд.

Генеральная Ассамблея. Важную роль в выполнении многообразных функций ООН играет Генеральная Ассамблея - подлинно представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена в соответствии Уставом ООН рядом весьма важных функций, и прежде всего в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики: укрепления международного мира, смягчения международной напряженности, сокращения вооружений и разоружения, создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в различных областях.

Общая компетенция Генеральной Ассамблеи излагается в ст. 10 Устава, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые в декабре каждого года прерываются и продолжаются до начала следующей сессии. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию во вторник третьей недели сентября, начиная отсчет с первой недели, в течение которой имеется по крайней мере один рабочий день. Созываются также специальные (с 1946 по 2004 г. их было 27) и чрезвычайные специальные (с 1946 по 2004 г. их было 10) сессии. В ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи проводятся заседания пленума Генеральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и начиная с 48-й сессии Генеральной Ассамблеи шести главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Второго (экономические и финансовые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации), Пятого (административные и бюджетные вопросы) и Шестого (правовые вопросы). Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она включала на первой части 1-й сессии Генеральной Ассамблеи 33 вопроса, а начиная с 20-й сессии включает более 100 вопросов.

Генеральная Ассамблея предоставляет широкие возможности для обмена мнениями и выработки согласованных решений, создает уникальные условия для дипломатических переговоров и консультаций между представителями государств и представляет собой своеобразный универсальный центр политической и дипломатической активности, давая возможность значительному числу глав государств и правительств, а также министров иностранных дел встречаться и обсуждать интересующие их проблемы политики.

В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея играет существенную роль в деятельности ООН. Она внесла значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов. Следует указать на предпринятую в рамках ООН большую работу по дальнейшему прогрессивному развитию и кодификации принципов и норм международного права. Обеспечение этой исключительно важной сферы деятельности ООН является одной из основных и первоочередных задач Генеральной Ассамблеи. В ст. 13 Устава ООН прямо предусматривается, что Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.

При анализе резолюций Генеральной Ассамблеи, которых за более чем полвека было принято свыше 20 тыс., следует учитывать их специфический характер, а также исключительно большое воздействие на весь процесс прогрессивного развития и кодификации международного права. Отражая и аккумулируя различные точки зрения и взгляды государств мира по международно-правовым аспектам многообразных проблем мировой политики, Генеральная Ассамблея в сравнительно короткие сроки дает возможность сопоставить позиции и интересы как отдельных государств, так и их групп. Она позволяет выявить области согласия и совпадения позиций и путем расширения этих областей прийти к нахождению развязок и достижению общеприемлемых компромиссных путей решения возникающих проблем общемирового значения.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большее значение в ее работе, да и в работе всех органов ООН, приобретает впервые примененный в 1946 г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблее метод выработки и принятия резолюций на основе принципа согласования (консенсуса), т.е. достижения общего согласия без проведения голосования по соответствующему решению. Исторический опыт показывает, что решения ООН, в том числе Генеральной Ассамблеи, принятые на основе голосования "кнопочным большинством" или с применением методов диктата и давления, не только не содействовали разрешению насущных проблем мировой политики, но, наоборот, вызывали лишь трения и разногласия между государствами, углубляли расхождения и противоречия государств по таким вопросам, затягивали на долгое время их разрешение, снижая эффективность деятельности ООН по обеспечению прочного мира и нанося значительный ущерб ее авторитету и влиянию. Вот почему в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту числа принимаемых Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и другими органами ООН решений на основе консенсуса. Так, на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи на основе консенсуса были одобрены 184 резолюции из общего количества 259, на 45-й сессии - 258 (из общего количества 344), а на 50-й сессии - уже 251 резолюция из общего количества 321, или 78% всех резолюций.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательными для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Они обладают целым рядом характерных особенностей. Прежде всего Устав ООН исходит из того, что государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи, и предполагает позитивное отношение к ним. Другая характерная особенность состоит в том, что некоторые резолюции подтверждают и конкретизируют общие принципы и положения Устава ООН и вводят или подкрепляют своим авторитетом нормы обычного международного права. Кроме того, некоторые резолюции предусматривают обязанность государств не только позитивно воспринимать содержащиеся в них рекомендации, но и предпринимать конкретные совместные или индивидуальные действия по их осуществлению. Так, принятая в 1960 г. Генеральной Ассамблеей Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам явилась по существу своеобразной программой действий и главным инструментом освобождения от колониального гнета и появления на международной арене новых независимых государств. Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим этапом формирования международного права. В ООН сложилась и оправдала себя на деле весьма оригинальная практика разработки международно-правовых документов. В соответствии с этой практикой вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия, Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по использованию космического пространства, и др.), а затем на основе таких деклараций вырабатываются международные договоры и конвенции (два Международных пакта о правах человека, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и др.).

Особенно заметное влияние Генеральная Ассамблея оказала на формирование международно-правовой системы обеспечения защиты прав человека на глобальном уровне и создание тщательно разработанного механизма для поощрения прав человека, основные элементы которого сохранят свою актуальность и действенность и в XXI в. Основываясь на положениях Устава ООН, Генеральная Ассамблея обеспечила за более чем полувековой период своей деятельности подлинно качественный скачок в обеспечении тесной взаимосвязи между уважением человеческого достоинства и международным миром, в поощрении прав человека для всех без исключения групп и слоев населения планеты и в борьбе против грубых, массовых и систематических нарушений прав и свобод человека на всех континентах. При содействии Генеральной Ассамблеи была создана солидная международно-правовая база осуществления всесторонней и углубленной деятельности многочисленных органов в области прав человека, включающая в настоящее время свыше 200 различных документов ООН и ее региональных звеньев.

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств, каждое из которых независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий голосов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и обязательные решения. По остальным вопросам, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - нечлены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Организация освобождения Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, АС, ЕС, СНГ, ВДКБ, ЕврАзЭС и др.).

В ходе более чем полувековой деятельности Генеральная Ассамблея значительно рационализировала процедуру и методы расширения и решения вопросов своей повестки дня. Целям упорядочения, повышения практической отдачи и рационализации проведения общих прений Генеральной Ассамблеи служат результаты деятельности Рабочей группы высокого уровня открытого состава по укреплению системы ООН в 1995 - 1997 гг. В докладе Рабочей группы предусматривается, в частности, что по-прежнему должен проводиться лишь один раунд общих прений в год, который начинается в третью неделю сентября, и что общие прения должны организовываться из расчета двух недель, чтобы обеспечить максимальные возможности для контактов и встреч министров иностранных дел стран - членов ООН. В докладе отмечается также, что для общих прений не устанавливаются ни регламент, ни конкретные темы, однако Генеральная Ассамблея будет рекомендовать добровольное ограничение продолжительности каждого выступления 20 минутами. Доклад определяет четкий порядок и принципы подготовки списка ораторов для общих прений. В докладе устанавливается, что все, кто включен в список ораторов на данный день, должны получить возможность выступить и никакие выступления не будут переноситься на следующий день независимо от того, какие это будет иметь последствия для продолжительности работы.

В докладе подчеркивается, что Генеральная Ассамблея является высшим политическим органом ООН с универсальным членством и что все главные комитеты должны проводить до начала общих прений короткие организационные сессии после того, как Генеральная Ассамблея примет решение по повестке дня. Отмечая важное значение общих прений, доклад предписывает, что главные комитеты должны проводить свои основные сессии только по окончании общих прений. Одобренные на основании доклада Рабочей группы меры содействуют рационализации и повышению действенности работы сессий Генеральной Ассамблеи. Особое значение имеют предложения и рекомендации, сформулированные в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г. Они предусматривают, в частности, что Генеральная Ассамблея должна предпринять все усилия для формирования нового консенсуса относительно более широкой и более эффективной коллективной безопасности. Государства должны решительно содействовать тому, чтобы позволить Генеральной Ассамблее выполнять ее функцию в качестве главного совещательного органа ООН. Это требует лучшей концептуализации и сокращения повестки дня, которая должна отражать современные вызовы и новые мировые реалии. Комитеты Генеральной Ассамблеи могут конкретизировать резолюции, выносимые на рассмотрение всей Генеральной Ассамблеи, которая должна создать также более действенный механизм для обеспечения систематического взаимодействия с организациями гражданского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.022 с.)